Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период в условиях реализации ФГОС
Блинкова С.А.
педагог-психолог
2019 год
Нет плохих учеников,
есть неудачная ситуация для развития ребенка.
Многочисленные исследования показывают, что около 25-30% детей, которые приходят в первый класс, уже имеют отклонения в здоровье. А за период обучения число здоровых детей уменьшается в четыре раза.
Наши дети страдают и в психологическом плане. Часто с поступлением в школу присущие дошкольникам открытость, здоровое любопытство, инициативность попросту подавляются.
Федеральные государственные стандарты определяют задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных моментов в жизни ребенка. Это не только новые условия, это новые отношения, новые обязанности. По данным Института возрастной физиологии РАО у 65-70% детей в период адаптации возникают страхи, срывы. От того, насколько благоприятно пройдет у ребенка период вступления в школьную жизнь, зависит все дальнейшее его пребывание в школе. Психологи утверждают, что если человек в первые десять лет терпит неудачи, он теряет уверенность в дальнейшей жизни.
Идея «здоровьесбережения» учащихся проходит красной нитью национального проекта «Образование», особенно актуальна она для начальной школы, так как стандарты по-новому обращают учителя к организации обучения первоклассников, особое внимание, уделяя адаптационному периоду.
«Нет плохих учеников, есть плохие учителя» - писал Жан Жак Руссо. Я позволю себе изменить это высказывание: «Нет плохих учеников, есть неудачная ситуация для развития ребенка».
Ведущие психологи о проблеме адаптационного периода.
Симптомы «кризиса семи лет» описал основоположник советской психологической школы Л.С.Выготский, понятие «социальная адаптация» осветил Г.А Гусев, об особенностях адаптации первоклассников к новым условиям писали М.М. Безруких, Л.А Венгер, Н.Г.Лусканова, Р.В.Овчарова, Д.Б.Эльконин и другие.
В словаре С.И.Ожегова адаптация определяется как приспособление организма к изменившимся условиям.
Поступление в школу вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон. В школе все по-другому: работа в достаточно напряженном режиме, новая жесткая система требований. Ученые - психологи выявили, что адаптационный период первоклассников длится до восьми недель. Если процесс адаптации нарушается или слишком затягивается, наступает дезадаптация. Это ведет к затруднениям в обучении, нервным расстройствам, появлению тревожности, возникновению конфликтов.
Адаптация к школе – это многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая и социально - психологическая адаптация. Согласно М.М.Безруких процесс адаптации можно разделить на три этапа.
Первые три недели адаптации получили название «физиологическая буря». В этот период на все воздействия организм ребенка отвечает большим напряжением всех систем. Дети тратят огромную часть ресурсов своего организма. Это объясняет, что в конце сентября многие первоклассники болеют.
Следующий этап – «неустойчивое приспособление». Организм ребенка вырабатывает приемлемые варианты реакций на новые условия.
После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на перегрузки уже с меньшим напряжением.
Компоненты социально – психологической адаптации.
Взаимодействие между учителем и учеником. Это неоспоримо, что «Все в учителе оказывает то или иное воздействие на класс».
Негативно влияет на психику детей:
авторитарность
категоричность
несдержанность
раздражительность
равнодушие
Эти воздействия повышают уровень тревожности первоклассника, истощают его энергетические ресурсы.
Благоприятно отражаются на психическом здоровье детей:
Климат на уроке.
Как ни странно, но главным условием успешного обучения является способность учителя держать дисциплину, но не авторитарную, а дисциплину, которая зависит:
от разумности требований
от степени насыщенности урока
от правильного сочетания серьезного и юмористического
Контроль и оценку знаний осуществлять в данный период в соответствии с требованиями ФГОС. У каждого ученика есть портфолио, оно отражает результаты, достигнутые ребенком за определенный период, и дает возможность строить прогнозы на дальнейшее развитие.
При оценке деятельности необходимо стремиться:
не скупиться на похвалу
хвалить исполнителя, критиковать исполнение
даже в море неуспеха находить островок успешности
не ставить перед ребенком несколько задач одновременно
формула «опять ты НЕ» - верный способ выращивания неудачника
не подлежит оцениванию темп работы, личностные качества, своеобразие психических процессов
При всем многообразии различных проявлений в поведении детей, все они, как шумные, так и тихие, как агрессивные, так и спокойные - нуждаются в помощи и поддержке.
Причины следующие:
- им трудно ориентироваться в пространстве школы
- им неизвестны многие правила поведения в школе
- незнакомы окружающие дети и взрослые
Психологи советуют, чтобы обеспечить повышение уровня развития познавательных процессов, учебную мотивацию, снизить уровень тревожности, создать эмоциональный комфорт и чувство защищенности необходимо:
стремиться, чтобы каждый день приносил первоклассникам радость
показывать каждому ребенку, что он интересен (выслушивать, подбадрить..)
серьезно относиться к его маленьким проблемам и принимать его таким, какой он есть
создавать на уроках обстановку доверия, организую деятельность, а не поведение
считаю, что плохое поведение первоклассника – это не вызов учителю, а реакция на переутомление
ежедневно всех хвалить (слабоуспевающих за маленькие победы, сильных – за решение трудных учебных задач). На каждом уроке как можно чаще говорить детям такие фразы: «Как быстро ты этому научился!», «Как хорошо у тебя получается учиться!», «Ты всему учишься удивительно легко!», «Вижу, тебе нравится учиться!
Для создания психологического комфорта советуют использовать упражнения на релаксацию:
Энергично надуваем воображаемый шарик, затем он медленно со звуком «с – с - с» начинает сдуваться.
Набираем в руки воображаемый песок, сжимаем пальцы, удерживаем в руках, высыпаем песок.
Встаем прямо, принимаем позу солдата и не двигаемся 10 секунд, затем на 10 секунд принимаем позу «тряпичной куклы».
Отдыхаем под музыку: шум ручья, пение птиц и т.д.
Главное - научить ребенка расслабляться и концентрироваться. Отношения выстраивать желательно следующим образом:
тревожным детям не давать негативную оценку
не спрашивать их в начале и в конце урока
не подгонять и не торопить
не говорить строго с нерадивым учеником в присутствии тревожного
хвалить при всех, а замечания наедине
Благополучная адаптация зависит также от системы межличностных отношений, в которые вступает первоклассник.
На начальном этапе дети еще:
Поэтому самой комфортной для первоклассника является работа в парах. Формирование пар (по желанию) в начале периода адаптации особенно важно, так как поддерживает положительную эмоциональную атмосферу в классе.
Итак, основными показателями благоприятной адаптации ребенка к школе являются:
сохранение физического, психического и социального здоровья
установление контакта с учителем
формирование адекватного поведения
овладение навыками учебной деятельности
И наоборот, наличие у ребенка беспокойства, тревоги, повышенной возбудимости, агрессивности – это признаки дезадаптации. Дезадаптация – это образование негативных механизмов приспособления к школе. Природа дезадаптации сложна. Корни ее в характере семейных отношений, в личностном развитии, реже в складывающихся отношениях с учителем.
В результате правильно проведенных мероприятий все учащиеся класса должны успешно адаптироваться к школьному обучению. Внутренняя позиция школьника должна быть сформирована, социальная роль ученика усвоена, страхов перед школой у детей не должно быть.
Своё выступление я хотела бы закончить словами Л. Кассиля:
"Семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”….
Поэтому в этот период очень важна роль и семьи!
А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.