СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная деятельность на уроке физики как способ формирования универсальных учебных действий учащихся средней ступени образования»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данного педагогического проекта связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике 

Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность на уроке физики как способ формирования универсальных учебных действий учащихся средней ступени образования»»

Проектная деятельность на уроке физики  как способ формирования  универсальных учебных действий  учащихся средней ступени образования Алешкова Э.И., учитель физики МБОУ СОШ №16 г. Новый Уренгой 2014г.

Проектная деятельность на уроке физики как способ формирования универсальных учебных действий учащихся средней ступени образования

Алешкова Э.И., учитель физики

МБОУ СОШ №16 г. Новый Уренгой

2014г.

« Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму ». Конфуций

« Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму ».

Конфуций

Универсальные учебные действия (УУД)  совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений , включая организацию этого процесса

Универсальные учебные действия (УУД)

совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений , включая организацию этого процесса

Существующие противоречия: Проблема исследования: На сегодняшнем этапе развития общества умение самостоятельно мыслить, вести самостоятельно исследования, мыслить корпоративно ценятся особенно высоко Учащиеся недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом Выявление наиболее эффективного подхода к формированию УУД учащихся среднего звена при изучении физики

Существующие противоречия:

Проблема исследования:

На сегодняшнем этапе развития общества умение самостоятельно мыслить, вести самостоятельно исследования, мыслить корпоративно ценятся особенно высоко

Учащиеся недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом

Выявление наиболее эффективного подхода к формированию УУД учащихся среднего звена при изучении физики

Метод проектов  способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы.  Гипотеза исследования проектная деятельность на уроках физики повышает эффективность формирования УУД школьников, так как она побуждает учащихся проявлять способность: к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода; к целеполаганию; к самообразованию и самоорганизации; к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; делать выбор и принимать решения.

Метод проектов

способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы.

Гипотеза исследования

проектная деятельность на уроках физики повышает эффективность формирования УУД школьников, так как она побуждает учащихся проявлять способность:

  • к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;
  • к целеполаганию;
  • к самообразованию и самоорганизации;
  • к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
  • делать выбор и принимать решения.

Цель проекта: теоретически обосновать, разработать и апробировать технологию проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий школьников при обучении физике и возможности ее реализации в системе учебных и внеучебных занятий

Цель проекта:

  • теоретически обосновать, разработать и апробировать технологию проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий школьников при обучении физике и возможности ее реализации в системе учебных и внеучебных занятий
Задачи: дать теоретическое обоснование технологии проектного обучения в её психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме; рассмотреть особенности проектной деятельности на уроках физики; исследовать влияние проектной деятельности на формирование УУД; выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования метода проектов для формирования и развития УУД учащихся; разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных и внеучебных занятий с использованием метода проектов на средней ступени средней общеобразовательной школы; проанализировать собственный опыт использования проектной деятельности в системе учебных и внеучебных занятий на средней ступени обучения физике.

Задачи:

  • дать теоретическое обоснование технологии проектного обучения в её психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме;
  • рассмотреть особенности проектной деятельности на уроках физики;
  • исследовать влияние проектной деятельности на формирование УУД;
  • выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования метода проектов для формирования и развития УУД учащихся;
  • разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных и внеучебных занятий с использованием метода проектов на средней ступени средней общеобразовательной школы;
  • проанализировать собственный опыт использования проектной деятельности в системе учебных и внеучебных занятий на средней ступени обучения физике.
Проект рассчитан на 3 года: 1 этап (сентябрь – октябрь 2013 г.):  аналитический . 2 этап (ноябрь – декабрь 2013 г.):  диагностический . 3 этап (январь – август 2014 г.): организационный . 4 этап (сентябрь 2014 г. – май 2016 г.):  практический . 5 этап (июнь – август 2016 г.):  обобщающий .

Проект рассчитан на 3 года:

  • 1 этап (сентябрь – октябрь 2013 г.):

аналитический .

  • 2 этап (ноябрь – декабрь 2013 г.):

диагностический .

  • 3 этап (январь – август 2014 г.):

организационный .

  • 4 этап (сентябрь 2014 г. – май 2016 г.):

практический .

  • 5 этап (июнь – август 2016 г.):

обобщающий .

Аналитический этап изучение педагогической и методической литературы по проблеме, анализ существующей практики по вопросу развития универсальных учебных действий и организации проектной деятельности

Аналитический этап

  • изучение педагогической и методической литературы по проблеме,
  • анализ существующей практики по вопросу развития универсальных учебных действий и организации проектной деятельности
Диагностический этап Результаты диагностики сформированности УУД  в экспериментальной и контрольной группах, сентябрь-октябрь 2013г.

Диагностический этап

Результаты диагностики сформированности УУД в экспериментальной и контрольной группах, сентябрь-октябрь 2013г.

Диагностический этап низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; невысокий уровень развития основных мыслительных операций; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Диагностический этап

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Организация проектной деятельности в основной школе 7 класс 8 класс 9 класс Формирование отдельных действий, методов, входящих в проектную деятельность Выделение и усвоение учащимися обобщенных методов познания Осознанное выполнение проектов учащимися 4

Организация проектной деятельности в основной школе

7 класс

8 класс

9 класс

Формирование отдельных действий, методов, входящих в проектную деятельность

Выделение и усвоение учащимися обобщенных методов познания

Осознанное выполнение проектов учащимися

4

Организация проектной деятельности в основной школе

Класс

Тип проектов

7 класс

Информационно- практические, мини-проекты

Предметное

содержание

Темы проектов

Расчет пути и средней скорости движения.

Расчет среднего расстояния от дома до остановки и средней скорости

Плотность вещества.

Продукт проекта

Таблица средних скоростей движения учащихся

Формируемые умения

Определение плотности картофеля, мыла, апельсина

Масса и вес тела.

Ожидаемый результат

  • Умение проводить наблюдение.
  • Умение планировать и выполнять эксперимент.
  • Умение работать с информацией, представленной в различных сферах (графиках, схемах, таблицах, рисунках).
  • Умение работать в группе.
  • Умение обращаться с простейшими приборами.

Примерная таблица плотностей некоторых твердых тел, которых нет в справочниках, презентация

Давление. Сила давления.

Определение массы и веса в моей комнате

  • Повышение мотивации.
  • Развитие познавательного интереса.
  • Развитие практических и первичных коммуникативных умений.

Презентация

Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола

Работа и мощность.

Презентация, буклет

Кто сильнее?

Равновесие сил на рычаге.

Кто быстрее?

Презентация, сравнительная таблица мощности, которую ученики развивают, поднимаясь по лестнице

Как усовершенствовать качели?

Презентация, макет усовершенствованных качелей

Организация проектной деятельности в основной школе

Класс

8 класс

Тип проектов

Предметное

Практико-исследовательские, краткосрочные, групповые

Тепловые явления.

Темы проектов

содержание

Продукт проекта

Тепловые явления вокруг нас

Электрические явления.

Формируемые умения

Презентация, буклеты-памятки с советами, как избежать вредных воздействий различных видов теплопередачи в быту, макет термоса, макет теплицы.

Потребление электроэнергии в быту

Световые явления.

Ожидаемый результат

  • Умение на основании выявленной проблемы формулировать гипотезу.
  • Умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей.
  • Умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.
  • Умение обрабатывать результаты измерений.
  • Умения применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни .

Презентация, буклеты с рекомендациями для пользователей бытовых приборов по экономии электроэнергии, рекомендациями для администрации школы по организации мероприятий по электросбережению, конкретные рекламные продукты.

Живой фотоаппарат

  • Углубление знаний.
  • Развитие практических, экспериментальных умений.
  • Развитие коммуникативных умений.

Презентация, буклеты-памятки для улучшения зрения, для сохранения зрения, доклад «Результаты мониторинга качества зрения учащихся и учителей школы»

Организация проектной деятельности в основной школе Класс 9 класс Тип проектов Предметное Исследовательский, творческий, долгосрочный Обобщение и углубление знаний по физике по курсу основной школы Темы проектов содержание Продукт проекта Учебник физики своими руками Формируемые умения Презентация, рекламный буклет,  учебник физики по выбранному направлению: Ожидаемый результат  «Механическое движение», «Законы Ньютона. Силы в природе», Умение вести дискуссию. Умение обнаруживать зависимости между физическими величинами. Умение анализировать и отбирать информацию из дополнительных источников. Умение объяснять полученные результаты и делать выводы. Умение представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул «Механические колебания и волны», Выбор профиля или направления дальнейшего обучения. Углубление и расширение знаний. Формирование исследовательских, информационных умений. Закрепление коммуникативных умений «Тепловые явления», «Световые явления», «Электромагнитные явления».

Организация проектной деятельности в основной школе

Класс

9 класс

Тип проектов

Предметное

Исследовательский, творческий, долгосрочный

Обобщение и углубление знаний по физике по курсу основной школы

Темы проектов

содержание

Продукт проекта

Учебник физики своими руками

Формируемые умения

Презентация, рекламный буклет, учебник физики по выбранному направлению:

Ожидаемый результат

«Механическое движение», «Законы Ньютона. Силы в природе»,

  • Умение вести дискуссию.
  • Умение обнаруживать зависимости между физическими величинами.
  • Умение анализировать и отбирать информацию из дополнительных источников.
  • Умение объяснять полученные результаты и делать выводы.
  • Умение представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул

«Механические колебания и волны»,

  • Выбор профиля или направления дальнейшего обучения.
  • Углубление и расширение знаний.
  • Формирование исследовательских, информационных умений.
  • Закрепление коммуникативных умений

«Тепловые явления»,

«Световые явления»,

«Электромагнитные явления».

Ожидаемые результаты    Для преподавателя возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей;  использование интеллектуальных форм труда.

Ожидаемые результаты

Для преподавателя

  • возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения;
  • дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого;
  • творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей;
  • использование интеллектуальных форм труда.
Ожидаемые результаты    Для учащихся Умение учащихся ориентироваться в пространстве познания физики, как науки. Высказывания учащимися своей точки зрения на природные явления, процессы.  Проявление потребности у учащихся самим экспериментировать на уроке, дома либо на других уроках в подтверждении физической гипотезы. Подготовленность учащихся к выходу на экзамен в любой форме.

Ожидаемые результаты

Для учащихся

  • Умение учащихся ориентироваться в пространстве познания физики, как науки.
  • Высказывания учащимися своей точки зрения на природные явления, процессы. 
  • Проявление потребности у учащихся самим экспериментировать на уроке, дома либо на других уроках в подтверждении физической гипотезы. Подготовленность учащихся к выходу на экзамен в любой форме.
Формы представления результатов Методические разработки (конспекты уроков, сборник рекомендаций по организации проектной деятельности на уроках физики, «Банк проектов»). Ученические разработки (мини научный журнал). Портфолио ученических проектов. Методические разработки (конспекты уроков, сборник рекомендаций по организации проектной деятельности на уроках физики, «Банк проектов»). Ученические разработки (мини научный журнал). Портфолио ученических проектов.

Формы представления результатов

  • Методические разработки (конспекты уроков, сборник рекомендаций по организации проектной деятельности на уроках физики, «Банк проектов»). Ученические разработки (мини научный журнал). Портфолио ученических проектов.
  • Методические разработки (конспекты уроков, сборник рекомендаций по организации проектной деятельности на уроках физики, «Банк проектов»).
  • Ученические разработки (мини научный журнал).
  • Портфолио ученических проектов.
Все дети разные! Но каждый из них должен стать УСПЕШНЫМ!!!

Все дети разные!

Но каждый из них должен стать УСПЕШНЫМ!!!