СПЕЦИФИКАЦИЯ
промежуточной аттестации 2016 года по информатике и ИКТ для 10 классов
Назначение контрольных измерительных материалов
Промежуточная диагностическая работа позволяет установить уровень освоения учащимися 10 классов тех разделов образовательной программы, которые изучаются в первом полугодии 10 класса
Контрольные измерительные материалы (далее КИМ) позволяют установить уровень освоения обучающимися Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по информатике и ИКТ, базовый уровень.
Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов
Содержание работы определяет Федеральный компонент государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Для определения содержательной и критериальной основы при разработке инструментария использован кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры контрольных измерительных материалов
Содержание заданий разработано по трём темам курса информатики ИКТ: «Информация и ее кодирование», «Системы счисления», «Логика».
Содержанием работы охватывается основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал.
Работа содержит как задания базового уровня сложности, проверяющие знания и умения, предусмотренные стандартом базового уровня, так и задания повышенного уровня сложности, проверяющие знания и умения, предусмотренные стандартом профильного уровня.
Количество заданий в варианте КИМ должно, с одной стороны, обеспечить всестороннюю проверку знаний и умений обучающихся, приобретенных за данный период обучения по предмету, и, с другой стороны, соответствовать критериям сложности, устойчивости результатов, надежности измерения. С этой целью в КИМ используются задания двух типов: с кратким ответом и развернутым ответом. Структура работы обеспечивает оптимальный баланс заданий разных типов и разновидностей, двух уровней сложности, проверяющих знания и умения на трех различных уровнях: воспроизведения, применения в стандартной ситуации, применения в новой ситуации. Содержание работы отражает значительную часть содержания предмета.
Структура КИМ
Каждый вариант работы состоит из 11 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
– задания на вычисление определенной величины;
– задания на установление правильной последовательности, представленной в виде строки символов по определенному алгоритму.
Ответ на все задания, кроме 10, дается соответствующей записью в виде натурального числа или последовательности символов (букв, слов или цифр). Задание 10 с развернутым ответом, ответ даётся в виде схемы логических элементов.
КИМ содержит 9 заданий базового и 2 задания повышенного уровней сложности. Задания проверяют материал всех тематических блоков.
Распределение заданий по частям работы представлено в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям
Кол-во заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 11 | Тип заданий | |
10 | 10 | 91 | С кратким ответом | |
|
1 | 1 | 9 | С развернутым ответом | |
11 | 11 | 100 | | |
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий
Отбор содержания, подлежащего проверке в КИМ 2016 г., осуществляется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (базовый и профильный уровни). Распределение заданий по разделам курса информатики и ИКТ представлено в таблице 2.
Таблица 2. Распределение заданий по содержательным разделам курса информатики и ИКТ
№ | Содержательные разделы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного11 |
1 | Информация и ее кодирование | 6 | 6 | 55 |
2 | Системы счисления | 1 | 1 | 9 |
3 | Логика | 4 | 4 | 36 |
| Итого | 11 | 11 | 100 |
КИМ диагностической работы не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий КИМ от обучающегося требуется решить тематическую задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной или новой ситуации.
Знание теоретического материала проверяется косвенно через понимание используемой терминологии, взаимосвязей основных понятий, размерностей единиц и т.д. при выполнении практических заданий по различным темам предмета. Таким образом, в КИМ проверяется освоение теоретического материала из разделов:
системы счисления;
алгебра логики
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания стандартной ситуации входит в обе части работы. Это следующие умения:
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации также входит в обе части работы. Это следующие сложные умения:
Каждое задание работы характеризуется не только проверяемым содержанием, но и проверяемыми умениями. Кодификатор определяет две группы требований к уровню подготовки учащихся: с одной стороны, знать/понимать/уметь и, с другой стороны, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В таблице 3 характеризуется распределение заданий с точки зрения проверяемых умений в каждой части работы.
Таблица 3. Распределение заданий по видам проверяемых умений и способам действий
Основные умения и способы действий | Количество заданий |
1. Требования: «Знать/понимать/уметь» | |
Моделирование объектов, систем и процессов | 4 |
Вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний | 2 |
Определение количественных параметров информационных процессов | 1 |
Оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации | 4 |
Итого | 11 |
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Диагностическая работы содержит 9 заданий базового уровня сложности, 2 задания повышенного уровня сложности.
Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня – 60–90. Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня – 40–60.
Для оценки достижения базового уровня используются задания с кратким и развёрнутыми ответами. Достижение повышенного уровня подготовки проверяется с помощью задания с кратким ответом. Распределение заданий по уровням сложности представлено в таблице 4.
Таблица 4. Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 11 |
Базовый | 9 | 9 | 82 |
Повышенный | 2 | 2 | 18 |
Итого | 11 | 11 | 100 |
Продолжительность
На выполнение работы отводится 40 минут.
8. Дополнительные материалы и оборудование Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Выполнение каждого задания 1 оценивается в 1 балл. Задание считается выполненным, если обучающийся дал ответ, соответствующий коду верного ответа. За выполнение каждого задания присваивается (в дихотомической системе оценивания) либо 0 баллов («задание не выполнено»), либо 1 балл («задание выполнено»).
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение работы, – 11 баллов.
План промежуточной работы по ИНФОРМАТИКЕ в 10 классе, 2016г.
№ | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания (по коди- фикатору) | Коды проверяемых требований к уровню подготовки (по коди- фикатору) | Уровень слож- ности задания | Макс. балл за выпол- нение задания | Пример- ное время выпол- нения задания (мин.) |
1. | Знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера | 1.4.2 1.4.1 | 1.3 | Б | 1 | 2 |
2. | Умение кодировать и декодировать информацию | 1.1.2 | 1.2.2 | Б | 1 | 2 |
3. | Умение подсчитывать информационный объем сообщения | 1.1.3 | 1.3.1 | П | 1 | 3 |
4. | Умение находить объём информации, необходимый для текстовой информации. | 1.1.3 | 1.3.1 | Б | 1 | 5 |
5. | Умение определять истинность составного высказывания. | 1.5.1 | 1.1.7 | Б | 1 | 2 |
6. | Умения строить таблицы истинности и логические схемы | 1.5.1 | 1.1.6 | Б | 1 | 3 |
7. | Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала, объем памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации | 1.1.4/3.3.1 | 1.3.1/1.3.2 | Б | 1 | 5 |
8. | Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала, объем памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации | 1.1.4/3.3.1 | 1.3.1/1.3.2 | Б | 1 | 5 |
9. | Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) | 1.3.1 | 1.2.1 | П | 1 | 3 |
10. | Умение строить логические схемы. | 1.5.3 | 1.1 | Б | 1 | 5 |
11. | Умение решать логические задачи. | 1.5.3 | 1.2.2 | Б | 1 | 5 |
Вариант_1
Вычислите: 101010112 – 2538 + 616. Ответ запишите в десятичной системе счисления.
2) По каналу связи передаются сообщения, содержащие только буквы A, B, С, D. Для передачи используется двоичный код, допускающий однозначное декодирование. Для букв A, B, C используются такие кодовые слова:
A – 111, B – 0, C – 110.
Укажите кратчайшее кодовое слово для буквы D, при котором код будет допускать однозначное декодирование. Если таких кодов несколько, укажите код с наименьшим числовым значением.
3) В офисе работают 95 человек. Специальное устройство утром на входе регистрирует приход сотрудника на работу, записывая его индивидуальный номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого сотрудника. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, если утром в офис пришли только 80 из 95 сотрудников?
4) Жесткий диск пуст и имеет объем 160 Гбайт.
а) Сколько книг, каждая из которых состоит из 256 страниц, на каждой странице 128 строк, в каждой строке 64символа, можно записать на такой жесткий диск (каждый символ кодируется одним байтом)?
б) Если учесть, что каждая такая книга 3 см толщиной, то какой высоты в метрах (целое число) будет стопка, если все их сложить друг на друга?
5) Определи истинность составного высказывания.
A = «Монитор – устройство вывода информации». B = «Интерактивная доска – устройство хранения информации». C = «Сканер – устройство ввода информации». D = «Блок питания – устройство обработки информации».


Составное высказывание: F=(A&B)&(C∨D).
6) Логическая функция F задаётся выражением (¬z) ∧ x ∨ x ∧ y. Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных x, y, z.

В ответе напишите буквы x, y, z в том порядке, в котором идут соответствующие им столбцы (без разделителей).
7) Сколько памяти (в Килобайтах) нужно для хранения 64-цветного растрового изображения размером 32*128 точек.
8) Найти время звучания звукового файла (в секундах), если известно, что частота дискретизации равна 22000 Гц, глубина кодирования звука 24 бит, объем звукового файла 4125 Кбайт и задан стерео режим.
9) На рисунке представлена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?

10) Постройте схему, соответствующую заданной логической функции, на логических элементах «И», «ИЛИ» и «НЕ». Предварительно преобразуйте выражение так, чтобы количество использованных логических элементов было минимальным.
11) По радио синоптик объявляет странный прогноз погоды на завтра и утверждает следующее: Если не будет ветра, то будет холодно без дождя. Если будет дождь, то будет холодно и без ветра. Если будет холодно, то будет дождь и не будет ветра. Так какая же погода будет завтра?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
6 | 10 | 70 байт | 81920; 2458 | 0 | zyx | 3 | 32 | 13 |
10 | 11 | | | | | | |
| Погода будет с ветром, но тёплой и без дождя | | | | | | |
Вариант_2
Вычислите: 101010102 – 2528 + 716. Ответ запишите в десятичной системе счисления
2) По каналу связи передаются сообщения, содержащие только буквы A, B, С, D. Для передачи используется двоичный код, допускающий однозначное декодирование. Для букв A, B, C используются такие кодовые слова:
A – 1, B – 010, C – 000.
Укажите кратчайшее кодовое слово для буквы D, при котором код будет допускать однозначное декодирование. Если таких кодов несколько, укажите код с наименьшим числовым значением.
3) При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдается пароль, состоящий из 17 символов и содержащий только символы Q, W, E, R, T, Y. Каждый такой пароль в системе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит).
4) Жесткий диск пуст и имеет объем 320 Гбайт.
а) Сколько книг, каждая из которых состоит из 512 страниц, на каждой странице 256 строк, в каждой строке 64символа, можно записать на такой жесткий диск (каждый символ кодируется одним байтом)?
б) Если учесть, что каждая такая книга 4 см толщиной, то какой высоты в метрах (целое число) будет стопка, если все их сложить друг на друга?
5) Определи истинность составного высказывания.
A = «Монитор – устройство вывода информации». B = «Интерактивная доска – устройство хранения информации». C = «Микрофон – устройство ввода информации». D = «Блок питания – устройство обработки информации».


Составное высказывание: F=(A&B)&(C∨D).
6) Логическая функция F задаётся выражением (¬x ∧ y ∧ z) ∨ (¬x ∧ ¬z). На рисунке приведён фрагмент таблицы истинности функции F, содержащий все наборы аргументов, при которых функция F истинна. Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных x, y, z.

В ответе напишите буквы x, y, z в том порядке, в котором идут соответствующие им столбцы (без разделителей).
7) Сколько памяти (в Килобайтах) нужно для хранения 16-цветного растрового изображения размером 32*128 точек.
8) Найти глубину кодирования звукового файла (в битах), если известно, что частота дискретизации равна 44100 Гц, время звучания файла 64 секунды, объем звукового файла 11025 Кбайт и задан стерео режим.
9) На рисунке представлена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Л?

10) Постройте схему, соответствующую заданной логической функции, на логических элементах «И», «ИЛИ» и «НЕ». Предварительно преобразуйте выражение так, чтобы количество использованных логических элементов было минимальным.
11) В некотором городе N появился вор. Полковник полиции послал четырёх полицейских найти данного вора. Полицейcкие нашли вора, и полковник спрашивает их: «Так кто же из Вас раскрыл данное преступление и нашёл вора?». Полицейские ответили:
Сказал Петров: «Докладываю, это Короленко»;
Короленко возразил: «То был Иванов»;
Иванов: «Не прав Короленко, не я это»;
Пашкевич: «И не я, полковник».
В кабинет зашёл майор и сказал: «А прав-то лишь один из полицейских». Кто же из полицейских раскрыл преступление?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
7 | 001 | 420 байт | 40960; 1638 | 1 | yzx | 2 | 16 | 13 | | Вора нашёл Пашкевич |