Праздник «Прощание с Азбукой»
(Оформление: Зал украшен шарами.
На плакатах пословицы: Человек без книги, что птица без крыльев. Кто много читает, тот много знает.)
Учитель: - Дорогие ребята! Совсем недавно было 1 сентября, и вы впервые переступили порог школы. Прошло несколько месяцев, и вы научились читать. Сегодня мы собрались, чтобы попрощаться с Aзбукой.
Ученик 1
Мы сегодня очень рады
Всем ребятам, папам, мамам.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Ученик 2
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 3
Пусть зовут нас «семилетки»,
Пусть не ставят нам отметки,
Не ведём мы дневники.
Всё же мы…Ученики!
Ученик 4
А сейчас посмотрите, родители, на нас.
Мы в школе полгода почти отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книжки свои прочитали.
Ученик 5
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Ученик 6
Февраль за окнами стоит,
Снег в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит\
С Азбукой проститься!
Ученик 7
Нас научила Азбука читать,
Слова на слоги разделять.
Открыла тайны многих книг,
И к ней любой из нас привык.
Ученик 8
Открыли эту книгу мы едва,
И сразу же узнали букву А.
Но для того , чтоб книгу прочитать,
Одной лишь буквы мало знать.
Составлен алфавит из многих букв.
Они - основа всех наук.
Ученик 9
Азбука – первая книга моя.
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учила.
Радость открытий мне подарила.
Ученик 10
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звёзды и моря -
Не обойтись без Азбуки , друзья!
Учитель: -Сегодня у нас необычный праздник. Мы прощаемся с самой первой, самой важной книгой, которая научила вас читать – Азбукой. Ещё полгода назад вы были малышами, а сегодня уже настоящие первоклассники, преодолевшие самую первую, самую трудную ступеньку по лестнице, ведущей к знаниям.
Сегодня мы проведем необычный урок. Мы совершим путешествие по страницам Азбуки, а помогут нам в этом сказочные герои.
Вот один из них уже спешит к нам.
Отгадайте, кто это?
С книжкою шагает в школу деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы в деревянный балаган.
Как зовется эта книжка? Как зовётся тот мальчишка?
(Буратино)
Буратино: Вот ещё! Ступеньки какие – то придумали! Я вот продал «Азбуку» и не пошёл в школу. Зачем мне надо учиться? Я лучше в театр пойду. Вот мой билет! (показывает ярко оформленный билет).
Учитель: Скажи, пожалуйста, а как ты в театр попадёшь? Ты знаешь, что на твоём билете написано?
Буратино: Нет, не знаю
Учитель: Нельзя прожить на свете неучёному. Утята учатся у своей мамы – утки плавать, лисята у лисицы охотиться, молодые ласточки учатся у своих родителей летать и ловить мошек. А если не научатся этому, то пропадут. Так и человек!
Буратино: Я всё понял. Мне обязательно нужно выучить буквы и научиться читать. Но как?
Учитель: Ребята, как же нам помочь Буратино? Я, кажется, знаю. Нам нужно позвать нашу верную помощницу, родную Азбуку на праздник. Тогда Буратино, может быть, сможет выучить буквы. Ты согласен, Буратино?
Буратино: Конечно, согласен.
Учитель (вместе с детьми): Азбука! Азбука! Мы ждём тебя!
Что-то не идёт Азбука к нам в гости. Я придумала, ребята. Мы с вами учили песню про Азбуку. Давайте её споём и может быть тогда наша долгожданная гостья услышит и придёт нам на помощь.
( Исполняется песня «Азбука» -)
1.Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
2.Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибок, точно.
Припев.
3. Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев:
Азбука
- Здравствуйте, ребята! Узнали меня?
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Учитель:
- Дорогая Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике.
Азбука:
Ребята, а вы знаете откуда появилось слово АЗБУКА?
Дети:
Слово АЗБУКА родилось в России. Азбука - переведённое на русский язык слово АЛФАВИТ.
По - древнерусски первая буква алфавита называется -АЗ, вторая – БУКИ. Вот и получилось : аз-буки или АЗБУКА. А слово букварь означает собрание букв. Азбука , конечно, не сама к нам пришла. Тому, что она появилась на Руси, мы обязаны двум монахам, братьям -Кириллу и Мефодию. Они составили славянскую азбуку, которой мы пользуемся до сих пор.
Азбука:
Ребята, а вы помните 1 сентября. Когда вы первый раз пришли в школу?
Какое впечатление оставил у вас этот день?
Учитель:
Сейчас, Азбука, мы тебе об этом расскажем.
Сценка «Под берёзкою в тиши…»
Под берёзкою в тиши собралися малыши.
Малышам сказал Тарас:
«Самый трудный 1 класс.
Всех труднее 1 класс, потому что в первый раз.
Расселись ребята на брёвнышке в ряд
И тихо о школе они говорят.
«Мне нравится школа» - Наташа сказала.
Всю жизнь я о школе , ребята, мечтала.
«Учитель мне нравится» -Петя сказал.
Он строгий, каких я ещё не видал.
«А мне» - чуть подумав промолвила Лена.
«Мне нравится больше всего перемена.
Учитель:
Мы проучились уже полгода и знаем, как надо вести себя на уроках.
Дети:
Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит в класс.
Парта - это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроках не болтай
Как заморский попугай.
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Я на уроке первый раз, теперь я ученица.
Вошла учительница в класс. Вставать или садиться?
Мне говорят : « Иди к доске». Я руку поднимаю.
А ручку как держать в руке совсем не понимаю.
Я на уроке первый раз, теперь я ученица.
За партой правильно сижу, хотя мне не сидится.
Буратино:
А чем же вы занимаетесь в школе?
Дети:
Ежедневно по утрам заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.
2.Ель, топор, лопата, руки …В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.
3.Гласные тянутся в песенке звонкой. Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать , и в колыбельке ребёнка качать.
4. А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь.
5. Дружат гласная с согласной. Составляя вместе слог.
Ма и ша, а вместе (МАША) к нам явилась на урок.
6. Если слоги встанут рядом, получаются слова:
Ты и ква, а вместе (ТЫКВА). Со и ва, итак (СОВА)
7. Соединили мы два слова, и предложение готово.
Дождь идёт. Гремит гроза. Прилетела стрекоза.
8. Мы знаем буквы, знаем слоги, умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу мы научились все читать
Учитель: Буратино, тебе понравилось?
-Ребята, давайте покажем Азбуке и Буратино, как вы умеете составлять слова.
Игра «Живые слова». У детей карточки со слогами (АЗ БУ КА ПЕ НАЛ ТЕТ РАДЬ ПАР ТА)
Учитель читает загадку, дети составляют слова.
Эта книга не простая.
По ней я буквы изучаю. (АЗ-БУ-КА)
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, ластики и скрепки.
Что угодно для души. (ПЕ- НАЛ)
То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое Я? (ТЕТ-РАДЬ)
Стоит чудесная скамья.
На ней уселись ты и я.
Скамья ведёт обоих нас
Из года в год, из класса в класс. (ПАР-ТА)
Учитель:
- Дорогой Буратино! Понравилось ли тебе у нас на празднике? Ты по–прежнему не хочешь учиться?
Буратино:
- Я понял, что чтение – лучшее учение. Не научившись читать и писать, ничему не научишься!
-Азбука, можно я с тобой буду дружить? Я хочу научиться читать, как эти первоклассники.
Азбука: Конечно, можно!
Дети исполняют танец.
Учитель: А к нам в гости спешит ещё один сказочный герой.
Ребята, к нам пришёл Петрушка..Поздоровайтесь с ним.
Дети:
Здравствуй, Петрушка!
Учитель:
Петрушка, поздоровайся и ты, видишь публика.
Петрушка:
Не вижу я никакого бублика.
Учитель:
Да не бублика, а поздоровайся с публикой.
Петрушка:
Ну так бы сразу и сказали.
Здравствуйте, здравствуйте дорогие зрители.
А подраться со мной не хотите ли?
Учитель:
Ну как тебе , Петрушка, не стыдно.
Ты на празднике у ребят, а ведёшь тебя так не красиво.
У нас никто не дерётся. Наши ребята дружные.
Петрушка:
Простите меня. А какой у вас праздник?
Можно я тоже буду в нём участвовать?
Учитель:
А что ты можешь предложить?
Петрушка:
Здравствуйте, здравствуйте дорогие зрители. Состязаться со мной не хотите ли?
Учитель:
А в чём состязаться?
Петрушка:
Ну например, кто громче заорёт или шире откроет рот , разбросает пальто в раздевалке. Есть у вас такие ребята?
Учитель:
Ну, Петрушка, скажу тебе заранее,
Не нужны нам такие состязания.
Петрушка:
Да я пошутил.
Учитель:
А хочешь, состязание проведу я, а ты будешь участвовать в нём вместе с ребятами?.
Знаешь ли ты , что такое волшебные слова?
К нам пришли письма . В них нет последних слов.
Подскажите мне, что это за слова.
Видел Настю – первоклашку я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка, Настя ходит в 1 класс.
Но давно уже от Насти я не слышал слова….(ЗДРАСТЕ),
А слово то какое, очень дорогое.
Встретил Витю я , соседа. Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда, налетел из-за угла.
Но, представьте, - зря от Вити ждал я слово (ИЗВИНИТЕ)
А слово – то какое, очень дорогое.
Дед про внучку говорил: « Экая досада.
Я портфель ей подарил, вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба. Ну сказала бы (СПАСИБО).
А слово то какое, очень дорогое.
Все эти слова – волшебные. Никогда не забывайте их.
Азбука:
Молодцы! А теперь я проверю, знаете ли вы буквы по порядку.
Давайте устроим Парад букв.
Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называется всё:
АЛФАВИТ! (хором)
А. Буква А. буква А –
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света:
А похожа на ракету.
Б. Буква Б проснулась рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся, будь здоров.
Богатырь Борис Бобров.
В. Палочка, рядом две ровные дужки.
Вот и готовы очки для лягушки.
Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу, ив кочергу
Превратить я Г смогу.
Д. Вот стоит дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Е и Ё – родные сёстры.
Различить сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж. Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук.
З. На эту букву посмотри.
Она совсем как цифра 3.
И. Молоток я раздобыл.
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? Три!
А какая буква? И.
Й. Эта буква не простая,
Голос краток и сердит.
Потому что запятая
На её плечах сидит.
К. На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит.
Буквой Ка на нас глядит.
Л. Алфавит продолжит наш
Буква эЛ – лесной шалаш.
М. Взявшись за руки мы встали
И на эМ похожи стали.
Н. На букве эН
Я как на лесенке
Сижу и распеваю песенки.
О. В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла
Покатиться бы могла.
П. На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Р. Буква эР - на мачте парус
Вдаль летит, небес касаясь.
С. Полумесяц в небе тёмном
Буквой эС порвис над домом.
Т. Молоток стучит «тук-тук».
Букве Т я старый друг.
У - сучок.
В любом лесу ты увидишь букву У.
Ф. Все мы знаем без подсказки –
Буква Ф как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Х. Буква Х всё ходит, ходит.
Места словно не находит.
Ц. Вот какая буква Ц.
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Ч. Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем как 4.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш. Посмотри на букву Ша.
Буква очень хороша.
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Щ. Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Ъ. Из ведра не просто так
Нам воды напиться.
Нужен ковшик –Ъ,
Чтобы не облиться.
Ы. А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой увы.
Ь. Буква эР перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Э. Это Э с открытым ртом
И большущим языком.
Ю. Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой ,смотрите, что случилось.
Получилась буква Ю.
А какой буквы в нашем алфавите вы не увидели?
Инсценировка: Буква «Я»
(Выходят: Рассказчик, буквы: Я, Ф, С, П, В,Л)
Рассказчик:
Всем известно, буква Я
В азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Дети: Неизвестно.
Рассказчик: Интересно?
Дети: Интересно!
Рассказчик: Ну, так слушайте рассказ
Жили в азбуке у нас
Буквы. Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз всё дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква я в строку не встала,
Взбунтовалась буква я!
Я : - Я –
(Сказала буква Я)
Главная - заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду.
Я ведь вам не просто буква
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мной, -
Недоразумение!
Недоразумение –
Ни более, ни менее!
Рассказчик: Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
(Буквы подходят к букве, рассматривают её, говорят слова)
Ф: Фу-ты, ну –ты!
(Фыркнул эф,
От обиды покраснев.)
С: Срам!
(Сердито «с» сказало.)
В: ( «В» кричит: )«Воображала!»
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам предлог!
П: (Проворчало «П»:)
Попробуй, потолкуй с такой особой!
Мы же грамотный народ!
Буква я сама поймёт!
Разве мыслимое дело!
Всюду я совать вперёд.
Ведь никто в таком письме не поймёт ни бе, ни ме.
Рассказчик: Я затопала ногами.
Я: Не хочу водиться с вами!
Буду делать всё сама!
Хватит у меня ума!
Рассказчик: Буквы тут переглянулись,
Все буквально – улыбнулись
И ответил дружный хор.
Буквы: Хорошо, идём на спор!
Л: Если сможешь в одиночку
написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
Я: Чтобы я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а - я!
Рассказчик: Буква я взялась за дело:
Целый час она пыхтела
И кряхтела, и потела.
Написать она сумела только «яяяя!»
Х: (Как зальётся буква Ха:)
- Ха-ха-ха-ха.
Рассказчик: «О» от смеха покатилось!
«З» за голову схватилось.
«Б» схватилось за живот.
Буква Я сперва крепилась,
А потом как заревёт.
Я: Я ребята виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю!
Рассказчик: Что ж - решил весь алфавит.
А : Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
В том, что все - от А до Я -
Жили, как одна семья!
Рассказчик: Буква Я всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы Я.
Учитель: Вот и вы, ребята, постарайтесь,
Чтобы среди вас не было таких
Зазнаек, как буква я.
Азбука: Я рада, ребята, что вы умеете читать.
Учитель: – А ещё, Азбука, ребята выучили для тебя песню о дружбе.
( Исполняется песня «Настоящий друг» -)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий верный друг .
Мы поссоримся и помиримся.
«Не разлить водой» - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь.
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту,
Вот что значит настоящий верный друг.
(Азбука говорит: -Спасибо, ребята, за песню!)
Учитель:
А у нас новый гость.
Бабушка девочку очень любила.
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну-ка, скажите. Как звали её?
Красная шапочка:
Здравствуйте, ребята. А вы любите сказки? А сказочных героев хорошо знаете? Сейчас мы это проверим.
1.Всех он любит неизменно.
Кто б к нему не подходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена…….КРОКОДИЛ
2.Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор……АЙБОЛИТ.
3. Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка……ДЮЙМОВОЧКА
4. Этот мальчик в четыре года читать научился,
В шесть сам себе кашу варил,
А потом уехал жить в деревню с говорящим котом…..ДЯДЯ ФЁДОР
5.Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распрощавшись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей…….ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ
6.Он дружок зверям и птицам,
Он - живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовётся……..ЧЕБУРАШКА
Красная шапочка:
Молодцы , ребята. Я вижу, что вы хорошо знаете сказки и сказочных героев.
Учитель: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».
Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
-Умею я теперь читать!
Учитель: Молодцы мамы!
Молодцы, первоклассники!
Ученик 1
Закончена Азбука,
Буквы мы знаем,
Стихи и рассказы свободно читаем.
Добру в ней учила нас
Русская речь,
И мы её будем
Любить и беречь!
Ученик 2
Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению – пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Медленного чтения.
Нам сегодня выдают
Удостоверения!
Ученик 3
В том, что Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
Ученик 4
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Азбука:
Но время сказки исчезает
И с грустью нам напоминает,
Что нам , друзья, пора прощаться.
Меня вы, дети, берегите!
Все годы школьные храните!
Я ж эстафету свою
Книге для чтения передаю.
Литературное чтение.
Вам моё почтение.
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы.
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Я от Азбуки слыхала,
Что вы знаете не мало.
Любознательных люблю.
Щедро знания дарю.
Всем , кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Учитель: -Ребята, Мудрая Азбука сейчас каждому из вас вручит настоящий документ, в котором говорится о том, что вы научились читать и стали настоящими читателями.
А родители дарят вам интересные книги.
(Детям вручаются удостоверения (дипломы) и подарочные книги.)
Учитель:
-На этом наш праздник подходит к концу. Азбуку нам следует отпустить, чтобы она готовилась к приходу новых первоклассников. Поблагодарим добрую Азбуку. (Все говорят: -Спасибо!)
Исполняется песня «Чему учат в школе»
1)Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
2)К четырем прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
(проигрыш)
3)Находить Восток и Юг, рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
4)Про глагол и про тире, и про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Учитель:
У поэта Лифшица есть одно стихотворение. Я хочу , чтобы мы прочитали его вместе.
Когда я спрошу : «Для кого?»
Вы отвечайте «Для нас.»
Кто-то, где-то сделал парту
Для кого? ДЛЯ НАС
Начертили где-то карту
Для кого? ДЛЯ НАС
Доски грифельные красят
Для кого? ДЛЯ НАС
Всё что в школе, всё, что в классе
Для кого? ДЛЯ НАС
И пришли мы на рассвете
В первый раз, в первый класс.
Как и все другие дети
В первый раз, в первый класс.
Там звонки на переменке
Для кого? ДЛЯ НАС
Ставят счёты возле стенки
Для кого? ДЛЯ НАС
Там учитель ждёт ответа
От кого? ОТ НАС
Значит, нужно так учиться,
Значит, нужно так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться
За кого? ЗА НАС
35