СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности сопровождения детей профилактических смен

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: психологические особенности сопровождения подростков профилактических смен. Об особенностях работы с подростками, имеющими склонность к девиантному поведению.

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности сопровождения детей профилактических смен»

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга «Балтийский берег»




Доклад





Психологические особенности сопровождения детей

профилактических смен
















Подготовил:

педагог-психолог

Першина Е.А.



Санкт-Петербург

2019

Подростковый возраст – это долгий и довольно сложный переходной период возрастного развития, в котором происходит ряд психофизических изменений, связанных с половым созреванием ребенка и вхождением его во взрослую жизнь. Наибольшая сeнзитивность пубертатного периода заключается в формировании различных качественных изменений в физиологическом и психологическом развитии ребенка. Подобная перестройка организма напрямую влияет на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды, что, в сою очередь, оказывает непосредственное влияние на формирование личности ребенка в целом.

В подростковом возрасте, выработанные на ранних стадиях положительные качества, значительно увеличивают шансы на успешную и гармоничную психосоциальную идентификацию. У стыдливого недоверчивого и неуверенного в себе подростка с повышенным чувством вины и собственной неполноценности возникают существенные трудности с идентификацией.

К нами на смены попадают дети в основном с проблемами в обучении, социализации, педагогически запущенные, слабообучаемые дети с отсутствием учебно-познавательной мотивации, дети с нейродинамическими нарушениями, нарушениями поведения (гиперактивность, гипоактивность), склонные к обману и воровству, склонные к уходу из дома склонные к бродяжничеству, с агрессивным поведением. А также дети с деструктивным, адиктивным, делинквентным, асоциальным конфликтным, дезадаптивным поведением. Участились случаи поступления детей со склонностью к суицидальному поведению.

Педагогически запущенные дети  – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие дети отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

Слабообучаемые - это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учёбе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам. Такие дети не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными особенностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи, с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.

Серьезную трудность для педагогов представляют те дети, у которых отсутствует учебно-познавательная мотивация – нет интереса к большинству школьных дисциплин. У таких школьников мотивация избегания неуспеха формирует искаженные в морально-нравственном аспекте формы поведения. Подростки обманывают родителей и педагогов, пропускают уроки, не выполняют домашние задания. Как показывает практика это не вина, а беда тех детей, у которых во время обучения в начальной школе не сформировались базовые навыки учебной деятельности.

Дети с проявлением психолого-педагогической дезадаптации. Невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Наиболее часто проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, а также в поведении, не согласующимся с принятыми дисциплинарными нормами. Выделяются следующие факторы, способствующие школьной дезадаптации:

1) Школьный (отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной помощи ученику, проявления неуважения к нему и др.);

2) Семейный (неблагоприятная материально-бытовая, эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или, наоборот, гиперопека и т. п.);

3) Микросоциальный (негативное влияние окружения, легкость добывания денег, доступность алкоголя и наркотиков и т.д.);

4) Макросоциальный (деформация общественных и нравственных идеалов, примат обогащения над самореализацией, обстановка и пропаганда насилия, вседозволенности и т. п.);

5) Соматический (тяжелые и хронические физические заболевания, уродства, нарушения двигательной сферы, слуха, зрения, речи);

6) Психический (различные проявления психических нарушений, акцентуаций и патологии личности, патологическое протекание возрастных кризов, задержки психического развития и др.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности резко выделяются своим поведением: чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью надолго сосредоточить внимание на чем-либо.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными – слабой успеваемостью и затруднениями в общении с другими людьми.


Дети с агрессивным поведением

Специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому лицу или группе лиц, коим субъект стремится причинить ущерб. Может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства – до словесных оскорблений (агрессия вербальная) – и до применения грубой силы (агрессия физическая

Дети с девинтным поведением  (девиантным, неадекватным)  поведением.

Deviation – отклонение - действия не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Дети с деструктивным поведением – действия (словесные или практические, направленные на разрушение чего бы то ни было – мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья, физических предметов и т.д. Выражается как драчливость, нетерпимость, упрямство, грубость, ненависть, страх, паника по отношению к другому человеку.

Дети с адиктивным поведением, это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других.


Дети с делинквентным поведением -  отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее условно-наказуемое деяние. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм.

Дети с асоциальным поведением  (антиобщественное) – поведение противоречащее общественным нормам принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных действий. К такому типу поведения можно отнести проституцию.

Дети с конфликтным поведением.

Дети с акцентуированным поведением – тип отклоняющегося поведения под которым понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения.

Дети с психопатологическим типом поведения. Поведение основанное на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Разновидностью этого типа является саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека.

Дети склонные к суицидальному (самоповреждающее, саморазрущающее) поведению

Суицид – это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение – это саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины. Распространены следующие причины:

·  потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;

·  уязвленное чувство собственного достоинства;

·  крайнее переутомление;

·  разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств;

·  токсикомания и наркомания;

·  отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство.

Для установления причин суицидального поведения важное значение имеют их мотивы и поводы позволяющие судить о конкретных обстоятельствах, которые приводят к этому. Установить мотивы и причины не всегда удается из-за недостатка сведений.



Таким образом, психологическое неблагополучие детей в условиях социальной нестабильности, отсутствие сформированных представлений об основах и способах человеческого поведения в обществе, наличие психиатрической симптоматики и индивидуальных психологических особенностей, затрудняющих социальную адаптацию, и есть те основные факторы, которые влияют на воспитание и изменяют траекторию развития ребенка.

Как и в любом деле есть определенные проблемы, которые возникают при приеме детей на профилактические смены.

Дети, прибывшие в профилактическую смену, сильно разочарованы с самого начала. Многие обмануты, им обещали спорт, бассейн, скаладром, отдых, а по существу ничего.

Многие дети прибывают без теплых вещей, что минимизирует возможность прогулки их на свежем воздухе, без сменной обуви, не смотря на подробный инструктаж родителей и их обещания подвезти теплую обувь позже.

Многие дети приезжают без ручек и тетрадей, им обещали отдых, а не обучение, что приводит к саботажу учебного процесса.

По характеристикам, выданным школами все дети «ласковые и пушистые», а по факту, по результатам диагностики теста Басса Дарки (на агрессивность), 90% дети имеют максимально высокий уровень физической агрессии, 80 % имеют высокий уровень косвенной и вербальной агрессии, для компенсации которых необходимы длительные прогулки или занятия спортом 2-3 часа в день, бассейн, тренажеры, комнаты для релаксации. Так как у детей нет выхода физической силы они крушат все вокруг.

У 70% высокий уровень нигилизма, т.е. полное игнорирование норм и правил.

50% подростков 1 смены (мальчики) и 32% подростков 4 смены и 70 % из 10 смены (девочки) – имели склонность к суицидальному и самотроавмирующему проявлению, для сопровождения которых нужен врач психиатр (ни в одной характеристике про это ни слова).

Некоторые индивидуумы помещенные под угрозой правовых воздействий со стороны школы или других органов, устраивают саботаж указаний воспитателей, и прямым текстом спрашивают, что им еще сделать плохого, чтобы их отправили домой.

Начало каждой смены имеет массу сюрпризов, но к счастью, благодаря профессионализму педагогического коллектива и слаженной работе воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагога-психолога и администрации школы, все проблемы решаются.

Основой воспитания в профилактической смене – является воспитание в коллективе, круговая порука и индивидуальный подход. При этом соблюдаются следующие принципы:

Диалог взрослого и ребенка

Разумной требовательности

Связи с реальной жизнью

Возрастного подхода

Педагогической поддержки

Стимулирование самовоспитания

Уважения индивидуальности


При расселении по комнатам предварительно подробно изучаются характеристики учащихся, и, учитывается психологическая совместимость (на сколько это возможно по предоставляемым характеристикам) и обучающимся в одном классе.

Назначается, а в последствии выбирается старший по комнате, по классу, по корпусу, эти люди отвечают за дисциплину и порядок в коллективе.

Все время подростки находятся под неусыпным контролем воспитателей. В свободное от учебы время, проводятся групповые занятия с педагогом-психологом и педагогами дополнительного образования.

По итогам прохождения смен, мы получаем отсроченные результаты, но уже уезжая со смены фиксируется снижение уровня агрессии, повышение уровня учебной мотивации, повышение коммуникабельности и самооценки, снижается негативное отношение к школе и учебному процессу. Некоторые дети открывают для себя социум, получают опыт позитивного живого общения без участия гаджетов.

Многие дети очень хотят повторно попасть на данные смены.

Повторный приезд подростков показал высокую продуктивность проведенной работы, и позволил закрепить у них новую позитивную модель поведения. С первого дня виден результат работы, проведенной на прежних сменах, получен положительный отзыв от родителей об изменениях, произошедших с детьми. Особенно высокий результат в тех семьях, где родители, в тесном контакте с педагогом-психологом, изменили свое отношение и модель поведения к детям.

Обобщая и систематизируя результаты, мы можем сказать, что для исправления серьезных нарушений в поведении несовершеннолетних недостаточна материально-техническая база, а для профилактики легких девиаций, конечно это выход.

Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание.

Основные принципы общения с детьми попавшими на профилактические смены: доброжелательность, педагогический такт, человечность, гуманность, умение понять и принять, следование общечеловеческим принципам, взаимопонимание, передача опыта детско-родительских отношений, уважение личности каждого ребенка.



Их родителям нужно рекомендовать организацию режима труда и отдыха.





















Требования к характеристикам детей, поступающих на смены


В характеристике должно быть указано:

- исходящие данные школы с действующей электронной почтой, телефонами администрации, социального педагога или классного руководителя;

- Ф.И.О. ребенка полностью;

- дата рождения;

- класс;

- программа по которой ребенок обучается, его успехи и затруднения в изучении определенных предметов, в том числе, академические задолженности;

- индивидуальные психологические качества (лидер или ведомый, активный или пассивный, пользуется успехом в коллективе, уровень социализации, характер общения со сверстниками, взрослыми, склонность к самотравмирующему и суицидальному поведению, наличие вредных привычек, воровство, курение, употребление спиртных напитков и т.д.)

- чем ребенок интересуется, хобби;

- статус семьи (полная, неполная, многодетная, опекунская, социального риска и т.д.), Ф.И.О. родителей (законных представителей) полностью, адрес проживания и регистрации;

- психологический климат общения в семье, участие родителей в образовательном процессе;

- за что и когда ребенок поставлен на учет ВШК, ОДН или ПДН;

- причина направления ребенка на профилактические смены.