СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Роль деревьев в жизни человека".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вместе с учащимися 6-ого класса мы проводили исследования, по окончании которого создали проект с презентацией "Роль деревьев в жизни человека".

Просмотр содержимого документа
«Проект "Роль деревьев в жизни человека".»

 КОУ ВО «Землянская школа –интернатдля детей с ОВЗ Изучение состояние древесных насаждений в селе Землянск Воронежской области.   Выполнили:  уч-ся 6класса    Руководитель:  Воспитатель Сафонова Н.В. Землянск 2015г.

КОУ ВО «Землянская школа –интернатдля детей с ОВЗ

Изучение состояние древесных насаждений в селе Землянск Воронежской области.

Выполнили:

уч-ся 6класса

Руководитель:

Воспитатель Сафонова Н.В. Землянск 2015г.

Зелёные насаждения – неотъемлемая часть городской экосистемы. Роль растений в жизни человека трудно переоценить, они соседствуют с человеком повсюду: в жилых комнатах, офисах, производственных помещениях, они растут на балконах, улицах и площадях, скверах, в садах и на огородах городской индивидуальной застройки. Растения окружают города «зелёным поясом» пригородных лесов, лесопарков, сельскохозяйственных угодий. Общепринятым критерием озеленения городов считается показатель количества озеленённых территорий в расчёте на одного жителя города. Объект наших исследований – парк села Землянска,насаждения деревьев на территории школа и их значение.  Левобережного района и п
  • Зелёные насаждения – неотъемлемая часть городской экосистемы. Роль растений в жизни человека трудно переоценить, они соседствуют с человеком повсюду: в жилых комнатах, офисах, производственных помещениях, они растут на балконах, улицах и площадях, скверах, в садах и на огородах городской индивидуальной застройки. Растения окружают города «зелёным поясом» пригородных лесов, лесопарков, сельскохозяйственных угодий. Общепринятым критерием озеленения городов считается показатель количества озеленённых территорий в расчёте на одного жителя города. Объект наших исследований – парк села Землянска,насаждения деревьев на территории школа и их значение.
  • Левобережного района и п

Цель работы – определить  состояние древесных насаждений в парках. Для выполнения поставленной цели определены задачи :  Составить схемы парков. Заложить пробные площадки. Определить виды деревьев на каждой площадке. Дать оценку состояния деревьев каждого вида по внешним признакам. Определить классы повреждения и усыхания хвои сосны обыкновенной. Сравнить и сделать вывод о состоянии древесных насаждений в селе Землянске. Наша работа проводилась с сентября 2015 по ноябрь 2016г.
  • Цель работы – определить состояние древесных насаждений в парках. Для выполнения поставленной цели определены задачи :
  • Составить схемы парков.
  • Заложить пробные площадки.
  • Определить виды деревьев на каждой площадке.
  • Дать оценку состояния деревьев каждого вида по внешним признакам.
  • Определить классы повреждения и усыхания хвои сосны обыкновенной.
  • Сравнить и сделать вывод о состоянии древесных насаждений в селе Землянске.

Наша работа проводилась с сентября 2015 по ноябрь 2016г.

  Деревья и их назначение  Деревья растут в парках , городских ,районных и сельских. Назначение их определяют исходя из максимально возможной посещаемости. Обычно территорию парка делят на 2 зоны: массового посещения (кино, открытые эстрады, спортивные и детские площадки) и тихого отдыха (лесные массивы, поляны, прогулочные дороги, водные участки). Зелёные насаждения должны занимать 70- 75%. К древесно-кустарниковым растениям составляющим насаждения парка представляются особые требования: они должны быть более долговечны, обладать хорошим ростом и высокой декоративностью. В одних случаях они должны давать густую тень, в других – отличаться разнообразием окраски листвы, цветов, плодов, формой кроны. Планировка центральной части парка может быть регулярной или смешанной.

Деревья и их назначение

Деревья растут в парках , городских ,районных и сельских.

  • Назначение их определяют исходя из максимально возможной посещаемости.
  • Обычно территорию парка делят на 2 зоны: массового посещения (кино, открытые эстрады, спортивные и детские площадки) и тихого отдыха (лесные массивы, поляны, прогулочные дороги, водные участки).
  • Зелёные насаждения должны занимать 70- 75%. К древесно-кустарниковым растениям составляющим насаждения парка представляются особые требования: они должны быть более долговечны, обладать хорошим ростом и высокой декоративностью. В одних случаях они должны давать густую тень, в других – отличаться разнообразием окраски листвы, цветов, плодов, формой кроны. Планировка центральной части парка может быть регулярной или смешанной.

Устойчивость древесных растений.   Тополь пирамидальный является наиболее устойчивым по отношению к вредителям, болезням, неблагоприятным экосистемам городской среды. К положительным экологическим качествам тополя относят: быстрый рост,мощная крона, длительный вегетационный период,высокая  газоустойчивость, повышенный газообмен.

Устойчивость древесных растений.

Тополь пирамидальный является наиболее устойчивым по отношению к вредителям, болезням, неблагоприятным экосистемам городской среды. К положительным экологическим качествам тополя относят: быстрый рост,мощная крона, длительный вегетационный период,высокая газоустойчивость, повышенный газообмен.

Морфология древесных растений парков. Сосна обыкновенная(Pinus Sylvestris )- одно из самых распространённых деревьев нашей страны. В диком виде растёт на огромной территории от Белого моря до Восточной Сибири. Достигает высоты до 40м. Шишки созревают глубокой осенью на второй год после опыления. Образует обширные леса, чистые или в смеси с другими породами, особенно с елью и дубом. Растёт на почвах лёгкого механического состава, а так же на моховых  болотах, где имеет угнетённый вид.  Берёза повислая (Betula Pendula ) – стройное дерево, высотой до 20м, с ажурной кроной и поникающими тонкими ветвями. Кора снежно-белая, отслаивающиеся тонкими пластинками. Цветёт в конце апреля – начале мая, семена созревают в конце августа – сентябре. Распространяются в России в лесной и лесостепной полосе европейской части и Западной Сибири.

Морфология древесных растений парков.

Сосна обыкновенная(Pinus Sylvestris )- одно из самых распространённых деревьев нашей страны. В диком виде растёт на огромной территории от Белого моря до Восточной Сибири. Достигает высоты до 40м. Шишки созревают глубокой осенью на второй год после опыления. Образует обширные леса, чистые или в смеси с другими породами, особенно с елью и дубом. Растёт на почвах лёгкого механического состава, а так же на моховых болотах, где имеет угнетённый вид.

Берёза повислая (Betula Pendula ) – стройное дерево, высотой до 20м, с ажурной кроной и поникающими тонкими ветвями. Кора снежно-белая, отслаивающиеся тонкими пластинками. Цветёт в конце апреля – начале мая, семена созревают в конце августа – сентябре. Распространяются в России в лесной и лесостепной полосе европейской части и Западной Сибири.

 Роль зелёных насаждений для человека.. Функции растений для человека очень разнообразны: они улучшают общий микроклимат, смягчают агрессивность окружающей среды. Растения самым главным образом влияют на микроклимат территорий, снижая в летние месяцы температуру воздуха, увеличивая влажность. Растения принимают активное участие в газообмене, способствуют фильтрации пыли, выделяют ионы и фитонциды. Они способны снижать скорость ветра, а при застое воздуха - увеличивать скорость движения воздуха путём создания конвекционных потоков. Восходящие от асфальта тёплые потоки воздуха поднимают с поверхности дорог большое количество пыли. Над парками и другими зелёными зонами возникают нисходящие потоки воздуха, пыль оседает на растительность.

Роль зелёных насаждений для человека..

  • Функции растений для человека очень разнообразны: они улучшают общий микроклимат, смягчают агрессивность окружающей среды. Растения самым главным образом влияют на микроклимат территорий, снижая в летние месяцы температуру воздуха, увеличивая влажность. Растения принимают активное участие в газообмене, способствуют фильтрации пыли, выделяют ионы и фитонциды. Они способны снижать скорость ветра, а при застое воздуха - увеличивать скорость движения воздуха путём создания конвекционных потоков.
  • Восходящие от асфальта тёплые потоки воздуха поднимают с поверхности дорог большое количество пыли. Над парками и другими зелёными зонами возникают нисходящие потоки воздуха, пыль оседает на растительность.

Характерные особенности некоторых видов деревьев парков.   Ива белая (ветла)  Форма серебристая. Самая высокорослая (до 10–12 м) и самая неприхотливая из декоративных ив. Название получила благодаря эффектной серебристой окраске листьев. Великолепна в парках – на фоне густой темно-зеленой листвы крупных деревьев: конского каштана, вяза, липы. Ива весьма неприхотлива к почвам. Рябина  обыкновенная.  Небольшое дерево с ажурной кроной. Плоды шаровидные, оранжево-красные, сочные. Созревают в сентябре, а остаются на ветках до зимы. Плоды применяются в пищевой промышленности. Рекомендуются для посадки большими группами и отдельными деревьями, а также для создания аллей. Размножается семенами.

Характерные особенности некоторых видов деревьев парков.

  • Ива белая (ветла)
  • Форма серебристая. Самая высокорослая (до 10–12 м) и самая неприхотливая из декоративных ив. Название получила благодаря эффектной серебристой окраске листьев. Великолепна в парках – на фоне густой темно-зеленой листвы крупных деревьев: конского каштана, вяза, липы. Ива весьма неприхотлива к почвам.
  • Рябина обыкновенная.
  • Небольшое дерево с ажурной кроной. Плоды шаровидные, оранжево-красные, сочные. Созревают в сентябре, а остаются на ветках до зимы.
  • Плоды применяются в пищевой промышленности. Рекомендуются для посадки большими группами и отдельными деревьями, а также для создания аллей. Размножается семенами.

Болезни древесных насаждений. Пятнистость  листьев – заболевания такого рода поражают многие виды. Главная причина – грибковая инфекция. Рак – обычно так называются инфекции некоторых участков коры деревьев. Кора трескается и опадает, ветки погибают. Мучнистая  роса – на листьях деревьев и кустарников появляются белые мучнистые пятна. Вредители. Клоп – первый признак его проявления - коричневато-красные пятна на листьях. По мере роста листьев образуются дыры с рваными краями. Поражённые листья деформируются и сморщиваются.
  • Болезни древесных насаждений.
  • Пятнистость листьев – заболевания такого рода поражают многие виды. Главная причина – грибковая инфекция.
  • Рак – обычно так называются инфекции некоторых участков коры деревьев. Кора трескается и опадает, ветки погибают.
  • Мучнистая роса – на листьях деревьев и кустарников появляются белые мучнистые пятна.
  • Вредители.
  • Клоп – первый признак его проявления - коричневато-красные пятна на листьях. По мере роста листьев образуются дыры с рваными краями. Поражённые листья деформируются и сморщиваются.

Материалы и методика исследований .  Материалом для работы послужили исследования, проведённые нами с сентября 2015по ноябрь 2016года в селе Землянске.  В своей работе, согласно поставленным целям и задачам, мы определяли экологическое состояние парков. Для изучения древесных растений нами использовалась методика А.Н. Тимофеева.  1. В изучаемом нами парке было заложены пробные площадки.  2. На площадках с помощью атласа-определителя (Новиков В.С., Губанов И.А.) определялись виды деревьев.  3. Проведена визуальная оценка побегов сосны обыкновенной.  4. Классы повреждения и усыхания хвои:  «Повреждения»: 1 класс – хвоинки без пятен; 2 класс - с небольшим числом мелких пятнышек; 3 класс – с большим числом чёрных и жёлтых пятен, некоторые из них крупные, во всю ширину хвоинки.  «Усыхания»: 1 класс – нет сухих участков; 2 класс – кончик хвои усох на 2-5 мм; 3 класс – усохла треть хвоинки; 4 класс – вся хвоинка жёлтая или более половины её длины сухая.  5. Состояние отдельных видов деревьев и их оценка проводилась по внешним признакам по 5-ти бальной шкал e .

Материалы и методика исследований .

Материалом для работы послужили исследования, проведённые нами с сентября 2015по ноябрь 2016года в селе Землянске.

В своей работе, согласно поставленным целям и задачам, мы определяли экологическое состояние парков.

Для изучения древесных растений нами использовалась методика А.Н. Тимофеева.

1. В изучаемом нами парке было заложены пробные площадки.

2. На площадках с помощью атласа-определителя (Новиков В.С., Губанов И.А.) определялись виды деревьев.

3. Проведена визуальная оценка побегов сосны обыкновенной.

4. Классы повреждения и усыхания хвои:

«Повреждения»: 1 класс – хвоинки без пятен; 2 класс - с небольшим числом мелких пятнышек; 3 класс – с большим числом чёрных и жёлтых пятен, некоторые из них крупные, во всю ширину хвоинки.

«Усыхания»: 1 класс – нет сухих участков; 2 класс – кончик хвои усох на 2-5 мм; 3 класс – усохла треть хвоинки; 4 класс – вся хвоинка жёлтая или более половины её длины сухая.

5. Состояние отдельных видов деревьев и их оценка проводилась по внешним признакам по 5-ти бальной шкал e .

 Шкала оценки состояния деревьев по внешним признакам. Балл Характеристика состояния деревьев 1 Здоровые деревья без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме. 2 Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с жёлтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе отмирание на отдельных участках. 3 Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, вершина сухая. Листья светло-зелёные, хвоя с бурым оттенком и держится 2 года. Листья мелкие. Прирост уменьшен или отсутствует. Значительные участки коры отмерли. 4 Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие недоразвитые, бледно-зелёные с жёлтым оттенком; отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60%. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами, другими вредителями. 5 Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя жёлтая или бурая. Кора отслаивается. Стволы заселены вредителями.

Шкала оценки состояния деревьев по внешним признакам.

Балл

Характеристика состояния деревьев

1

Здоровые деревья без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме.

2

Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с жёлтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе отмирание на отдельных участках.

3

Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, вершина сухая. Листья светло-зелёные, хвоя с бурым оттенком и держится 2 года. Листья мелкие. Прирост уменьшен или отсутствует. Значительные участки коры отмерли.

4

Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие недоразвитые, бледно-зелёные с жёлтым оттенком; отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60%. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами, другими вредителями.

5

Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя жёлтая или бурая. Кора отслаивается. Стволы заселены вредителями.

6.  Коэффициенты состояния древесных пород определяли для каждого вида растущих деревьев по формуле: К – коэффициент состояния конкретного вида дерева, В – баллы состояния отдельных деревьев одного вида, n – число деревьев каждого балла, N – общее число учтённых деревьев каждого вида.  7. Определяли коэффициент состояния лесного древостоя в целом как средне арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев на пробной площадке: К 1 , К 2 , К 3 - коэффициенты состояния видов деревьев, R - число видов деревьев .  8. Оценка состояния древостоя проводилась по следующей предложенной в методике градации: К = 1,5 – здоровый древостой, К = 1,6 – 2,5 – ослабленный древостой, К = 2,6 – 3,5 – сильно ослабленный, К = 3,6 – 4,5 – усыхающий лес.  12

6. Коэффициенты состояния древесных пород определяли для каждого вида растущих деревьев по формуле:

К – коэффициент состояния конкретного вида дерева,

В – баллы состояния отдельных деревьев одного вида,

n – число деревьев каждого балла,

N – общее число учтённых деревьев каждого вида.

7. Определяли коэффициент состояния лесного древостоя в целом как средне арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев на пробной площадке:

К 1 , К 2 , К 3 - коэффициенты состояния видов деревьев,

R - число видов деревьев .

8. Оценка состояния древостоя проводилась по следующей предложенной в методике градации:

К = 1,5 – здоровый древостой,

К = 1,6 – 2,5 – ослабленный древостой,

К = 2,6 – 3,5 – сильно ослабленный,

К = 3,6 – 4,5 – усыхающий лес.

12

Результаты исследований. Наша работа проводилась на территории села Землянска с сентября 2015 года по ноябрь 2016 года. Наша работа проводилась по следующему плану:  Составлены план - схемы парков.  На территориях парков были определены пробные площадки.  На каждой из них были определены виды деревьев с помощью атласа-определителя: 1) Парк в центре сел»: Сосна обыкновенная, Береза повислая, Рябина обыкновенная, Тополь пирамидальный, Территория около школы : Сосна обыкновенная, Ива белая, Береза повислая, Вяз гладкий, Тополь пирамидальный.  Для определения состояния древесных растений (согласно предложенной методике Тимофеева А.Н.) взяты листья каждой древесной породы.  Все полученные результаты сведены в таблицы. 1 2 3  4 5 12

Результаты исследований.

Наша работа проводилась на территории села Землянска с сентября 2015 года по ноябрь 2016 года.

Наша работа проводилась по следующему плану:

Составлены план - схемы парков.

На территориях парков были определены пробные площадки.

На каждой из них были определены виды деревьев с помощью атласа-определителя:

1) Парк в центре сел»: Сосна обыкновенная, Береза повислая, Рябина обыкновенная, Тополь пирамидальный, Территория около школы : Сосна обыкновенная, Ива белая, Береза повислая, Вяз гладкий, Тополь пирамидальный.

Для определения состояния древесных растений (согласно предложенной методике Тимофеева А.Н.) взяты листья каждой древесной породы.

Все полученные результаты сведены в таблицы.

1

2

3

4

5

12

Площадка №1(центральный парк») Виды деревьев Количество 1. Сосна обыкновенная Средний бал 100 2. Береза повислая 3. Рябина обыкновенная Коэффициент состояния вида 2 10 4. Тополь пирамидальный 6 2,5 2 2,5 2 14 5. Вяз гладкий 2 2 6 2 2,5 2,5

Площадка №1(центральный парк»)

Виды деревьев

Количество

1. Сосна обыкновенная

Средний бал

100

2. Береза повислая

3. Рябина обыкновенная

Коэффициент состояния вида

2

10

4. Тополь пирамидальный

6

2,5

2

2,5

2

14

5. Вяз гладкий

2

2

6

2

2,5

2,5

Площадка №2 территория около школы ) Виды деревьев Количество 1. Сосна обыкновенная Средний бал 100 2. Ива белая 3. Береза повислая Коэффициент состояния вида 1,5 1 4. Вяз гладкий 10 1 1,5 1 1,5 6 5. Тополь пирамидальный 1,5 1,5 14 1,5 1,5 1,5

Площадка №2 территория около школы )

Виды деревьев

Количество

1. Сосна обыкновенная

Средний бал

100

2. Ива белая

3. Береза повислая

Коэффициент состояния вида

1,5

1

4. Вяз гладкий

10

1

1,5

1

1,5

6

5. Тополь пирамидальный

1,5

1,5

14

1,5

1,5

1,5

 Определен средний балл состояния отдельных видов деревьев на каждой пробной площадке: Площадка №1 – K =2 ,2 Площадка №2 – K = 1,4  Определены классы повреждения и усыхания хвои сосны обыкновенной: Степени повреждения и усыхание хвои парка «Танаис» отнесены ко 2 классу, а парка «Алые паруса» к 1 классу. 7  Болезни и повреждения древесных растений 9центральный парк0 9 8 Виды деревьев Болезни 1.Сосна обыкновенная Повреждения Некрозы, грибковые образования и рак на стволах, пожелтение и опадание хвои 2. Рябина обыкновенная Пятнистость 3. Вяз гладкий Повреждения не обнаружены Пятнистость 4.Береза повислая Видимые повреждения не обнаружены Пожелтение кончиков листьев Клоп Отслаивание и отпадание коры  Болезни и повреждения древесных растений в парке «Алые паруса» не обнаружены.

Определен средний балл состояния отдельных видов деревьев на каждой пробной площадке:

  • Площадка №1 – K =2 ,2
  • Площадка №2 – K = 1,4

Определены классы повреждения и усыхания хвои сосны обыкновенной: Степени повреждения и усыхание хвои парка «Танаис» отнесены ко 2 классу, а парка «Алые паруса» к 1 классу.

7

Болезни и повреждения древесных растений 9центральный парк0

9

8

Виды деревьев

Болезни

1.Сосна обыкновенная

Повреждения

Некрозы, грибковые образования и рак на стволах, пожелтение и опадание хвои

2. Рябина обыкновенная

Пятнистость

3. Вяз гладкий

Повреждения не обнаружены

Пятнистость

4.Береза повислая

Видимые повреждения не обнаружены

Пожелтение кончиков листьев

Клоп

Отслаивание и отпадание коры

Болезни и повреждения древесных растений в парке «Алые паруса» не обнаружены.

Заключение.

Исследовательская работа по изучению состояния древесных насаждений проводилась в парке села Землянска и территории ,прилегающей к школе.с сентября 20135по ноябрь 20146года. По результатам работы можно сделать следующие выводы:

1 . В ходе работы были заложены пробные площадки.

2 . На каждой пробной площадке определены виды деревьев:

1) Центральный парк представлен следующими видами: Сосна обыкновенная, Береза повислая, Рябина обыкновенная, Тополь пирамидальный, Вяз гладкий;

2)Территория ,прилегающая к школе. представлена следующими видами: Сосна обыкновенная, Ива белая, Береза повислая, Вяз гладкий, Тополь пирамидальный.

3 . Подсчитано количество каждого вида деревьев

4 . Оценка состояния отдельных видов деревьев проводилась по внешним признакам по 5-ти бальной шкале. Деревья некоторые определены как ослабленные, крона слабоажурная, отдельные ветви усохли, листья и хвоя с жёлтым оттенком, у хвойных деревьев на стволе отмирание на отдельных участках, такая характеристика соответствует 2 баллам по шкале. А деревья околотшколы здоровые, без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме, такая характеристика соответствует 1 баллу по шкале.

5. Для каждого вида деревьев определен коэффициент состояния, который в парке «составляет от 2 до 2,5, а около школы 1,5.

6 . Степень повреждения и усыхания хвои парка «относится ко 2 классу: кончик хвои усох на 2-5 мм, на хвоинках имеется небольшое число мелких пятнышек. Степень повреждения и усыхания хвои около школы относится к 1 классу: нет сухих участков, хвоинки без пятен..

 . Нами предлагаются меры по улучшению состояния парка и сохранению хорошего состояния пришкольного участка: санитарная уборка на территории, обрезка больных деревьев, омолаживание древесных насаждений с учётом их устойчивости к загрязнениям.

. Нами предлагаются меры по улучшению состояния парка и сохранению хорошего состояния пришкольного участка: санитарная уборка на территории, обрезка больных деревьев, омолаживание древесных насаждений с учётом их устойчивости к загрязнениям.