СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичный отчёт по теме «Межпредметные связи на уроках музыки как средство интеллектуального развития учащихся»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общество ставит перед школой задачи гуманизации воспитания личности. Модернизация содержания образования, обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических поисков. Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук, и все они в той или иной степени связаны друг с другом, возникает необходимость установления межпредметных связей. Всестороннее исследование проблемы межпредметных связей имеет принципиально важное значение как для развития научных, теоретических основ педагогики, так и для практической деятельности учителей.

Просмотр содержимого документа
«Публичный отчёт по теме «Межпредметные связи на уроках музыки как средство интеллектуального развития учащихся»»









Публичный отчёт


учителя музыки

МБОУ «СОШ №1» ИГОСК

Трусовой Светланы Владимировны

по теме «Межпредметные связи на уроках музыки как средство интеллектуального развития учащихся»
























Изобильный

2023

Я, Трусова Светлана Владимировна, работаю учителем музыки в МБОУ «СОШ №1» ИГОСК с 2009 года. Мой общий педагогический стаж 20 лет.

Основным документом, регламентирующим деятельность педагогов с новом учебном году является национальный проект «Образование». Он направлен в первую очередь на достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом России Владимиром Путиным, — обеспечение возможности самореализации и развития талантов.

Я, веду свою деятельность в контексте выполнения положений пяти федеральных проектов (Цифровая образовательная среда, Новые возможности каждого ребенка, Современная школа, Успех каждого ребенка, Учитель будущего).

Изучение музыки в современной школе направлено на достижение следующей цели:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры, воспитание добросовестного отношения учащихся к учебному труду, развитие их активности, самостоятельности и ответственности за результаты и совершенствование условий для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся в режиме технологии обучения в сотрудничестве, развитие музыкальных способностей детей в процессе организации музыкально – ритмической, учебно-творческой деятельности.

Перед учителем музыки стоят следующие задачи:

воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, используя инновационные технологии;

формирование нравственности обучающихся, высокого художественного вкуса, исполнительской культуры, как самовыражение впечатлений и переживаний в пении, музыкально - ритмической деятельности; воспитание национальной культуры; развитие познавательного интереса к предмету через

организацию внеклассной работы и повышение мотивации к учению;

формирование предметных, метапредметных, личностных результатов;

создание условий для проявления и роста музыкально одарённых детей;

создание каждому ученику ситуации успеха.

Данные задачи прописаны в концепции духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации школьных праздников и развлекательных мероприятий, но это и одухотворяющий компонент всей учебной школьной деятельности, который может быть использован буквально в любом школьном уроке».

Общество ставит перед школой задачи гуманизации воспитания личности. Модернизация содержания образования, обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических поисков. Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук, и все они в той или иной степени связаны друг с другом, возникает необходимость установления межпредметных связей. Всестороннее исследование проблемы межпредметных связей имеет принципиально важное значение как для развития научных, теоретических основ педагогики, так и для практической деятельности учителей. Именно межпредметные связи призваны обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем предметам. Ещё великий дидактик Ян Амос Коменский подчеркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Большое внимание уделяю подбору музыкального репертуара, который имеет немало важную роль для психологического комфорта ребенка на уроках. При подборе музыкального материала я руководствуюсь следующими принципами:

художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность музыкальных образов;

моторный характер музыкальных произведений, побуждающий детей к движениям (танцевальность);

разнообразие тематики, жанров, стилей музыкальных произведений на примере классической, народной и современной музыки;

доступность музыкальных произведений возрасту детей;

соответствие музыкального репертуара задачам музыкально-ритмического воспитания детей;

тесную взаимосвязь музыки и движений.

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютер, проектор, интерактивная доска в кабинете. Данное ресурсное обеспечение позволяет использовать информационные технологии.

2. Мультимедийные компьютерные программы .

3. Словари, энциклопедии, учебные пособия, в том числе электронные издания.

4. Комплекты дидактических материалов:

• презентации по темам, составленные учителем в программах Microsoft Power Point, VideoMovieMaker и лицензионные презентации и видеоуроки из интернет-ресурса VIDEOUROK; презентации и видеоматериалы из других интернет-источников;

• поиск и представление информации учащимися с помощью ИКТ;

• проектная деятельность учащихся, выполненная с помощью ИКТ.

Я работаю в 1-8 классах по УМК Е. Критская. Здесь я использую слуховую и зрительную наглядность. Содержание каждой темы учебника и его структуры нацелены на использование учителем на каждом занятии слуховой наглядности- аудиозапись. Доступность аудиозаписи позволяет практиковаться как в классе, так и дома, закрепляя материал. Процесс запоминания информации у обучающихся разный. У одних работает больше зрительная память, у другого слуховая, третьему необходимо это прочувствовать, поэтому, чтобы процесс обучения был успешным, дети должны учебное содержание видеть, слышать, чувствовать. Для этого на своих уроках я использую рабочие карточки, лото, красочные иллюстрации в презентациях, мультимедийный проектор и интерактивную доску. При введении, отработке и закреплении материала, я обращаю внимание учащихся на иллюстрации, активно использую слуховую наглядность, разные способы презентации одного и того же музыкального материала. Это делает занятия не только увлекательным, но и эффективным, так как укрепляет уже имеющиеся знания. Ведь чем больше информационных каналов задействовано, тем большей частью учеников будет усвоен изучаемый материал.

Хотелось бы отметить, что параллельно с этим учителю необходимо подбирать разноуровневые задания для учащихся, чтобы не пропала та успешность, которую достиг учащийся. Важно, чтоб ребёнок не потерял интерес к предмету. В этом мне помогает использование игровых моментов и наглядности на всех этапах обучения музыке. С помощью различных средств наглядности я создаю естественные условия для чувственного восприятия материала, лучшего его понимания и активного использования учащимися. Наглядность вызывает интерес к занятиям музыкой, переводит произвольное внимание в послепроизвольное, развивает творческое воображение, снижает утомляемость и облегчает процесс обучения.

Таким образом, используемый мною материал доступен для исполнения, соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствует овладению практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений. Вызывающие у детей эмоциональный отклик и желание принимать участие в разнообразной творческой деятельности.
Философский словарь дает следующее определение: «Интеграция — это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов». Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых — это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей.

Второй уровень интеграции — межпредметная интеграция (музыка-ИЗО, литература, иностранные языки, история, обшествознание, физика, математика, технология и др.).

Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий. Учителю, задумавшему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция — это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более предметов, поэтому на одном занятии не могут быть представлены в равной степени музыка и литература, музыка и история и т. д. Эту проблему я и выбрала темой самообразования «Межпредметные связи на уроках музыки как средство интеллектуального развития учащихся». Тема самообразования достаточно актуальна. Межпредметные связи способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса, оказывают многостороннее влияние на обучающихся. Развивают в детях такие качества, как сообразительность, оперативность в применении знаний, понимание всеобщей связи

Современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения. Повышение уровня обучения и активизация деятельности учащихся являются важной задачей для меня. Применение учителем разнообразных форм и методов работы на уроке являются одним из главных условий для развития потенциала ученика, раскрытия его творческих способностей, поэтому я провожу разнообразные виды уроков: урок-проект, викторина, экскурсия, праздник. Нестандартные уроки, наряду с традиционными помогают осуществлять практическую, воспитательную, образовательную и развивающую цели обучения. Это одно из средств повышения мотивации, являющихся важным условием при изучении иностранного языка. Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков следующими особенностями:

• предельной четкостью, компактностью учебного материала, рассчитанного на 3-4 учебных часа;

• логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе блока;

• большой информативной емкостью учебного материала, используемого в блоке. Интеграция на моих уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Я, в своей практике использую интегрированные уроки, которые повышают мой рост профессионального мастерства как учителя, так как требует от меня владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению. Главным в своей работе считаю урок, на котором выделяю роль ученика, как активного участника процесса обучения.

«Чем больше различных жизненных связей музыки будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь!» Д.Б. Кабалевский, «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» Я.А. Каменский.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе мною используется широкий спектр современных образовательных и цифровых технологий (Технология мастерских).

Предлагается такая организация процесса обучения, при которой я ввожу своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, мной лишь предоставляется ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Использую технологию «Дебаты». Это эффективное средство обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности (система инновационной оценки «портфолио»). Игровые технологии: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр развитие общеучебных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

Современные образовательные технологии на уроках в школе бывают разные. Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать установленными следующие факты:

музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, стимулирует процессы восприятия и памяти, активизирует творческое мышление, повышает и понижает мышечный тонус, стимулирует появление эмоций, улучшает вербальные и арифметические способности; стимулирует процессы восприятия и памяти, активизирует творческое мышление.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках я использую логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арттерапию и др.

Использую на уроках музыки кратковременные физкультминутки под музыку, танец, мимику и жесты, которые являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Используемый мной русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

Ещё одним эффективным приемом организации учебной деятельности для меня является проектная деятельность. Тем более, что УМК Е.Д. Критской предполагает после каждого раздела обучения, создание проекта по пройденной теме. В процессе такой работы учащиеся учатся работать совместно, используя деловое сотрудничество. В ходе работы над проектом, задействованы все виды деятельности. У учащихся формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, развиваются умения работать с разными источниками, сравнивать, анализировать, обобщать информацию и предоставлять её своим одноклассникам.

Групповая форма работы обеспечивает активную деятельность каждого ученика в течение всего урока, максимально увеличивает время говорения каждого школьника.

На уроках музыки я использую самостоятельные работы с дифференцированными заданиями с учетом знаний учащихся, что предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого ученика и средства выявления и совершенствования его творческих возможностей. Проектная деятельность на моих уроках музыки дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения. Сегодня метод проектов позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.

2. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, викторины, презентации и др.).

Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Технология, стимулирующая интересы учеников и возрастающее желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

Использование цифровых технологий на уроках музыки является, по сути, универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. Работая с различными модулями предоставляются широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, делает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечивает оптимальное музыкальное развитие учащихся. Приведен пример использования цифровых технологий на уроках музыки.

Предполагаемый результат - повышение уровня познавательного интереса и качества обучения учащихся посредством использования на уроке информационных модулей, как средство создания ситуации занимательности, повышения интереса к учебной деятельности и качеству образования.

Урок музыки- источник для музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся. Музыка в современной школе ― это способ сформировать у детей метапредметные навыки, развить креативность, эмоциональный интеллект, критическое мышление, умение анализировать и учиться самостоятельно.

Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, конкурсы… Радость жизни - это высшая стадия, когда человек наслаждается своим творчеством в жизни! Использование выше перечисленных технологий в образовательном процессе повышает не только мотивацию к изучению английского языка, но также его качество. В своей работе я стараюсь мотивировать как учащихся, так и себя. Мотивация моей работы заключается в выявлении возможностей инновационных форм обучения, в повышении результативности обучения, развития творческих способностей детей на разных ступенях обучения на музыки. Инновационная деятельность на сегодняшний день, по моему мнению, является одной из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции учащихся. Она создаёт прекрасные условия для социализации ребёнка, развития его самостоятельности и творчества. При комфортных психологических условиях любой учащийся чувствует свою успешность и состоятельность. Главным в процессе обучения я считаю обобщение материала, которое даёт ученикам возможность понять, успешно ли усвоили они материал по данной теме, а также способствуют появлению желания сделать следующий шаг в изучении нового неизвестного иностранного мира. На этом этапе важно правильно оценить каждого ребёнка, учитывая его способности. В своей работе особое место отвожу оценке как мотивирующей функции в обучении. Необходимо прокомментировать оценки, при этом сначала похвалить за достижения , а затем мягко указать на его недостатки, создавая ситуацию успеха на уроке.

В достижении цели на уроках музыки мной применяются приемы технологии критического мышления, которые учат школьников организации своей деятельности, умению мыслить и сотрудничать и т.д. Я использую следующие приемы: «Мозговой штурм», «Кластер», таблиц, «Верные и неверные утверждения», «Ключевые термины», «Ассоциации», «Синквейн», «Перепутанные логические цепочки», «Загадка», написание творческих работ и т.д.

Внеклассная работа.

Для учащихся важно показать свою успешность не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях. Ежегодная предметная неделя английского языка позволяет показать нам достижения учащихся их родителям. Мною осуществляется программа внеурочной деятельности: хоровой кружок «Колокольчики»» для учащихся начальных классов и вокальный кружок «Росинка» для 5-9 классов.

Данные занятия дают возможность повысить интерес учащихся к музыке, вокально-исполнительскому искусству, расширяют их кругозор. Вместе мы разучивают песни, с которыми выступаем на различного рода школьных, районных, международных конкурсах и фестивалях. Костюмы, музыка, песни создают атмосферу весёлого праздника и вызывают у детей желание быть артистом. Участие в подобных мероприятиях позволяет учащимся осуществлять анализ собственной деятельности и программировать ее результаты, а учителю - создавать условия для инициативы и творчества учеников, диагностировать уровень сформированности универсальных умений школьников, побуждать детей к инновационной деятельности, систематическому самообразованию, формированию коммуникативных умений.

В классах, где я работаю, сложилась доброжелательная атмосфера. Учащиеся чувствуют мою поддержку и всегда могут обратиться ко мне за помощью. В каждом моём классе я создала группы в WhatsApp, где дублирую объяснение материала для пропустивших занятия учащихся, а также там ребята могут задать вопросы по выполнению творческих работ, в случаи затруднений. Я считаю, что на моих уроках дети чувствуют себя достаточно комфортно. Исследование сотрудников Института образования Лондона подтвердило, что обучение музыке и игре на любом, даже шумовом, инструменте повышает уровень интеллекта. Помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и создать все условия для саморазвития и есть главная моя задача.