Воспитательно – образовательная тема.
«Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой».
/профессия: пожарный/
I. Словарный минимум.
1. Профессии:
а) пожарный;
б) командир пожарного расчёта;
в) диспетчер;
г) водитель пожарной машины;
д) дежурный;
е) психолог;
ж) врач.
2. Орудия труда:
пожарная машина, пульт, телефон,рация,скафандр,каска,рукавицы,защитный костюм, огнетушитель, пожарный самолёт.
3. Трудовые действия:
Заметить, помогать, штурмовать, следить, бодрствовать, бежать, спасать, остерегаться, побеждать, стараться, приближаться, бороться, воевать, мчаться, взбираться, влезать, подниматься, войти, всматриваться, выбираться, выбрасывать, выдержать, выиграть, добиться, доставить, закутать, пробраться, запрашивать, залить, выбегать, вывинтить, вывозить, выгрузить, выехать, вызвать, выпрыгнуть, гасить, действовать, доверять, дотягиваться, закрепиться, закрыть, залезть, надеть, запретить, заслонить, заслужить, затушить, маневрировать, командовать, выливать, выключить, завершить, завладеть, завоевать, заглушить, оградить, пробираться, обеспечить, передвигаться, разбирать, разваливать, разбрасывать, тушить, спасать, рисковать, помогать, не бояться, отважиться, оберегать, жертвовать, штурмовать, пробираться.
4. Качество труда:
Аккуратно, активно, автоматически, деятельно, энергично, мастерски, бдительно, зорко, неусыпно, безбоязненно, беспощадно, бесстрашно, проворно, стремительно, моментально, доблестно, добросовестно, достойно, дружно, отлично, заслуженно, мужественно, благородно, стремительно, заинтересованно, старательно, отважно, по – геройски, быстро, оперативно, мгновенно, быстро, по – военному.
5. материал для труда:
горящий объект.
II. Ознакомление с социальной действительностью.
1. Чтение художественной литературы:
- «Пожар» С.Маршак;
- «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршак;
- «Кошкин дом» С.Маршак;
- «Неразлучные друзья у нарядной ёлки» А.Иванов, «Азбука безопасности»;
- «Три брата» сказка. Хрестоматия для дошкольников (стр.132);
- «Соломинка, уголь и боб» сказка. Хрестоматия для дошкольников 2-4 года (стр. 151);
- «Пожар» Б.Житков.
2. Заучивание стихов:
- «Тили – бом» С.Маршал;
- «Мчится огненной стрелой» Н.Гончаров;
- Пусть помнить каждый гражданин;
- Пожарный номер 01;
- «Мы пожарные» Т.Шорыгина, «Правила пожарной безопасности» (стр. 13).
3. Загадки, пословицы, поговорки см. дальше.
4. Встреча с представителями пожарной части города.
5. Экскурсия в пожарную часть города.
Цель: знакомство с профессией «пожарный», воспитывать уважение к героической профессии:
6. Рассматривание картин, иллюстраций.
- «Пожарная машина спешит на помощь»;
- иллюстрации к сказкам;
- плакаты «Основы безопасности» Стёрина.
Загадки:
- В маленьком амбаре лежит сто пожаров /спички/;
- Мёртвое рождает живое, а живое пожирает мёртвое /дерево, огонь/;
- И мала, и зла, чуть свечу, а иногда так упаду, что много горя принесу /искра/;
- Отец не успел родиться, а сын пошёл в солдаты.
Отец не родился, а сын уже на крыше сидит,
Ещё коня не запрягли, а он уже хвост поднял /огонь и дым/;
- Чёрен, голенаст, выгибаться горазд.
Зыблется, гиблется, а на землю не свалится.
Сидит мужик на полотях, ан нём синенький халатик
Серое сукно тянется в окно
Без рук, без ног – к небу ползёт /дым/;
- Жевать – не жую, а всё поедаю.
По деревне прошёл – ничего не осталось.
Дрожит свинка – золотая щетинка.
Без рук, без ног – на гору ползёт.
Красненький петушок по жёрдочке бежит /огонь/;
- Красненький петушок по улице бежит /пожар/;
- Стоит столбом, горит огнём, ни жару, ни пару, ни угольев.
Стоит столбом, горит свет, а углей нет /свеча/;
- Мать толста, дочь красна, сын храбрец – под небеса ушёл.
Мать черна, дочь красна, сын воробей – под небеса улетел /печь, огонь, дым/.
Пословицы, поговорки.
- Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли;
- Сидит – как на огне;
- Смелый боец и в ученье, и в бою молодец;
- Риск – благородное дело;
- Он и в огне не сгорит;
- Он неробкого десятка;
- Исподволь и сырые дрова загорятся;
- Не играй, кошка, углём, лапы обожжёшь;
- В сене огня не скроешь;
- Где огонь, там и дым;
- Куда ветер, туда и пламя;
- Чему не гореть, того не зажечь;
- Всё хорошо, что хорошо кончается;
- Не с огнём к пожару соваться;
- Огонь под полой далеко не унесёшь;
- От копеечной свечи Москва сгорела;
- От погасшего угля не добудешь огня;
- Неворошенный жар под теплом лежит;
- Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.
7. Художественно-эстетическая деятельность.
Рисование:
- «Обводка и раскраска пожарной машины»;
- «Кошкин дом»;
- «Смелые пожарные»;
- «Путаница» по стих. Чуковского;
- «Пожар в лесу».
Лепка:
- по сказке «Кошкин дом»;
- По сказке «Соломинка, уголь, боб»;
- по рассказу «Пожарные собаки»;
Аппликация:
- «Пожарные собаки».
Конструктивно-модельная деятельность:
- «Восстановим Кошкин дом после пожара»;
- Пожарная машина;
- «Построим смотровую вышку»;
- «Построим пожарную часть».
III. Обучающие игры.
1. Дидактические игры:
- «Телефон»(01);
- «Лабиринт» (пожарная машина);
- «Сложи машину и угадай, для чего она предназначена»;
- «Разложи по порядку» (модели);
- «Слушай внимательно» - Шарова О.Е. «Основы пожаробезопасного поведения» (стр. 22);
- «Четвёртый лишний» (предмет – причина пожара);
- «Угадай, о чём я расскажу» - Ушакова (стр.108);
- «Найди картинку» - Ушакова (стр. 106);
- «Играем со сказкой» - Ушакова (стр.101);
- «Нарисуем картину словами» - Ушакова (стр. 102);
- «Школа пожарного» - Артемова Л.В. (стр. 79).
2. Викторины:
- «Что мы знаем о пожарной безопасности»;
- «01»;
- «Пожароопасные предметы»;
- Тест «Как правильно вести во время пожара в квартире».
3. Ситуации:
- «Если ты остался дома один и начался пожар»;
- «Как бы ты поступи»;
- «А у нас в квартире газ»;
- «Внимание! Пожарная тревога в детском саду».
4. Экспериментирование:
- опыт со свечой;
- горит, не горит;
- какие материалы дают больше дыма.
5. Досуги:
- «Как мы боремся с огнём» ж/л «Дошкольная педагогика» №1 2005г. (стр. 17);
- Спортивный досуг «Юный пожарник».
6.ООД
- Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с.
- Огонь друг или враг? Чтение сказки «Как в селе пожарную каланчу постригли» (стр. 5);
- «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой». Рассказывание сказки «Как Тимоша царевну спас» (стр. 12);
- «Пожар в квартире» (стр. 22);
- Чем опасен дым? Чтение сказки «Воронёнок»;
- «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт». Рассказывание сказки «Снежинка» (стр. 27);
- «Детские шалости с огнём». Чтение рассказа «Бумажный самолётик»;
- «Кухня это не место для игр». Сказка «Пир мышей» (стр. 41);
- «Горючие вещества» (стр. 45);
- «Лесной пожар». Сказка «Незатушенный костёр» (стр. 49).
Творческое рассказывание:
- Случай, который произошёл со мной (моим другом, подругой).
Подвижные игры:
- «Вода и пламя».
Цель:Формировать реакцию на сигнал, навыки бега, приседания.
«Пожарные на учении»
Программа воспитания в д/с – Сборник игр, М. Просвещение, 1974 г. – 76 с.
IV. Предметно – игровая среда.
Пожарные машины (игрушки), каски, вёдра, противогазы (съемная панель), багор (заменитель – палочка), костюм пожарного,пожарный самолёт (игрушка), смотровая вышка (съемная панель), пожарный щит (съемная панель), рация, план города (схема), огнетушитель (съемная панель).
V. Активизирующее общение взрослого с детьми:
Воспитатель – командир пожарного расчёта, дети – пожарные.
Воспитатель – психолог, дети – пожарные, потерпевшие.
Варианты игры:
- «МЧС»;
- «На приёме у психолога»;
- «Школа пожарников»;
- «Скорая помощь»;
- «Строители строят пожарную часть».
VI. Общественная значимость и результат труда.
Противопожарная безопасность и спасение попавших в беду.