АНО СОШ «Академическая гимназия»
Психологическое занятие с элементами тренинга
для первоклассников и родителей
на этапе адаптации к обучению в школе
«Вместе в школу – строим мосты понимания».
Разработала: Мурашкина Ю.А.,
педагог – психолог, нейропсихолог, специалист
Службы психолого-педагогического сопровождения
АНО СОШ «Академическая гимназия»
г. Москва 2025 г.
Актуальность. Адаптация к школе — критический период, сопряженный со стрессом для ребенка (новый режим, требования, социальная среда) и тревогой для родителей (ожидания, неуверенность).
У первоклассников часто наблюдаются:
- Повышенная тревожность, страхи;
- Снижение самооценки, трудности в общении;
- Поведенческие регрессии (капризы, плаксивость);
- Напряжение в детско-родительских отношениях (непонимание, конфликты из-за подготовки домашнего задания).
Родители, в свою очередь, могут неосознанно транслировать свою тревогу, сравнивать ребенка с другими, использовать неэффективные стратегии поддержки.
Арт-терапия и сказкотерапия идеально подходят для этой ситуации:
- Безопасность и экспрессия. Позволяют выразить сложные чувства (страх, гнев, радость) невербально, через метафору и творчество, минуя барьеры речи;
- Снижение тревоги. Творческий процесс обладает успокаивающим и ресурсным эффектом;
- Укрепление связей. Совместная деятельность в игровой форме снимает напряжение, создает позитивный опыт общения;
- Понимание. Родители через творчество ребенка и метафоры сказки могут увидеть его внутренний мир и переживания школы по-новому;
- Развитие ресурсов. Помогают выявить и активизировать внутренние силы ребенка и семьи для преодоления трудностей адаптации.
Психологическое занятие с элементами тренинга для
первоклассников и родителей на этапе
адаптации к обучению в школе
«Вместе в школу – строим мосты понимания».
Цель: Оптимизация детско-родительских отношений и снижение уровня стресса у всех участников образовательного процесса (ребенок, родитель) в период адаптации первоклассника к школе через создание позитивного опыта совместной деятельности и развитие навыков взаимопонимания и поддержки.
Задачи:
Для ребенка:
Снизить эмоциональное напряжение, тревожность, связанные со школой;
Активизировать позитивное самоощущение и уверенность в своих силах;
Развить способность распознавать и выражать свои чувства (в т.ч. связанные со школой) безопасным способом;
Укрепить чувство связи и поддержки со стороны родителя.
Для родителя:
Повысить осознанность собственных чувств и ожиданий, связанных со школой ребенка;
Научиться «видеть» и понимать переживания ребенка через призму творчества и метафоры;
Развить навыки эмоциональной поддержки и эмпатического общения с ребенком в контексте школьной адаптации;
Укрепить позитивную эмоциональную связь с ребенком.
Для диады (ребенок-родитель):
Создать позитивный опыт совместной деятельности и сотрудничества;
Улучшить навыки невербальной и вербальной коммуникации;
Сформировать общий «ресурсный образ» преодоления школьных трудностей.
Целевая аудитория: диады «Первоклассник (6-7 лет) и Родитель» (оптимально 5-7 пар).
Время проведения: 60-70 минут.
Материалы и оборудование:
Помещение. Просторное, светлое, с возможностью свободного перемещения. Столы и стулья для работы в парах и общего круга. Ковер/коврики для работы на полу;
Листы А3 (белые и цветные) - по 2-3 на пару;
Цветная бумага;
Карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель;
Пластилин или соленое тесто разных цветов;
Ножницы, клей-карандаш;
Журналы для коллажа (с картинками природы, людей, эмоций);
Природные материалы (шишки, камешки, палочки - по желанию);
Текст сказкотерапии «История про Первоклашку и Волшебный Камешек»;
Кукла-персонаж (Мудрая Сова, Добрый Гном и т.п.);
Аудиозапись спокойной инструментальной музыки;
Маленькие камешки/бусины (по количеству участников);
Мяч;
Колокольчик;
Бланки короткой обратной связи для родителей (по желанию).
Ход занятия:
Вводная часть (10-12 минут)
Ритуал начала (Создание безопасного пространства).
Психолог: Здравствуйте, наши дорогие первоклассники и их замечательные родители! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие в Страну Первоклашек. Чтобы наше путешествие было безопасным и радостным, давайте создадим свой круг дружбы и доверия.
Участники встают в круг.
Упражнение №1. «Имя и настроение».
Каждый участник, начиная с психолога, называет свое имя и показывает жестом (или звуком, мимикой) свое настроение в данный момент. Группа повторяет жест/звук хором.
Установление правил группы.
Психолог кратко озвучивает простые правила (говорим по одному, не перебиваем, друг друга поддерживаем, здесь нет «неправильных» рисунков или чувств) с помощью куклы-персонажа. Дети и родители соглашаются.
Ритуал «Волшебный колокольчик».
Психолог (звонит в колокольчик):
Звон колокольчика означает, что наше волшебное пространство открыто, и мы готовы творить и понимать друг друга!
II. Основная часть (40-45 минут).
Активизация темы.
Упражнение №2. Арт-терапия «Моя Школа - Настроение» (Индивидуальная работа с последующим обсуждением в диаде, 15-20 мин).
Инструкция (Ребенку): Представь, что школа – это какое-то настроение, чувство или даже фантастическое существо. Какое оно? Нарисуй или слепи из пластилина свою Школу - Настроение. Это может быть что угодно: цветок, облако, животное, узор, просто цветные пятна. Рисуй то, что приходит в голову!
Инструкция (Родителю): Пока ваш ребенок рисует, подумайте и нарисуйте/слепите на своем листе ваше настроение или чувство, связанное с тем, что ваш ребенок пошел в первый класс. Это может быть ваше ожидание, ваша радость, ваше беспокойство.
Дети и родители работают индивидуально за столами или на ковре. Звучит спокойная фоновая музыка.
Обсуждение в диаде.
Психолог: А теперь, в своей паре (родитель и ребенок), покажите друг другу свои работы. Не нужно сразу объяснять словами. Пусть родитель сначала попробует догадаться, что хотел выразить ребенок в своем образе Школы - Настроения. Ребенок, посмотри на работу родителя – что ты чувствуешь, глядя на нее? Только потом вы можете поделиться своими мыслями друг с другом.
Сказкотерапия «История про Первоклашку и Волшебный Камешек».
Психолог (берет куклу):
Мудрая Сова (имя куклы) принесла нам одну историю. Давайте сядем поудобнее, закроем глаза (или просто расслабимся) и послушаем...
Примерный сюжет сказки «Первоклашка и Волшебный Камешек».
Жил-был мальчик/девочка (имя, похожее на кого-то из детей)… И пошел он/она в первый класс. Сначала было очень интересно: новый портфель, яркие тетрадки, добрые учительницы. Но иногда… иногда накатывало что-то непонятное: в животе порхали бабочки, ладошки становились влажными, а голос куда-то пропадал. Особенно когда нужно было выйти к доске или подойти познакомиться с мальчиком или девочкой из другого класса.
Однажды вечером, сидя за уроками, герой почувствовал, что вот-вот заплачет от неуверенности. И тогда его мама/папа (выбор) подошла, обняла и положила ему в ладошку маленький гладкий камешек, теплый от ее/его руки. «Этот камешек – волшебный, – сказал родитель. – В нем спрятана моя любовь и вера в тебя. Когда тебе будет трудно, страшно или одиноко, просто сожми его крепко в кулачке, и ты почувствуешь мое тепло и поддержку. Ты не один».
На следующий день в школе случился момент (описать коротко типичную для адаптации ситуацию: ответ у доски, не получилось сразу решить задачу, кто-то не поделился). Герой вспомнил про камешек. Он засунул руку в карман, нащупал гладкий теплый камушек и сжал его изо всех сил. И вдруг… откуда-то изнутри пришло тепло. Он почувствовал, как мамины/папины руки как будто легли ему на плечи. Стало спокойнее. Бабочки в животе успокоились. Он глубоко вдохнул… и смог справиться! Может, не идеально, но он смог! И даже улыбнулся себе. Он знал, что его любят и верят в него. И этот маленький камешек стал его талисманом силы и спокойствия.
Обсуждение в кругу (5-7 мин).
Психолог задает вопросы, используя куклу:
«Ребята, а что чувствовал наш герой? А у вас бывает похоже?»
«Как вы думаете, что для него стало самым важным (волшебный камешек)?»
«Родители, а как вы думаете, что может быть таким «волшебным камешком поддержки» для вашего ребенка?» (Акцент на чувствах поддержки, любви, уверенности).
«Как родители в сказке помогли герою?»
Упражнение №3. Совместная арт-терапия «Создаем Семейный Герб Поддержки» (Работа в диаде).
Инструкция: А теперь давайте создадим наш собственный волшебный символ – Семейный Герб Поддержки! На одном большом листе А3 вы вместе (ребенок и родитель) нарисуйте, слепите, сделайте коллаж из всего, что поможет вам чувствовать себя сильными, уверенными и поддерживающими друг друга в школьной жизни. Что это может быть? Может, ваши сильные стороны (как «Я умею читать» или «Мама всегда обнимет»), может, образы, которые вас вдохновляют (солнце, сильный дуб, супергерой), может, просто цвета, которые дают силу! Работайте ВМЕСТЕ, советуйтесь!
Диады работают совместно. Психолог наблюдает, поддерживает, помогает сформулировать идеи, если нужно. Звучит музыка.
Мини-презентация (по желанию, 3-5 мин).
Если время и желание участников есть, можно попросить 1-2 пары очень кратко показать герб и назвать один ключевой элемент поддержки.
Заключительная часть (Рефлексия и Закрепление, 10-13 минут).
Упражнение №4. «Волшебный Камешек в ладошке».
Психолог раздает каждому участнику маленький гладкий камешек (или бусину): Возьмите свой камешек, согрейте его в ладошке. Закройте глаза. Вспомните сегодняшнее занятие. Какое чувство, мысль или образ вам хочется «вложить» в этот камешек, чтобы взять с собой? Это может быть чувство поддержки, любви, спокойствия, уверенности, радости от совместного творчества... (Пауза 1-2 мин). А теперь откройте глаза. Кто хочет одним словом поделиться, что он «вложил» в свой камешек? (Высказываются по желанию).
Упражнение №5. «Я сегодня понял(а)...».
Участники образуют круг. Психолог бросает мяч по кругу. Тот, у кого мяч, заканчивает фразу: «Я сегодня понял(а)...» или «Мне сегодня понравилось...». Начинают родители, передают детям.
Ритуал завершения.
Психолог: Наше путешествие в Страну Первоклашек подходит к концу. Мы строили Мосты Понимания друг к другу. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и тихо скажем хором волшебные слова: «Мы вместе! Мы справимся!».
Психолог звонит в «Волшебный колокольчик»: Наше пространство закрывается, но тепло, поддержка и созданные вами гербы остаются с вами! Спасибо всем за смелость, творчество и открытость!
Важно предложить участникам забрать свои рисунки, гербы и камешки домой!
Данная методическая разработка предлагает не просто набор упражнений, а целостный, эмоционально насыщенный и психологически выверенный план для реальной помощи семьям в сложный период адаптации через язык искусства и метафоры.
Литература:
1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2021;
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии». – СПб.: Речь, 2022;
3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2021;
4. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. – М.: АСТ, 2020;
5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2021;
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2023;
7. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 2020;
8. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Класс, 2017.