Психологический тренинг: "Круг друзей:
л
етние лагерные впечатления"
Пешко О.С., педагог доп.образования, СШ33 г.Брест
Цель: Создать условия для осмысления личного и группового опыта смены, выражения благодарности, укрепления чувства общности и позитивного завершения лагерной смены.
Задачи:
Рефлексия: Помочь участникам осознать и сформулировать ключевые события, эмоции, открытия и трудности смены.
Благодарность: Создать пространство для выражения признательности другим участникам и вожатым за поддержку, помощь и общение.
Связь: Укрепить чувство принадлежности к группе ("команде смены"), ощущение "круга друзей".
Завершение: Символически "закрыть" смену, оставив позитивный эмоциональный след и "артефакты" на память.
Позитивный настрой: Зарядить участников теплыми воспоминаниями и мотивацией на будущее.
Целевая группа: Учащиеся 6-7 классов (12-14 лет), отряд/группа лагеря (10-20 человек идеально).
Время: 60-90 минут.
Место: Круг (сидя на земле на ковриках/пенках, пнях или в большой палатке). Идеально – у костра (вечером) или в красивом месте на природе.
Ведущий: Психолог лагеря (+ вожатые как участники на равных или помощники).
Необходимые материалы:
Коврики/пенки для сидения в кругу.
Мягкий мяч/игрушка для "говорящего предмета".
Клубок толстой разноцветной пряжи/шерсти.
Небольшие гладкие камешки (по 1 на чел.) или деревянные кружочки (диам. 3-5 см).
Перманентные маркеры (тонкие) или ручки по камню.
Красивая коробка/мешочек/деревянная шкатулка.
Листы А4, простые карандаши (по 1 на чел.) – опционально для рисования.
Спокойная, легкая фоновая музыка (инструментальная, звуки природы) – опционально.
Свеча (если внутри палатки/безопасно) или фонарик – для создания атмосферы.
Структура и сценарий:
1. Вступление: Создаем круг (10-15 мин)
Приветствие и настройка: "Приветствуем всех в нашем Круге Друзей! Сегодня вечер особенный – мы завершаем нашу смену, наше большое приключение. Давайте вместе вспомним, проживем заново самые яркие моменты, поблагодарим друг друга и создадим что-то на память об этом времени."
Правила круга (кратко): "У нас есть правила: Говорим по очереди (когда у тебя в руках мяч). Слушаем внимательно, не перебиваем. Говорим от себя ("я чувствовал", "мне запомнилось"). Можно сказать "Пропускаю". Здесь нет "плохих" ответов. Уважение и доверие."
Разминка "Эхо похода": Встать в круг. Ведущий начинает: делает жест и называет действие/элемент похода (напр., "собираем рюкзак!", "идем в гору!", "ставим палатку!", "готовим кашу!", "поем у костра!"). Все хором повторяют фразу и копируют жест. Каждый участник по кругу добавляет свое (движение + фраза), все повторяют. Задача – вспомнить дела смены и "разогреться".
2. Основная часть: Вспоминаем, Чувствуем, Благодарим (35-45 мин)
А. "Карта нашей смены" (Рефлексия):
Ведущий кладет мяч в центр круга. "Представьте, что наша смена – это карта большого путешествия. На ней были вершины (лучшие моменты), реки (что текло легко), болота (трудности), сокровища (открытия о себе или других)."
"Передавая мяч по кругу, поделитесь: Один самый яркий, самый теплый или самый веселый момент смены для тебя? Что это было? Почему запомнилось?" (Ведущий начинает, задавая тон искренности и позитива).
(Опционально, если время и группа готова): Второй круг: "А что было самым сложным? Как ты с этим справился? Кто или что помогло?" (Важно акцентировать на преодолении и поддержке, а не на жалобах).
Б. "Клубок Благодарности" (Выражение признательности):
Ведущий берет клубок пряжи. "Сейчас мы создадим паутинку благодарности, которая свяжет нас всех. Я начинаю: Я благодарю (Имя участника или вожатого) за то, что... (конкретный пример: за то, что помог мне нести рюкзак на подъеме / за то, что рассмешил меня, когда было грустно / за интересный рассказ у костра)." Говорит и крепко держит конец нити.
Ведущий бросает/катит клубок к тому, кого поблагодарил, не отпуская конец. Тот ловит клубок, благодарит следующего человека (за конкретный поступок/качество, проявленное в смене), крепко держит свою часть нити и перекидывает клубок дальше.
Важно: Благодарить можно ЛЮБОГО участника круга (и вожатых!). Если клубок пришел к тебе, а ты хочешь поблагодарить другого – сделай это, затем перекинь клубок тому, кого поблагодарил. Цель – чтобы каждый получил клубок минимум 1 раз, и каждый сказал благодарность минимум 1 раз. В конце все держат свою часть "паутины".
Финал ритуала: Ведущий: "Посмотрите, какая крепкая, красивая паутина у нас получилась! Это символ нашей связи, нашей поддержки друг друга в этом походе. Давайте все вместе слегка натянем нити и почувствуем эту связь. А теперь... (все вместе отпускают нить) – но знайте, что невидимые нити нашей дружбы и благодарности остаются!" Клубок сматывается, нити можно аккуратно отрезать по кусочку и дать каждому как браслетик-оберег на запястье (завязать).
3. Заключительная часть: Наш след и Пожелания в Дорогу (15-20 мин)
А. "Камешек-напоминание":
Ведущий раздает каждому по гладкому камешку и маркеру. "Этот камешек – частичка нашего лагеря, нашего похода. Подумай: Какое одно слово, качество или чувство ты хочешь взять с собой из этой смены? (Сила, Дружба, Смелость, Радость, Терпение, Природа, Приключение...). Напиши или нарисуй это на своем камешке. Пусть он будет твоим талисманом, напоминанием о нашем Круге Друзей."
Участники подписывают камешки (помогаем при необходимости).
Б. "Сундук Памяти":
В центр круга ставится красивая коробка/шкатулка. "Это наш Сундук Памяти о смене."
Ведущий: "Прежде чем положить свой камешек в сундук, передадим мяч по кругу в последний раз. Какое пожелание ты хочешь сказать всем нам, нашему Кругу Друзей, на будущее? (Например: "Чтобы мы не забывали друг друга!", "Чтобы было больше таких походов!", "Берегите природу!", "Оставайтесь такими же крутыми!")."
Участники по очереди говорят пожелание и кладут свой камешек в сундук. Ведущий говорит последним.
В. Завершающий ритуал:
"Наш Круг Друзей подходит к концу. Мы вспомнили важное, поблагодарили друг друга, оставили свои следы-пожелания в Сундуке Памяти. Этот сундук останется у вожатых/руководителей лагеря как символ нашей смены."
Вариант 1 (Классика): Все встают, берутся за руки. Ведущий: "Мы – Круг Друзей [Название лагеря/отряда] смены [Дата]! До новых встреч!" Все дружно поднимают руки вверх и кричат "Ура!" или делают общий вздох/выдох.
Вариант 2 (Тихий): Зажечь свечу/фонарик в центре. "Пусть свет этого огонька, как свет наших теплых воспоминаний о смене, останется с нами. Возьмите кусочек этого света в свое сердце. Спасибо вам за этот круг, за эту смену!" Все молча смотрят на огонек 10-15 секунд. Ведущий тушит свечу/выключает фонарик. "Круг закрыт."
После ритуала: Всем раздаются отрезанные ранее кусочки нити от "паутины благодарности" как браслетик на память. Психолог и вожатые благодарят ребят.
Ключевые принципы для психолога:
Атмосфера Безопасности и Доверия: Главное условие. Говорить о чувствах сложно. Поддерживайте, нормализуйте любые эмоции, защищайте от насмешек.
Инклюзивность: Вовлекайте всех, но уважайте право на молчание ("Пропускаю" – нормально). Помогайте стеснительным короткими наводящими вопросами ("Тебе запомнился наш поход к озеру?").
Конкретика: Требуйте конкретных примеров в благодарностях ("спасибо за помощь" - "спасибо, что подержал фонарик, когда я ставил палатку в темноте").
Позитивный Фокус: Даже на трудностях акцент на преодолении и поддержке. Финал – только на позитиве и надежде.
Гибкость: Следите за энергией группы. Если устали – сокращайте. Если пошел глубокий разговор – дайте ему место (в рамках времени).
Личный Пример: Психолог активно участвует, искренне делится своими чувствами и благодарностями.
"Здесь и Сейчас": Связывайте все обсуждения с реальным опытом этой смены, этого лагеря, этих людей.
Респект к Вожатым: Включите их в круг как равных участников, они тоже прошли этот путь с ребятами.
Адаптации:
Для больших групп: Разбейте на 2-3 малых круга (ведут психолог и вожатые по одному сценарию). "Сундук Памяти" может быть один общий.
Если мало времени (40 мин): Сократите или уберите "Карту смены" (трудности). Сфокусируйтесь на "Клубке Благодарности" и "Камешке с пожеланием в Сундук".
Если плохая погода (в палатке): Уделите больше внимания созданию уюта (коврики, свечи/фонарики, горячий чай в кружках). Убедитесь, что всем видно и слышно.
Для более младших (6 кл): Упростите вопросы ("Что было самым крутым?"), больше игровых элементов в разминке, помогите с формулировками благодарностей. Камешки можно просто раскрасить в любимый цвет лагеря.
Для более старших (7 кл): Можно добавить чуть больше глубины в рефлексию ("Чему ты научился за смену?"), позволить больше времени на обсуждение.
Этот сценарий поможет создать проникновенное и запоминающееся завершение лагерной смены, оставив у ребят ощущение единства, благодарности и теплые воспоминания о "Круге друзей". Удачи в проведении!