Проектная деятельность на уроке физики как способ формирования универсальных учебных действий учащихся средней ступени образования
Алешкова Э.И., учитель физики
МБОУ СОШ №16 г. Новый Уренгой
2014г.
« Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму ».
Конфуций
Универсальные учебные действия (УУД)
совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений , включая организацию этого процесса
Существующие противоречия:
Проблема исследования:
На сегодняшнем этапе развития общества умение самостоятельно мыслить, вести самостоятельно исследования, мыслить корпоративно ценятся особенно высоко
Учащиеся недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом
Выявление наиболее эффективного подхода к формированию УУД учащихся среднего звена при изучении физики
Метод проектов
способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы.
Гипотеза исследования
проектная деятельность на уроках физики повышает эффективность формирования УУД школьников, так как она побуждает учащихся проявлять способность:
- к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;
- к целеполаганию;
- к самообразованию и самоорганизации;
- к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
- делать выбор и принимать решения.
Цель проекта:
- теоретически обосновать, разработать и апробировать технологию проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий школьников при обучении физике и возможности ее реализации в системе учебных и внеучебных занятий
Задачи:
- дать теоретическое обоснование технологии проектного обучения в её психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме;
- рассмотреть особенности проектной деятельности на уроках физики;
- исследовать влияние проектной деятельности на формирование УУД;
- выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования метода проектов для формирования и развития УУД учащихся;
- разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных и внеучебных занятий с использованием метода проектов на средней ступени средней общеобразовательной школы;
- проанализировать собственный опыт использования проектной деятельности в системе учебных и внеучебных занятий на средней ступени обучения физике.
Проект рассчитан на 3 года:
- 1 этап (сентябрь – октябрь 2013 г.):
аналитический .
- 2 этап (ноябрь – декабрь 2013 г.):
диагностический .
- 3 этап (январь – август 2014 г.):
организационный .
- 4 этап (сентябрь 2014 г. – май 2016 г.):
практический .
- 5 этап (июнь – август 2016 г.):
обобщающий .
Аналитический этап
- изучение педагогической и методической литературы по проблеме,
- анализ существующей практики по вопросу развития универсальных учебных действий и организации проектной деятельности
Диагностический этап
Результаты диагностики сформированности УУД в экспериментальной и контрольной группах, сентябрь-октябрь 2013г.
Диагностический этап
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Организация проектной деятельности в основной школе
7 класс
8 класс
9 класс
Формирование отдельных действий, методов, входящих в проектную деятельность
Выделение и усвоение учащимися обобщенных методов познания
Осознанное выполнение проектов учащимися
4
Организация проектной деятельности в основной школе
Класс
Тип проектов
7 класс
Информационно- практические, мини-проекты
Предметное
содержание
Темы проектов
Расчет пути и средней скорости движения.
Расчет среднего расстояния от дома до остановки и средней скорости
Плотность вещества.
Продукт проекта
Таблица средних скоростей движения учащихся
Формируемые умения
Определение плотности картофеля, мыла, апельсина
Масса и вес тела.
Ожидаемый результат
- Умение проводить наблюдение.
- Умение планировать и выполнять эксперимент.
- Умение работать с информацией, представленной в различных сферах (графиках, схемах, таблицах, рисунках).
- Умение работать в группе.
- Умение обращаться с простейшими приборами.
Примерная таблица плотностей некоторых твердых тел, которых нет в справочниках, презентация
Давление. Сила давления.
Определение массы и веса в моей комнате
- Повышение мотивации.
- Развитие познавательного интереса.
- Развитие практических и первичных коммуникативных умений.
Презентация
Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола
Работа и мощность.
Презентация, буклет
Кто сильнее?
Равновесие сил на рычаге.
Кто быстрее?
Презентация, сравнительная таблица мощности, которую ученики развивают, поднимаясь по лестнице
Как усовершенствовать качели?
Презентация, макет усовершенствованных качелей
Организация проектной деятельности в основной школе
Класс
8 класс
Тип проектов
Предметное
Практико-исследовательские, краткосрочные, групповые
Тепловые явления.
Темы проектов
содержание
Продукт проекта
Тепловые явления вокруг нас
Электрические явления.
Формируемые умения
Презентация, буклеты-памятки с советами, как избежать вредных воздействий различных видов теплопередачи в быту, макет термоса, макет теплицы.
Потребление электроэнергии в быту
Световые явления.
Ожидаемый результат
- Умение на основании выявленной проблемы формулировать гипотезу.
- Умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей.
- Умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.
- Умение обрабатывать результаты измерений.
- Умения применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни .
Презентация, буклеты с рекомендациями для пользователей бытовых приборов по экономии электроэнергии, рекомендациями для администрации школы по организации мероприятий по электросбережению, конкретные рекламные продукты.
Живой фотоаппарат
- Углубление знаний.
- Развитие практических, экспериментальных умений.
- Развитие коммуникативных умений.
Презентация, буклеты-памятки для улучшения зрения, для сохранения зрения, доклад «Результаты мониторинга качества зрения учащихся и учителей школы»
Организация проектной деятельности в основной школе
Класс
9 класс
Тип проектов
Предметное
Исследовательский, творческий, долгосрочный
Обобщение и углубление знаний по физике по курсу основной школы
Темы проектов
содержание
Продукт проекта
Учебник физики своими руками
Формируемые умения
Презентация, рекламный буклет, учебник физики по выбранному направлению:
Ожидаемый результат
«Механическое движение», «Законы Ньютона. Силы в природе»,
- Умение вести дискуссию.
- Умение обнаруживать зависимости между физическими величинами.
- Умение анализировать и отбирать информацию из дополнительных источников.
- Умение объяснять полученные результаты и делать выводы.
- Умение представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул
«Механические колебания и волны»,
- Выбор профиля или направления дальнейшего обучения.
- Углубление и расширение знаний.
- Формирование исследовательских, информационных умений.
- Закрепление коммуникативных умений
«Тепловые явления»,
«Световые явления»,
«Электромагнитные явления».
Ожидаемые результаты
Для преподавателя
- возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения;
- дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого;
- творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей;
- использование интеллектуальных форм труда.
Ожидаемые результаты
Для учащихся
- Умение учащихся ориентироваться в пространстве познания физики, как науки.
- Высказывания учащимися своей точки зрения на природные явления, процессы.
- Проявление потребности у учащихся самим экспериментировать на уроке, дома либо на других уроках в подтверждении физической гипотезы. Подготовленность учащихся к выходу на экзамен в любой форме.
Формы представления результатов
- Методические разработки (конспекты уроков, сборник рекомендаций по организации проектной деятельности на уроках физики, «Банк проектов»). Ученические разработки (мини научный журнал). Портфолио ученических проектов.
- Методические разработки (конспекты уроков, сборник рекомендаций по организации проектной деятельности на уроках физики, «Банк проектов»).
- Ученические разработки (мини научный журнал).
- Портфолио ученических проектов.
Все дети разные!
Но каждый из них должен стать УСПЕШНЫМ!!!