5
Введение
Одна из главных задач современного образовательного процесса - формирование интеллектуальной, социально активной, творческой личности. Ведущим аспектом в концепции модернизации российского образования является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Проникновение интерактивных технологий в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса.
Основными формами интерактивного обучения являются индивидуальная работа, групповая работа (в составе большой или малой группе), обучающие игры и мозговой штурм. К основным интерактивным методам обучения относятся: эвристическая беседа, проблемная беседа, метод «деловой игры», метод дискуссии, дебатов, метод конференций, семинаров, метод круглого стола, конкурсы практических работ с их обсуждением, метод компетентностно-ориентированных заданий (проектов), исследовательские методы. Использование данных интерактивных форм и методов обучения на уроках позволяют реализовать субъект-субъектный подход в организации учебной деятельности; формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность обучающихся; усилить мотивацию к изучению предмета; самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения; отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.
При интерактивной деятельности предполагается организация и развитие диалогового общения, целью которого является взаимопонимание, взаимодействие, совместное решение общих, но индивидуально значимых задач. Доминирование одного участника или мнения над другим при интерактивном обучении исключается. В процессе диалогового обучения участники учатся критически мыслить и производить решение сложных проблем на основе анализа имеющейся информации и обстоятельств, считаться с альтернативными мнениями, принимать участие в дискуссиях, осуществлять общение с другими людьми. Преподаватель не должен давать готовые знания, а должен склонить учащихся к самостоятельному поиску. По отношению к традиционным формам ведения занятий. В интерактивных технологиях изменяется взаимодействие преподавателя и учащегося: задачей педагога является создание условий необходимых для проявления учащимися инициативы. При этом педагогом выполняется функция помощника в процессе обучения, одного из источников информации.
При интерактивном обучении педагог должен активизировать индивидуальные умственные процессы учащихся; обеспечивать понимание учащимися информации; индивидуализировать педагогическое взаимодействие; обеспечивать достижение взаимной связи между учащимися при обмене информации.
Целью данной работы является выявить и обосновать эффективность использования методов интерактивной технологии обучения (метода практико-ориентированных заданий и работы в группах (2 и 4 человека) на уроках английского языка. Объект исследования – пара уроков английского языка в 7 классе на тему "Talking about jobs and hobbies". Предмет исследования – процесс обучения на уроке.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
описание учебного процесса на паре уроков английского языка в 7 классе по теме "Talking about jobs and hobbies";
анализ эффективности использования групповой формы обучения, как в составе большой группы (класс), так и в составе малой группы (пара), а так же мозговой штурм и использование практико-ориентированных заданий как методов интерактивного обучения;
обобщение полученных результатов и выводы об эффективности и целесообразности заявленных форм и методов интерактивного обучения.
С учетом возрастных характеристик обучающихся, а так же предметной тематики на данной паре уроков целесообразно использование таких интерактивных форм, как мозговой штурм, практико-ориентированных задания в форме работы в составе малой и большой группы. Эффект усвоения усиливается использованием возможностей интерактивной доски с применением программы Power Point.
Основная часть
Тема «Talking about jobs and hobbies» согласно календарно-тематическому планированию в 7-м классе изучается примерно на 9-10 уроке в составе 3 модуля «Профили (Внешность и характер)». Данная пара уроков является завершающей в работе над данным модулем и основная работа направлена на активное употребление в речи новых слов, фраз и грамматических конструкций, изученных в текущем модуле. Логическим завершением пары уроков является выведение лексики в речь в форме диалога. Целью является умение составлять, вести и поддерживать диалог – расспрос о профессии (родителей) и сфере их интересов, а также понимать на слух аналогичные диалоги, вычленять и фиксировать необходимую информацию. Для контроля сформированности умения воспринимать на слух обучающимся предлагается в конце второго урока заполнить необходимой информацией соответствующий бланк таблицу.
Оба урока проходят в интерактивном ключе: все задания предполагают активное взаимодействие обучающихся между собой в разных формах с целью ликвидации пробелов знаний, поиска необходимой информации по направлению ученик- ученик. Все задания предполагают возможность неоднозначного ответа, не единственного верного решения, собственником которого является учитель, а разнообразных вариантов, предложенных и одобренных в группе обучающихся. Это способствует повышению интерактивности урока, творческого взаимодействия, а значит, взаимообучения и мотивации.
Актуализация знаний начинается с речевой зарядки, которая проходит в большой группе (вся группа 12 человек). Роль учителя состоит в координации учебного процесса и активизации интерактивной формы обучения. Актуализация знаний продолжается в форме мозгового штурма в группах (по 4 человека), где группы, используя общий потенциал знаний, вспоминают разнообразные профессии и обмениваются знаниями, как они звучат и пишутся на английском языке. Стоит отметить, что эта тема в данном и в предыдущих модулях этого года обучения не повторялась поэтому очень важно актуализировать знание слов и понятий, а с некоторыми познакомится в ходе данного этапа.
По завершении мозгового штурма группам предлагается проверить знания, но уже в другой форме. Проверка проходит в составе большой группы (всего класса), но группы и их представители сохраняются. Проверка проходит по материалу презентации PowerPoint с помощью интерактивной доски. Использование ресурса интерактивной доски вносит разнообразие, визуализирует данное упражнение, помогает закрепить лексику благодаря образному восприятию и мышлению. Данный способ актуализации оправдал себя, и реальный результат практически полностью совпал с прогнозируемым. Интерес к данной форме поддержала наглядность (ресурс интерактивной доски), а также соревновательный характер игры в группах. Трудности, возникавшие в результате формулирования фраз разрешались не столько с помощью учителя, сколько с помощью участников команды-соперника, поскольку таким образом команды могли улучшить свой результат.
Далее последовал этап изучающего чтения диалога в малых организованных учителем группах (по 2 человека) и этапа аудирования (индивидуально). Работа в малых группах считается самой эффективной поскольку это количество составляет тот минимум, который необходимым и возможен для эффективной обучающей коммуникации. Применение данного метода направлено на развитие умения работы с текстом, умения строить предположения. Реальный результат подтвердил правильность выбора индивидуальной формы проведения этапа аудирования. Поскольку этот вид речевой деятельности индивидуален и очень важен в изучении иностранного языка, развитие умения понимать речь на слух можно проверить у каждого обучающегося отдельно только в такой форме. В данной паре уроков проверка правильности аудирования не была самоцелью. Предполагалось переложить ответственность за проверку грамотности на самих обучающихся. В ходе этапа аудирования ребята самостоятельно в индивидуальном порядке анализируют свои успехи и делают. Сами обучающиеся делают вывод самостоятельно насколько точно и правильно они поняли информацию на слух.
2 урок начался с этапа проверки качества аудирования и проходил в форме интонационного чтения диалога в парах, организованных по желанию. Это позволило снять переживания ребят, дало возможность проявить себя более сильным ученикам и еще раз проверить себя неуверенным. Выбор такой формы проверки также оправдал себя, если анализировать реальный результат.
Следующим этапом урока был подготовительный этап перед проведением практико-ориентированного задания (создания и проведения диалогов). Подготовительный этап состоял из постановки цели практического задания, разъяснения алгоритма действий. Обучающиеся получили план-опору диалога. На руках у них остался также образец прослушанного диалога. Используя полученные материалы, обучающиеся составляли аналогичные диалоги в малых группах (парах), созданных по желанию.
Ход самого практико-ориентированного задания снова отличался от этапа его подготовки тем, что сменилась форма проведения, как и в ситуации с мозговым штурмом в начале первого урока. Малая группа, сформированная по желанию, была заменена на пару, организованную учителем, чтобы «разбить» привычку работать в той же паре. Результатом практико-ориентированного задания должен был стать бланк таблица, заполненный по ходу прослушивания всех диалогов. В итоге, в бланке каждого ученика должна быть отражена информация об именах героев диалогов, профессии одного из их родителей, а также особенностях его времяпровождения. Само практико-ориентированное задание носит достаточно практический характер, поскольку умение вести беседу, поддерживать ее (задавать и отвечать на вопросы), а также воспринимать иностранную речь разных людей и быстро фиксировать необходимую выборочную информацию и является показателем сформированности навыков иноязычной коммуникации.
План-конспект урока английского языка в 7 классе
Этап урока/ время | Действия учителя | Действия учеников (прогнозируемый результат) | Методические комментарии. Реальный результат. |
1 урок 1) Организационный этап 2) Этап Речевой зарядки (5 мин.) | Hello. How are you today? The topic of our lesson is Talking about jobs and hobbies. Today we are going to speak about different jobs and professions, to revise various free-time activities. Compare hobbies and professions and decide what character qualities people need to fulfill them. At the end of the second lesson you are going to make up your dialogues using the vocabulary on the topic Jobs and hobbies. Do you remember any saying or idioms about jobs? How do you think what does these idioms mean: Run the show - Jack-of all-trades – | Fine, thanks. Вспоминают лексику прошлых уроков, настраиваются на тему урока, высказывают предположения по поводу идиоматических выражений. “Run the show” means to be the actor” (буквальное понимание). Правильный вариант - быть ответственным за что-то “Jack-of-all-trades” is the sales manager” (буквальное понимание) Правильный вариант – мастер на все руки.
| Приветствие, объявление темы и задач урока. Подведение к теме урока. Обучающиеся предложили свои варианты поговорок на тему работы, что было неожиданно для учителя, но познавательно для всего класса. |
Актуализация лексики, изученной ранее или не изученной, т.е. обмен имеющимися знаниями учащихся (мозговой штурм в составе больших групп по 4 человека) (7 мин) | Make groups of 4 and brainstorm as many jobs in English as you can think of, help each other, translate from R into E. Give short definitions for each job using who: A vet is someone who treats sick animals. | Учитель организует деление обучающихся (в каждой группе и сильные и слабые) на 3 группы по 4 человека для выполнения задания по вспоминанию и фиксации максимального количества профессий на английском. Условие задания – дать определение профессии объяснить ее суть фразой типа: Ветеринар – это тот, кто лечит животных. Способ объяснения может быть абсолютно любым, неоднозначным и не является единственно правильным результатом. Например, A teacher is someone who teaches. A librarian is someone who works in a library. An actor is someone who stars in plays or films. | Реальный результат практически не отличался от прогнозируемого. Выбор формы оправдал себя, поскольку работа в группе способствовала успешной актуализации знаний, обменом новыми словами. |
Проверка задания в составе целого класса, но в форме игры-соревнования между теми же группами с использованием презентации в PowerPoint на Интерактивной доске. (10 мин) | Now look at the Smartboard, please. You will see some pictures. Your task is to guess what job is it. Each questions is for each team. The team gets 1 point for the job title and 2 points for the definition. (Приложение 1, слайды 1-38) | Группам предлагается называть профессию на английском в ответ на увиденную картинку презентации. За правильный ответ команда получает 1 балл, 2 балла - за фразу, в которой объясняется, чем занимается этот человек в данной профессии. Ход переходит к следующей команде. И таким образом до окончания слайдов. Другая команда может заработать балл, если у первой команды нет ответа. Баллы команды получают только за грамматически и лексически правильно составленные предложения. За этим следят сами команды-конкуренты. | У некоторых обучающихся возникали трудности с корректной формулировки фразы. Команды получали балл только в случае грамматически правильного ответа. Выбор формы этого этапа был правильным. Работа целым классом сыграла объединяющую роль, в то же время игра способствовала поддержанию спортивного интереса |
Прогнозирование содержания текста. Изучающее чтение Чтение диалога с пропусками. Работа в малых группах (парах) (10 мин) | Read the dialogue and predict what can be in the gaps. What information is missing? (Приложение 1, слайд 39 ) | На следующем слайде представлен диалог с пропусками. Обучающимся предлагается ознакомиться с содержанием и предположить, какая информация отсутствует. Задание выполняют вместе, обсуждая в парах. Ответ фиксируют на карточках. (Приложение 2 ) | Реальный результат почти совпадает с прогнозируемым. Работа в парах – самая эффективная форма, которая позволяет задействовать всех обучающихся. |
Аудирование. (Индивидуальная работа) (8 мин.) | Учитель дает установку на работу с аудиофрагментом. Объясняет задание (прослушать диалог, заполнить пропуски в тексте диалога), выдает раздаточный материал Now we are going to listen to the dialogue. Your task is to fill in the gaps in your copies. (Аудиозапись MP3) | Обучающиеся выполняют задание на индивидуальных карточках. Прослушивают диалог дважды. (полный текст диалога в приложении) После окончания аудирования обсуждают, насколько близки были их предположения по поводу пропусков. Сравнивают карточку, заполненную после чтения с карточкой после аудирования. (Приложение 2) | Реальный результат не полностью совпадает с прогнозируемым, не все учащиеся справились с заданием, что объясняется сложностью аудирования. Это один из самых сложным видов речевой деятельности. Тем не менее полагаю, что выбор формы верен. Данный вид деятельности лучше проводить и проверять индивидуально, чтобы анализировать развитие способности воспринимать на слух. |
2 урок Проверка правильности выполнения задания на аудирование. Чтение диалога вслух. (7 мин) | Let’s read the complete dialogue in pairs. Учитель спрашивает чтение диалога в парах по желанию. | Обучающиеся читают диалог вслух, соблюдая интонацию и правила произношения, параллельно идет проверка предыдущего задания всем классом. У ребят есть возможность еще раз услышать моменты, которые оказались трудными для восприятия речи на слух с аудионосителя. На интерактивной доске слайд с полным диалогом. Обучающиеся могут проверить спеллинг (правильность написания слов). (Приложение 3) | Было опрошено несколько пар активных и сильных учеников, которые желают читать вслух и не боятся проверить свои предположения. |
Подготовительный этап практико-ориентированного задания (10 мин.) | Учитель создает условия для формирования рабочих групп (пар), выдает план – опору для составления диалога. Act out a similar dialogue with your partner. Use the plan and the model dialogue. Add your own ideas. | Обучающиеся в произвольном порядке делятся на группы по 2 человека, в которых они составляют диалог-расспрос по образцу с опорой на план, а также вспоминают лексику с предыдущих уроков: черты характера, важные характерные для разных профессий; хобби, времяпровождения (Приложение 4) | Важно, чтобы обучающиеся не прописывали диалог, а составляли его устно, используя план. Уже на этом этапе нужно дать установку на последующее задания, в котором ребята меняются партнерами. Можно заранее раздать бланк, который они будут заполнять на следущем этапе прослушивания диалогов. |
Прослушивание (Запись) диалогов. Работа с бланками таблицы. (20 мин.) | Прослушивание диалогов проходит не в тех парах, в которых составлялся диалог, а в новых, организованных учителем. Учитель раздает специальную таблицу, в которой должны быть отражены все профессии и хобби, а также черты характера, тех про кого идет речь в диалогах. | Обучающиеся воспроизводят свои диалоги в новых парах, используя ту же схему – опору. Остальные выполняют задание на аудирование, фиксируя в бланке таблицы имена героев диалогов, их профессии и времяпровождения, а также характерные черты характера. (Приложение 5) | Реальный результат показал, что задание должно носит более практический характер, приближено к жизни и связано с настоящей ситуацией. Ребятам было интересно рассказывать о работе и времяпровождении родителей. |
Заключительный этап, подведение итогов (3 мин.) | Учитель подводит итоги урока, объявляет и объясняет отметки каждого ученика, дает оценку деятельности большой и малых групп, оглашает домашнее задание. | | На заключительном этапе важно получить рефлексию обучающихся о уровне сложности и актуальности урока. |
Заключение
Проведя анализ пары уроков можно сделать вывод, что выбор форм и методов интерактивного обучения на заключительном этапе работы по модулю в 7 классе вполне обоснован. Пара уроков способствовала актуализации, закреплению и активизации в диалогической речи полученных знаний. Цель данной работы достигнута, выдвинутая гипотеза получила подтверждение.
Использование метода практико-ориентированных заданий и приемов мультимедиа технологии создает возможность для обучающихся также проявить творческий подход, побуждает к самостоятельному поиску нового знания, способствует овладению обобщенными способами приобретения знаний, что повышает вовлеченность обучающихся в учебный процесс. Мультимедийная презентация дает возможность визуализировать процесс усвоения учебного материала, повысить мотивацию, разнообразить урок.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Метод практико-ориентированных заданий позволяет обучающимся приобретать знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения практических заданий, имеющих интерактивный характер, т.е. не только и не столько связанных с закреплением уже изученного материала, сколько с получением нового знания.
Применение интерактивных форм и методов обучения в преподавании английского языка очень важно в дальнейшей педагогической деятельности для достижения качества обучения, как в части усвоения программных знаний, так и в части формирования предметных и универсальных учебных действий.
Приложение 1 (примеры картинок из презентации)


Приложение 2. Карточки задания по чтению и аудированию
Reading card.
Complete the gaps predicting the information.
Harry: Hi,Peter! Where were you?
Peter: In my dad’s office. I wanted to give him some papers.
Harry: …1
Peter: He’s a lawyer.
Harry: …2
Peter: Wow! It must be very rewarding.
Harry: Yes, it certainly is. …3
He sometimes brings them home for the night!
What are your dad’s hobbies?
Listening card
Complete the gaps with the missing information while listening.
Harry: Hi,Peter! Where were you?
Peter: In my dad’s office. I wanted to give him some papers.
Harry: …1
Peter: He’s a lawyer.
Harry: …2
Peter: Wow! It must be very rewarding.
Harry: Yes, it certainly is. …3
He sometimes brings them home for the night!
What are your dad’s hobbies?
Приложение 3. Полный диалог для проверки аудирования.
Harry: Hi, Peter! Where were you?
Peter: In my dad’s office. I wanted to give him some papers.
Harry: What does your dad do?
Peter: He’s a lawyer.
Harry: Mine is a vet.
Peter: Wow! It must be very rewarding.
Harry: Yes, it certainly is. Dad loves looking after the animals.
He sometimes brings them home for the night!
Peter: Goodness me! Does he have any time for hobbies?
Harry: Not a lot really. He plays golf every weekend though if he has the chance. What are your dad’s hobbies?
Peter: He likes playing board games.
Harry: Board games! They’re a bit boring, aren’t they?
Peter: He doesn’t seem to think so. He loves sitting by the fire playing chess.
Harry: If you say so. But I’m not sure if I agree!
Приложение 4. План-опора
Act out a similar dialogue with your partner. a sk about parent’s job r eply and a sk about parent’s hobby s how interest | state job and ask back reply in detail reply ask about his/ her parent’s pastime | Act out a similar dialogue with your partner. a sk about parent’s job r eply and a sk about parent’s hobby s how interest | state job and ask back reply in detail reply ask about his/ her parent’s pastime |
Act out a similar dialogue with your partner. a sk about parent’s job r eply and a sk about parent’s hobby s how interest | state job and ask back reply in detail reply ask about his/ her parent’s pastime | Act out a similar dialogue with your partner. a sk about parent’s job r eply and a sk about parent’s hobby s how interest | state job and ask back reply in detail reply ask about his/ her parent’s pastime |
Act out a similar dialogue with your partner. a sk about parent’s job r eply and a sk about parent’s hobby s how interest | state job and ask back reply in detail reply ask about his/ her parent’s pastime | Act out a similar dialogue with your partner. a sk about parent’s job r eply and a sk about parent’s hobby s how interest | state job and ask back reply in detail reply ask about his/ her parent’s pastime |
Приложение 5. Бланк таблицы
| Characters’ Names | Parents’ Job | Parents’ Hobby / Pastime |
-
| | | |
| | | |
-
| | | |
| | | |
-
| | | |
| | | |
-
| | | |
| | | |
-
| | | |
| | | |
-
| | | |
| | | |
-
| | | |
| | | |