АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Для компетентного подхода в изучении данной проблемы мы занялись исследовательской деятельностью.
Группа юристов стала изучать законы и нормативные документы по выбранной проблеме.
Мне не нравится 2 картинка (Об образовании) с надписью на подложке

Конституция Российской Федерации (Гл. 2).
Федеральный закон от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ
Закон от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ».
Поручение Президента РФ от 19.03.2011 г. № ПР-634 «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования»
Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. № 47 «Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации».
Постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1 «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения от 17.12.2010 г. № 1897.
Приказ Минобразования России и Минтрудсоцразвития России от 04.10.1998 г. № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда».
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 11.06.2013 № 385-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на развитие региональной профориентационной среды в Сахалинской области»
Государственная Программа Сахалинской Области «Содействие занятости населения Сахалинской области 2014 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 05.04.2013 г. № 166
Государственная программа Сахалинской области «Развитие образования Сахалинской области на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением правительства Сахалинской области от 26.06.2013 № 331
Программа «Развитие образования в городском округе «Город Южно-Сахалинск» на 2015-2020 годы», утвержденная кем? от 31.07.2014г. № 1375-па
ВЫВОД: Во всех документах написано, что профессиональная ориентация актуальна и является частью государственной политики в области регулирования рынка труда; что профориентанционная работа с молодёжью проводится на основе целевых программ; о её комплексе, направлении, системы и в тоже время в этом вопросе много проблем. Что центральным звеном политики в области профориентации является служба занятости. А на сайте службы занятости за последние три года даже не произошли изменения в тестировании по профориентированию. Документально всё хорошо, а по факту работа ведётся очень слабо.
Тогда наша группа журналистов стала изучать интернет-ресурсы и журналы, где затрагивался вопрос о профориентации.
Москва, 16 апреля 2015 год. Президент России Владимир Путин в ходе «прямой линии» признал, что в российских школах плохо организована работа по профориентации учеников.
(http://mir24.tv/news/economy/12428259; http://www.edu.ru/news/education/25602/)
«Тяга к знаниям (высшему образованию) – это, конечно, хорошая вещь, но это говорит, в том числе и о том, что у нас плохо организована профориентация на школьном уровне», – сообщил глава государства. Он напомнил, что подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства, является одним из ключевых элементов роста на ближайшее время. «Мы очень много работаем по этому направлению с объединениями предпринимателей», – уточнил Путин, добавив, что это касается и совместной работы по организации производственной практики. «Лучше бы начинать работу по профориентации на самой ранней стадии, еще и в школе», – сказал президент РФ.
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=184014186&backlink=1&&nd=184011774: В постановление Администрации Сахалинской области от 8 октября 2002 г. № 123-па г. Южно-Сахалинска, написано «…Создание и развитие системы центров информации и документации для молодежи, сети консультационных и социальных служб помощи молодежи, специализированных служб и центров по вопросам профориентации и занятости молодежи, поддержки и развития молодежного предпринимательства, содействие в решении других социально-экономических проблем молодежи совместно с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за разработку и реализацию единой государственной политики в области труда и занятости…» http://www.admsakhalin.ru: Официальный сайт Губернатора и Правительства Сахалинской области. На данном сайте, в разделе новости мы нашли только статьи о проведениях Дней открытых дверей в вузах Сахалинской области и Инсталляций.
В областной библиотеке, конечно, было куда интересней. Нам предоставили газеты и журналы 80-90-х годов. Такие как: Первое сентября № 7, 1991 год; Школьный психолог № 6, 1990г.; Журнал для старшеклассников и поступающих в вузы/ ред.А. Зеленский – М: Универ - пресс, 1991г. и более современные: Мир образования № 2, 2013г.; Социальная педагогика № 4 – 2013г. и т.д.
Вот некоторые выдержки из разных журналов и газет:
Авазхов, К. Х. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / К. Х. Авазхов // Мир образования – образование в мире. – 2013. – № 2. – С. 111– 118.
В данном журнале изложена проблема выбора профиля обучения учащихся общеобразовательных учреждений, оказания психолого-педагогической помощи при выборе профессии, психологические аспекты выбора профиля обучения.
Асанова, Л. Н. Социальный проект "Сетевое взаимодействие в организации профессиональной ориентации старшеклассников" / Л. Н. Асанова, О. Н. Дунаева // Исследовательская работа школьников. – 2014. – № 1. – С. 64–69.
В журнале предложен социальный проект "Сетевое взаимодействие в организации профессиональной ориентации старшеклассников", нацеленный на приобретение молодежи инструментальных знаний и практических навыков, что быть конкурентоспособными на рынке труда.
Баранова, Н. М. Профессиональное самоопределение детей-сирот / Н. М. Баранова // Социальная педагогика. – 2013. – № 4.
В журнале рассматривается проблема выбора профессии с учетом реальных возможностей воспитанника и сопутствующих ограничений, нахождение путей реального преодоления возникших трудностей в выборе будущей профессии.
Гусев И. Т., Калашников Н. П., Качанов А. В., Колобашкин В. М., Кохтев С.А., Соловьев Г.И. - М.: Высш. школа, 1982. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения.
В данном журнале рассматривается становление профориентации: «…В 60-е годы ХХ столетия профориентация становится проблемой государственного значения. В многочисленных научных трудах исследователей и ученых страны «была сделана попытка определения исходных теоретических позиций системы профориентации и организации профориентационной работы в стране»
Решетников, О. В. Профессионализация как процесс первичного включения молодежи в трудовые отношения / О. В. Решетников // Школьные технологии . – 2013. – № 5. – С. 152–168.
В журнале предлагается комплекс методик, позволяющих выявить ожидания школьников от будущей профессии, оценить адекватность ожиданий, провести корректировку в соответствии с реальной ситуацией на рынке труда.
Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения: Книга для учителя / В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение-1985.
«…Выбор профессии старшеклассниками – это процесс, в котором интегральное свойство учащихся старших классов обусловлено наличием внутренних мотивов, интересов и потребностей к определённому виду профессиональной деятельности на основе системного внешнего влияния. В результате такой деятельности должна стать личность выпускника, которая сформировалась и готова к выбору профессии…»
Изучили опыт регионов:
http://www.profguide.ru:
Центр профориентации ПрофГид и Эльмира Давыдова, Москва. На данном сайте мы познакомились с методикой Давдовой, которая предлагает профориентацию не только для подростков и для взрослых.
http://moeobrazovanie.ru/partners/segodnja
Центр профориентации и развития личности «СегоДня» Нижегородская область. На данном сайте можно получить индивидуальную консультацию по выбору профессии; пройти экспресс-тест и тренинги, есть художественные студии (по основам линейно-конструктивного рисунка, живопись, натюрморт)
http://proforientation.spb.ru
Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодёжи «Вектор» г.Санкт – Петербург. Данный центр проводит консультации индивидуальные и групповые по профориентированию, организовывает ярмарки профессий. А самое главное помогает подросткам познакомиться с профессиями и теоретически и практически.
http://www.art-lichnost.ru; https://vk.com/artlichnost; http://www.art-lichnost.ru/camp/about-camp/
Проект «Атр Личность», г.Москвы и г. Санкт-Петербург. Это проект для нас был самым уникальным. Руководителями проекта являются простая семья, у которой встал вопрос: «Какую профессию их дочь выберет и где с ней познакомиться?». Начинали делать маленькие шаги и сейчас это большой профлагерь. Где, возможно «примерить» интересные профессии в игровой форме – тренинги по профессии, встречи с профессионалами, создание профессионального продукта, который они презентуют своим родителям в конце смены. Каждая смена посвящена нескольким профессиям (журналист, фоторепортер, переводчик, сотрудник МЧС и др.).
http://tzn.sakhalin.gov.ru/page.php?page=news&news=1071 Портал Агенства по труду и занятости населения по Сахалинской области. На этом сайте мы нашли только, как проходят инсталляции профессий в Сахалинской области.
ВЫВОД: Изучив интернет ресурсы, СМИ, опыт своего и других регионов журналисты сделали вывод, что вопросы, связанные с выбором профессии и профориентационной работой высшего учебного заведения с выпускниками всегда привлекали внимание учёных, педагогов, исследователей нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья, что в Южно-Сахалинске эта работа проводиться не достаточно. У нас знакомство с профессиями происходит только теоретически или можно посмотреть, что делают другие; раздачей брошюрок, когда посещаешь ВУЗ. А попробовать себя в будущей профессии нет возможности, как это делается во многих регионах или как это было у нас Учебно-производственном комбинате. Вот к этому стремимся и мы.
Группа социологов провела опрос с некоторыми специалистами по нашей проблеме:
Меркушина Ольга Сергеевна - специалист областного казённого учреждения «Южно-Сахалинского центра занятости населения»
Вопрос: Выпускники средних общеобразовательных учреждений хорошо ли осведомлены о будущих профессиях (их особенностях, возможности получения, востребованности на рынке труда, перспективность карьерного роста)»
Ответ: «В современном мире проблема профессиональной ориентации молодежи становиться особенно актуальной в связи с возросшими требованиями современного производства к уровню профессиональной подготовки кадров. Сегодня наблюдается тенденция того, что интересы учащихся общеобразовательных школ к той или иной профессии зачастую не соответствуют потребностям общества в кадровом обеспечении некоторых профессий. По своему значению профориентация влияет на рациональное разделение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодёжи и адаптацию к выбранной профессии. Над этим вопросом мы ещё работаем, по объективным причинам пока мы не можем охватить все общеобразовательные школы г. Южно-Сахалинска, а они сами на нас не выходят. На нашем сайте не достаточно информации для подростков о востребованности профессий на рынке труда.
Иванов Александр Николаевич - заместитель Министра образования.
Вопрос: Александр Николаевич, сейчас выпускники школ сдают экзамены, определяются с выбором профессии. Какие профессии востребованы на рынке труда Сахалинской области?
Ответ: «Сегодня Сахалинская экономика развивается достаточно активно, ей необходимы квалифицированные кадры. Теоретически такая потребность рассчитана, существуют прогнозы в потребности кадров, которые сформированы нами до 2020 года в профессиональном квалификационном разрезе. С содержанием этого документа можно познакомиться на сайте агентства занятости. В мае текущего года по поручению агентства труда России агентство Сахалинской области приняло участие в формировании национального справочника перспективных и новых профессий, востребованных на рынке труда Сахалинской области»
Пообщавшись с представителями законодательной власти, структурных подразделений правительства Сахалинской области, учреждений, учащимися с разных школ и их родителями был сделан следующий ВЫВОД: В Сахалинской области сформирована система профориентационной работы с подростками и молодежью, функционируют учреждения по вопросам занятости населения Сахалинской области. Тем не менее, для подростков недостаточно мероприятий практической направленности.