13
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное стационарное учреждение
социального обслуживания Московской области
«Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками
и для умственно отсталых детей»
Методическая разработка внеклассного мероприятия:
«Прощание с Азбукой»
(С применением личностно-ориентированных, игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, групповых технологий, технологии уровневой дифференциации)
Подготовила и провела
Учитель начальных классов
Лукоянова С.В.
г. Дмитров
Сценарий внеклассного мероприятия «Прощание с Азбукой»
Цели:
подвести итог проделанной работы на уроках обучения грамоте;
развитие детского коллектива посредством индивидуального становления каждого обучающегося.
Задачи:
развивать познавательную активность и творческие способности детей посредством участия в инсценировке сказки;
развивать мыслительные операции в ходе игры;
воспитывать у учащихся интерес к книге, к чтению;
способствовать раскрытию талантов;
формировать самооценку;
развитие логического мышления, памяти;
развитие положительной мотивации к процессу обучения;
прививать бережное отношение к книгам.
Формирование УУД
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Коммуникативные:
- становление коммуникативной деятельности;
Регулятивные:
- осуществлять рефлексию деятельности и осмысление собственного поведения и поведения окружающих.
Оборудование: празднично оформленный класс, костюмы персонажей сказки «Заюшкина избушка», изба, ели, пенёк, плакаты, таблички, магниты, рисунки зверей, магниты, грамоты, подарки, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, аудио сопровождение.
Приглашённые: администрация, педагоги, родители, дети из дошкольной группы и начальной школы.
Ход праздника
Музыка
ВЕД: Внимание, начинаем праздник прощания с АЗБУКОЙ
Музыка
Заходите, проходите!
Путь свободен к празднику.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Азбукой! Максим
Если все у вас в порядке:
Парты, книжки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда,
Приглашаем вас сюда! Антон
Входят дети под ту же музыку
Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В наш самый лучший первый класс. Ярик
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами. Егор
И учительница наша
Начинала с «Азбуки». Илья
И директор наш, ребята,
С «Азбукой» ходил когда-то. Лиза
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас. Вита
Максим: Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу «Азбука» и показать, чему научились.
Ярик: Давайте её позовём
Дети хором: АЗБУКА (3 р.)
Музыка ПОЯВЛЯЕТСЯ АЗБУКА
АЗБУКА: Здравствуйте. Вы меня звали? Я- АЗБУКА
А что вы знаете обо мне? (ответы детей) наша первая книга.
Азбука: Я очень люблю детей и желаю поделиться кладезем мудрости и знаний с любым, кто захочет принять его от меня. И я рада видеть на этом празднике ребят, которые ещё вчера листали мои страницы и тех, которые делали это 20, 30, 40, а может даже и больше лет назад. Для меня они навсегда останутся любознательными девчонками и мальчишками. И особенно рада видеть малышей, моих будущих друзей.
Азбука: Это сейчас, ребята, я знакомлю вас с буквами и звуками, а раньше, много, много лет назад у детей не было учебников. (Слайд 10). И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий, создали первую книгу для обучения чтению. И называлась она тогда Кириллица (по имени старшего брата). Братья придумали знаки для обозначения звуков. Они говорили: "Всем людям светит солнце, для всех идет дождь, всех кормит земля. Все люди равны перед Господом, всем нужна грамота". Шло время, Кириллица менялась и появилась первая учебная книга для детей , которую и назвали моим именем «Азбука», потом у меня были и другие имена, например Букварь. Он выглядел вот так Слайд 11. А потом были и другие учебники «Азбука» и другие учебники «Букварь» и сейчас их очень много и они различны! Но для вас я ТАКАЯ. (слад)
Азбука, а может быть кто-то знает, почему меня так назвали? Все очень просто. Сейчас мы называем буквы вот так, Егор, прочти , пожалуйста русский Алфавит (ЕГОР ЧИТАЕТ АЛФАВИТ(СЛАЙД, таблица). А раньше А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Сложили две первые буквы АЗ и БУКИ – получилось АЗБУКА. (слайд)
Ярик: Азбука – наша первая книга и изучение её мы начали с чудесной сказки, сегодня, мы хотим подарить её Азбуке и нашим гостям. (Азбука садится на трон)
МУЗЫКА
(дети под музыку выходят переодеваться)
--
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА :
СКАЗОЧНИК
ЗАЯЦ
ЛИСА
СОБАКА
ВОЛК
МЕДВЕДЬ
ПЕТУХ
Поприветствуем наших артистов, они очень волнуются, встретим их аплодисментами
(Музыка.)
Сказочник:
Добрый день! Спешу опять
Сказку детям рассказать.
Долго к вам, ребята, шёл,
Сундучок для вас нашёл.
Он лежал в лесу под ёлкой,
Не попал он в лапы волку!
Сундучок-то не простой,
Он волшебный! Вот какой!
Сказка в сундучке живёт.
Вот возьмёт, да оживёт!
Но сначала вы, ребятки.
Отгадайте-ка загадки!
На открытках
1. Маленький, пушистенький,
По лесочку прыг-прыг.
По снежочку тык-тык (заяц)
2. Хитрая плутовка
Зайчиков пугает,
Хвостом следы заметает! (лиса)
3. Зимой спит.
Летом ульи ворошит! (медведь)
4. С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Спит под крылечком,
Хвостик колечком! (собака)
5Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Рано-рано поутру
Он кричит «Ку-ка-ре-ку»! (петух)
Сказочник поочерёдно достаёт картинки игрушек из сундучка и отгадавшие дети вывешивают их на доску.
- Ребята, а в какой сказке живут все эти герои?
(Молодцы вы, ребята, ПРАВИЛЬНО).
ЕСТЬ ТАКАЯ СКАЗКА «Заюшкина избушка»
- Сегодня я приглашаю вас в эту сказку (ИГРАЕТ СКАЗОЧНАЯ МУЗЫКА)
Дети поочерёдно выходят в костюмах и инсценируют сказку
СКАЗОЧНИК : Жили-были Лиса и Заяц.
У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца лубяная
.Пришлавесна – красна…
ПОЮТ ПЕСНЮ «А весной»
Пришла весна красна – у Лисы избушка растаяла (звук таяния),а у Зайца стоит по-старому.
Вот Лиса и попросилась у Зайца переночевать,
да его из избушки и выгнала.
Идет дорогой Зайчик и плачет.( Музыка. Занавес открывается. Задник – лес.)
Ему навстречу Собака.
СОБАКА : Ав-ав ! Что ты, Зайчик, плачешь?
ЗАЯЦ : Как же мне не плакать ?
Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, растаяла у нее избушка. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.
СОБАКА : Не плачь, зайчик ! Я твоему горю помогу !
СКАЗОЧНИК : Пошли они к Зайкиной избушке…
( Собака и Заяцподходят к избушке.)
СОБАКА : Ав-ав ! Пойди, Лиса, вон !
СКАЗОЧНИК : А Лиса им с печи…
ЛИСА : ( голос Лисы из избушки ) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам !
СКАЗОЧНИК : Собака испугалась и убежала…
( Собака убегает из класса.)
СКАЗОЧНИК : Опять идет Зайчик, плачет. Ему навстречу Медведь.
МЕДВЕДЬ : Что ты, Зайчик, плачешь ?
ЗАЯЦ : Как же мне не плакать ?
Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, растаяла у нее избушка. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.
МЕДВЕДЬ : Пойдем к Лисе, я твоему горю помогу !
ЗАЯЦ : Нет, Медведь, не поможешь !
Собака гнала – не выгналаи тебе не выгнать !
МЕДВЕДЬ : А я выгоню !
СКАЗОЧНИК : Подошли они к избушке. Медведь как заревет…
( Медведь и Заяц подходят к избушке.)
МЕДВЕДЬ : Пойди, Лиса, вон !
СКАЗОЧНИК : А Лиса им с печи…
ЛИСА : ( голос Лисы из избушки ) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам !
СКАЗОЧНИК : Медведь испугался и убежал…
( Медведь убегает за сцену.)
СКАЗОЧНИК : Опять идет Зайчик дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу Петух с косой.
( Заяц идет по сцене, плачет. Из-за сцены появляется Петух с косой на плечах (косу можно сделать).)
ПЕТУХ : Кука-ре-ку !
О чем, Зайчик, плачешь ?
ЗАЯЦ : Как же мне не плакать ?
Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, растаяла у нее избушка. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.
ПЕТУХ : Пойдем, я твоему горю помогу !
ЗАЯЦ : Нет, Петух, не поможешь !
Собака гнала – не выгнала, Медведь гнал – не выгнал, и тебе не вы-
гнать !
ПЕТУХ : Нет, выгоню ! Пойдем к Лисе !
СКАЗОЧНИК : Пошли они к избушке. Петух ногами затопал, крыльями захлопал…
( Заяц и Петух подходят к избушке. Петух ногами топает, крыльями-руками хлопает.)
ПЕТУХ : Кука-ре-ку !
Иду на пятах !
Несу косу на плечах !
Хочу Лису посечи !
Слезай Лиса с печи ! Иди лиса вон!
СКАЗОЧНИК : Услышала Лиса, испугалась и говорит…
ЛИСА : ( голос Лисы из избушки ) Обуваюсь…
ПЕТУХ : Кука-ре-ку !
Иду на пятах !
Несу косу на плечах !
Хочу Лису посечи !
Слезай Лиса с печи ! Иди лиса вон!
ЛИСА : ( голос Лисы из избушки ) Одеваюсь…
ПЕТУХ : Кука-ре-ку !
Иду на пятах !
Несу косу на плечах !
Хочу Лису посечи !
Слезай Лиса с печи ! Иди лиса вон!
( Петух ногами топает, руками-крыльями хлопает и косой машет.)
СКАЗОЧНИК : Петух ногами топает, крыльями хлопает, косой машет… Испугалась Лиса, выскочила из избушки и убежала.
(В избушку заходят Заяц и Петух.)
СКАЗОЧНИК : Зашли Петух и Заяц в избушку и стали там с тех пор жить да поживать, а Лиса больше в тех местах и не появлялась.( Машут)
( Музыка. Выходят на поклон. Поют песню «Веснянка» Садятся на места)
АЗБУКА: Спасибо, ребята за чудесную сказку, за ваше ко мне уважение. Вы меня очень порадовали. Но готовы ли вы идти дальше? Сейчас проверим.
Для начала отгадайте загадки (со слайдов)
- Ребята, но я не могу с вами вот так проститься. Для меня очень важно знать, чему же вы научились. И поэтому я пришла на праздник не с пустыми руками. Прочтите, пожалуйста.
ПОКАЗЫВАЕТ ТАБЛИЧКИ
Ученики (читают)
Ель, то-пор, ло-па-та, ру-ки -
Азбука: В каждой словно слышим ……..(звуки).
Звуки эти разные: …….
Вместе ученики
Гласные, согласные.
Азбука: -Назовите буквы гласных звуков, а какие гласные бывают? (1 и 2 ряда)
-Чем они отличаются? (2 ряда - хитрые, своих звуков не имеют, но отбирают у гл. 1 ряда, которые находятся над ними и у буквы Й в начале слова или после другой гласной, а согласную они смягчают и так же отбирают звук у гл - х. 1 ряда, которые находятся над ними )
Ученики:
Гласные тянутся в песенке звонкой, Антон
Могут заплакать и закричать, Максим
В темном лесу звать и аукать Илья
И в колыбельке сестренку баюкать, Ярослав
Но не желают свистеть и ворчать. Лиза
Азбука: А какие бывают согласные звуки? Назовите их (звонкие, …… глухие……, твёрдые……, мягкие…….) МОЛОДЦЫ
Азбука:
Что - то взрослые заскучали, давно они в школе не учились.
Давайте поиграем.
ИГРА называется «Буква заблудилась»
Я прочту вам предложение, где в одном из слов заблудилась буква, и Вам предлагается изменить эту букву и назвать правильное слово: Ребята, помогите взрослым
Закричал охотник:- Ой! Двери (звери)гонятся за мной!
На виду у детворы крысу красят маляры (крышу)
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села (дочками)
Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом (коне)
Сели в ложку и - айда! - по реке туда-сюда (лодку)
На пожелтевшую траву роняет лев свою листву (лес)
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме
Там ползёт зелёный лук с длинными усами (жук).
Смотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке (маки)
Азбука:
Молодцы наши взрослые!
ХЛОПАЮТ
Стук в дверь. Входит Саша с конвертом
Саша: Ребята, выпускники 4 класса передали вам интересное задание.
(передаёт Азбуке конверт)
Задание от выпускников 4 класса
Каждому ребёнку раздаётся листок бумаги и предлагается раскрасить на нем букву:
Егор – «Б»
Максим – «С»
Вита – «О»
Лиза – «А»
Антон – «П»
Ярослав - «И», «Восклицательный знак»
Илья – «С».
(Буквы выставляются на доске). - Попробуйте составить из этих букв слово. Что у нас получилось? (Его часто произносят воспитанные дети)
-Кому вы сегодня хотите сказать это слово? За что вы хотите поблагодарить…
Высказывания детей (Азбуку, маму, воспитателя, учителя, директора…)
Азбука: Молодцы первоклассники, хорошо потрудились. Ребята, сегодня мы с вами прощаемся. Теперь рядом с вами будут новые интересные книжки. Но прежде чем вы их получите, я хочу в последний раз задать вам вопросы . Попрошу вас быть честными и внимательными. Я задаю вопрос, а вы отвечаете «Нет» или «Да».
Азбука дала вам знанья,
Они с вами навсегда.
Самый первый свой учебник
Помнить будете вы? (Да).
Впереди ребят ждут книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет).
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет).
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да).
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите вы? (Нет).
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
Азбука:
Позади нелегкий труд
Первого чтения.
Я поздравляю вас, друзья и в память о вашей первой победе хочу вручить вам медали
(читает текст на медали) (Вручает медали)
Азбука:
Вот и пришёл расставания час.
И грустно мне немного сейчас.
Получайте знанья приличные,
А отметки только отличные.
Многому Вам предстоит учиться.
Не лениться, а трудиться.
Год за годом промелькнут,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога
Верит в вас учитель! Надеется родитель!
Прощайте! (машет и уходит)
Прощай, Азбука! (Дети хором)
Поют песню «Двери открывает перед нами…»
Саша: Наш праздник подошёл к концу. Спасибо за внимание! (Музыка)
ЧАЕПИТИЕ