СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное выступление Проблемно-диалоговое обучение на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Просмотр содержимого документа
«Публичное выступление Проблемно-диалоговое обучение на уроках»

ФИЛИАЛ МБОУ СОШ № 1 г. Нижний Ломов имени Тархова С.Ф.

в с. Усть-Каремша







ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

НА УРОКАХ





























ПОДГОТОВИЛА:

Учитель начальных классов

Савельева Лариса Николаевна









Введение

Слайд 1

Тема. Проблемно - диалоговая технология

Слайд 2

«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее,

если им дают возможность самостоятельно

исследовать основы изучаемого материала»

Питер Клайн 


В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общества. Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.

Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.

Проблемно-диалоговое обучение

Слайд 3

  1. Главным характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация, реализуемая в рамках урока. Урок может носить целиком проблемный характер или решаются некоторые проблемные ситуации.

    Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия направленные на исследование того, что связано с данной проблемной ситуацией.
    Как Вы думаете, с чего начинается проблемный урок? (С возникновения проблемной ситуации, т.е. столкновения с противоречием. При этом ребенок испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое заставляет его выполнять конкретную мыслительную работу: осознавать противоречия и сформулировать вопрос).

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С «удивлением»

(ситуация успеха)

между 2 положениями

между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом


Предъявить противоречивые факты, теории, столкнуть разные мнения учеников

Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

С «затруднением»

интеллектуальный разрыв

между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя

Предъявить научный факт. Дать практическое задание не выполнимое вообще, не сходное с предыдущим

Сокращенный способ

Формулирование учебной задачи вместе с учителем диалог или сообщение темы

С мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность».



Слайд 4. Цель ПДТ : научить самостоятельно решать проблемы

Слайд 5. Первое звено творчества – это постановка проблемы. Ее начало – создание проблемной ситуации.
Слайд 6.

1.Постановка проблемы может звучать: «С одной стороны…, но с другой стороны…», «Что удивляет? В чём затруднение?», «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?

  1. Второй этап «Поиск и нахождение решения» «Определите сами…», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос?»

  2. Создание продукта: «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…»

Слайд 7 Рассмотрим методы постановки учебной проблемы:

    1. побуждающий от проблемной ситуации диалог;

    2. подводящий к теме диалог;

    3. сообщение темы с мотивирующим приёмом

1.Диалог (постановка проблемы и поиск решения ученики составляют в ходе специально построенным учителем диалога)

Побуждающий

  • Отдельно стимулирующие реплики

  • Ученики осознают противоречие в проблемной ситуации

  • На этапе поиска решения задач учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы («открытие» знаний путём проб и ошибок)

2.Подводящий

  • Система вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников

  • Учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы

  • На этапе поиска ученик выстраивает логическую цепочку рассуждений, ведущую к новым знания

Слайд 8-9











Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Анализ

Учитель

Ученики

вопрос

«на ошибку»







предъявление

научного

факта

наглядностью











побуждение к

осознанию

противоречия





побуждение к

проблеме

тема

Слайд 9

– Как вы думаете, где могут

образовываться пустыни?





– Обратимся к атласу. Запишите в тетради крупнейшие пустыни мира.

– Где расположена каждая из этих пустынь?









– Вы как думали сначала?



– А как на самом деле?





– Какая же тема урока?

Фиксирует тему на доске.

– В местах, где очень жарко, где мало влаги, в глубине материка, где господствуют континентальные ВМ (Житейское представление.)





Сахара, Намиб и т.д.





– Сахара – в глубине континента, там высокие температуры, небольшое количество осадков. Намиб – Западное побережье Африки, которое омывается водами Атлантического океана. (Проблемная ситуация.)





– Пустыни могут образовываться только в глубине материка.



– Пустыни могут образовываться и на побережье, вблизи океана.

(Осознание противоречия.)



– Образование пустынь. (Тема.)



Слайд 10-11



























Сл

С лайд 12. Подводящий диалог на этапе поиска решения




















Слайд 13. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно»

Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят верх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где-то

Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Здесь всё наоборот; лето в январе, реки без воды)

Какой возникает вопрос? (Что это за материк, где всё наоборот?)

Это Австралия. (Так какой материк будем сегодня изучать?)

Слайд 14

  • При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений.

Слайд 15

Говоря об учебном диалоге, необходимо учитывать следующие моменты:

  • Ни одна из реплик не должна оставаться без ответа;

  • Учебный диалог ограничен во времени;

  • Если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;

  • Учебный диалог требует полных ответов;

  • Учебный диалог требует предварительной подготовки