СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проводы зимы. масленица

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с истоками культурных традиций русского народа и пополнение знаний в области русского фольклора, обрядов старины; Формировать уважительное отношение к традициям и обычаям.

Просмотр содержимого документа
«Проводы зимы. масленица»



СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

«ПРОВОДЫ ЗИМЫ. МАСЛЕНИЦА»

Цели:

  • приобщение учеников к духовно – нравственным чувств посредством знакомства с русской народной культурой;

  • привить интерес и бережное отношение к российской истории, традициям своего народа;

  • познакомить с истоками культурных традиций русского народа и пополнение знаний в области русского фольклора, обрядов старины;

    • формировать уважительное отношение к традициям и обычаям.

Задачи:

  • развивать память, внимание, речь, мышление, общую моторику;

  • способствовать развитию и реализации творческих возможностей учащихся;

  • воспитывать интерес к народным традициям.

Ход мероприятия

Учитель. Добрый день! Я рада видеть всех вас на нашем празднике!

Учитель. Дорогие ребята, гости. Мы сегодня здесь собрались, чтобы узнать, как отмечались масляные традиции на Руси.

Ребята, а вы знаете, что это за праздник - Масленица? (…) Масленица – древнейший праздник на Руси, корни которого уходят в глубь веков. Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника «Масленица». А у Масленицы есть ещё и другое название – Широкая. Как вы думаете почему её так называют? (…) Потому что длится она целую неделю 7 дней, каждый день недели имеет свое название. А в этом году Масленица началась 8 марта и заканчивается сегодня -14 марта. А ещё говорят: «Масленица зиму прощает, холодную жизнь кончает».

А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, играть от души, и блинками сладкими угощаться.


Учитель. Как разохотимся, да как пойдем - Забав кучу нагребем! Будем забавы прям сию минуту, отовсюду по сусекам скрести, да друг на друга трясти!


Игра « Гребём забавы»


- Правой рукой по сусекам скребем-скребем-скребем

- На ГОЛОВУ соседа рядом трясем трясем-трясем.

- Ведь если забавы на голову ему потрясти

- Он Вас будет домой на руках нести!


-Левой рукой скребем-скребем-скребем

- И соседу, который слева на УХО трясем, трясем, трясем.

- Ведь если на ухо ему потрясем-

- С ним под ручку домой уйдем!


- Двумя руками забавы будем нагребать,

- И на коленки и под коленки двум соседям посыпать.

- Ведь если посыпать на коленки и под коленками-

- Они нас угостят блинами и гренками!


- Скребем Забавы снизу вверх- и трясем вообще на всех.

- Ведь если всех обстрясти-

- Щеки от радости будут расти!


Вед. 1 Понедельник - первый день Масленицы назывался «Встреча».

Главное в этот день – всем миром встречать Маслену, готовиться к празднику, печь блины да гостей зазывать. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали его на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

Давайте и мы позовем Масленицу (дети повторяют хором):

Дорогая гостья Масленица,

Авдотьюшка, Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, трехаршинная,

Лента алая, двухполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Шуба синяя, латки красные,

Лапти частые, головастые,

Приезжай, Масленица, в гости

На широкий двор! (Вносят чучело Масленицы, проносят по залу).


Вед. Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа. И ходили с ней по деревне – славили Масленицу. Ей оказывались почести как редкой гостье. Вот и у нас есть «Госпожа – Масленица» и усадим мы её на самое почётное место. (Ставим у стола с самоваром)

Учитель. А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? (Конечно, блинок круглый, как солнышко, наполнял человека теплом. А еще он сытный, можно наесться перед Великим постом).

Русские люди ели много блинов на Масленицу, да сами над собой подшучивали, много весёлых поговорок о блинах сложили.

А вы какие поговорки о блинах знаете? (дети говорят поговорки)



Вед. Вторник на Масленице был «Заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.


Вед. Вот и мы с вами что - то засиделись. Не пора ли поиграть?


Игра «Горячий блин».

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.


Вед. Среда – «Лакомка». Это день семейный. Этим днем зять к теще на блины идёт. Ради него, ради этого дня и собиралась к теще вся родня.


Учитель. Ребята, а кто такой зять? (….) Да, это муж дочери. Мальчики у нас все будущие зятья. Давайте проверим их на силу и ловкость.


Игра «Петухи».

Выбираются два мальчика, они встают в круг из обруча, держатся левой рукой за левую ногу, стоят на правой, правую руку держат на поясе. Нужно попытаться вытолкнуть животом из круга соперника. Побеждает тот, кто не упадет и окажется в круге.


Учитель. Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин - символ солнца. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы - надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки. Каждая хозяйка печет блины по своему особому рецепту. А как же пекут блины в ваших семьях? (Рассказы родителей ………..)


Вед. 2 Четвертый день (четверг) – «Разгуляй».  Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт!

Девочки поют частушки.

Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.


Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!

В нашем классе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!


Вот бы нам уроков вместо
На блины затеять тесто
И блинов напечь за раз
На всю школу, на весь класс!


Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

Как на Масленице нашей
Всем становится теплей.
Уходи, зима, подальше,
Нам с блинами веселей.


Зиму дружно провожаем
Весну в гости зазываем
Ждем мы солнца и тепла.
Пусть быстрей придет Весна!


Мы на Масляной неделе
Сто блинов, наверно, съели.
С мёдом, маслом и вареньем.
Вкуснотища! Объеденье!

Игра «Растяпа ты»


Вед. Во время народных праздников было принято рассказывать «докучные сказки». А таких сказок множество, собственно из каждой сказки можно сделать «докучную»: «Жил – был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало. Не начать ли сказочку сначала?»

«Докучными» сказки называют от слова «докучать» (надоедать).


Сказка про ворону. (рассказывают 4 ученика)


Шёл я как – то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её под мост –

Пусть ворона сохнет!


Шёл опять я через мост,

Глядь - ворона сохнет,

Взял ворону я за хвост,

Положил её на мост –

Пусть ворона мокнет!


Снова шёл я через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её под мост –

Пусть ворона сохнет!


Я опять пришёл на мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её на мост –

Пусть ворона мокнет!


Я пришёл на тот же мост,

Глядь – ворона мокнет…


Вед. Полно вам нас докучать

Нужно Масленицу величать!


Учитель. Пятый день (пятница) – «Тещины вечерки». Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

А прибаутки – неотъемлемая часть народного праздника.

(дети разыгрываются сценки)

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить.

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.


- Фома, что из леса не идёшь?

- Да медведя поймал.

- Так веди его сюда!

- Да он не идёт.

- Так иди сам.

- Да медведь не пускает!


- Сынок, сходи за водицей на речку.

- Брюхо болит.

- Сынок, иди кашу есть.

- Что ж, раз мамка велит, надо идти!


Учитель. Продолжаем веселиться,

Ручеёк уже струится.


Игра «Ручеёк».


Вед. В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – это сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

А еще в этот день играли в игру «Взятие снежного городка».

Игра «Взятие снежного городка»

Дети разделяются на 2 команды слева и справа. Каждой команде даются снежки из бумаги, которые нужно бросать на чужую территорию. Выиграет та команда, на стороне которой окажется меньше снежков.


Учитель. Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье! «Прощеный день», «Проводы Масленицы». В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения. Ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. А вечером прощались с Масленицей, вывозили ее за околицу и поджигали. 


(все обнимаются, просят прощение друг у друга)


Учитель. В этот последний день и сжигали чучело Масленицы, как символ Зимы, которая заканчивалась. Ребята, давайте проводим Зиму веселым ярким хороводом! 

(Чучело Масленицы выносим на пришкольный двор, водим вокруг нее хоровод).


Учитель. Встретили мы Масленицу весельем, а проводить надо с почетом! Говорят: «Хорошо Масленицу проводишь - и год будет удачным!»


Ты прощай, прощай, наша Масленица,

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Ты пришла с добром, с сыром, маслом, яйцом.

Со блинами, пирогами да с оладьями!

Блины масленые, шаньги мазаные,

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

А сегодня, к сожаленью,

Наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай, наша Масленица,

Ты прощай, прощай, наша широкая.


(Дети отходят в сторону. Поджигаем чучело Масленицы.)


Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Чтобы все метели

Рано улетели.

Чтобы все невзгоды –

Холод, непогоды,

Зимние морозы,

Неудачи, слезы –

Пусть они сгорают,

К солнцу улетают!

Учитель. А теперь к столу отведать вкусных блинчиков!


Вед. А на прощанье готово угощенье всем на удивление!

Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем
Разбирайте, хватит всем!


Вед.  С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,

А за праздник вам - спасибо!