ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
(Из опыта работы)
Ошибочно думать, что много знания есть достоинство.
Важно не количество, а качество знания.
(Л.Толстой)
Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Качество образования в настоящее время – это не успеваемость, не формирование знаний, умений и навыков, как было ранее, а способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е. компетентность учителя и ученика. То есть насколько ученик в своей дальнейшей практической жизни сможет реализовать свои умения и навыки и раскрыть свой творческий потенциал. В связи с этим меняются основные составляющие деятельности педагога, направленные на создание в классе «новой образовательной среды».
Учителю необходимо:
-Показывать учащимся, как можно самостоятельно учиться и придумывать что- то новое;
-Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполнять свою часть работы;
-Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей;
-Создавать условия для проявления инициативы;
-Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
Таким образом, государственные стандарты второго поколения это и есть новое качество образования.
Основное назначение обучения иностранному языку согласно новым государственным стандартам
формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка;
воспитание и развитие личности школьника средствами ИЯ.
Важнейшей проблемой, волнующей учителей и методистов в настоящее время является снижение уровня знаний. С одной стороны, это связано с низким качеством урока: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой, преобладанием пассивных форм урока над активными. С другой стороны, с мотивационным кризисом у учащихся.
Повышение качества обучения на уроках иностранного языка зависит от трех составляющих:
-Современный УМК;
- Личность учителя, его профессионализм, качество преподавания;
- Урок иностранного языка, методика преподавания, оснащение урока, условия проведения урока.
УМК нового поколения.
Я обучаю детей и английскому, и немецкому языку. Так получается, что по английскому языку за время моей работы (более 20 лет) сменилось 9 различных УМК разных авторов. Последний раз – в этом году. Каждый год приходится разрабатывать новые программы. Некоторые учебники – неудачные или не подходящие для наших условий и детей, или не подходящие лично мне как учителю. . Сейчас я работаю по линейке учебников «Радужный английский» авторов Афанасьевой, Михеевой, Барановой. На мой взгляд, это самый удачный учебник из всех, по которым мы занимались. Это УМК нового поколения,
- который в равной степени развивает языковые навыки (фонетика, лексика, грамматика) и речевые (чтение, говорение, аудирование, письмо) умения;
- где присутствует национальный и страноведческий компонент;
-где очень четко вводится новый лексический и грамматический материал и закрепляется;
-где тщательно и последовательно организовано повторение материала и отслеживание результатов обучения;
-где реализуется преемственность от года к году и видна система с методической точки зрения;
-где продумана система подготовки к ОГЭ И ЕГЭ.
По немецкому языку автор учебника не поменялся за все это время. Это И.Л. Бим. Претерпел изменения только сам учебник в плане содержания, внешнего вида.
Постоянное повышение эффективности и качества урока
Учитель – это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, то есть, ему следует постоянно повышать эффективность и качество урока. Для этого в арсенале каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока. (Учитель должен обладать искусством рекламной упаковки учебного материала)
Пути повышения эффективности урока:
постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;
улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;
комплексное планирование уроков;
рациональное использование времени урока;
соблюдение логики уроков;
соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;
развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;
учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Я остановлюсь на тех моментах, которые я использую, чтобы повышать качество обучения на своих уроках.
Создание ситуации успеха.
Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха, которое способствует ощущению продвижения вперед, переживанию успеха в учебной деятельности.
Как я работаю над созданием ситуации успеха? На уроках я стараюсь правильно подбирать уровни сложности заданий. Темп занятия, стараюсь демонстрировать достижения отдельных учащихся классу, справедливо, «по заслугам» оценивать результат деятельности школьников.
Успех в обучении достигается также путем создания благоприятного климата во время уроков, я стремлюсь к тому, чтобы снизить у учащихся чувство неуверенности и боязни, тревожности. Все это придает детям уверенности в своих силах, помогает более успешно решать задачи, преодолевать возникающие во время учения трудности.
Здоровье-сберегающие технологии.
Организуя учебную деятельность на уроке, учителю следует широко применять элементы здоровье-сберегающих технологий. Важно правильно организовывать учебную деятельность, а именно, строгая дозировка учебной нагрузки, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, оптимальный тепловой режим, чистота), построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности.
В своей работе я использую виды деятельности, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряженности. К ним относятся смена видов учебной деятельности, режимов работы, физминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности, скороговорки и фонетические зарядки.
Проблемное обучение.
Принцип наглядности.
Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Поэтому использование принципа наглядности - одно из важнейших условий эффективного обучения. На уроках иностранного языка я испоьзую не только зрительную наглядность (иллюстрации, фотографии, презентации), но и слуховую (аудиоматериалы)
Игровая деятельность.
Игра – универсальное средство, помогающее учителю превратить сложный процесс обучения в увлекательное и любимое занятие.
Среди игр, которые я использую в своей практике – «Снежный ком» и «Угадай, кто это/что это» , ролевые -для развития навыков устной речи; «Домино» и «Горячая картошка» для работы с лексикой и другие.
Использование элементов ИКТ и Интернет-ресурсов.
Презентации :
К наиболее эффективным формам представления материала по иностранному языку следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Интернет:
для включения аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание урока, т.е. интегрировать их в программу обучения;
для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
для самостоятельной подготовки к сдаче экзамена;
Активные нетрадиционные формы уроков.
Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные нетрадиционные формы уроков. К таким урокам относятся: урок – экскурсия, урок-викторина , интегрированный урок, урок-ролевая игра, урок-конференция.
Внеклассная работа.
Проектная деятельность.
Индивидуальная работа с детьми.
Использование страноведческого и аутентичного дополнительного материала.
В заключение, хотелось бы добавить, что огромную роль в формировании в детях "умения учиться", того самого, которое сейчас так строго требует новый ФГОС, играет разработка каждым учителем своей стройной системы преподавания, в которой обязательно присутствует единство требований, а каждый урок является "звеном в цепи" - необходимым её элементом. Не нужно гнаться за всеми современными технологиями и разработками сразу. Выбирайте для себя то, что хорошо сработает именно у вас, то, что находит отклик в душе и помните, что самый главный методический приём - это любовь к детям и своей профессии!