Контрольно–измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации учащихся
в 2019-2020 учебном году
по курсу
«Развитие языковой, речевой компетенции детей мигрантов,
не владеющих и слабо владеющих русским языком»
Итоговая промежуточная аттестация по курсу
«Развитие языковой, речевой компетенции детей мигрантов,
не владеющих и слабо владеющих русским языком»
Пояснительная записка.
1. Назначение КИМ:
Контрольно-измерительный материал позволяет определить уровень подготовки учащихся за курс «Развитие языковой, речевой компетенции детей мигрантов, не владеющих и слабо владеющих русским языком» в объёме 68 ч.
2. КИМ для итоговой промежуточной аттестации за курс «Развитие языковой, речевой компетенции детей мигрантов, не владеющих и слабо владеющих русским языком» составлен в соответствии:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в новой редакции).
Указа Президента РФ от 19.12.2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Методических рекомендаций по вопросам преподавания русского языка в условиях билингвизма / Письмо Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.04.2013 №10-исх-3902.
Постановления Администрации города Сургута от 12.11.2019 №8497 «Об утверждении муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержка и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города Сургута, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов, профилактика экстремизма на период до 2030 года».
Приказа Департамента образования Администрации города от 30.12.2019 №12-03-1045/9 «Об организации и проведении курсов «Развитие языковой, речевой компетенции детей мигрантов, не владеющих и слабо владеющих русским языком» в 2020 году.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
дифференцировать звуки внутри слова;
членить поток речи на слова;
опознавать звуковой образ слова и соотносить его с определенным значением;
членить слова на изученные морфемы, узнавать, различать и называть их значение;
понимать значение производных слов с различными суффиксами и приставками;
устанавливать взаимосвязи слов друг с другом и определять характер семантико-синтаксических отношений;
дифференцировать интонационные схемы предложений;
понимать синтаксическую структуру предложения;
выводить общее содержание предложения из значений составляющих его языковых элементов.
воспринимать звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и другие формы информационных технологий);
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;
составлять тексты разного речевого предназначения в устной и письменной формах;
использовать различные способы сбора информации в соответствии с коммуникативными задачами;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на выразительные средства текста;
составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;
бегло, осознанно и выразительно читать с подготовкой и без подготовки, пересказывать текст кратко, выборочно;
различать на слух правильное произношение звуков и сочетаний звуков, отсутствующих в родном языке;
применять полученные знаний и навыков в условиях учебного и повседневного общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в пределах усвоенной лексики, пересказывать текст, составлять предложения по картинкам, по определенным тематическим образцам, короткие монологические тексты (несложное описание, повествование, рассуждение) на различные темы;
читать вслух и про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;
делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план, дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки и т. д.;
понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
осознавать значение русского языка как государственного языка РФ, языка межнационального общения.
Ученик овладеет:
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым и видовым признакам;
начальными сведениями о сущности и особенностях общения;
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
способностью к общению на русском языке на уровне возрастных интересов в школе и вне школы.
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой);
диалогической формой речи;
Ученик должен обладать:
Умением извлекать информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
3. Условия проведения работы:
На выполнение работы отводится 40 минут.
При выполнении данной работы дополнительных материалов и оборудования не требуется. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
4. Спецификация работы:
Промежуточная аттестация за курс «Развитие языковой, речевой компетенции детей мигрантов, не владеющих и слабо владеющих русским языком» проводится в форме устного собеседования.
Работа состоит из 3 частей.
1 часть – работа с текстом (выразительное чтение текста, анализ).
2 часть – описание фотографии.
3 часть – объяснение значения пословицы.
Часть I
Прочитайте текст.
Случай на охоте.
Со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в
лесу зайца и погнались за ним. Я стою на дороге и жду.
Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну.
На ней высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а
зайца все не найдут.
Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от
меня на верхушке пня сидел заяц. Глядит он на меня, не
шевелится.
Стыдно мне стало. Не бежит от меня зверек. Как же я буду
стрелять в него? Опустил я ружье, пошел прочь и собак
отозвал.
Случай на охоте.
Со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнались за ним. Я стою на дороге и жду. Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну. На ней высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а зайца все не найдут.
Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц. Глядит он на меня, не шевелится.
Стыдно мне стало. Не бежит от меня зверек. Как же я буду стрелять в него? Опустил я ружье, пошел прочь и собак отозвал.
(95 слов.)
(По Г. Скребицкому.)
Ответьте на вопросы:
1. Почему собаки не могли найти зайца?
2. Почему охотник не стрелял?
3. Как вы понимаете выражение «гоняют по лесу»? (Бегают, носятся в разных направлениях.)
4. Какие слова передают крайнее изумление охотника и испуг зайца?
Часть II
Устно опишите фотографию на тему «Мой четвероногий друг» (7 предложений).
Не забудьте описать:
1. кто изображён на фотографии;
2. какое событие изображено на фотографии;
3. настроение, которое передано на фотографии;
4. ваши впечатления фотографии.
Часть III
Объясните значение пословицы (устно):
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
(По Г. Скребицкому.)
Критерии оценивания. Часть I
Задание 1. Чтение текста вслух.
| Критерии оценивания чтения вслух. | Баллы |
Интонация. |
ИЧ | Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. | 1 |
| Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. | 0 |
Темп чтения. |
ТЧ | Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. | 1 |
| Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. | 0 |
| Максимальное количество баллов | 2 |
Задание 2. Анализ текста.
| Критерии оценивания анализа текста | Баллы. |
1 | Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге. | 2 |
П | Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы. | 1 |
| Учащийся не смог ответить на поставленные вопросы | 0 |
Максимальное количество баллов | 2 |
Часть II
Монологическое высказывание.
| Критерии оценивания монологического высказывания (М). | Баллы |
| Выполнение коммуникативной задачи. | |
М1 | Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 7 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют. | 2 |
I | Участник предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или привёл менее 7 фраз по теме высказывания. | 1 |
II | Участник не справился с коммуникативной задачей. | 0 |
М2 | Учёт условий речевой ситуации. | |
I | Учтены условия речевой ситуации. | 1 |
II | Условия речевой ситуации не учтены. | 0 |
М3 | Речевое оформление монологического высказывания (МР) . | |
I | Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. | 2 |
II | Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: присутствует 1 логическая ошибка, последовательность изложения нарушена. | 1 |
III | Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более). | 0 |
Максимальное количество баллов | 5 |
Часть III
Объяснение значения пословицы.
| Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
| Данная пословица означает: как корни питают дерево, дают ему жизненные соки, так и друзья дарят человеку силы, помогают ему в беде и разделяют его радость. Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы | |
| Объяснение значения пословицы | |
I | Верно объяснено значение пословицы | 2 |
II | В целом верно объяснено значение пословицы‚ но в объяснении есть неточность | 1 |
III | Неверно объяснено значение пословицы. ИЛИ Объяснение значения пословицы не дано | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
| Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1- 3 | |
Г | Соблюдение грамматических норм. | |
Грамматических ошибок нет. | 2 |
Допущены грамматические ошибки (не более 2). | 1 |
Допущены грамматические ошибки (две и более). | 0 |
О | Соблюдение орфоэпических норм | |
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более трех орфоэпических ошибок. | 2 |
Допущены орфоэпические ошибки (четыре-пять) | 1 |
Допущены орфоэпические ошибки (шесть и более) | 0 |
Р | Соблюдение речевых норм. | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок. | 1 |
Допущены речевые ошибки (четыре и более). | 0 |
ИСК. | Искажения слов. | |
Искажений слов нет. | 2 |
Допущены искажения слов (четыре-пять) | 1 |
Допущены искажения слов (шесть и более). | 0 |
Максимальное количество баллов | 7 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 18.
Обучающийся получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 9 и более баллов.
1. Почему собаки не могли найти зайца?
2. Почему охотник не стрелял?
3. Как вы понимаете выражение «гоняют по лесу»? (Бегают,
носятся в разных направлениях.)
4. Какие слова передают крайнее изумление охотника и
испуг зайца?