Публикация на тему « Духовно-нравственное воспитание младшего школьника»
| Подготовила: учитель начальных классов |
| МБОУ СОШ № 3 с. Александров Гай |
| Лопатина Н.В. |
с. Александров Гай 2015 г
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания детей и молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?
В.А. Сухомлинский, отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Не случайно в требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
И для этого нужно очень многое сделать. Особенно в начальной школе, чтобы воспитать духовно-нравственную личность.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Так на уроках я использую работу в парах и группах, , решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними умение внимательно слушать, не мешать остальным, участвовать в общей работе. В своей работе использую прием – задания группе учеников. , что способствуют созданию в классе дружных маленьких коллективов, объединенных на основе деловых, учебных интересов, развития личных дружеских отношений между детьми . Это проекты, доклады.
В организации духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках чтения разбор статей, рассказов, , сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, гуманности, патриотизме.
Также большое внимание патриотическому воспитанию уделяется на классных часах, беседах. Так классные часы ко дню пожилого человека!»,Государственная симовика», «День Победы», Дню защитников Отечества стали традиционными.
Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Поэтому одной из форм духовно-нравственного воспитания
является изучение своей Родины. Поэтому во внеурочной деятельности использую материалы краеведения. Обучающиеся проводили исследовательскую работу на тему «Моя малая Родина». посещаем музей краеведения, дети узнают о местных достопримечательностях, знакомятся с интересными людьми.
Игровая деятельность остается одним из главных видов деятельности. Игра служит средством формирования и развития у ребёнка многих полезных личностных качеств. Она выступает как переходный момент к включению младшего школьника в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Поэтому в работе с родителями использую различные виды деятельности: классные часы, проведение семейных праздников, с привлечением родителей, походы.
Ведь повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
И сходя из выше изложенного можно определить модель ученика, который мы хотим видеть по окончанию начальной школы:
имеет широкий познавательный интерес, любознателен, владеет мыслительными операциями;
способен к установлению устойчивых взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, проявляет сочувствие, может поделиться с другими, оказать помощь;
наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;
умеет замечать и приумножать красивое в искусстве, природе;
следит за своей внешностью, занимается физическими упражнениями
осознаёт ценностные нормы человеческой жизни;
ориентирован на здоровый образ жизни.
Литература:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и особенности ее реализации в начальной школе.
2 Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования.
3.Н.И.Дереклеева «Азбука классного руководителя». Начальная школа. Москва, 2008г.
5.htt ://multiurok.ru/lopatina