СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути повышения качества образования на уроках иностранного языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Качество образования в настоящее время – это не успеваемость, не формирование знаний, умений и навыков, как было ранее, а способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е. компетентность учителя и ученика. То есть насколько ученик в своей дальнейшей практической жизни сможет реализовать свои умения и навыки и раскрыть свой творческий потенциал.

Просмотр содержимого документа
«Пути повышения качества образования на уроках иностранного языка.»

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
(Из опыта работы)

Ошибочно думать, что много знания есть достоинство.
Важно не количество, а качество знания.

(Л.Толстой)

 

Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Качество образования в настоящее время – это не успеваемость, не формирование знаний, умений и навыков, как было ранее, а способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е. компетентность учителя и ученика. То есть насколько ученик в своей дальнейшей практической жизни сможет реализовать свои умения и навыки и раскрыть свой творческий потенциал. В связи с этим меняются основные составляющие деятельности педагога, направленные на создание в классе «новой образовательной среды».
Учителю необходимо:
-Показывать учащимся, как можно самостоятельно учиться и придумывать что- то новое;
-Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполнять свою часть работы;
-Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей;
-Создавать условия для проявления инициативы; 
-Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

       Таким образом, государственные стандарты второго поколения это и есть новое качество образования.

Основное назначение обучения иностранному языку согласно новым государственным стандартам

  • формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка;

  • воспитание и развитие личности школьника средствами ИЯ.

Важнейшей проблемой, волнующей учителей и методистов в настоящее время является снижение уровня знаний. С одной стороны, это связано с низким качеством урока: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой, преобладанием пассивных форм урока над активными. С другой стороны, с мотивационным кризисом у учащихся.

Повышение качества обучения на уроках  иностранного языка зависит от трех составляющих:

-Современный УМК;

Личность учителя, его профессионализм, качество преподавания;

Урок иностранного языка, методика преподавания, оснащение урока, условия проведения урока.

УМК нового поколения.

          Я обучаю детей и английскому, и немецкому языку. Так получается, что по английскому языку за время моей работы (более 20 лет) сменилось 9 различных УМК разных авторов. Последний раз – в этом году. Каждый год приходится разрабатывать новые программы.  Некоторые учебники – неудачные или не подходящие для наших условий и детей, или не подходящие лично мне как учителю. . Сейчас я работаю по линейке учебников «Радужный английский» авторов Афанасьевой, Михеевой, Барановой.  На мой взгляд, это самый удачный учебник из всех, по которым мы занимались. Это УМК нового поколения,

- который в  равной степени развивает языковые навыки (фонетика, лексика, грамматика) и речевые (чтение, говорение, аудирование, письмо) умения;

- где присутствует национальный и страноведческий компонент;

-где очень четко вводится новый лексический и грамматический материал и закрепляется;

-где тщательно и последовательно организовано повторение материала и отслеживание результатов обучения;

-где реализуется преемственность от года к году и видна система с методической точки зрения;

-где продумана система подготовки к ОГЭ И ЕГЭ.

            По немецкому языку автор учебника не поменялся за все это время. Это И.Л. Бим. Претерпел изменения только сам учебник в плане содержания, внешнего вида.

Постоянное повышение эффективности и качества урока

           Учитель – это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, то есть, ему следует постоянно повышать эффективность и качество урока. Для этого в арсенале каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока. (Учитель должен обладать искусством рекламной упаковки учебного материала)

Пути повышения эффективности урока:

  • постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;

  • улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;

  • комплексное планирование уроков;

  • рациональное использование времени урока;

  • соблюдение логики уроков;

  • соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;

  • развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;

  • учет индивидуальных особенностей обучающихся.

       Я остановлюсь на тех моментах, которые я использую, чтобы повышать качество обучения на своих уроках.

  1. Создание ситуации успеха.

        Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха, которое способствует ощущению продвижения вперед, переживанию успеха в учебной деятельности.

          Как я работаю над созданием ситуации успеха? На уроках я стараюсь правильно подбирать уровни сложности заданий. Темп занятия, стараюсь демонстрировать достижения отдельных учащихся классу, справедливо, «по заслугам» оценивать результат деятельности школьников.

          Успех в обучении достигается также путем создания благоприятного климата во время уроков, я стремлюсь к тому, чтобы снизить у учащихся чувство неуверенности и боязни, тревожности. Все это придает детям уверенности в своих силах, помогает более успешно решать задачи, преодолевать возникающие во время учения трудности.

  1. Здоровье-сберегающие технологии.

Организуя учебную деятельность на уроке, учителю следует широко применять элементы здоровье-сберегающих технологий. Важно правильно организовывать учебную деятельность, а именно, строгая дозировка учебной нагрузки, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, оптимальный тепловой режим, чистота), построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности.

       В своей работе я использую виды деятельности, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряженности. К ним относятся смена видов учебной деятельности, режимов работы, физминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности, скороговорки и фонетические зарядки.

  1. Проблемное обучение.

  1. Принцип наглядности.

           Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Поэтому использование принципа наглядности  - одно из важнейших условий эффективного обучения. На уроках иностранного языка я испоьзую не только зрительную наглядность (иллюстрации, фотографии, презентации), но и слуховую (аудиоматериалы)

  1. Игровая деятельность.

               Игра – универсальное средство, помогающее учителю превратить сложный процесс обучения в увлекательное и любимое занятие.

     Среди игр, которые я использую в своей практике – «Снежный ком» и «Угадай, кто это/что это» , ролевые -для развития навыков устной речи; «Домино» и «Горячая картошка» для работы с лексикой и другие.

  1. Использование элементов ИКТ и Интернет-ресурсов.

Презентации :

             К наиболее эффективным формам представления материала по иностранному языку следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

 Интернет:

  • для включения аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание урока, т.е. интегрировать их в программу обучения;

  • для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;

  •  ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

  • для самостоятельной подготовки к сдаче  экзамена;

  1. Активные нетрадиционные формы уроков.

Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные нетрадиционные формы уроков. К таким урокам относятся: урок – экскурсия, урок-викторина , интегрированный урок, урок-ролевая игра, урок-конференция.

  1. Внеклассная работа.

  1. Проектная деятельность.

  1. Индивидуальная работа с детьми.

  1.  Использование страноведческого и аутентичного дополнительного материала.

                   В заключение, хотелось бы добавить, что огромную роль в формировании в детях "умения учиться", того самого, которое сейчас так строго требует новый ФГОС, играет разработка каждым учителем своей стройной системы преподавания, в которой обязательно присутствует единство требований, а каждый урок является "звеном в цепи" - необходимым её элементом. Не нужно гнаться за всеми современными технологиями и разработками сразу. Выбирайте для себя то, что хорошо сработает именно у вас, то, что находит отклик в душе и помните, что самый главный методический приём - это любовь к детям и своей профессии!