Представление опыта работы
учителя химии
МОУ «Смирновская СШ»
Моисеевой Ольги Олеговны
«Пути повышения качества подготовки к ГИА»
Актуальность
Применение технологии тестирования
способствует решению задач,
поставленных в Концепции модернизации
российского образования
«...возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности».
(Из Концепции модернизации российского образования)
Ведущая идея педагогического опыта
Контроль и диагностика учебных достижений учащихся являются важными мероприятиями по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ
Цели использования технологии современных методов и контроля:
- Помочь учащимся организовать работу по формированию основополагающих знаний школьного курса.
- Применять умения на разных уровнях с учетом индивидуальных особенностей(закрепление, обобщение, систематизация, коррекция и учет знаний, умений и навыков).
- Использовать содержание работ не только для контроля, но и для обучения.
- Отрабатывать решение различных типов задач по химии, что является критерием творческого усвоения предмета.
Введение
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ выделяют следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности - "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Теоретическое обоснование опыта применения технологии тестирования.
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых(стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы(тесты).
Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием.
Преимущества тестовых заданий:
- Позволяют за короткий промежуток времени опросить всех учащихся по всем вопросам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при этом для всех без исключения одну и ту же шкалу отметок;
- Наряду, с контролирующей, программа имеет и обучающую функцию;
- Использование обучающего потенциала тестов является эффективным направлением в практической реализации единства обучения и контроля;
Отрицательные стороны
- Проверка на уровне узнаваемости
- Не исключается возможность случайного выбора правильного ответа
- Если вариантов мало – есть вероятность списывания
Описание применяемого новшества (предмета обобщения).
В свете подготовки к ЕГЭ при обобщении и углублении курса химии я провожу тестирование учащихся 10 -11 класса по каждой пройденной теме с 2006 г. В качестве измерителей знаний мною используются :
- Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриелян Издательство «Дрофа » г. Москва Авторы: О. С. Габриелян, Березкин П. Н.Ушакова А. А. 10 , 11 класс
- Проверочные работы (в двух частях) к учебнику Химия 11 О.С.Габриеляна Авторы: И.Ю.Горячева, Н.А.Бурмистрова. Издательство «Лицей» г. Саратов. Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ.
- ОГЭ. Химия. Экспресс-диагностика. /Все темы курса. Трехуровневые тесты. / Издательство «Экзамен» Москва Автор: Н.Д.Свердлова.
- Химия ОГЭ – 2016 /типовые тестовые задания /Издательство «Экзамен» Москва Авторы: А.С.Корощенко, Ю.Н.Медведев.
- ОГЭ-2016. Химия .30 типовых вариантов. Издательство «АСТ. Астрель» Москва. Авторы: А.С. Корощенко, А.В.Купцова.
- Демонстрационные варианты ОГЭ по химии
- Химия в тестах и таблицах. Издательство «Эксмо» Автор: Н.Э.Варавва
- Химия . Диагностические работы. Издательство «Экзамен» Москва Автор: Н.С. Павлова.
- Тесты учебно-информационного сайта Кон Трен –Химия для всех
- Многие задания компоную или разрабатываю сама, используя Конструктор сайтов.
Темы тестов (1часть)
- Строение атома(2)
- Периодический закон(1)
- Химическая связь(2)
- Классификация химических реакций(1)
- ОВР(1)
- Скорость химических реакций(1)
- Обратимость химических реакций. Химическое равновесие (1)
- Электролитическая диссоциация (1)
- Гидролиз(2)
- Классификация неорганических веществ (1)
- Дисперсные системы и растворы (1)
Темы тестов (2часть )
- Классификация органических веществ (3)
- Металлы(3)
- Электролиз (1)
- Неметаллы(3)
- Неорганические и органические кислоты (2)
- Неорганические и органические основания(2)
- Амфотерные неорганические и органические соединения (2)
- Генетическая связь неорганических веществ(1)
- Генетическая связь органических соединений(1 )
Тренировочный тест Тема : Строение атома
А 1. Из каких частиц состоит атомное ядро? 1)из протонов и электронов 2)из нейтронов и протонов 3) из протонов 4) из нейтронов
А 2. Число электронов в атоме равно: 1) числу нейтронов 2) числу протонов 3) номеру периода 4) номеру группы
А 3. К р-элементам относятся : 1) К 2) Na 3)Mg 4) Al
А 4. Элементу, образующему оксид ЭО, соответствует схема распределения электронов : 1) 2,8,1 2)2,8,6 3)2,8,2 4)2,5
Примеры тестовых заданий :
Строение атома .
Ядро имеет ____ заряд, численно равный количеству ____ в ядре.
Доказательством волновых свойств электрона являются :__________________
Принцип неопределенности Гейзенберга показывает, что невозможно одновременно точно определить ________ и ______________ электрона.
На одной орбитали находятся электроны, которые отличаются ____________________________
При выполнении работы я ставлю следующие цели :
- Помочь учащимся организовать работу по формированию основополагающих знаний школьного курса.
- Применять умения на разных уровнях с учетом индивидуальных особенностей (закрепление, обобщение, систематизация, коррекция и учет знаний, умений и навыков).
- Использовать содержание работ не только для контроля, но и для обучения.
- Отрабатывать решение различных типов задач по химии, что является критерием творческого усвоения предмета.
Задания в тестах отличаются по своим дидактическим целям :
- Простое воспроизведение материала.
- Сравнение и анализ.
- Творческое осмысление и применение знаний в новых ситуациях.
- Решение задач различных типов сложности
Хороший тест позволяет проверить не только какие-то конкретные задания, но и сформировать у тестируемых систему предметных и общеинтеллектуальных умений, осознанность способов деятельности (это второй план заданий, возможно являющийся главным). Второй план тестовых заданий просматривается в формулировках заданий: не только «вычислить», «решить», но и «сравнить», «выбрать», «продолжить закономерность», «сопоставить»... Все тесты мною составляются с учетом уровней усвоения.
- Первый уровень - ученический включает два теста: первый - тест «дополнения» - он представляет собой задания с пропуском слов (числа, формулы) предложения. Второй вид - «напоминание». Тесты формулируются в виде прямого вопроса, на который ученик должен дать однозначный ответ и выразить его словом, числом, формулой.
- Второй уровень - альтернативный. Он состоит из предложений, содержащих какое-либо утверждение, правильность или неправильность которого надо определить. Тест выполняется в виде графического диктанта. К этому же уровню относится выборочный тест, состоящий из правильных или неправильных ответов, а учащийся делает выбор.
- Третий уровень - тест «Сличения» - подбор правильных ответов. Задания состоят из данных, размещенных в двух столбцах под разными порядковыми номерами, выполнение задания сводится к поиску этих данных. Тест «Ранжирования» представляет собой перечень объектов (формулы, величины), которые должны быть распределены по порядку (не более 10).
- Четвертый уровень - творческий. Учащиеся моделируют экспериментальные установки из предложенного оборудования и реактивов для получения газов или осадков. Ответы на эти тесты не разрабатываются.
ТЕСТ «ДОПОЛНЕНИЯ» В пропуски следует вставить слова шифры, формулы.
- Чистые металлы в твердом состоянии - это кристаллы, в которых частицы вещества расположены в определенном геометрическом порядке, образуя ....
- В узлах кристаллической решетки находятся .... а между ними перемещаются ....
- Ряд металлов расположенных по ослаблению их восстановительной способности, называется ... рядом.
- Металлы расположенные в электромеханическом ряду до ..., вытесняют его из кислот.
- Окислительно-восстановительные реакции, протекающие под действием постоянного электрического тока, называются ....
- Отрицательно зараженный электрод, на поверхности которого имеется избыток электронов, называется ....
- Положительно заряженный электрод, у которого недостаток электронов, называется ....
ТЕСТ «НАПОМИНАНИЕ» (по теме «Металлы»)
- Какая связь характерна для металлов?
- Чем объясняется высокая тепло- и электропроводность металлов?
- Какие металлы обладают наибольшей электропроводностью?
- Как называется металл, применяемый в электролампах в качестве самого тугоплавкого?
- Какие металлы режутся ножом?
- Почему металлы обладают металлическим блеском?
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ (по теме «Металлы I, II групп») Ответы «да» и «нет» изображаются соответственно - и ~. Вариант 1 - металлы I группы, вариант 2 - металлы II группы.
- Атомы металлов на внешнем слое имеют один s-электрон.
- Атомы металлов на внешнем слое имеют два s-электрона.
- В природе встречаются только в виде соединений,
- Эти металлы называются щелочными.
- Эти и металлы называются щелочно - земельными.
- На воздухе легко окисляются, поэтому их хранят в закрытых сосудах под слоем керосина.
- Легко режутся ножом.
- Режутся ножом но с трудом.
- Легко окисляются водой, образуя гидроксиды и водород.
- По химическим свойствам гидроксиды этих металлов слабее.
- Пары одного из металлов окрашивают пламя в желтый цвет.
- Растворимые соли этих металлов обусловливают жесткость воды.
- Соли этих металлов входят в пищевые продукты.
- Катионы этого металла используются в катионитах для устранения жесткости воды.
ВЫБОРОЧНЫЙ ТЕСТ (по теме «Металлы»)
Следует выбрать правильные ответы.
- На внешнем электронном слое мало электронов (1-3).
- Располагаются в конце малых и больших периодов.
- Для завершения внешних электронных слоев присоединяют электроны и являются окислителями
- Обладают металлической связью, имеют металлический блеск.
- Характерна высокая пластичность, тепло- и электропроводность.
- С кислородом образуют кислотные оксиды.
- Легко отдают валентные электроны и переходят в положительно заряженные ионы.
- Как восстановители вступают в реакции с различными окислителями.
ТЕСТ «СЛИЧЕНИЯ» (Подбор правильных ответов по теме «Металлы») Из данных второго столбца подобрать химические вещества, соответствующие утверждениям в первом столбце.
- Твердые однородные системы компонентов с характерными свойствами металлов.
- Самородные металлы.
- Металлы, реагирующие с водой при обычных условиях
- Вещество, выделяющееся на катоде при электролизе водных растворов щелочных и щелочноземельных металлов.
- Пользуясь электрохимическим рядом напряжений металлов, укажите металлы, вытесняемые медью из растворов их солей.
- Метал, применяемый в электротехнике и металлургии для получения коррозионно-стойких сплавов, в самолето- и автомобилестроении как конструктивный материал, для изготовления бытовой посуды.
- Щелочные и щелочноземельные металлы.
- Водород.
- Алюминий.
- Ртуть, серебро, платина, золото.
- Сплавы.
- Цинк.
- Бериллий.
- Медь, серебро, платина, золото.
- Медь.
Перфокарта для проверки тестов
1
1
2
2
3
3
4
4
5
6
7
8
4
3
2
1
Анализ результатов изученного опыта и возможности его использования в иных условиях.
Таким образом, я могу выделить положительные моменты применения тестовых заданий на своих уроках:
- устранена возможность подсказок и списывания
- повысилась объективность оценки знаний
- резко возросла познавательная активность учащихся при изучении химии (по завершении контрольной работы правильность ответа проверяется учениками с использованием учебника или в общении между собой)
- улучшилась психологическая атмосфера в классах
- учитель может оперативно получить объективную картину успеваемости.
- содержание работ носит контролирующий и обучающий характер.
- возможность ученика объективно определить свой рейтинг среди других учащихся.
Важным условием реализации технологии является мониторинг
Задача мониторинга - получение информации о том, на какой стадии процесса движения к цели находится каждый ученик, насколько успешно он преодолел предыдущий этап, какие трудности у него возникли при изучении материала.
Только на основе этой информации учитель может действительно управлять учебным процессом.
Поэтому, очень ценным считаю использование промежуточного мониторинга - отслеживание результатов тестирования, анализ ошибок
Мониторинг тестирования учащихся 11 классов
Тема теста
% качества
ПЗ и ПСХЭ
Строение вещества
Строение атома
% обученности
Скорость химических реакций. Химическое равновесие
Теория электролитической диссоциации. Гидролиз
Химические реакции
Мониторинг тестирования учащихся 11 класса
Тема
теста
%
Классификация
качества
Металлы
веществ
%
обученности
Неметаллы
Генетическая связь
Решение расчетных задач
Итоговая контрольная работа
Мониторинг успеваемости учащихся 11 класса
11 класс
Первое полугодие
%
качества
%
Второе полугодие
обученности
Год
Результаты ЕГЭ по химии 2016 год
Баллы
0-32
человек
33-55
%
56-75
76-100
Средний балл
Заключение
- Тестовые задания способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самообразования, повышают прочность и глубину знаний.
- Контроль за качеством усвоения материала конкретным учеником осуществляется на каждом уроке. Это снижает нежелательный психологический эффект контроля (чувство страха, стрессовые явления).
- Дает возможность каждому ученику проявить себя, показать необходимость знаний.
- Продуктивное, творческое обучение формирует творцов новых знаний.
- Учитель- ученик в процессе активного взаимодействия.
Используемые материалы
- Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных оценок//Высшее образование в России. №3, 1993. С. 40-42. /8/
- Аллахвердиева Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения//Высшее образование в России. №2, 1993. С. 102-104.
- Кирилкин А. Можно ли бороться со "шпаргализацией'7/Высшее образование в России. №2, 1995. С. 126-128.
- Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза). - М.: Высш.шк., 1990. - 112 с. /12/
- Садовничий В.А. Компьютерная система проверки знаний студентов//Высшее образование в России. №3, 1994. С. 20-26. 161
- Хубаев Г. О построении шкалы оценок в системах тестирования//Высшее образование в России. №1, 1996. С. 122-125. /4/
- Щапов А., Тихомирова Н., Ершиков С, Лобова Т. Тестовый контроль в системе рейтинга//Высшее образование в России. №3, 1995. С. 100-102. /3/