СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно- исследовательская работа "Наши друзья- подземные жители дождевые черви"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Парный проект, выполнен во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Проектно- исследовательская работа "Наши друзья- подземные жители дождевые черви"»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20 рабочего посёлка

(пгт) Прогресс Амурской области»








Исследовательская работа

Тема:

«Наши друзья- подземные жители дождевые черви»










Работу выполнили учащиеся 2 класса

Криворучкина Евгения

Монаенко Кирилл

Руководитель

Турова Лариса Анатольевна

учитель начальных классов












2017г

Содержание



Введение

Актуальность темы исследования

Основная часть

Глава1.

    1. Что мы знаем о дождевом черве?

    2. Изучения Чарльза Дарвина.

    3. Жизнь дождевых червей.

    4. Строение дождевого червя.

    5. Польза червей.

    6. Использование дождевых червей

    7. Удивительное рядом

Глава 2. Практическая часть

Заключение

Список литературы

Приложение



































Введение

Актуальность исследовательской работы. Слайд 2

Летом я вышла после дождя в огород и заметила на тротуаре множество червей. Наступить было некуда. Откуда столько червей? Интересно, зачем они вылезли? Своими наблюдениями я поделилась с мамой и в течении лета мы с ней вели наблюдения. В начале учебного года мы с учительницей предложили собранный мной материал детям для дальнейшего исследования. Во время исследования мы увидели, что разговор о дождевых червях у многих одноклассников вызывает отрицательные эмоции. Поэтому решили, что важно дать детям понять, что все живое имеет право жить, и что противными дождевых червей может считать лишь тот, кто ничего о них не знает.

Слайд3
Цель нашей работы: формировать представление о дождевых червях и их пользе для почвы. Выяснить, какова роль дождевых червей в природе, какую пользу они приносят окружающей среде, и как человек использует их в своих интересах.


Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

1.Используя различные методы исследования уточнить представление о дождевом черве, его приспособленности к жизни под землей и проследить за жизнью червей на поверхности.

2.Провести социологический опрос одноклассников по вопросам:

3.Провести анализ и сделать выводы.


Гипотеза исследования: дождевые черви играют немаловажную экологическую роль и нуждаются в защите.


Сформулированы следующие проблемные вопросы:

  • Что знают одноклассники о дождевых червях?

  • Зачем нужны черви?

  • Как черви живут в земле?

  • Правда ли, что черви приносят пользу?

  • Почему червей называют подземными помощниками?

  • Как дышат черви?

Мы определили методы исследования и принялись за работу.

  • Метод «Посмотреть в книге о том, что исследуешь»

  • Метод «Самостоятельное изучение»

  • Метод «Обратиться к компьютеру, Интернет»

  • Метод «Спросить у биолога»

  • Метод «Понаблюдать»

  • Метод «Провести эксперимент»






Основная часть слайд4

Чтобы привлечь одноклассников к проблеме мы предложили им послушать обращение дождевого червя к нам, людям!

«Здравствуйте! Я бы очень хотел сказать: «Здравствуйте, дорогие друзья!», но боюсь, что вам это не понравится, ведь не всем хочется дружить с обыкновенным червяком. Смею вас заверить, что мы, дождевые черви, заслуживаем если не любви, то уважения за свой неустанный труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай – рыхлим почву, съедаем старые листья. Некоторые говорят: «Скользкий, как червяк», «Извивается, как червяк». А что тут плохого? Мы скользкие и длинные, потому что это помогает нам ползать под землей. Не можем же мы летать! Если бы мы не извивались, то не смогли бы ползать.. С уважением, подземный житель дождевой червяк».

Слайд5

Глава1.

1.1 Что мы знаем о дождевом черве?

До этого мне было известно, что черви живут под землёй и в навозе. А рыбаки используют их в качестве наживки для ловли рыбы. Птицы питаются ими. А вот почему они выходят после дождя на поверхность, это мне не понятно. А что думают об этом другие ученики? Мы среди начальных классов провели анкетирование (35учеников)










Вывод: Мнение одноклассников различны. Многие вообще не знают о пользе дождевых червей и их необходимости в природе.

1.2 Изучения Чарльза Дарвина слайд 6

Мы решили посмотреть в книгах, о том что исследуем. Заведующая школьной библиотекой Ольга Георгиевна показала нам Большую советскую энциклопедию. Мы узнали, что великий Чарльз Дарвин был первым, кто внимательно пригляделся к дождевым червям и оценил их способности и роль на планете. Дождевые черви занимали Дарвина на протяжении 50-ти лет - всей его жизни в науке.

1.3 Жизнь дождевых червей слайд 7

Чтобы узнать как и где живёт дождевой червь мы обратились к компьютеру. Живет дождевой червь в земле и прорывает в ней целую сеть вертикальных и горизонтальных ходов. По ночам черви выползают на поверхность и утаскивают к себе вниз опавшие листья. Там эти листья разлагаются бактериями, а черви как раз и питаются разложившимся

растительным материалом. Влажность почвы, температура и количество пищи – главные условия, необходимые для жизни и размножения червей. В сухую погоду они зарываются на глубину до 2 – 2, 5 метров. Черви всю жизнь проводят в земле, роют глубокие ходы, и таким образом рыхлят землю. Но иногда они вынуждены покидать свои залитые водой норки после сильных дождей, чтобы не задохнуться.





1.4 Строение дождевого червя. Слайд 8,9

Определение "большой" он получил недаром: длина до 30 см, толщина до 1 см. Окраска спинной стороны в передней трети тела темно-красная с фиолетовым оттенком, остальная часть имеет грязно-розовый цвет. Дышат черви всей поверхностью тонкой нежной кожи,. Вот именно особенность дыхания и заставляет дождевых червей покидать свои норки. Сильный дождь выгоняет дождевых червей на поверхность, т к черви используют дожди для совершения протяженных путешествий. За одно и то же время по поверхности они могут проползти гораздо дальше, чем под землей. Однако на поверхности для червей обычно слишком сухо, и редкий шанс совершить такое путешествие выпадает как раз во время дождя.

Как показывают исследования, вдобавок к своим удивительным физическим способностям дождевые черви обладают определенной памятью и могут даже научиться избегать опасности.


Слайд10

1.5 Польза червей.

После разговора с учителем биологии мы узнали, что в лесах, на лугах постоянно накапливается много засохших, увядших растений, останков животных. Надо же что – то с ними делать! Вот дождевые черви и их коллеги по работе (улитки и жуки) и исполняют роль мусорщиков и санитаров. Они превращают ненужные остатки и отходы в нужную для всех почву, роют ходы, рыхлят землю. По эти ходам к корням растений легко проходят вода и воздух. На такой земле лучше растут травы, деревья. Так что черви должны быть желанными гостями на наших огородах. Чем больше их будет, тем богаче станет почва на грядках, а от этого будет лучше урожай. Поэтому дождевых червей можно назвать «сокровищами, живущими под землей».


1.6 Использование дождевых червей. Слайд11

Дождевые черви с лечебной целью применялись очень давно. 

Азот, который содержится в черве , могут использоваться при лечении легочных заболеваний и бронхитов у человека, а также их можно применять при лечении астмы


1.7 Удивительное рядом слайд12


Самый большой "дождевой червь" нашли в Первоуральске около поселка 'Березка. его длина составляет 1 метр 4 см.







Глава 2. Практическая часть. Слайд13

Чтобы ответить на вопрос почему червей называют подземными помощниками, мы решили провести опыты.


Опыт 1.

Выкопали мы червей и положили на бумагу. Оказывается, они очень хорошо передвигаются.

Потом набрали в прозрачный пластиковый стакан земли и положили червя. Через некоторое время червь зарылся в землю. После этого мы стали брызгать водой в стакан. Червь постепенно стал выползать на поверхность почвы.

Мы сделали вывод: дождевой червь дышит всей поверхностью тела. В воде растворено слишком мало воздуха, и потому дождевой червь там задыхается. Поэтому в дождливую погоду червям намного легче дышать на поверхности земли.


Опыт 2.

Маленький аквариум заполнили субстратом. Насыпали слои: чернозем – песок – чернозем. Увлажнили субстрат. Поместили в аквариум 5 дождевых червей.

Приготовленный аквариум поставили на 4 дня в темное место.

Через 4 дня взяли аквариум и рассмотрели ходы, сделанные дождевыми червями . Через 7 дней после закладки опыта отмечаем перемешивание слоев песка и чернозема.


Мы сделали вывод: Чем больше дождевые проделывают ходов в почве, тем более благоприятные условия будут созданы для проникновения в нее воздуха и воды. Слои чернозема и песка оказались перемешаны. Это ведет к увеличению плодородного слоя почвы.



Опыт 3

Проанализировав состояние комнатных растений, мы с мамой выбрали поникшее растение и поместили его в землю, полученную в результате 2 эксперимента. Через некоторое время мы заметили, что растение стало расти лучше. Ветви стали крепче, куст пышнее, окрас насыщенным. Поэтому я сделала вывод, что дождевые черви улучшили структуру земли.
















Заключение

Изучив литературу и проведя исследования, мы пришла к выводу, что дождевые черви являются сокровищем для растений, животных и человека. Мы смогли доказать, что дождевые черви улучшают качество почвы и получить ответы на все свои вопросы и заинтересовать одноклассников. Мы пришли к мнению, что дождевой червяк очень даже симпатичен и достоин дружбы человека.

А во время дождя будем просто осмотреть под ноги, чтоб не раздавить их, ведь черви играют немаловажную экологическую роль и нуждаются в защите.


Унылый гражданин  С Михалков

Жужжит пчела – она летит
На свой медовый луг.
Передвигается, кряхтит,
Ползет куда-то жук.

Висят на нитке паучки,
Хлопочут муравьи,
и дождевые червячки в делах, трудах все дни.


Остановись! Присядь!
Нагнись
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись:
Они ж тебе сродни!

Не так ли щепочку свою
Мы тащим в общий дом
И шепчем брату-муравью:
– Крепись, браток! Дойдем!

Иной, что сеть свою плетет,
Не схож ли с пауком?
Вот этот ползает, а тот
Порхает мотыльком.

А ты меж них и мимо них,
А иногда по ним
Шагаешь на своих двоих,
Унылый гражданин...








Список литературы


  1. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк. / Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, А.С. Мончадский и др. Под. ред. М.А. Козлова – 23-е изд. – М. Просвещение, 1993, - 256 с.

  2. Царство животных. – Изд. Дом Ридерз Дайджест, 2004.

  3. Большая Советская энциклопедия

  4. Интернет-сайт «ProШколу»

  5.  Игорь Акимушкин "Мир животных: беспозвоночные" Москва, 2007,

  6. И. И. Малевич, М.: Сов. Россия, 1980.- 31 с. 2. Чекановская О. В. Дождевые черви и почвообразование./ О.В. 





































Приложение


Дождевой червяк

Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.

Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.

Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.

Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.

Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.

В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.

Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:

- Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.

Девочка расплакалась и убежала домой.

Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.

Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.

«Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».

Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.

- Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.

- Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!

Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.

- Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.

И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?

- Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он

11

знает нам цену и в обиду не даст!

Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.

Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.

- Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.

В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.

- Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?

- Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.

- Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!

Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.


Почему его зовут дождевой червяк?


Может, любит дождик он?
Нет, совсем не так.
Он живет в земле и роет
Длинные ходы.
Этот дом ему подземный
Нужен без воды.
Но польется дождь на землю —
Заливает дом,
Червяку спасенья нету
Сразу в доме том.
Выползает на поверхность
Житель земляной,
Появляется лишь в дождик,
Значит — дождевой

Дождевой Червяк

Рыже-черный, длинный
Дождевой Червяк,
Изогнувши спину,
влез в подземный мрак,
Набурил проходов,
и не перечесть,
Любит непогоду:
дождь - он сразу здесь!
Нежиться на солнце
вовсе не привык,
На “фигуре“ - кольца –


его главный шик!


Перемазан почвой
огородною,
Чтобы стала очень
плодородною,
На рыбалку “ходит“,
без хотения
И, к плохой погоде -
есть терпение.
Он совсем не страшный -
маленький змеяк,
Разрыхлитель пашни -
Дождевой Червяк.


Унылый гражданин 

Жужжит пчела – она летит
На свой медовый луг.
Передвигается, кряхтит,
Ползет куда-то жук.

Висят на нитке паучки,
Хлопочут муравьи,
и дождевые червячки в делах, трудах все дни.

Остановись! Присядь!
Нагнись
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись:
Они ж тебе сродни!

Не так ли щепочку свою
Мы тащим в общий дом
И шепчем брату-муравью:
– Крепись, браток! Дойдем!

Иной, что сеть свою плетет,
Не схож ли с пауком?
Вот этот ползает, а тот
Порхает мотыльком.

А ты меж них и мимо них,
А иногда по ним
Шагаешь на своих двоих,
Унылый гражданин...

(С. Михалков)