Урок соответствует ФГОС 2-ого поколения.
Предмет Литература
Класс 6 класс
Тема «Личность поэта. Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова на примере стихотворений «На севере диком…», «Парус»
Программа В.Я. Коровина. Программа литературного образования 5-11кл. 2009г.
Учебник Литература. 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 2008г.
Тип урока
- по основной дидактической цели –
комбинированный
- по основному способу их проведения –
регламентированная дискуссия (вводный урок проекта)
- по основным этапам учебного процесса –
смешанный
Выполнил учитель
русского языка и литературы
МОУ СОШ п. Ждановский
Кстовского района
Ханова Светлана Вячеславовна
2010 г.
Цель урока: научить способам понимания и осмысления личности М.Ю.Лермонтова, мотива одиночества в лирике поэта.
Задачи урока:
- Развивающие:
способствовать развитию устной речи учащихся;
совершенствовать умение делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации, создавать устное или письменное высказывание на основе прочитанного;
развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;
стимулировать развитие поисковой, исследовательской деятельности учащихся.
2.Дидактические:
создать условия для развития системы основных умений, обеспечивающих овладение школьниками читательской, аналитической, исследовательской деятельностью при осмыслении прочитанного о личности Лермонтова, его лирики, литературоведческих понятий (инверсия);
совершенствовать умение объяснять, истолковывать, раскрывать художественный смысл лирического, автобиографического произведения М.Ю.Лермонтова, давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке (мотива одиночества) на примере стихотворений: «Желание», «Ужасная судьба отца и сына…», « «На севере диком…», «Парус»;
учить строить ответ на вопрос о художественном произведении, о средствах художественной выразительности с опорой на теоретико-литературные знания (элементы анализа лирического стихотворения, эпитет, метафора, олицетворение, антитеза (или противопоставление), двусложные размеры стихосложении (ямб, хорей);
способствовать совершенствованию умений характеризовать систему нравственных ценностей М.Ю.Лермонтова в литературном произведении;
подвести учащихся к самостоятельному частичному анализу стихотворения Лермонтова «Парус», основанного на теоретико-литературных знаниях, на знаниях прочитанного о Лермонтове.
3.Задачи формирования общеучебных умений и навыков:
создать условия для совершенствования в развитии общеучебных учебно-коммуникативных навыков: высказывать суждения; задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга; распределять работу при совместной деятельности; участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе; кратко и ясно излагать свои мысли.
совершенствовать умение работать с источниками информации: учебником, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;
способствовать формированию учебно-логических общеучебных навыков: выделять главное, сравнивать факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждать их фактами; обобщать, подытоживать информацию.
4.Воспитывающие задачи:
способствовать эстетическому восприятию учащихся материалов урока;
формировать у них активную жизненную позицию;
способствовать формированию общечеловеческих нравственных ценностей учащихся: любви и уважения к родителям, близким, чувства патриотизма, гордости за русского талантливого человека, сильной личности, жившей в борьбе, постоянном стремлении к саморазвитию - на основе системы нравственных ценностей автора в литературном произведении, в его жизни;
развивать коммуникативные умения учащихся: общение дуг с другом в группе; отстаивание свей точки зрении, опираясь на конкретные факты, знания; слушать друг друга; ответственность и адаптивность; межличностное взаимодействие и сотрудничество, так необходимые человеку века.