СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставление опыта по теме "Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания "

Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности».»

«Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности».

Пермякова Н.В

Учитель истории

МБОУ «Троельжанская СОШ»

Сегодняшние дети – люди нового поколения, нового информационного общества. В современном мире ребёнок получает такой огромный поток информации, что часто теряет интерес к учёбе как таковой. Как помочь сохранить заинтересованность в получении знаний, как сделать так, чтобы учёба была в радость до последнего школьного звонка. На мой взгляд, проектная деятельность является наиболее эффективным средством развития познавательного интереса к предмету. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на формирование и развитие познавательного интереса. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

Проектный метод обладает огромными возможностями:

- учит учащихся самостоятельно и критически мыслить;

- делать обоснованные выводы;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

- работать в команде, выполняя разные социальные роли.

При помощи проекта можно реализовать ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более интересным, увлекательным и поэтому более эффективным. Я использую этот метод, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.

При организации проектной деятельности учащихся широко применяю технологию работы в группах.

Для развития самостоятельной и творческой деятельности учеников, а также формирования навыка работы в группе использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение ролей, формулируются цели, задачи и пути достижения планируемого результата. Такие уроки провожу при изучении однородного исторического материала, например, по теме «Китай, Индия и Япония в средние века», ученикам была дана задача, создать рекламу среднеазиатского государства для туристов, 1)охарактеризовать обстановку в стране и 2)познакомить с памятниками культуры и достопримечательностями того времени.

При изучении курса «История Древнего мира » по теме «Древний Египет», учащиеся в группах работали над созданием мультфильма. В ходе совместной деятельности они подготовили все необходимые аппликации, декорации, сделали рисунки и, сняли мультфильм.

При изучении вопросов культуры и по другим темам, достаточно широко использую методику «Перевёрнутый класс». Учащиеся дома, самостоятельно знакомятся с новой темой, смотрят видеолекции, слушают аудиокниги. На уроке учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские проекты.

Работать с различного рода информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, способствует такой проект как «Карта ума». Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта—способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Изучая новый материал, учащиеся рисуют в тетрадях или на отдельных листах тему и те образы, с которыми эта тема ассоциируется. При этом каждый ученик вырабатывает свою схему создания карты. У одних это будет черно-белый эскиз, у других – масса цветных рисунков. Важно то, что на основе этого рисунка ученик потом сможет полностью воспроизвести ту информацию, которую услышал от учителя. 

Графический метод представления информации увлекает учащихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить излагаемый материал.

Во внеурочной деятельности, можно ещё более разнообразить применение проектной технологии. Моя кружковая работа полностью основана на создании проектов. Работа учащихся выстроена по плану: 1) поиск информации, 2) её обработка и интерпретация, 3) создание продукта, 4) защита проекта. Вместе с детьми были определены темы проектов: «Моё имя», «Моя семья», «Мой класс», «История школы», «Наши учителя», «История села Троельга», «Город Кунгур в лицах» и др.

Как классный руководитель в настоящий момент реализую проект развития классного коллектива «Книга моей жизни», которую ученики пишут с 5 по 9 класс. Каждому предстоит написать собственную книгу, книгу о Личности, о собственном «Я». В книге может быть столько глав, сколько захотят сами учащиеся. Например:

Глава 1. «Как я воспринимаю мир»

Глава 2. «На что я способен»

Глава 3. Интеллектуальная «Мыслю – значит существую!»

Глава 4. «В городе мечты и фантазии»

Глава 5. «Мои чувства от А до Я».

Вместо книги можно предложить ребятам вести «Дневник развития». Дневники заполняются индивидуально каждым участником при консультации учителя и родителей. Каждый дневник состоит из 4-5 папок (разделов), в которых дети отражают «путь своего развития», вкладывая различные отзывы, характеристики, результаты тестирования и другую информацию о своей деятельности.

Таким образом, использование проектного метода способствует развитию свободной и творческой личности ребёнка. Его использование позволяет формировать и активизировать познавательный интерес школьников; дает ученикам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, что в свою очередь позволяет успешно адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях.