Педагогический проект
Тема:
«Раз песчинка, два песчинка так получится картинка»
Исполнитель:
Воспитатель
МБДОУ № 7
Попенко Е.В.
Майкоп 2017 г.
Паспорт проекта.
Тема: «Раз песчинка, два песчинка и получится картинка»
Проблема: развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей через пескографию.
Сроки реализации: сентябрь-май 2017-2018 уч. года.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный;
Участники: дети средней группы (4-5 лет)
Актуальность: Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Новизна:
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: Труд - развитие умения выполнять несложные действия под руководством педагога, а также самостоятельно. Вырабатывать усидчивость, терпение, желание трудиться, для достижения желаемого результата. Формирование бережного отношения к собственным поделкам и поделкам сверстников из песка.
Безопасность - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способы поведения в них.
Социализация - развитие игровой деятельности с песком; умение отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
Познавательное развитие: Развитие продуктивной деятельности песка, рассматривание, обсуждение ее результатов. Развитие способов исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Формирование целостного представления о свойствах песка, расширение кругозора. Развитие любознательности, усидчивости.
Художественно-эстетическое развитие:
Музыка - использование музыкальных произведений в непосредственно образовательной деятельности в качестве музыкального сопровождения, эмоционального настроя восприятия, воображения детей способствующих при работе с песком.
Художественное творчество - Развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Чтение художественной литературы - использование художественных произведений для формирования представлений о песочном мире.
Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу изобразительной деятельности в изготовлении работ, обсуждения иллюстраций, экспериментальной и игровой деятельности с песком.
Физическое развитие: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей при работе с песком.
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
Формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
Продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);
Развивающие:
Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
Развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность.
Развивать мелкую моторику.
Развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
Развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
Воспитательные:
Вызвать интерес к рисованию песком на стекле;
Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Воспитывать художественно-эстетический вкус.
Формировать коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат:
• Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
• Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
• Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
• Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
• Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
• Формирование самосознания и адекватной самооценки;
• Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
• Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;
• Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
Этапы проекта.
1. Предварительный этап .
2. Основной этап.
3. Заключительный этап .
Перспективное планирование проектной деятельности
1-й этап –подготовительный
мероприятие | сроки | результат |
Работа с воспитанниками |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. | Сентябрь 2017г. | Создана база знаний по изучаемой теме. |
Диагностическое обследование дошкольников, анализ полученных диагностических данных; | Октябрь 2017г. | Выявлен уровень творческих способностей, определены направления работы. |
Создание кружка «Песочное чудопревращение» | Сентябрь | План кружковой работы. |
Создание банка идей и предложений; | | Банк идей |
Работа с педагогами |
Определение задач воспитательно-образовательного процесса; | Сентябрь | Определен круг вопросов по повышению педагогической грамотности педагогов по вопросам песочной анимации. |
Планирование деятельности с педагогами. | Сентябрь | Определены действия по популяризации инновационной деятельности |
Работа с родителями |
Информирование родителей о проекте. | Сентябрь 2017 г. | Вызван интерес у родителей к предстоящей деятельности. |
Анкетирование родителей «Что вы знаете о пескографии?» | Октябрь 2017 | Изучено мнение родителей по данному вопросу, определены направления проекта, связанные с взаимодействием с родителями. |
Привлекать родителей к созданию оборудования (световой стол) и методических пособий для работы с песком; | | Создано оборудование для предстоящей работы. |
Работа с социумом |
Создание странички на сайте детского сада «Песочная анимация» | Сентябрь-октябрь 2017 | Подготовлена страничка для популяризации деятельности по проекту. |
2-ой этап основной (практический)
мероприятие | сроки | результат |
Работа с воспитанниками |
Презентация «Песок в жизни человека» | Сентябрь | Сформированы знания детей о песке. |
Знакомство с правилами игры с песком. | Сентябрь | Сформированы знания о безопасной деятельности с песком. |
Игры-эксперименты с песком. | В ходе реализации проекта | Сформирован интерес к играм с песком, знания о свойствах песка. |
Стихи А. Полетаева | В ходе реализации проекта | Сформированы представления о песочном мире. |
Кинезиологические упражнения | В ходе реализации проекта | развитие зрительно-моторной координации; свободное владение кистями обеих рук. |
Пальчиковые игры "Гроза" "Цветочки" "Колокольчик" и т.д по лексическим темам. | | Развита мелкая моторика, координация движений, умение работать всеми пальцами, обеими кистями рук. |
Игры: «Волшебные секреты». «У бабушки в гостях». Что это может быть? (зрительно) Как можно использовать этот предмет? "Что не дорисовано?" "Чего на свете не бывает?" | В ходе реализации проекта | Развиты познавательный интерес, зрительное восприятие, воображение, логическое мышление, творческое воображение. |
Работа кружка «Песочное чудопревращение» | В ходе реализации проекта | Вызван интерес к рисованию песком. Сформированы различные техники рисования песком. |
Психогимнастика: Упражнение "Исследование лица" Упражнение "Сидящий - стоящий" Упражнение "Общение в паре" Упражнение "Зеркало" Упражнение "Мое настроение" Упражнение "Как ты себя чувствуешь?" Игра "Вот он какой" Игра "Тень" Игра "Запретный номер" | В ходе реализации проекта | Развитие эмоциональной сферы дошкольников, воображения, творческого потенциала. |
Прослушивание музыкальных произведений: | В ходе реализации проекта | Дети умеют передавать в рисунках характер музыки, снимать напряжение с помощью музыкальных произведений. |
Работа с педагогами |
Семинар –практикум «Рисуем песком, помогаем детям раскрывать свои потенциальные возможности» | октябрь | Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах рисования песком. |
Открытое занятие «Раз песчинка, два песчинка» | ноябрь | Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах песочной анимации. |
Работа с родителями |
Консультация для родителей « Безопасные игры детей в песочнице». | Сентябрь 2017г. | Повышен уровень знаний родителей об организации безопасных игр детей с песком. |
Собрание «Песочная анимация для развития ребенка» | Ноябрь | Родители вовлечены в педагогический процесс, увеличения уровня педагогической грамотности родителей в вопросах песочной анимации. |
Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ детского сада, родители); | Январь | Родители вовлечены в педагогический процесс, повышен уровень знаний по теме проекта, активизирована работа родителей в жизни ДОУ. |
Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”) | 1 раз в три месяца | Вызван интерес у родителей к совместной деятельности с детьми, увеличение взаимопонимания между родителями и детьми. |
Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”; | Январь | Вызван интерес родителей к деятельности детей в ДОУ. |
Создание газеты «В гостях у песочного человека» | Каждый месяц | Информированность родителей о деятельности детей в ходе реализации |
Создание сундучка для родителей «Игры с песком дома» | В ходе реализации проекта | Родители имеют возможность организовывать игры с песком в домашних условиях. |
Работа с социумом |
Обновление информации на страничке сайта | Сентябрь-октябрь 2017 г. | Популяризация деятельности по проекту среди родителей и других педагогов. |
3-й этап - заключительный
мероприятие | сроки | результат |
С педагогами |
Обобщение опыта на педагогическом совете ДОУ | Май | Наличие методических разработок по теме проекта. |
Обобщение опыта на городских мероприятиях | Май | Популяризация педагогического опыта среди педагогов города. |
С воспитанниками |
Мониторинг развития | Май 2017г. | Выявлен уровень развития творческих способностей и сформированности эмоциональной сферы. |
С родителями |
Анкетирование родителей «Песочная анимация в жизни вашего ребенка» | Май | Изучено мнение родителей о влиянии песочной анимации на развитие ребенка. |
Презентация проекта на итоговом родительском собрании | Май | Родители информированы о результатах реализации проекта. |
С социумом. |
Обобщение опыта по использованию социальных сетей для освещения работы по ведению инновационной работы. | Май | Изучен рейтинг популярности сайта с информацией о работе по проекту. |
| | |
Литература:
1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия- песочная психотерапия- занятия
2. Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52
Детская психология – дошкольники - эмоционально-волевая (коррекция)- игры с песком –песочная терапия – занятия с песком – познавательные игры – занятия
3. Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-№3.-С.5.
Детская психология – моторика рук (развитие) – песок (игры)
4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.
Коррекционные учреждения (8вид) – цвет (восприятие) – песочная терапия – занятия (конспекты)
5. Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.-С.26-29
Детская психология – психотерапия – песочная терапия (организация) – игры с песком
6. Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-
В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
Обеспечение проекта
Литература.