МКДОУ Заброденский детский сад №2
Проект в старшей группе детского сада на тему «Вторичное использование бумажного сырья – сохранение лесного богатства»
Работу выполнила и провела:
Воспитатель старшей группы
Родионова Татьяна Алексеевна.
С.Заброда, Калачеевский район, 2017г.
Цель проекта: формирование экологической культуры, экономного, бережного отношения к изделиям из бумаги и картона у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с процессом вторичной переработки бумажного сырья.
2. Продолжать формировать представления о роли леса в жизни человека.
3. Развивать практические исследовательские умения и навыки у детей дошкольного возраста.
4. Воспитывать бережное отношение к лесному богатству нашего края.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели старшей группы, воспитатель.
Эпиграф:
«Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного края неприхотливый лес,
Ты полон свежести и всё в тебе живое,
И столько у тебя чудес!»
(Р. Рождественский)
Этапы проекта:
- Подготовительный.
- Основной (практический).
- Заключительный.
Введение
Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Леса – это богатство нашего края. Здоровье человека и его благополучие во многом зависят от мер сохранения и возобновления лесных массивов. Потребности в бумажных изделиях возрастают с каждым днём, и с каждым же днём возрастают масштабы вырубленных лесов. Чтобы сохранить лес, дать ему время на полноценное восстановление, необходимо экономить и вторично перерабатывать бумагу и картон. Утилизация макулатуры имеет большое значение, так как её применение позволяет экономить древесное сырьё. Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра древесины (40 - 50 больших ёлок и сосен).
Подготовительный этап:
- анализ проблемы проекта;
- создание банка идей и предложений;
- составление и обсуждение поэтапного плана проекта;
- подбор методической, справочной литературы по тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
- совместное с родителями планирование образовательной и творческой деятельности.
Основной этап
Мероприятия с детьми
Мероприятия совместно с родителями
1. Познавательное занятие « Лес –это жизнь на планете».
2.Экскурсия «Деревья нашего края. Соблюдаем чистоту вокруг».
3. Просмотр презентации «Поделки из бросового материала»».
4.Эксперимент. Практическое занятие «Изготовление бумаги в условиях детского сада».
6. Беседа «Экономим вместе».
1. Социологический опрос на тему: «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»
2. Конкурс рисунков на тему «Я знаю и соблюдаю правила поведения в природе».
4. Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь бумаги и картона».
5. Экскурсия в лес.
6. Экологический десант.
Практическая работа
«Изготовление бумаги в условиях детского сада»
Цель: Получить бумагу в условиях детского сада из использованных газет и исписанных тетрадных листов.
Для реализации поставленной цели были проведены опыты.
Опыт №1.
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из бумажных отходов, была применена следующая методика.
Что делать:
1. Разорвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставьте на ночь.
2. Добавить большое количество воды и размолоть бумагу миксером так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Сделать, таким образом, полное ведро пульпы.
3. Взять таз квадратной формы и положить на дно марлю.
4. Вылить пульпу на марлю.
5. Оставить сушить до полного высыхания.
6. Затем аккуратно отделить высохший лист и продемонстрировать его детям.
Вывод: Первый опыт был проведён со старыми газетами. В результате получилась бумага серого цвета, мягкая и тонкая. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд (туалетная бумага, салфетки, как обёрточный материал).
Опыт №2. Получение цветной бумаги.
Для того, чтобы получить цветную бумагу, было применено окрашивание ранее полученной пульпы красителем (зеленка, гуашь).
Вывод: была получена цветная бумага. Такую бумагу можно использовать для детского творчества.
Опыт №3. Получение бумаги из тетрадных листов.
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из чистых тетрадных листов, была применена эта же методика.
Вывод: бумага получилась более нежная и бело-голубоватого цвета.
Опыт №4. Получение белой бумаги.
Чтобы получить белую бумагу, мы в приготовленную пульпу из исписанных тетрадных листов добавили хлорный отбеливатель.
Вывод: получилась бумага белого цвета.
Социологический опрос на тему «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»
Цель опроса: выявление осведомленности детей и родителей об использовании вторичного бумажного сырья (макулатуры).
Семьям было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как известно, бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
2. Известно ли вам, для производства чего используют макулатуру?
3. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
Анализ социологического опроса.
В опросе приняло участие 16 человек (родители, бабушки и дедушки)
В результате проведенного опроса выяснилась, что 71% знают, как сохранить запасы древесины. 29 % не знают, как решить проблему сохранности лесов.
О вторичном использовании бумажного сырья:
- знают - 62 %,
- не знают – 38 %.
Считают, что макулатура используется для производства:
- газет - 28,6 %;
- туалетной бумаги и салфеток - 31,6 %;
- обоев - 8 %;
- книг – 7,3 %;
- коробок – 24 %.
76% считают, что сбор макулатуры необходим; 17% не считают нужным участвовать в сборе и сдаче макулатуры; 7% затрудняются ответить.
Выводы и предложения
1. В результате проделанной работы мы изучили историю возникновения бумаги, познакомились с технологией производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате.
2. Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в условиях детского сада. Используя старые газеты , нам удалось получить бумагу серого цвета, а при помощи красителей, отбеливателя можно получить бумагу разного цвета.
Таким образом, дети познакомились с изготовлением бумаги в условиях детского сада.
Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества, что позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы нашей страны.
3. В результате социологического опроса, проведённого среди родителей нашего дошкольного образовательного учреждения, выяснилось, что большинство семей осознают необходимость личного вклада в дело сохранения лесных богатств .
Мы считаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы.
Надо помнить, что лес - это сокровище, которое подарила нам мать-природа и что лес нужно беречь, охранять и всеми силами пытаться спасти.
Результат:
- наличие знаний у детей о лесе, как взаимосвязанной системе живых организмов;
- расширение представлений дошкольников о значимости и влияния леса в природе и жизни человека;
- возникновение стойкого интереса к экономии бумаги и картона, сбору и переработке макулатуры;
- активизация познавательной и исследовательской деятельности детей и родителей;
- взаимодействие родителей и детей в творческой экспериментальной деятельности и в процессе сбора макулатуры.