Материал к промежуточной аттестации
учащихся 7 класса по биологии
по программе Н.И. Сонина
В 2018-2019 учебном году промежуточная аттестация учащихся 7 класса по биологии будет проводиться в виде контрольной работы в тестовой форме. Выбор данной формы аттестации обусловлен тем, что она позволяет более полно проконтролировать усвоение учащимися содержания курса биологии 6 класса и овладение ими предметными умениями.
Назначение проверочной работы – оценить уровень усвоения учащимися содержания курса биологии 7 класса с целью установления соответствия его требованиям, предъявляемым к уровню подготовки учащихся данного класса.
Характеристика структуры и содержания проверочной работы
Тестовая работа представлена в двух вариантах, она состоит из трёх частей и включает 18 заданий.
I часть содержит 12 заданий с выбором одного ответа (базового уровня сложности),
II часть содержит 5 задания с кратким ответом (повышенного уровня сложности).
III часть содержит 1 задание с развёрнутым ответом (высокого уровня сложности).
Задания с выбором ответа проверяют на базовом уровне усвоение большого количества элементов содержания, предусмотренных Обязательным минимумом содержания основного общего образования.
Задания с кратким ответом направлены как на проверку усвоения того же материала, что и задания с выбором ответа, так и наиболее трудно усваиваемых элементов содержания курса биологии 7 класса.
Задания с развёрнутым ответом наиболее сложные. Они проверяют умения выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов и явлений.
Критерии оценки
Правильный ответ на каждое из заданий 1 – 12 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое задание 13 – 17 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Если в ответе переставлены местами две цифры, выставляется 1 балл; если более двух цифр – 0 баллов.
Правильный ответ на задание 18 оценивается в 3 балла. В качестве правильного ответа принимается объяснение, содержащее все необходимые критерии оценки среды.
Максимальный балл за правильно выполненную работу – 25.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичный балл | 0 - 8 | 9 - 15 | 16 - 21 | 22 - 25 |
На выполнение работы отводится 40 минут.
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы по биологии. 1 вариант.
Часть I.
1. Раздел биологии, изучающий животных, называют:
а) ботаника б) зоология в) генетика г) вирусология
2. Органом движения у амебы служат: а) жгутики б) ложноножки в) реснички г) ноги
3. Тело кишечнополостных образовано:
А) из одного слоя клеток б) из двух слоев клеток в) одной клеткой
4. Бычий цепень относится к:
А) Классу Кольчатые черви б) Классу Плоские черви в) Классу Круглые черви
5. К классу Головоногие моллюски относятся:
а) виноградная улитка, слизни, обыкновенный прудовик б) беззубка, мидии, жемчужница в) осьминог, кальмар, каракатица
6. Четыре пары конечностей у
А) паукообразных Б) ракообразных В) насекомых Г) моллюсков
7. Хорда у ланцетника расположена: а) над нервной трубкой б) под нервной трубкой
8. Внекишечное пищеварение характерно:
а) для речного рака б) для каракурта в) для майского жука г) для улитки
9. Пищеварительная система у лягушки заканчивается:
а) клоакой б) анальным отверстием в) мочевым пузырем г) замкнутая
10. К типу хордовых относятся следующие классы: а) Земноводные и Пресмыкающиеся
б) Головоногие и Двустворчатые в) Насекомые и Паукообразные
11. У Пресмыкающихся сердце: а) 2-х камерное б) 3-х камерное в) 3-х камерное сердце с неполной перегородкой в желудочке г) 4-х камерное
12. Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются у:
а) земноводных б) птиц в) млекопитающих г) пресмыкающихся
Часть II.
13. Известно, что лось — это крупное растительноядное млекопитающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Лось, или сохатый, самый крупный вид оленей, так как весит до 600 кг, высота в холке 2,3 метра, а длина тела составляет 3 метра.
2) Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с широкими копытами, позволяющими передвигаться по снегу и болотам.
3) Обитает в зоне таежных и смешанных лесов Евразии и Северной Америки.
4) В Западной Европе истреблен в Средние века, а в нашей стране в середине XX века проводились работы по одомашниванию лосей.
5) Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле и мае начинают расти новые.
6) Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом — травами.
14. Какие из приведённых признаков характерны для большинства представителей класса Хрящевые рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) скелет костный 2) плавательный пузырь отсутствует
3) есть жаберные крышки 4) встречаются преимущественно в морях и океанах
5) нет жаберных крышек 6) очень плодовиты, икра мелкая
15. Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наибольшей
1) род Тимофеевка 2) отдел Покрытосеменные
3) семейство Злаковые 4) класс Однодольные
5) вид Тимофеевка луговая
16. Установите соответствие между животным и количеством камер его сердца. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ КОЛИЧЕСТВО КАМЕР СЕРДЦА
А) дельфин 1)четыре
Б) кобра 2)три
В) гавиал 3) две
Г) синица
Д) жаба
Е) карась
17. Установите соответствие между характерным признаком растения и его принадлежностью к отделу.
ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК | ОТДЕЛ |
1) Голосеменные 2) Покрытосеменные | А) господствуют в растительном мире Б) все растения ветроопыляемые В) наличие цветков Г) образование семян в шишках Д) двойное оплодотворение Е) отсутствие плодов |
Часть3.
18. Каковы основные отличительные особенности класса Млекопитающие?
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы по биологии. 2 вариант
Часть I.
1. Животные как правило,
А) создают органические вещества из неорганических;
Б) питаются готовыми органическими веществами других организмов;
В) всасывают растворённые в воде минеральные вещества;
Г) всасывают растворённые в воде органические вещества.
2. Инфузория туфелька передвигается с помощью
А) ложноножек; Б) жгутика; В) жгутика и ложноножек; Г) ресничек.
3. Может питаться как животное, и как растение в зависимости от условий:
А) обыкновенная амёба; Б) радиолярия; В) инфузория туфелька; Г) эвглена зелёная.
4. Наружный слой клеток кишечнополостных, в котором расположены нервные и стрекательные клетки
А) эктодерма; Б) энтодерма В) Мезодерма
5. Какое животное является промежуточным хозяином печёночного сосальщика?
А) корова; Б) свинья; В) голый слизень; Г) малый прудовик.
6. Три пары конечностей у
А) паукообразных; Б) ракообразных; В) насекомых; Г) моллюсков.
7. Чем питаются личинки майского жука?
А) корнями растений; Б) мелкими насекомыми;
В) листьями деревьев и кустарников; Г) листьями травянистых растений.
8. Скорпионов относят к классу
А) ракообразных; Б) насекомых;
В) паукообразных; Г) ни к одному из перечисленных.
9. Холоднокровные позвоночные, которые населяют водную и наземную среду обитания и размножаются в воде, относятся к классу
А) костных рыб; Б) пресмыкающихся; В) хрящевых рыб; Г) земноводных.
10. Какое животное не относится к классу хрящевых рыб?
А) камбала; Б) электрический скат; В) голубая акула; Г) скат хвостокол.
11. Двухкамерное сердце у
А) земноводные; Б) пресмыкающиеся; В) птиц; Г) рыб.
12. Откладка яиц и развитие на суше происходит у
А) хрящевых рыб; Б) костных рыб; В) пресмыкающихся; Г) земноводных.
Часть II.
13. Известно, что ласка обыкновенная – самое маленькое хищное млекопитающее, обитающее в разных экосистемах. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1)Длина тела у самцов 13-26 см, вес 40-250 г, самки на целую треть мельче.
2)Охотится на мышевидных грызунов, которых ловит в их норах, пользуясь своими размерами и гибкостью тела.
3)Живёт на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях.
4)В Древнем Риме и раннесредневековой Европе была домашним животным.
5)Гнездо выстилает сухой травой, мхом, листьями каштанов и папоротников.
6)Хвост очень короткий, у некоторых ласок не превышает длину ступни.
14. Какие из приведённых признаков характерны для большинства представителей класса Костные рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) скелет хрящевой
2) плавательного пузыря нет
3) есть жаберные крышки
4) встречаются преимущественно в морях и океанах
5) хорда имеется только у зародышей
6) очень плодовиты, икра мелкая
15. Установите последовательность, описывающую систематическое положение указанного животного с учетом соподчинённости, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)отряд Зайцеобразные
2)тип Хордовые
3)класс Млекопитающие
4)род Заяц
5)царство Животные
6)вид Заяц беляк
16. Установите соответствие между животным и количеством камер его сердца. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ КОЛИЧЕСТВО КАМЕР СЕРДЦА
А) кит 1)четыре
Б) уж 2)три
В) крокодил
Г) воробей
Д) лягушка
Е) тритон
17. Выберите три признака растений из класса Двудольные и запишите цифры, под которыми эти признаки указаны.
1)дуговое жилкование листьев
2)мочковатая корневая система
3)сетчатое жилкование листьев
4)параллельное жилкование листьев
5)две семядоли в семени
6)стержневая корневая система
Часть3.
18. Каковы основные отличительные особенности класса Птицы?
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы
Фамилия, имя ________________________________
Класс ______________________________________
Дата выполнения _____________________________
№ варианта __________________________________
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | | | | | | | | | | | | |
№ задания | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Ответ | | | | | |
Часть 3. Задание 18.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы и критерии оценивания
1 вариант
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | б | б | б | б | в | а | б | б | а | а | в | б |
№ задания | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Ответ | 136 | 245 | 24315 | 121123 | 212121 |
Часть 3. Задание 18. В ответе могут быть указаны любые три отличительные черты класса Млекопитающие.
2 вариант
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | б | г | г | а | г | в | а | в | г | а | г | в |
№ задания | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Ответ | 123 | 356 | 641325 | 121122 | 356 |
Часть 3. Задание 18. В ответе могут быть указаны любые три отличительные черты класса Птицы.