СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение и технологии работы на этапе помещения ребенка в замещающую семью

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка направлена на повышение педагогической компетентности о формах, методах, технологиях работы на этапе помещения ребенка в замещающую семью

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение и технологии работы на этапе помещения ребенка в замещающую семью»

Семинар для педагогов

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение и технологии работы на этапе помещения ребенка в замещающую семью»

Цель:

Повысить педагогическую компетентность педагогов о технологиях работы на этапе помещения ребенка в замещающую семью.

Задачи:

1.Познакомить с приемами повышения мотивации ребенка на проживание в приемной семье.

2. Расширить знания по формированию адекватного восприятия ребенком будущей семьи и его места в ней.



Психолого-педагогическое сопровождение является центральным при подготовке ребенка к устройству в приемную семью, поскольку большая часть специфических проблем ребенка лежит в психологической сфере (несформированность представлений о семье, защитные реакции, страх жизни в новой семье и пр.)

Этот этап подготовки наступает тогда, когда появляется семья, пожелавшая заменить ребенку биологических родителей.

  Основной задачей здесь является нахождение точек соприкосновения, определяющихся взаимностью выборов, совместимостью интересов и потребностей. Это процесс двусторонний. Выбор делает как семья, так и сам ребенок.

На данном этапе работа направлена на формирование психологической готовности ребёнка к устройству в семью, а именно, мотивации к жизни в принимающей семье и адекватного восприятия будущей семьи и места ребёнка в ней.

  1. Формирование мотивации к жизни в принимающей семье

Работа на этом этапе подготовки ребенка к жизни в новой семье направлена на снятие естественного страха, опасения, уменьшение чувства тревоги. Подготовка необходима еще и потому, что в новую семью ребенок идет, имея прошлый опыт, чаще всего опыт потерь и разочарований. Но, несмотря на это, многие хотят приобрести семью.

Нужно помочь ребенку понять разницу между биологическим и психологическим родительством, и то, что он не виноват в произошедшем. Нужно довести до его сознания, что есть объективные причины, по которым он не может жить в биологической семье, объяснить, что его родителям нужна помощь, они не могут сейчас заботиться о нем. В этом плане очень эффективно, с нашей точки зрения, работать с «жизненным сценарием» ребенка, семьи через просмотр, обсуждение фильмов, произведений, иллюстрирующих различные типы сценариев (для малышей это может быть сказкотерапия):  «Золушка», «Двенадцать месяцев»,  «Сказка о царе Салтане», «Крошечка-Хаврошечка», анимационная терапия - тематические мультфильмы и т.д. Для ребят старшего возраста это фильмы:  «Чучело», «Вор»,  «Авария – дочь мента» и т.д.).

2. Формирование адекватного восприятия будущей семьи и места ребёнка в ней.

Также нужно закрепить положительную установку на проживание в приемной семье. Рассказывая ребенку о семье, нужно обсудить с ним, что положительного может дать семья (семейный опыт, возможности развития, защиту, заботу человека, который будет рядом, настоящих друзей в лице потенциальных братьев и сестер, возможность заниматься любимым делом, индивидуальную помощь в учебе и других делах). В конце важно задать ребенку вопрос: «Подумай, хочешь ли ты попробовать?» – дав время и возможность подумать над этим вопросом, проанализировать полученную информацию. На следующей встрече желательно выслушать мнение ребенка, обсудив вопросы: «В какой семье ты бы хотел жить?», «Какими должны быть люди, с которыми ты бы хотел жить?» Можно использовать рисуночные методики: «Нарисуй, как ты представляешь себе семью», заполнение специальной анкеты «Какой я вижу свою семью», вместе написать будущей семье «Письмо» о своих привычках, особенностях, интересах. Кроме того, на этом этапе для формирования образа семьи могут использоваться книги, рассказы, стихи, фильмы, доступные средства информации, разговоры, беседы о прошлой жизни в семье и о будущей, обучающие игры, ролевые игры в семью, инсценировки, арт- терапия.

На этом этапе формирования образа семьи мы используем различные формы и методы работы: проективные методики «Дом – дерево – человек», «Рисунок семьи», «Я в прошлом, настоящем и будущем», методика неоконченных предложений: «Я хочу…», «Я мечтаю…», «Я был бы рад…», «Я надеюсь…». Хорошим средством являются обучающие игры, инсценировки, арт-терапия. Все это помогает прояснить желаемый образ семьи.

Важной задачей данного периода является осознание не только того, что ребенок хочет получить в семье и от семьи, но и обязательно понимание, что он может дать семье (это важно, чтобы не культивировать потребительство). Жить в семье - значит делить с другими обязанности – убирать, готовить, заниматься домашними делами. Принятие позиции помощника, организатора, ответственного за какой-то участок семейной жизни – это залог будущего успеха. Незаменимыми оказываются занятия: «Семья – это 7 Я», «Мужчина в доме», «Хранительница очага», «Каково в дому, таково и самому». Эти методы помогают ребенку более успешно принять новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.

3.Заочное знакомство ребенка с людьми, пожелавшими стать его родителями.

Взаимодействуя со специалистами опеки, где подобрана приемная семья для ребенка, предлагаем родителям составить для ребенка «Визитную карточку семьи», небольшой фотоальбом, написать «Письмо ребенку» для заочного знакомства ребенка с людьми, пожелавшими стать его родителями.

Рассказывая ребенку о конкретной семье, подобранной для него, показываем фотографии будущих родителей, членов семьи и квартиры (дома); обсуждаем права и обязанности приемного ребенка; отвечаем на все вопросы по поводу его семейного будущего. Ведется работа по формированию адекватного восприятия образа будущей семьи и места ребенка в ней. Методы, используемые в работе – беседы, чтение литературы, «Семейный альбом» или «Дневник семьи», где описаны семейные истории.

4. Знакомство ребенка с семьей. Знакомство ребенка со своей будущей замещающей семьей должно осуществляться постепенно, шаг за шагом (установление контакта должно происходить при постоянном сопровождении специалистами). При этом ни при каких условиях нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с целью ускорения процесса. Практика показывает, что продолжительность самого знакомства может варьироваться от одного контакта до серии встреч. Часто это определяется тем, установлен ли эмоциональный контакт в семье, и возникает ли потребность в продолжении отношений у ребенка и потенциальных родителей.

Первоначально родители рассказывают обо всех членах семьи, об их характере, привычках и увлечениях, знакомят с семейным укладом и традициями. Показывает совместную поделку членов семьи. Например, «Солнце в ладонях». Ребенок дорисует (обведет) свою руку и добавит свои пожелания на пальчиках руки: дружба, любовь, забота, поддержка. Затем вступают в непринужденную беседу – «Давай поговорим», «Расскажи мне о себе». Психолог содействует установлению контакта, налаживанию взаимодействия. Встречи ребенка и родителей мы организуем в комнате психологической разгрузки. Спокойная обстановка и подбор оборудования облегчают начало процесса сотрудничества ребенка, родителей и психолога.

Применяем методику «Диалог» по технологии арт- или песочной терапии. Этот совместный рисунок дает и диагностический результат как происходит налаживание контакта и вступление во взаимодействие. Предлагается совместная работа, например, «Рамка для фотографии». Психоэмоциональное напряжение ребенка и родителя снимается при манипуляциях с фиброоптическими волокнами с интерактивным источником света, наблюдением за движением воды в интерактивной воздушнопузырьковой трубке, за шаром динамической заливки света. Укрепление контакта происходит с помощью игротерапии. «Например, «От сердца к сердцу», «Мы два друга», «Цветок желаний», «Опора» и другие. При следующих встречах можно предложить совместные занятия «Учимся понимать друг друга», «Личное пространство», «Наша новая семья».

5. Совместная работа с ребенком и семьей после посещения.

Педагогом-психологом и социальным педагогом организуется совместная работа с ребенком и замещающей семьей: отработать чувства и переживания, беседа о том, как складывались отношения ребенка и семьи во время первого визита, что вызвало интерес и теплоту в отношениях, а что – напряжение или растерянность, получилось ли получить представления о ребенке, о семье. Обсудить с ребенком и родителями продолжение совместной работы. Помочь ребенку (при его желании) поддерживать связь с родителями по телефону. Укрепление желания ребенка проживать в данной приемной семье технологиями составления коллажа, «Карты желаемого будущего» (по методу «Сеть социальных контактов), мозартики – игры с использованием мозаики, пазлов, аппликации, рисования, упражнения «Круг мечтаний», «Дерево успехов», «Новоселье» и другие.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В случае, когда ребенок и замещающая семья устраивают друг друга, готовится переезд ребенка в семью. Проводится подготовка ребенка к расставанию с учреждением (организацией) педагогами-психологами, воспитателями в виде ритуала, прощального праздника, желательно с альбомом на память, подарками, фотографиями, пожеланиями и т. д
































ПРОДОЛЖАТЬ, КАКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИГРЫ И МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗУЮ

3. «Программы сближения» направлены на установление и поддержание контактов между ребенком и семьей на этапе оформления документов до перехода в семью. Целью данного этапа является получение семьей реальных представлений о ребенке, а для ребенка – знакомство с членами семьи и, что облегчает последующую адаптацию ребенка в семье. Знакомство ребенка с замещающей семьей может состояться в помещении учреждения или в игровой комнате, где у родителей и детей есть возможность познакомиться через совместную деятельность. Потенциальный родитель имеет возможность побеседовать с ребенком (приглашение ребенка в гости на выходные дни или каникулы),

4. Временное помещение ребенка на выходные и каникулярные дни.

Применяются следующие психологические методы работы и

необходимо оборудование:

  • для игровой терапии – игровые модули;

  • песочной терапии – песочница;

мозартики – игры с использованием мозаики, пазлов, аппликации,

рисования, составления коллажа;

  • ароматерапии – масла и установка для ароматерапии;

  • музыкотерапии – музыкальный центр и записи музыкальных

произведений;


В перечень рекомендуемого реабилитационного оборудования

входит также сенсорная комната как многофункциональное помещение для

решения коррекционных, развивающих и реабилитационных задач.



Карта «Мое желаемое будущее», Упраж «Новоселье»

Заочное знакомство с приемными родителями «Визитная карточка семьи» ПЕРЕПЕЧАТАТЬ С ЛИСТА

Совместная деятельность - Методика «Диалог» на песке, упражнения из «Азбуки общения»

Мотивационный блок связан с формированием позитивного восприятия у ребенка перспектив жизни в конкретной семье, готовности покинуть детский дом. Этот блок может включать как индивидуальные консультации психолога, так и встречи с потенциальными родителями.

1.Заочное знакомство ребенка с членами семьи

2. Очное знакомство ребенка с членами семьи

3.Совместные занятия (встречи) ребенка с членами семьи:

А. Учимся понимать друг друга

Б. Личное пространство

В. Наша новая семья