СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет педагогам,у которых в классе дети после кохлеарной имплантации лучше понять особенности таких детей

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.»

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.


Демина О.В, педагог-психолог ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7»




Ежегодно в дошкольных и школьных учреждениях увеличивается количество детей, которые перенесли операцию по кохлеарной имплантации. В настоящее время, кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих детей. Она позволяет полноценно интегрировать глухого ребенка в среду слышащих [1]. Кохлеарная имплантация признается в настоящее время одним из прогрессивных методов помощи детям с серьезными нарушениями слуха и получает все более широкое распространение, а показания к ее применению ( в том числе за счет снижения возрастной границы) расширяются. (2 ). Благодаря новым современным разработкам в области медицины родители детей с нарушением слуха получают надежду , что их ребенок будет слышать и развиваться не хуже, чем обычный слышащий ребенок, сможет полноценно общаться.

Кохлеарная имплантация- хирургическая операция, при которой во внутреннее ухо-улитку глухого ребенка вводится система электродов. Они передают звуки в виде слабых электрических импульсов слуховому нерву, и благодаря этому ребенок воспринимает окружающие звуки и речь .Но кохлеарная имплантация –это не только хирургическая операция. Она включает предоперационное диагностическое обследование, хирургическую операцию и послеоперационную реабилитацию (3 ).

В отечественной специальной литературе раскрываются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения, обучения и воспитания детей с кохлеарными имплантами, выбора оптимальных путей и вариативных форм (ре) абилитации; представлены результаты и педагогическая оценка эффективности проводимой коррекционной работы (О.С. Жукова, О.В. Зонтова, И.В. Королева, Э.В. Миронова, О.С. Орлова, Т.В. Пелымская, Л.И. Руленкова, А.И. Сатаева, Н.Д. Шматко и др.). Особое внимание обращается на то, что такие дети нуждаются в комплексной ( медицинской, психолого-педагогической и социальной ) поддержке, причем индивидуализированной (4), (3), (5). Важную роль в послеоперационном периоде играют процедуры по настройке процессора и введение ребенка-дошкольника в звучащую и речевую среду, обучение его различать окружающие его звуки, воспринимать звучащую речь, окружающих его людей. Наступает сложный и длительный процесс по обучению ребенка, который включает в себя занятия с сурдопедагогом, педагогом-психологом.

Впервые 7 лет назад в наше общеобразовательное учреждение обратились родители мальчика, которому сделали кохлеарную операцию в С.-Петербурге. Ребенок находился на домашнем воспитании, детский сад не посещал. Это был наш первый опыт психолого-педагогического сопровождения такого ребенка. Совместно с сурдопедагогом класса, учителем-дефектологом и педагогом-психологом было проведено исследование познавательного развития ребенка с использованием практического материала для проведения психолого-педагогического обследования детей ( Забрамная С.Д)и составлена карта сопровождения. Мы столкнулись с определенными трудностями, т.к у ребенка не было элементарного словарного запаса, общался с окружающими естественными жестами. Мальчик был спокойный, но осторожный, с трудом шел на контакт. Через месяц он освоился и принимал активное участие в процессе индивидуального занятия. Родители данного ребенка очень серьезно подошли к развитию сына, выполняли все рекомендации специалистов. Индивидуальная программа была разработана с учетом базовой программы развития слабослышащих детей младшего школьного возраста, а так же рекомендаций спецталистов в области организации сопровождения детей после кохлеарной имплантации ( 4), ( 5 ),Я помогала учителю-дефектологу и родителям в развитии слухового восприятия ребенка, проводила свою работу на развитие когнитивной сферы и коммуникативных навыков. Занятия проводила 2 раза в неделю по 30 мин в первом полугодии. Во втором полугодии проводила занятия 1 раз в неделю по 40 мин. Занятия проводились в присутствии родителей (мамы или папы), во время занятия с родителями велись беседы, консультации, предлагались различной тематики буклеты по развитию и воспитанию ребенка, имеющего кохлеарный имплант Работа велась в режиме, напоминающем работу как со слабослышащим ребенком, так и с глухим. , т.к мальчик слышал, но не понимал значение слов. Родителям предлагались домашние задания в виде игр, упражнений для выполнения дома с ребенком, на закрепление изученного материала, пройденного на занятиях. На занятиях в кабинете педагога-психолога активно использовались такие игры, как «Громко-тихо», «Сверху- снизу», «Где звенит?», говорящая книга «Домашние животные», « Мир вокруг нас». На этих занятиях учили ребенка концентрироваться на слушании. Использовалась на занятиях пальчиковая гимнастика, «Шумящие коробочки», «Формы-вкладыши» различных вариантов, игры на соотнесение цвета и формы ,напольные коврики - пазлы. Для развития мелкой моторики выполняли аппликации из различных видов круп, из рваной бумаги, из пластилина. Очень любил рисовать пальчиками, ладошками. Уже в начале второго полугодия мы стали замечать изменения в восприятии ребенка речи другого человека, появились новые слова, которые не использовались на занятиях. Мальчик стал больше прислушиваться к звукам дома и в школе. Постепенно начал определять количество звуков, различал односложные слова. К концу первого класса ребенок понимал обращенную к нему речь, сам высказывал просьбы, пополнился словарный запас. Активно участвовал в коллективных играх , в групповых психологических занятиях. Научился общаться как со слабослышащими, так и с глухими сверстниками, используя дактильную речь. Данный ребенок обучался в нашей школе 5 лет. Родители перевели его в общеобразовательную школу в коррекционный класс. Для педагогов, которые сопровождали данного мальчика все 5 лет очень приятно осознавать результат своей работы. Родители на достигнутых результатах не останавливаются, ездят в Санкт-Петербург на настройку процессора, выполняют новые рекомендации специалистов.В 2013-2014 году в нашем учреждении обучаются 5 учащихся после кохлеарной имплантации. При составлении карты по сопровождению учитываюся индивидуальные особенности ребенка, степень потери слуха, степень сохранности интеллекта. После проведенной первичной диагностики данных детей мы увидели, что школьники с нарушением слуха, пользующиеся кохлеарными имплантами, отставали в развитии от детей, пользующихся слуховыми аппаратами не только в слухоречевом, но и в познавательном развитии. Это связано с тем, что родители детей, так и воспитатели дошкольных учреждений не имеют достаточного опыта для целенаправленного и систематического развития детей. Возраст у детей разный. Подготовка детей также совершенно разная, но ребенок более младшего возраста осваивает звуки, речь быстрее, чем более старший.Исходя из положительного опыта работы специалистов нашего учреждения, занимающихся с детьми с кохлеарным имплантом, можно сделать вывод о том, что если ребенок с нарушенным слухом, получивший современные высокотехнологичные способы слухопротезирования, включен в систему инклюзивного и интегрированного образования, а так же получив качественную послеоперационную реабилитацию, способен овладеть языком и успешно включиться в социум. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста после КИ создает благоприятные условия для их полноценного развития .

Литература:

  1. Зонтова О. В. Методические рекомендации по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом. - Санкт-Петербург, КАРО, 2008.

  2. Альтман Я.А, Таварткиладзе Г.А руководство по аудиологии. М, 2003

  3. И.В. Королева . Кохлеарная имплантация и дети. Санкт-Петербург, 2010

  4. Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. Санкт-Петербург, 2007.

  5. Миронова Э.В, Шматко Н.Д Организация коррекционной помощи имплантированным дошкольникам// Материалы конференции логопедов системы МЗ РФ «Актуальные вопросы логопатологии», Санкт-Петербург, 2009.