Авторская разработка по предмету "Литературное чтение" (УМК "Начальная школа XXI века, 4 класс). Здесь вы можете найти провперочную работу по теме "Русские поэты, поэты-сказочники" (произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Ершова).
Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа "Русские поэты, поэты-сказочники", УМК "Начальная школа XXI века", 4 класс)»
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
Тема: «Русские поэты, поэты-сказочники»
Выполните соотношение.
Жуковский | | Михаил Юрьевич |
Пушкин | | Пётр Павлович |
Лермонтов | | Василий Андреевич |
Ершов | | Александр Сергеевич |
Выполните соотношение.
Сравнение | | Сопоставление людей, животных, предметов по внешнему или внутреннему сходству |
Олицетворение | | Переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов. |
Метафора | | Наделение животных, предметов, явлений человеческими качествами (мыслями, переживаниями) |
Антоним | | Слово с противоположным значением |
Присказка | | Несколько стихотворных строк (стихов), объединенных ритмом и рифмой. |
Строфа | | Весёлое вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы. |
Монолог | | Речь героя произведения, обращенная к себе или другим собеседникам, не связанная с речью других персонажей. |
Перечитайте строфы. Заполните пропуски.
1. | Мой первый друг, мой друг бесценный! И я ________________________________________________________, Когда наш двор _____________________________________________, _________________________ снегом ___________________________, Твой _______________________________________________________. |
2. | Белеет парус ________________________________________________ В тумане ___________________________________________________!.. Что ищет ___________________________________________________? Что кинул __________________________________________________? |
Прочитайте отрывок. Соедините рифмующиеся строки двойной стрелкой.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт…
Подчеркните слова, выражающие чувства поэта.
Молю Святое проведенье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Каким тоном нужно читать эту строфу? Отметьте верный ответ.
взволнованно раздражённо ласково
Определите и напишите вид рифмы ___________________________.
Прочитайте тексты. Определите название произведений, их автора и жанр.
1. | Ни огня, ни чёрной хаты, Глушь и снег… Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне… | Автор: ___________________. Название произведения: _________________________. Жанр ____________________. |
2. | Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. | Автор: ___________________. Название произведения: _________________________. Жанр ____________________. |
3. | Москва, Москва! Люблю тебя как сын, Как русский – сильно, пламенно и нежно. | Автор: ___________________. Название произведения: _________________________. Жанр ____________________. |
4. | Наконец она устала. «Ну, Иван, - ему сказала, - Коль умел ты усидеть, Так тебе мной и владеть. | Автор: ___________________. Название произведения: _________________________. Жанр ____________________. |
Перечитайте текст первых трёх строф стихотворения Пушкина. Подчеркните эпитеты волнистой линией, а олицетворения прямой линией.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Прочитайте строфы. Укажите стрелками их названия.
Розы расцветают – Сердце, уповай; Есть, нам обещают, Где-то лучший край. | | пятистишие |
Вечно молодая Там весна живёт; Там, в долине рая, Жизнь для нас иная Розой расцветёт. | | четверостишие |
Прочитайте строфу. С кем сравнивает ночь Жуковский? Подчеркните.
Своим миротворным явленьем,
Своим утешительным пеньем
Томимую душу тоской,
Как матерь дитя, успокой.
Перечитайте строфу из произведения Жуковского «Вечер». Подчеркните устаревшие слова.
Как слит с прохладою растений фимиам!
Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
Как тихо веянье зефира по водам
И гибкой ивы трепетанье!
Перечитайте стихотворение Лермонтова и подчеркните важные слова (логические ударения). Укажите паузы (короткая /, средняя //, длинная ///).
Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
Не пылит дорога,
Не дрожат листы.
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
В каком темпе и каким тоном нужно читать это стихотворение? Отметьте верный ответ или напишите свой.
Тон: спокойный радостный грустный ____________
Темп: быстрый умеренный медленный ____________
Вспомните и напишите название сказок Пушкина.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Выберите 2 любых произведения русских поэтов, поэтов-сказочников и составь модели обложек этих произведений.