СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование педагогического проекта

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование педагогического проекта.    

Просмотр содержимого документа
«Проектирование педагогического проекта»

Проектирование педагогического проекта

1. Проектирование

  • Проектирование ( от латинского- брошенный вперёд)- это деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть.

  • Проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

Проектирование можно рассматривать как:

  • специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта;

  • научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);

  • форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;

  • управленческую процедуру

  1. Педагогическое проектирование:

  • Педагогическое проектирование - практико – ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образования систем и видов педагогической практики (например, образец будущей программы, учебника);

  • Педагогическое проектирование – прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах

  • Педагогическое проектирование - специфический способ развития личности.

  • Педагогическое проектирование – технология, средство обучения ( метод учебных проектов - поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели).

  • Педагогическое проектирование – способ нормирования и трансляции педагогической и научно – исследовательской деятельности.

  1. Проект:

  • Проект- это комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на чёткие требования к качеству результатов и специфической организации.

  • Проект – предварительный, предположительный текст какого – либо документа ( например, проект программы);

  • Проект - некоторая акция, совокупность мероприятий, объединённых одной программой или имеющих общую организационную форму целенаправленной деятельности;

  • Проект - завершённый цикл продуктивной индивидуальной или групповой деятельности.









Требования к описанию и оформлению образовательного проекта

Структура образовательного проекта:


  • титульный лист (включает наименование органа управления образованием в районе, наименование учреждния образования, полное название проекта, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, должность), сведения о научном руководителе /консультанте/, если таковой имеется), город (населенный пункт) и год разработки проекта (приложение 1)

  • содержание проекта (краткая аннотация: указание структурных компонентов и нумерации страниц);

  • обоснование актуальности проекта (анализ реальной образовательной ситуации; выявление конкретной проблемы);

  • цель и задачи проекта;

  • теоретическая база проекта (раскрытие основных теоретических положений, послуживших концептуальным основанием проектной идеи, на основе анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы, результатов ранее проведенных исследований педагогической практики);

  • подходы, принципы и методы реализации проекта;

  • описание содержания проектной деятельности;

  • указание сроков и этапов реализации проекта;

  • ожидаемые результаты;

  • календарный план или график выполнения;

  • критерии и показатели, по которым будет определяться эффективность реализации проекта;

  • описание основных видов ресурсов;

  • предполагаемый состав участников проекта;

  • список использованной литературы;

  • приложения (если таковые есть).



Требования к оформлению образовательного проекта

Содержание должно печататься на одной стороне листа бумаги формата А4 (210х297). Объем материала – 10-15 машинописных страниц. Все приложения к проекту в этот объем не входят.

При компьютерном наборе печать производится через полтора межстрочных интервала шрифтом Times New Roman 14, редактор MS Word; размеры полей: левое – 30 мм, правое –15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Размер абзацного отступа – 1,25мм.

Нумерация страниц. Страницы нумеруются арабскими цифрами вверху посередине, от верхнего края листа до колонцифры 10-15 мм. Все страницы, кроме титульного листа и содержания, имеют сплошную нумерацию от «3» и далее. Титульный лист и содержание не нумеруются. Раздел «Обоснование актуальности проекта» начинается с 3-ей страницы. Приложения оформляются на отдельных листах и нумеруются (Приложение 1, Приложение 2 и т. д.).

Ссылки. При описании проекта необходимо делать ссылки на источники, которые приводятся в проекте. Ссылка оформляется выделенными двумя квадратными скобками, которые ставятся в конце текста ссылки: [1, с. 5]. Первая цифра в скобках означает порядковый номер в списке литературы, а вторая – номер страницы источника.

Если в тексте приводится точная цитата из книги или статьи, то она берется в кавычки и указывается источник.

В случае если приводится примерное содержание текста или идеи, кавычки не ставятся, но указывается источник. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием.

Таблицы. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, где она упоминается впервые, или на следующей странице. Каждая таблица должна иметь смысловой заголовок, который размещается над таблицей (симметрично ей).

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией. В правом верхнем углу над заголовком таблицы помещают слово «Таблица» с указанием ее номера. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные.

Делить заголовки таблицы по диагонали не допускается.

Высота строк должна быть не менее 8 мм. Таблицу размещают таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью. Таблицу с большим количеством столбцов допускается печатать в MS Excel.

Иллюстрации. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) следует располагать в проекте непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации, которые расположены на отдельных листах проекта, включают в общую нумерацию страниц. Рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А 4, учитывают как одну страницу и располагают в соответствующих местах после упоминания в тексте или в приложении.

Иллюстрация должна иметь название, которое размещается под ней. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрации обозначаются словом “Рис.” и нумеруются последовательно (за исключением иллюстраций, приведенных в приложении). Номер иллюстрации помещают после поясняющих данных под иллюстрацией симметрично ей. Если в проекте используется одна иллюстрация, то она не нумеруется и слово “Рис.” не пишется. Объемные рисунки, таблицы, чертежи целесообразно располагать в приложении.

Литература. Список используемых источников следует располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий. Сведения об источнике необходимо давать в соответствии требованиями ГОСТа с обязательным указанием названия, места издания и издательства, года издания, количества страниц. Образцы оформления библиографического описания в списке использованных источников смотрите в журнале “Адукацыя і выхаванне”, 2006, №5, С.77-82.


Этапы проектирования

Компоненты проекта

Анализ социокультурной ситуации и реальной практики

Обоснование проекта

Введение - проблемное поле

Осуществление заказа (самозаказа)- принятие решения о проектировании

Выбор подходов, принципов, ведущих идей

Описание подходов, принципов

Целеполагание

Цель проектируемой деятельности

Описание конечного продукта (предполагаемого результата)

Планирование

Фиксация последовательности получения промежуточных продуктов

Разработка технологических компонентов

Технологические характеристики

(методы методики

Разработка карты снабжения (обеспечения, ресурсов необходимых)

Описание необходимых ресурсов

Информационная карта заявки на творческий проект


1

Тематический рубрикатор

Рубрики

2.

Направления деятельности

  • Повышение уровня компетентности педагогов по вопросу использования «метода проектов» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

  • Повышение психолого- педагогической культуры родителей по вопросам энерго и ресурсосбережения

  • Интеллектуально- творческое развитие личности ребёнка дошкольного возраста


3.

Название проекта

« Внедрение модели формирования основ энерго и ресурсосбережения у детей старшего дошкольного возраста»

4.

Год начала проекта

2008

5.

Год окончания проекта

2011

6.

Сущность инновации

Основная идея творческого проекта заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста в результате поиска информации об объектах энерго и ресурсосбережений смогут преобразовывать поступившую информацию и использовать её в качестве знаний в быту. Родители, выступающие в роли

« помощников в сборе информации» становятся активными участниками образовательного процесса, осознанно относятся к вопросам экономии и бережливости ресурсов. Данный проект позволит внести в образовательный процесс исследовательский метод обучения, который наиболее полно соответствует природе ребёнка и современным задачам обучения. Новизна проекта заключается в разработке содержания видов детской деятельности по вопросам энерго и ресурсосбережения.

7.

Обоснование целесообразности осуществление творческого проекта

Исходя из Директивы Президента Республики Беларусь №3 « Экономия и бережливость- главные факторы экономической безопасности государства»

( 14.06.2007г.) перед системой образования стоит важная задача – изменить в сознании граждан стереотип о том, что энергоресурсы неисчерпаемы, научить каждого гражданина личной ответственности за их экономическую трату. Если ребёнок дошкольного возраста будет видеть, и дома и в детском саду пример бережного отношения взрослых к теплу, свету, воде, то он вырастит гражданином нового типа с высоким уровнем гражданской ответственности. В программе дошкольного образования «Пралеска» одним из направлений деятельности педагога является формирование у детей полезных навыков и привычек в быту, природе, мире вещей. Данное направление реализуется не в полной мере, так как традиционное обучение, рассматриваемое как обучение основным знаниям, умениям, навыкам не приносит должного результата, связанного с поведением, формированием полезных навыков и привычек. Следовательно, педагогу в образовательном процессе необходимо использовать исследовательские методы обучения, которые позволят ребёнку активно познавать мир, сформируют способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.


8.

Цель проекта

Создать систему работы по формированию основ энерго и ресурсосбережения у детей старшего дошкольного возраста путём включения их в поисково- исследовательскую деятельность в детском саду , дома в семье

9.

Задачи проекта

  • Изучить и проанализировать теорию и практику реализации метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста;

  • Изучить и проанализировать теорию практику осуществления экономического воспитания старших дошкольников;

  • Разработать содержание видов детской деятельности по формированию у дошкольников начального уровня основ энерго и ресурсосбережения;

  • Создать комплекс организационно- методических условий для реализации проекта;

  • Определить стратегию и планы внедрения инновационного проекта в образовательный процесс;

  • Разработать диагностический инструментарий и механизм мониторинговой деятельности;

  • Подготовить методические рекомендации по созданию в дошкольном учреждении системы работы по формированию у дошкольников начального уровня основ энерго и ресурсосбережения


10.

Концептуальные положения

Осуществление масштабной экономической реформы и переход республики к рыночным отношениям означает движение общества к новому типу личности, способной успешно жить и трудиться в современных условиях. Главное действующее лицо рыночной экономики — человек творческий, инициативный, самостоятельный, успешно реализующий свои способности в свободной экономической деятельности и несущий как гражданин ответственность за её конечные результаты. Данные требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту.

Цель экономического воспитания детей дошкольного возраста связана с ознакомлением ребенка с окружающим его предметным миром и в процессе познания овладение им соответствующими формами поведения.

Исследования в области экономического воспитания были начаты в конце 80 – х годов ХХ века. Проблемами экономического образования дошкольников занимались: А.Д. Шатова, Л.М. Кларина, Т.В. Дробышева, Н.А. Струнилина, Е.А. Корнак и др.Так, в России появились программы А. Д. Шатовой « Дошкольник и экономика». А. Д. Шатова полагает, что « смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный мир».

Л.М. Кларина и Т.В. Дробышева в программах « Уроки гнома – эконома» и « Я, моя семья и общество в котором мы живём» утверждают о том, что у дошкольников нужно формировать на доступном уровне бытовые представления, собственный опыт включения в ведение домашнего хозяйства и взаимодействия со взрослыми в процессе производства, потребления и распределения материальных и духовных благ.

Экономическое воспитание, как считает Струнилина Н.А., имеет ярко выраженный прикладной характер и поэтому приемы и методы его осуществления должно вычленить из общего арсенала педагогических приемов и методов. Они должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. С этой целью в работе с дошкольниками целесообразно использовать метод проектов. А.А. Петрикевич подчёркивает, что метод проектов обладает способностью развивать у ребёнка дошкольного возраста умение видеть системную картину мира, преодолевать психологическую инерцию, решать задачи познавательного, практического и творческого характера. Т.о., метод проектов можно использовать как эффективный способ формирования у старших дошкольников основ энерго и ресурсосбережения.


11.

Основная литература

Киреева Л.Г. «Играем в экономику», Волгоград, 2008.

Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. - М., 2002.

Кравченя Э.М., Козел Р.Н., Сверид И.П. Учебное пособие, Охрана труда и основы энергосбережения, ТетраСисТемс, Минск, 2006 год.

Петрикевич, А.А., Метод проектов в образовании дошкольников, Мозырь ООО ИД «Белый ветер», 2008г.

Савенков, А.И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль. Академия развития, 2002.

Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. - СПб: Детство - Пресс.,2001.
Семынина Л., Дуева Н., Экономика во благо,// Обруч. - № 1; 2005.

Флегонтова Н.Л., Воспитание и обучение ребенка по методу Овида Декроли,// Ребенок в детском саду, - №1;2005.

Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. - 1989. - №1,4,12; 1990.-№2: 1994.-№8.



12.

Описание деятельности

Проект рассчитан на 3 года: 2008 - 2011гг.

1 этап - диагностико - прогностический: январь - март 2008 года.

Изучение состояния теории и практики реализации программ по энерго и ресурсосбережению в Республике Беларусь, законодательных нормативных документов регулирующих инновационную деятельность в учреждениях об-

разования. Самоопределение коллектива дошкольного учреждения в инновационном режиме. Разработка и экспертиза творческого проекта.

2 этап - организационный: март - декабрь 2008г.

Документальное оформление инновационной деятельности на учрежденческом уровне. Разработка программы инновационной деятельности и планов ее реализации. Определение содержания, форм мониторинга, форм документирования хода и результатов. Диагностика готовности и мотивации к инновационной деятельности. Фиксация исходного состояния деятельности дошкольного учреждения в соответствии с определенными критериями и показателями. .Создание условий (организационных, информационно - методических, материально - технических, психо­логических), обеспечивающих эффективность и качество внедрения творческого проекта.

3 этап - реализационный: январь 2009 -февраль 2011гг.

Организация работы по выполнению планов инновационной деятельности. Мониторинг процесса промежуточных результатов инновационной деятельности. Коррекция и регулирование. Непосредственная разработка системы работы. Методическая поддержка участников инновационной деятельности, самообразование по теме проекта и механизмам его реализации. Исследование эффективности итоговых результатов инновационной деятельности.

4 этап - рефлексивно - аналитический: май - август 2011года.

Изучение, интерпретация и обобщение результатов по разработке системы работы по ознакомлению старших дошкольников с основами энерго и ресурсосбережения методом проектов. Анализ эффективности инновационной деятельности. Систематизация и оформление материалов, накопленных в ходе реализации проекта и подготовка методических рекомендаций по внедрению системы работы по ознакомлению старших дошкольников с основами энерго и ресурсосбережения методом проектов в условиях дошкольных учреждений региона.



13.

Ожидаемые результаты

  • сформированность у детей простейших умений и навыков по сбережению света, тепла и воды;

  • проявление детьми творчества в процессе практического познания;

  • владение комплексом самостоятельных исследовательских умений;

  • сокращение энергозатрат взрослыми и детьми дома, в дошкольном учреждении, общественных местах;

  • сформированность у педагогов мотивации на инновационную деятельность;

  • активность участия родителей в образовательном процессе учреждения;

  • повышение статуса дошкольного учреждения в социуме.

14.




Учреждение образования

тип населённого пункта

населённый пункт

область

индекс

адрес ( улица, номер дома)

телефон ( с кодом города)

электронный адрес

ответственное лицо

Учреждение образования «Полоцкий государственный ясли - сад N 24»

город

Полоцк

Витебская

211400

ул. Скорины, 59

8(0214)42-20-32

E-mail: [email protected]

Чабаненко Лариса Леонидовна - заведующий , Полякова Людмила Николаевна - заместитель заведующего по ос­новной деятельности.

15.

Научный консультант:

фамилия

имя {полное)

отчество {полное)

ученая степень (если есть)

каких наук

учёное звание {если есть)

место работы (полное наименование уч­реждения, где работает консультант) \

подразделение (полное название) должность {полное название)

телефон {с кодом города) электронный адрес {если есть)

адрес учреждения, где работает консультант {область, район, город, деревня, улица, номер дома).


Тарарышко

Светлана

Ивановна

-

-


ГУО « Витебский областной институт развития образования»



Центр дополнительного образования

Начальник центра дополнительного образования

8( 212) 36-08-64

irovit @ gmail. com

г. Витебск, пр-т Фрунзе, 21
































Образец оформления титульного листа


Государственное учреждение образования

«_________________________»






ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


________________________________________________

полное название проекта












Выполнил

___________________________

фамилия, имя, отчество, должность

Научный руководитель:

____________________________




_________ 2011

Город