«Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».
Подготовила воспитатель I категории муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Мокрушанский детский сад» Козлитина В. Н.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2017 – 2018 учебный год.
Тема: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего возраста в условиях введения ФГОС ДО»
Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства, общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
Актуальность. Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Форма самообразования: индивидуальная.
РАЗДЕЛ
СРОКИ
Изучение методической литературы
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Сентябрь
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
Методическая работа
Взаимодействие с родителями воспитанников
Сентябрь – октябрь
Октябрь
- Анализ методической литературы.
Выявление вариативности использования интегрированного метода проектов с детьми старшего возраста.
- Организация родительского собрания «Проект – путь к саморазвитию!»
План работы с детьми.
- Помощь родителей в оснащении ресурса.
- Подбор материала по работе с родителями.
План взаимодействия с родителями.
Памятка «Основные цели и задачи метода проектов»
Октябрь – май
Оформление и оснащение уголка «Это интересно!»
( согласно тематики проектов).
- Круглый стол «Результативность применения метода проектов в образовательной деятельности»
(дидактические игры, н/печатные игры, фотоальбомы, плакаты)
Май
Анкетирование
Работа с детьми
Октябрь
Проект «Моя семья»
Цель проекта:
-сотрудничество педагогов ДОУ и семьи в вопросах сохранения физического и психического здоровья дошкольников.
Задачи проекта:
- Семейный праздник «Дружная семья».
-закрепить и обобщить знания детей о семье, близких и далёких родных, их взаимоотношениях;
- сформировать представления о генеалогическом древе семьи, происхождении, семейного рода, фамилии;
Итоговая организованная деятельность: защита детьми проекта «Генеалогическое древо семьи».
-показать ребёнку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
Создание альбома «Моя семья»
-развивать познавательные способности у детей, активно включать их в познавательно – поисковую деятельность;
-углублять знания о профессиях членов семьи, понимать значение труда взрослых, особенностях их профессиональной деятельности;
- воспитывать основы нравственных качеств: умение проявлять заботу о своих близких, оказывать посильную помощь в домашних делах.
Тип проекта: информационно- творческий; детско-родительский.
Работа с детьми
Ноябрь
Проект «Моя Россия»
Цель проекта: развивать свободную творческую личность ребёнка, соприкоснуться с отечественной духовной и культурной традицией, обеспечить фундамент для воспитания у детей патриотических чувств.
Презентация. Мини-доклады с опорой на собственную информацию.
Задачи:
Праздник « Мой дом – моя Россия»
Оформление уголка « Моя Россия»
-дать представление о своей родине, родном селе;
-закрепить знания детей о природе России, символике, о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках;
-воспитывать в детях любовь к своей Родине; -вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.
Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий.
Работа с детьми
Проект «Такие разные деревья!»
Декабрь
Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой, природоохранная деятельность.
- Картотека загадок о деревьях.
Задачи проекта:
- Экскурсия в парк.
- создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
- Защита проекта «Такие разные деревья!» (выполнены совместно с родителями).
- занятие: «Деревья - краса Земли!».
- развивать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- развивать эстетическое и эмоциональное восприятие красоты природы; чувственное видение состояния объектов природы;
-Фото сессия «Краски природы».
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
- Конкурс чтецов «Живет на свете красота».
Тип проекта: информационно - исследовательский, творческий.
- Выставка детских рисунков.
Работа с детьми
Проект «Живая веточка»
март
Цель проекта:
1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы.
2. Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, тепло).
3. Показать значение воды и тепла для распускания листьев на веточках.
Экскурсия в весенний лес «Пробуждение природы» - ветка на подоконнике.
4. Развивать наблюдательность, способность экспериментировать.
Конкурс чтецов «Чудесное деревце»
Рисование «Деревья смотрят в воду»
Задачи:
1. Формировать представление о лиственных деревьях, показать их развитие в весенний период.
Создание альбома творческих работ.
2. Обнаружить изменения в состоянии веток(почки на веточке спят, показать значение воды в жизни растений, поставить на свет).
3. Вызвать у детей познавательный интерес и наблюдательность к явлению распускания листьев на деревьях.
Экологическая акция «Посади дерево»
4. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Работа с детьми
Май-июнь
Проект «Облачко на ножке»
Цель проекта: изучение детьми растительных объектов природы (одуванчиков) во взаимосвязи со средой обитания, формирование элементарных экологических представлений и грамотного поведения в природе. Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогами.
-составление «Дневника наблюдений за одуванчиком», сочинение сказок об одуванчике.
Задачи: дать детям представление о том, что в природе важны все растения; познакомить с внешним видом одуванчика и его изменениями в течение суток; рассказать о том, где чаще встречается это растение, как используется человеком; научить проводить длительные наблюдения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; развивать фантазию, ассоциативное мышление, речь.
- дидактические игры: «Сорняки и польза от них», «Что растет на лугу», «Береги все живое»
Тип проекта: творческо – информационный.
-аппликация «Очаровательный сорняк».
Самореализация
Октябрь – май
- Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования.
- Курсы повышения квалификации.
Оснащение РППС. Представление центра «Это интересно!» (коллегам и родителям).
Сентябрь
- Анализ работы. Самоанализ проведенных мероприятий.
Презентация проектов
- Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
(фото галерея в коридоре ДОУ)
Апрель - май
Публикация опыта работы в сети Интернет.
Моя семья
Моя Россия
Такие разные деревья