Проект «Что такое обращение?»
Теоретическое знание языка совершенствует
способность хорошо говорить и писать.
В.Г.Белинский.
Цель: найти теоретический материал, дающий точное определение обращения, и узнать каково его значение в речи.
Задачи:
- для реализации цели познакомиться с различным теоретическим материалом , содержащимся в в различных учебных пособиях, энциклопедиях - выяснить, какие формы обращения использовали в старину (17-19 в.) всегда ли они были однозначные (познакомиться с различными текстами той эпохи);
- на основе существующих правил составить алгоритм употребления обращения в соответствии речевой ситуацией, а также алгоритм постановки знаков препинания при обращении.
Задача 1
Выполнена необходимая работа со словарями В. И. Даля; С. И. Ожегова, кроме того, я обращалась к специальной литературе по русскому языку: энциклопедии, учебникам по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, Бархударова, Крючкова С.И.
Обращение- грамматически независимый и интонационно обособленный компонент предложения или более сложного синтаксического целого, обозначающий лицо или предмет, которому адресована речь. ( Русский язык. Энциклопедия.)
Обращение – это слово ( или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. ( Русский язык. 8 кл. Под ред. Бархударова С.Г и др.)
3. Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована ( обращена) речь ( Русский язык. 8 класс. Под ред.Разумовской М.М.)
Рассмотрим примеры:
Друзья, к чему весь этот шум? (И.А.Крылов)
Здравствуй, дорогая бабушка!
Память, не ершись! (Б.Пастернак)
Мой милый дом, прости меня!
Принеси воды, сынок.
Задача 2
Мною были перечитаны художественные произведения: повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Песня про царя Ивана Васильевича» М.Ю.Лермонтова, пьеса «Горе от ума» А. С. Грибоедова и др.
Читая художественные произведения, я заострила внимание на обращениях, использованных в том или ином тексте. В 8 классе мы изучаем произведения в хронологическом порядке, начиная с глубокой старины… И вот я заметила, что значения многих старинных слов мне не известны, это относится и к формам обращения, которые имели место в то далекое от нас время. К родителям в былые времена обращались с большим уважением. Мать и отец в ласкательном виде переиначено на разные лады, и в обращениях могло употребиться по-разному, «батюшкой» можно было назвать духовного отца, а если из уважения - царя, князя или высшего по чину, то же самое и к матери.
Вот еще один пример. «Как поживаете, ваша милость?» Разве слово милость – обращение. Читаем у В. И. Даля: «Милость – это прощение пощада; благодеяние, щедрота; благоволение, оказание кому-либо отличия; Ваша милость – это общее обращение простолюдина к кому-либо.
Также интересно отметить, как слуги обращались к своим господам, несмотря на то, что «господин» и во внуки слуге мог годиться. Вот пример обнаруживаем в повести «Капитанская дочка»: «Батюшка Петр Андреич, - произнес он дрожащим голосом. - Не умори меня с печали: Свет ты мой! Послушай меня, старика! Напиши этому разбойнику, что ты пошутил…»
Речевой этикет разных времён и народов предусматривал очень странные, на наш взгляд, формы обращений. Петровские «образцы как писать письма к разным особам» узаконят как обращение к одному лицу «Милостливый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятнолюбезный сродственник, а указом 1701 года Пётр Первый запретил подписываться «полуименами», то есть уменьшительными именами, бывшими до этого в ходу. Так исчезли из письменной речи Васьки, Варьки, Петрушки, Варварки. Понаблюдайте за своей речью. Не сохранились ли в ней запрещённые более двух веков назад обидные клички – «полуимена»?
Задача 3
Изучив необходимый материал об обращении, я пришла к следующему. Исходя из того, что основная роль обращения звательная, я решила выяснить, как эту функцию обращение может выполнять в разных стилях речи, как правильно выбрать нужное обращение. Кроме того, выяснить, как правильно пунктуационно его оформить. Изучив внимательно теоретический материал, рассмотрев массу примеров употребления обращений, я выяснила, что употребление того или иного обращения зависит от речевой ситуации. Например, в официальной речи мы не можем употребить такие обращения, как «дорогой мой», «малыш», «ребята», «девочки», «братишка», «голубушка» и другие. И, наоборот, в разговорной речи мы вряд ли употребим такие формы обращения, как «уважаемый суд», «ваша честь», «товарищи депутаты», «солдаты и офицеры», «господин посол», «уважаемые коллеги», и прочие. Мама, мамочка, бабуля, дядя Петя, молодой человек, господин, дедушка – эти слова адресуют вашу просьбу или вопрос конкретному человеку. Алгоритм знаков препинания при обращениях:
1.Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой или восклицательным знаком. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством. Предложение после восклицательного знака обычно начинают писать с большой буквы.
2.Если обращение стоит внутри предложения, оно выделяется с двух сторон запятыми.
3.Если обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него — тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
4. Если распространённое обращение разорвано другими словами — членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми.
5. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми.
Прочитав все определения обращений, самым понятным для обучения учащихся я считаю определение, взятое из энциклопедии русского языка. Оно более точно раскрывает все значения обращений. Также я выяснила, что в 17-19 в обращение были не такие, к которым мы привыкли и часто они имели несколько значений.