СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический аспект удовлетворенности на уроках физкультуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к возникновению удовлетворенности. К сожалению, как показывает анализ педагогической литературы, этот психологический феномен не используется для изучения отношения школьников к учению. Вместе с тем,  он существенно дополняет получаемую при изучении отношений  с помощью интересов и мотивов картину.  Дело в том, что интересы и мотивы характеризуют в значительной степени от­ношение,  предшествующее учебной деятельности. Удовлетворенность же возникает в процессе деятельности и, следовательно,  являет­ся субъективной! Оценкой  этой деятельности со стороны субъекта.  Н.Р.Кузьмина отмечает, что удовлетворенность характеризует си­лу эмоционального отношения человека,  в частности, к своей  профессии. Чем больше привлекательных сторон видит человек в своей деятельности, тем более глубоким, устойчивым, положитель­ным является его отношение к ней. И, наоборот, чем больше аспек­тов в деятельности не привлекает или раздражает субъект, тем белее глубоко его отрицательное отношение к ней /6 /.

Что же понимается под удовлетворенностью?   Е.П.Ильин /3 / отмечает, что, несмотря на то, что это понятие широко использу­ется в социологических работах, его определение не дано и оно часто подменяется понятием "удовлетворение" /2 /. Во многих работах удовлетворенность рассматривается как мотив, а в ряде работ - как оценка деятельности /10, 11 /- В последнем случае удовлетворенность рассматривается как один из аспектов изучения проблемы отношения.

Просмотр содержимого документа
«Психологический аспект удовлетворенности на уроках физкультуры.»

Психологический аспект удовлетворенности на уроках физкультуры

Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к возникновению удовлетворенности. К сожалению, как показывает анализ педагогической литературы, этот психологический феномен не используется для изучения отношения школьников к учению. Вместе с тем,  он существенно дополняет получаемую при изучении отношений  с помощью интересов и мотивов картину.  Дело в том, что интересы и мотивы характеризуют в значительной степени от­ношение,  предшествующее учебной деятельности. Удовлетворенность же возникает в процессе деятельности и, следовательно,  являет­ся субъективной! Оценкой  этой деятельности со стороны субъекта.  Н.Р.Кузьмина отмечает, что удовлетворенность характеризует си­лу эмоционального отношения человека,  в частности, к своей  профессии. Чем больше привлекательных сторон видит человек в своей деятельности, тем более глубоким, устойчивым, положитель­ным является его отношение к ней. И, наоборот, чем больше аспек­тов в деятельности не привлекает или раздражает субъект, тем белее глубоко его отрицательное отношение к ней /6 /.

Что же понимается под удовлетворенностью?   Е.П.Ильин /3 / отмечает, что, несмотря на то, что это понятие широко использу­ется в социологических работах, его определение не дано и оно часто подменяется понятием "удовлетворение" /2 /. Во многих работах удовлетворенность рассматривается как мотив, а в ряде работ - как оценка деятельности /10, 11 /- В последнем случае удовлетворенность рассматривается как один из аспектов изучения проблемы отношения.

Е.Г.Ильин определяет удовлетворенность как устойчивое дол­госрочное оценочное отношение субъекта к выполняемой им дея­тельности (учебной, трудовой,  спортивной, общественной) в целом или отдельным ее сторонам,  возникающее в результате неод­нократно испытанного удовлетворения от совершавшейся работы.

Удовлетворенность отличается от удовлетворения по ряду признаков. Во-первых, удовлетворенность характеризует долго­срочное отношение человека к чему-либо, а удовлетворение - краткосрочное (действие, поступок).

Во-вторых, удовлетворенность достигается после многократ­ного достижения цели, когда человек убедится в вероятности и даже гарантированности достижения цели, удовлетворения потреб­ности, интереса, а удовлетворение - после однократного. Напри­мер, учащиеся могут быть удовлетворенными уроками физкультуры потому, что они знают, что на них будут двигаться, испытывать азарт от игр и т.д.

В-третьих, удовлетворение - это однократно положительное переживание, эмоция, протекающая в данный момент; удовлетворенность - это отношение, базирующееся на неоднократно испытанном удовлетворении, удовольствии. Высказывая удовлетворение, человек испытывает в данный момент положительную эмоцию; выражая удовлетворенность человек в данный момент может и не испытывать положительную эмоцию, а выражает свою оценку роду деятельности, которым он занимается.

В-четвертых, к многократному переживанию удовлетворения, удовольствия человек привыкает, и эмоции ослабевают, а удовлетворенность в этих условиях возрастает.

Удовлетворение - это первичный феномен, а удовлетворенность – вторичный,  возникающий на  базе первого в  результате перехода актуально переживаемой эмоции в эмоциональный фон(хорошего настроения) и формирования готовности выполнять понравившуюся деятельность. Отсюда видна важность формирования этого психологического феномена у учащихся (которые по физиологическому ме­ханизму близок к доминанте, а с психологической точки зрения является фиксированной  установкой). Соединяясь, и тот, и другой механизмы обусловливают направленность и степень активности человека.

В своей работе я всегда рассматриваю удовлетворенность как необходимый компонент отношения школьников к урокам физической культуры (см. приложение №1).

Возникновение удовлетворенности, как и вообще отношения, определяется многими факторами. При этом, как считает Ф.Герцберг / 7/, факторы, вызывающие удовлетворенность, не совпада­ют с факторами, вызывающими неудовлетворенность. Первые он наз­вал «мотиваторами»  (содержание деятельности,  перспектива роста и др.),  вторые - факторами «гигиены» (условия деятельности, взаимоотношения с коллегами и руководителями). В связи с этим существуют точки зрения, согласно которым удовлетворенность определяется либо одним  ведущим фактором, либо их совокупностью.

В работе Е.Г.Ильина и Л.В.Лихачева /4 / показана правомерность и той и другой точек зрения. Это значит, что удовлетворенность учением может зависеть в одних случаях от какого-либо доминирующего фактора (обожание учителя, например) или же формироваться под воздействием целого комплекса учебных факторов (интереса к предмету, благоприятного климата на уроках и др.). Поэтому педагогу важно не только установить наличие или отсутствие у учащихся удовлетворенности, но и вскрыть,  на чем базируется у них удовлетворенность или неудовлетворенность. Это тем более важно, поскольку в процессе обучения учащихся в школе роль ведущих факторов от младших классов к старшим может меняться. Такая смена ведущих факторов удовлетворенности была выявлена Л.В.Лихачевым /18/ на спортсменах разного уровня мастерства и при сравнении спортсменов со студентами,  занимающихся физической культурой.

Мотивация физкультурно-спортивных занятий

Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спор­том является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы. Её исследованием занимались А.Ц. Пуни, Ю.В. Палайма, В.А.Соколов и др. Установлено, что в основе возникнове­ния мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потреб­ности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция са­мой личности. Физкультурная активность детей  обусловлена, в ос­новном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не слу­чайно,  видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процес­са физкультурной активности /12 /.

В ряде психолого-педагогических работ указанного направле­ния сделана попытка, раскрыть, как внешние педагогические воздействия становятся  (или могут стать)  реальными факторами физкультурно-спортивной активности школьников, превращаясь из объ­ективных условий в объективный психологический ее регулятор. Следует отметить, что работ данного направления очень немного.

Многие авторы сходятся во мнении, что большое значение на формирование у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, имеет работа учителя физической культуры. Указывается также, что работе по формированию у школьников потребности в физическом совершенствовании должна быть подчинена вся система учебно-воспитательной работы школы.