Проверочная работа для оценки метапредметных результатов обучения биологии в 5 классе
Составители: Гладилина М.И.
Общая характеристика метапредметных результатов основного общего образования
Основное общее образование связано с двумя важными этапами в становлении личности обучающихся. Модель и способы обучения напрямую связаны с системой оценивания. Поэтому и в системе оценивания результатов и качества образования выделяются два связанных между собой этапа.
Первый этап (5-6 класс,10-12 лет) имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования.
Для достижения этой цели необходимо решать ряд основных педагогических задач. Важно:
создать педагогические условия, при которых обучающиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные ими в начальной школе, индивидуализировать «инструментарий» учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу) в разных, не только учебных ситуациях;
организовать пробы построения учащимися индивидуальных образовательных траекторий в разных видах деятельности;
помочь каждому учащемуся определить границы своей «взрослости»;
создать в совместной деятельности учащихся и учителя возможные образовательные пространства для решения задач развития младших подростков;
не разрушить учебную мотивацию в критический возрастной период.
Для решения поставленных задач на данном этапе образования необходимо организовать работу педагогического коллектива по следующим трем основным направлениям:
поиск адекватных, переходных форм и содержания образовательного процесса;
поиск современных организационных форм взаимодействия педагогов начальной и основной школы;
поиск новых педагогических позиций, из которых взрослый может конкретизировать общие задачи переходного этапа образования применительно к отдельным классам и ученикам, искать средства их решения.
В результате реализации ООП на переходном этапе (5-6 классы) планируется получить следующий образовательный результат:
в метапредметных результатах:
- наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности (индивидуализация контрольно-оценочных действий);
- действование в «позиции взрослого» через умение организовывать работу в разновозрастной группе с младшими школьниками;
- использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях;
- освоение способов учебного проектирования через решения проектных задач как прообразов будущей проектной деятельности старших подростков;
- освоение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия младшего подростка в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения;
- освоение способов работы с культурными текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания.
Общий результат: у обучающихся сформированы предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»).
Данные образовательные результаты проверяются и оцениваются образовательным учреждением самостоятельно двумя способами:
- контрольно-оценочная самостоятельность, работа с моделями (графико-знаковыми формами), работа с чужими и собственными текстами (письменная дискуссия) через разработку специальных предметных контрольно-измерительных материалов;
- умение работать в группе, в позиции «взрослого», способы учебного проектирования могут быть проверены с помощью экспертных оценок в ходе встроенного наблюдения в разные виды и формы деятельности обучающихся.
Задание 1. (познавательные)
Уровень 1, подуровень 1
![]()
А. Прочитайте текст и назовите пять основных условий необходимых для нормального протекания процесса фотосинтеза.
Воздушное питание растений
Корневое питание дает растению только минеральные соли и воду. Органические вещества и заключенную в них энергию растения получают через фотосинтез. В этом процессе за счет энергии солнечного света растения с помощью зеленного хлорофилла образует необходимые ему органические вещества из углекислого газа и воды. Специализированный орган воздушного питания представляет собой зеленый лист. Фотосинтез – процесс, в котором зеленое растение из неорганических веществ (углекислого газа и воды) с использованием лучистой энергии солнца образует органические вещества (преимущественно сахара) и кислород.
В среднем растение поглощает около 55% энергии солнечных лучей. На фотосинтез расходуется только 1,5- 2% поглощенной энергии. Весь сложный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах, в которых содержится светочувствительный пигмент – хлорофилл (Пономарева, 2001).
Б. Прочитайте текст, определите роль фотосинтеза в существовании живой природы на Земле.
Космическая роль зеленых растений
Жизнь на Земле зависит от Солнца. Приемником и накопителем энергии солнечных лучей на Земле является зеленый лист. Фотосинтез – процесс, связанный с превращением энергии солнечного света в энергию химических связей органических веществ. Таким способом поступившая из космоса энергия солнечных лучей, запасенная зелеными растениями в сахарах и крахмале, жирах и белках, обеспечивает жизнедеятельность всего живого мира, от бактерий дот человека.
В атмосфере Земли углекислый газ составляет 0,03% объема воздуха. Эта величина удерживается на протяжении многих тысячелетий, не смотря на то, что великое множество живых организмов при дыхании выделяет углекислый газ. Еще больше его выделяется при гниении и разрушении мертвых тел, извержении вулканов, пожарах, при сжигании топлива.
В настоящее время кислород воздуха составляет 21% от его объема. Как побочный продукт фотосинтеза кислород, ежегодно поступает в атмосферу в огромном количестве (70-120 млрд. т.). Из кислорода на высоте 25 км над поверхностью Земли формируется озоновый слой, который задерживает жесткие ультрафиолетовые лучи, губительно действующие на живые организмы.
Органические вещества, образованные зелеными растениями. Потребляются живым существами суши и водоемов. Отходы процессов жизнедеятельности организмов, продукты гниения и разложения мертвых тел разлагаются в верхних слоях земной поверхности, принимают участие в создании почвы (Пономарева, 2001).
Задание 2. (коммуникативные)
Уровень 1, подуровень 2
А. «Листья и корни»
В басне листья и корни И.А. Крылова корни, споря с листьями, говорят:
- Мы те, Которые, роясь в темноте,
Питаем вас.
Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас.
Докажите, что мнение великого баснописца ошибочно.
Б. К. А. Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую реку чистой воды и попросите, чтоб он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений». Объясните суть высказывания в 5-7 предложениях (Модестов, 1998).
Задание 3. (коммуникативные)
Уровень 2, подуровень 1
А. «Дышать темно?»
Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его. Как вы объясните даме ее ошибку ( Модестов, 1998).
Задание 4. (регулятивные)
Уровень 2, подуровень 2
А.Изучите предложенные источники. Сравните дыхание и фотосинтез, самостоятельно сформулировав критерии для сравнения. Сделайте вывод, чем дыхание отличается от фотосинтеза, заполните таблицу.
Воздушное питание растений
Корневое питание дает растению только минеральные соли и воду. Органические вещества и заключенную в них энергию растения получают через фотосинтез. В этом процессе за счет энергии солнечного света растения с помощью зеленного хлорофилла образует необходимые ему органические вещества из углекислого газа и воды. Специализированный орган воздушного питания представляет собой зеленый лист. Фотосинтез – процесс, в котором зеленое растение из неорганических веществ (углекислого газа и воды) с использованием лучистой энергии солнца образует органические вещества (преимущественно сахара) и кислород. В среднем растение поглощает около 55% энергии солнечных лучей. На фотосинтез расходуется только 1,5- 2% поглощенной энергии. Весь сложный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах, в которых содержится светочувствительный пигмент – хлорофилл (Власова, 1995).
Дыхание растений
Растения, как все живые организмы, постоянно дышат. Для этого им необходим кислород. Кислород участвует в процессах жизнедеятельности клеток, тканей и органов растения. Дыхание, сложный процесс, в ходе которого вследствие распада органических веществ высвобождается энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности организма. Основными органическими веществами, участвующими в дыхательном процессе являются углеводы, главным образом сахара (Пономарева, 2001).
Критерии сравнения | Дыхание | Фотосинтез |
| | |
Задание 5. (познавательные)
Уровень 3, подуровень 1
А. Используя предложенные источники, напишите развернутый ответ объемом 50-60 слов на тему «Видоизменения листьев как приспособления к среде обитания» систематизируя информацию, по степени значимости для существования растений в различных условиях обитания.
1. Видоизменения листьев возникли в процессе эволюции вследствие влияния окружающей среды, поэтому они иногда не похожи на обыкновенный лист. Например, колючки у кактусов, барбарисов – приспособления для уменьшения площади испарения и своего рода защита от поедания животными. Усики гороха и чины прикрепляют лазящий стебель к опоре. Сочные чешуи луковиц, листья кочана капусты запасают питательные вещества, кроющие чешуи почек защищают – также видоизмененные листья. Насекомоядное растение росянка живет на болотах и имеет листья - ловчие аппараты. За сутки одно растение росянки способно переварить несколько десятков насекомых (Власова, 1995).
2. У тропического растения непентес на концах зеленых листьев образуются особые ловчие кувшинки (длина некоторых из них 25-30 см) с их помощью растение на дне кувшинчика не только переваривает насекомых, но и мелких птичек и животных, соскользнувших туда по стенкам ловчего кувшинчика. В озерах на территории России часто встречается растение пузырчатка, плавающая у поверхности воды. Среди ее нитевидных зеленых листьев некоторые имеют форму ловчих пузырьков (диаметром 2- 5 мм) с крышечкой. Попавшие в нее мелкие животные, например дафнии, перевариваются и тем пополняют пищевой рацион пузырчатки минеральной пищей (Пономарева, 2001).
3. С помощью листьев многие растения вегетативно размножаются, например узумбарская фиалка. У некоторых растений в листьях откладывается запас питательного вещества или воды. Например, очиток, молодило, алоэ, лук (Богоявленская, 1996).
.Задание 5.
Уровень 3, подуровень 2
А. Известно, что кукуруза испаряет в сутки 800 г воды, капуста – на 200 г больше, береза в 60 раз больше чем капуста, подсолнечник – столько же, сколько кукуруза, а дуб – в 50 раз больше чем капуста. Подсчитайте, сколько граммов воды в сутки испаряют капуста, береза, подсолнечник, кукуруза и дуб (А.Е. Богоявленская, 1996).
Задание 6.
Уровень 4, подуровень 1
А. Подсчитайте, сколько необходимо воды для получения 14 центнеров овса с 1 га, если известно, что для образования 1 г зерна растение овса затрачивает 597 г воды. Принято считать, что 90% воды растения испаряют.
Задание 7.
Уровень 4, подуровень 2.
А. Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 час углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 час 1 человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 час. Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?.
Примерные ответы
Задание | Ответ | Оценка |
Задание 1. Уровень 1, подуровень 1 А | Для нормального протекания фотосинтеза необходимы: свет, вода, углекислый газ, тепло и хлорофилл, содержащийся в хлоропластах растений | Максимальное - 2 балла. |
Б | 1. Формируют и поддерживают газовый состав воздуха, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. 2. Образуют органические вещества необходимые для питания гетеротрофных организмов. 3. Формируют озоновый экран, защищающий от ультрафиолетовых лучей. 4. При гниении органического вещества образуется почва. | Максимальное – 2 балла. |
Задание 2. Уровень 1, подуровень 2 А | Корни обеспечивают растения водой и растворенными в ней минеральными веществами. В листьях в процессе фотосинтеза образуются органические вещества необходимых для образования АТФ- источника энергии живых организмов и органических веществ - для роста и развития растения. | Максимально – 3 балла |
Б | В зеленых листьях растений происходит процесс фотосинтеза, при котором из воды, углекислого газа и минеральных веществ, под действием солнечного света образуются органические вещества, сахара. | Максимальное - 3 балла. |
Задание 3 Уровень 2, подуровень 1 А. | Процесс фотосинтеза происходит только в светлое время суток, только в это время листья растений выделяют кислород. Дыхание растений происходит круглосуточно, поэтому в темное время суток растения как все живые организмы выделяют углекислый газ. | Максимальное – 4 баллов |
Задание 4. Уровень 2, подуровень 2 А | Критерии сравнения | Дыхание | Фотосинтез | Кислород | поглощается | выделяется | Углекислый газ | выделяется | поглощается | Органические вещества | разлагаются | образуются | Энергия | освобождается | накапливается | Время | В темное и светлое время суток | Только в светлое время суток | Место | Все клетки растения | В клетках с хлоропластами | | Максимально – 5 баллов |
Задание 5. Уровень 3, подуровень 1. А | Видоизмененные листья колючки у растений пустынь, полупустынь и сухих степей уменьшают испарение воды растениями и защищают от поедания. Таким образом, позволяют растениям выжить в условиях недостатка влаги. Сочные листья растений засушливых зон накапливают питательные вещества и воду в период дождей и обеспечивают растения водой и питательными веществами на период засухи. Ловчие листья растений темных тропических лесов и болот, где ощущается дефицит света, дополняют пищевой рацион растения за счет насекомых и мелких позвоночных животных. Усики прикрепляют лазящий стебель к опоре, тем самым позволяют растениям занять более высокий ярус, где больше света. Некоторые растения вегетативно размножаются при помощи листьев, что важно при затруднении семенного размножения растений. | Максимально – 5 |
Задание 6 Уровень 3, подуровень 2 А | Кукуруза – 800 г. Капуста- 1000 г. Береза – 60000г Подсолнечник – 800 г. Дуб – 50000г. Количество воды, которую испаряет растение, зависит в данном случае от общей площади листьев растения. Чем больше общая площадь листовых пластинок, тем больше воды испаряет растение. | Максимально – 6 баллов |
Задание 7. Уровень 4, подуровень 1 А | 1. На образование 14 центнеров зерна растение затрачивает 8 35800000 г воды. С учетом того, что это составляет 10% воды необходимого растению на вегетационный период, всего нужно 83580 00000 воды на 1 га для получения урожая 14 центнеров. | Максимально – 7 баллов |
Задание 7. Уровень 4, подуровень 2. А | 8 кг углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 час, за тот же час столько углекислого за выделяет - 200 человек. | Максимально – 9 баллов |