СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по проверки функциональной грамотности учащихся по теме "Сложное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка усвоения темы и функциональной грамотности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по проверки функциональной грамотности учащихся по теме "Сложное предложение"»

Проверка функциональной грамотности учащихся.

Представленная проверочная работа рассчитана на учащихся 9 класса, изучавших тему «Сложное предложение». Кроме того, при ее выполнении дети могут продемонстрировать свое умение понимать текст, работать с полученной информацией. Таким образом, учитель получает возможность проверить реальную функциональную грамотность своих учеников.





Проверочная работа по русскому языку по теме «Сложное предложение». 9 класс

Выполнила Чиркова И.Г. МБОУ «Гимназия №9» г. Казань

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст

1. Путешестве (н/нн)ики проб…рались сквозь зар…сли наполне(н/нн)ые криками птиц и шелестом их крыльев.2. Тьма р…дела и (в)дали начали вырисовываться(не)ясные оч..ртания скалистых гор. 3.Небо быстро бл…днело звезды тускнели та…ли на глазах и исчезали.

4.Это была ш…рокая д…лина поросшая высокой розовой травой.5. Линию г…ризонта закрывала темная гр…да леса.6. Он т…нулся в сторону скал и т…рялся где(то) в предгорьях.7. Справа д…лина постепенно пон…жалась и (по)видимому заканчивалась обрывом над рекой. 8. (От)туда отч…тливо доно…сились ш…рох и плеск воды. 9.Однако разгл…деть что происходит там (в)низу было (не)возможно за обрывом огромным м…хнатым облаком в…сел туман.

10. Но вот небо над д…алекими горами покраснело нак…ляясь все ярче и ярче и стало наконец б…агровым. 11. Вершины гор внезапно осл…пительно засв…кали и на д…лину от гор упали дли(н/нн)ые тени.12. И в свете разг…рающегося дня путешестве(н/нн)ики вдруг увидели: все что р…стет на этой пл…нете уд…вительно розового цвета. Зач…рованные они молча смотрели по сторонам.

(По В. Губареву)

Часть 1.

1.Укажите вариант, в котором правильно передана тема текста.

А. В тексте говорится о путешествии на Алтай.

В. Это научно-популярный текст, в котором говорится о горных массивах нашей Родины.

С. В тексте говорится о том, как путешественники открывают для себя необычную природу другой планеты.

Напишите вступление к тексту, используя разные типы сложных предложений. (Объем ответа 3-4 предложения)

2. Какие типы речи сочетаются в тексте?

А. Рассуждение и описание.

В. Повествование и описание.

С. Рассуждение и повествование.



3. Укажите ряд, где все слова не имеют окончания.

А. Небо, плеск, туман.

В. Гор, птиц, скал.

С. Справа, невозможно, внизу.

Исходя из утверждения, … окончание – это словоизменительная морфема, сделаем вывод,…наречия в русском языке … не имеют окончания. Заполните пропуски в предложении, вставьте нужные союзы. Какие типы придаточных здесь представлены?

4. Укажите ряд, где все слова имеют нулевое окончание.

А. Птиц, плеск, туман.

В. Наконец, молча, внизу.

С. Отчетливо, шорох, наконец.

Нулевое окончание – это окончание, … встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, … оно не выражено никакими звуками. Заполните пропуски в предложениях, вставьте нужные союзы. Какие типы придаточных здесь представлены?

5. В каком предложении текста есть градация? А. 4

В. 12

С. 3

6. Укажите ряд, где дано правильное утверждение. Предложение 2 – это предложение…

А. Повествовательное, невосклицательное, простое, осложненное.

В. Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.

С. Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочиненное.

7. Укажите ряд, где дано верное утверждение. Предложение 9 – это предложение…

А. Сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным места.

В. Сложноподчиненное с придаточным присоединительным.

С. Сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.

8. В предложении 12 представлены следующие типы синтаксической связи. Как называется такое предложение?

А. Сочинение и подчинение.

В. Бессоюзие и сочинение.

С. Бессоюзие и подчинение.

9. Укажите вариант, где дано верное утверждение

А. Поросшая – это страдательное причастие прошедшего времени.

В. Бледнело – у глаголов прошедшего времени можно определить категорию рода.

С. В слове предгорья корень с чередующейся безударной гласной.

Закончите предложение Я выбрал ответ…, потому что… Определите тип придаточного предложения.

10. Укажите вариант, где дано верное утверждение.

А. В предложении 3 одна основа.

В. В предложении 3 две основы.

С. В предложении 3 три основы.

Часть 2.

  1. Определите главную мысль текста. Выразите ее , придумав название текста.

  2. Объясните абзацное членение текста.

  3. Прочитайте предложение 9. Какой троп использован в отрывке «…за обрывом огромным мохнатым облаком висел туман»?

  4. Найдите в тексте эпитеты (два-три примера). Как их использование помогает созданию художественного образа?

  5. Какие средства языка подтверждают принадлежность текста к художественному стилю? (Привести по одному-два примера из текста).



Система оценивания проверочной работы по русскому языку. 9 класс.

Работа по переписыванию текста.

1.Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) –

2. Допущено не более двух ошибок – 3

3. Допущено три-четыре ошибки – 2

4. Допущено пять ошибок – 1

5. Допущено более пяти ошибок – 0













































Часть 1.

  1. Определение темы текста. Задание рассчитано на правильное понимание темы текста и умение извлекать нужную информацию. Правильный ответ – С, 2 балла. Дополнительно 2 балла за правильно написанное вступление.

2. Определение типа речи. Для выполнения задания ребенок должен различать типы речи, иметь представление об их сочетаемости. Правильный ответ – В, 2 балла.

3. Укажите ряд, где все слова не имеют окончания. Для выполнения задания необходимо использовать знания о морфологических признаках частей речи, о морфемном составе слова. Правильный ответ – В, 1 балл. Дополнительно 1 балл за работу с предложением.

4. Укажите ряд, где все слова имеют нулевое окончание. Для выполнения задания необходимы знания о морфемном составе слова, понимание того, что из себя представляет «ноль звука» в окончании. Правильный ответ – А 1 балл. Дополнительно 1 балл за работу с предложением.

5. Определение градации. Для выполнения задания необходимо использовать знания о средствах создания художественного образа, фигурах, их особенностях. Правильный ответ – С, 2 балла. (Небо быстро бледнело, звезды тускнели, таяли на глазах и исчезали).

6. Определение типа сложного предложения. Для выполнение задания необходимо уметь определять разницу между простым и сложным предложением, союзной и бессоюзной связью, сочинением и подчинением. Правильный ответ – С, 2 балла.

7. Определение типа придаточного предложения. Для выполнения задания необходимо уметь находить главное и придаточное предложения, определять тип придаточного предложения по вопросу. Правильный ответ – С, 2 балла.

8. Определение типов связи между простыми предложениями в составе сложного. Для выполнения задания необходимо использовать знания о предложении с разными видами связи. Правильный ответ – С, 2 балла + 1 балл (за правильное название предложения).

9. Определение правильного утверждения. Для выполнения задания ребенок должен знать морфологические особенности частей речи (глагола и причастия), три типа безударных гласных в корне слова. Правильный ответ – В, 2 балла. Дополнительно 1 балл за работу с предложением.

10. Определение правильного утверждения. Для выполнения задания необходимо правильно находить основу предложения, не включать в нее второстепенные члены. Правильный ответ – В, 2 балла.



Часть 2.

1. Основная мысль текста:

Как прекрасен и необычен чудесный розовый мир незнакомой планеты!

  • Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке. Это должно быть отражено и в придуманном названии отрывка. Для выполнения задания необходимо умение находить и извлекать информацию.

  • Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нем употреблены слова в свойственном им значении – 2 балла.

  • Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нем употреблены слова в свойственном им значении или в предложении есть речевые недочеты – 1 балл.

  • Основная мысль не определена или определена неверно – 0 баллов.

2. При объяснении абзацного членения текста необходимо умение осмысливать содержание и форму текста, оценивать информацию, содержащуюся в тексте, извлекать информацию (микротемы) из каждого абзаца.

  • Правильное объяснение абзацного членения с выделением микротем – 2 балла.

  • Правильное объяснение абзацного членения без выделения микротем – 1 балла.

  • Неправильное объяснение абзацного членения или отсутствие ответа – 0 баллов.

3.При ответе на этот вопрос используется умение интегрировать информацию, опираясь на знания, полученные раньше.

Правильный ответ – сравнение («… за обрывом огромным мохнатым облаком висел туман»), используется форма творительного падежа – 1 балл.

4.При выполнении задания ребенок должен самостоятельно интегрировать и интерпретировать информацию из нескольких отрывков.

Ребенок привел из текста два-три примера использования эпитетов и объяснил, как они помогают создать художественный образ – 2 балла.

Ребенок привел из текста два-три примера использования эпитетов, но не ответил на вопрос, как они помогают создать художественный образ ИЛИ приведен один пример эпитета из текста с объяснением – 1 балл.

Приведен один пример эпитета без объяснения ИЛИ дан неправильный ответ (отсутствие ответа) – 0 баллов.

5.Это самый сложный вопрос второй части. При его выполнении необходимо понимать информацию текста, интегрировать и интерпретировать ее. Развернутый ответ дается на основе содержания всего текста, сравнения и сопоставления всех абзацев. Ребенок должен найти то, о чем в тексте не говорится напрямую.

  • Правильный развернутый ответ на вопрос – 3 балла.

  • Правильный развернутый ответ, в котором допущены речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки (общее количество не превышает 5 ошибок) – 2 балла.

  • Правильный развернутый ответ на вопрос, в котором допущено больше 5 ошибок – 1 балл.

  • Неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.