ФИЛИАЛ МБОУ СОШ № 1 г. Нижний Ломов имени Тархова С.Ф.
в с. Усть-Каремша
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
НА УРОКАХ
ПОДГОТОВИЛА:
Учитель начальных классов
Савельева Лариса Николаевна
Введение
Слайд 1
Тема. Проблемно - диалоговая технология
Слайд 2
«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее,
если им дают возможность самостоятельно
исследовать основы изучаемого материала»
Питер Клайн
В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общества. Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.
Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.
Проблемно-диалоговое обучение
Слайд 3
Главным характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация, реализуемая в рамках урока. Урок может носить целиком проблемный характер или решаются некоторые проблемные ситуации.
Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия направленные на исследование того, что связано с данной проблемной ситуацией.
Как Вы думаете, с чего начинается проблемный урок? (С возникновения проблемной ситуации, т.е. столкновения с противоречием. При этом ребенок испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое заставляет его выполнять конкретную мыслительную работу: осознавать противоречия и сформулировать вопрос).
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации |
С «удивлением» (ситуация успеха) | между 2 положениями между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом | Предъявить противоречивые факты, теории, столкнуть разные мнения учеников Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» |
С «затруднением» интеллектуальный разрыв | между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя | Предъявить научный факт. Дать практическое задание не выполнимое вообще, не сходное с предыдущим |
Сокращенный способ | Формулирование учебной задачи вместе с учителем диалог или сообщение темы | С мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность». |
Слайд 4. Цель ПДТ : научить самостоятельно решать проблемы
Слайд 5. Первое звено творчества – это постановка проблемы. Ее начало – создание проблемной ситуации.
Слайд 6.
1.Постановка проблемы может звучать: «С одной стороны…, но с другой стороны…», «Что удивляет? В чём затруднение?», «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?
Второй этап «Поиск и нахождение решения» «Определите сами…», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос?»
Создание продукта: «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…»
Слайд 7 Рассмотрим методы постановки учебной проблемы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приёмом
1.Диалог (постановка проблемы и поиск решения ученики составляют в ходе специально построенным учителем диалога)
Побуждающий
Отдельно стимулирующие реплики
Ученики осознают противоречие в проблемной ситуации
На этапе поиска решения задач учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы («открытие» знаний путём проб и ошибок)
2.Подводящий
Система вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников
Учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы
На этапе поиска ученик выстраивает логическую цепочку рассуждений, ведущую к новым знания
Слайд 8-9
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Анализ | Учитель | Ученики |
вопрос «на ошибку» предъявление научного факта наглядностью побуждение к осознанию противоречия побуждение к проблеме тема Слайд 9 | – Как вы думаете, где могут образовываться пустыни? – Обратимся к атласу. Запишите в тетради крупнейшие пустыни мира. – Где расположена каждая из этих пустынь? – Вы как думали сначала? – А как на самом деле? – Какая же тема урока? Фиксирует тему на доске. | – В местах, где очень жарко, где мало влаги, в глубине материка, где господствуют континентальные ВМ (Житейское представление.) Сахара, Намиб и т.д. – Сахара – в глубине континента, там высокие температуры, небольшое количество осадков. Намиб – Западное побережье Африки, которое омывается водами Атлантического океана. (Проблемная ситуация.) – Пустыни могут образовываться только в глубине материка. – Пустыни могут образовываться и на побережье, вблизи океана. (Осознание противоречия.) – Образование пустынь. (Тема.) |
Слайд 10-11
Сл
С
лайд 12. Подводящий диалог на этапе поиска решения
Слайд 13. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно»
Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят верх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Здесь всё наоборот; лето в январе, реки без воды)
Какой возникает вопрос? (Что это за материк, где всё наоборот?)
Это Австралия. (Так какой материк будем сегодня изучать?)
Слайд 14
При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений.
Слайд 15
Говоря об учебном диалоге, необходимо учитывать следующие моменты:
Ни одна из реплик не должна оставаться без ответа;
Учебный диалог ограничен во времени;
Если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
Учебный диалог требует полных ответов;
Учебный диалог требует предварительной подготовки