СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по станциям родного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра-путешествие по станциям родного языка поможет детям больше узнать  фольклор нанайцев, культуру и язык

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по станциям родного языка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа села Джуен

Амурского муниципального района Хабаровского края
















Методическая разработка

внеклассного мероприятия, посвященного Дню родного языка























Автор:

Гаер Ирина Васильевна, учитель родного языка,





2016 год

Цель игры:

Создание условий для формирования у учащихся уважительного отношения к родному языку.


Задачи игры:

1) познакомить учащихся с понятием толерантности;

2) воспитывать нравственные качества учащихся (уважение, доброту, конформизм и другие), в том числе качества толерантного человека;

3) развивать творческое мышление, самостоятельность, культуру общения

4) закреплять полученные знания на уроках и внеурочной деятельности
в процессе игры о родном языке и национальной культуре.


Форма проведения: игра по станциям

Дата проведения: 22 февраля


План проведения:

1. Вступительное слово ведущего.

2. Представление жюри.

3. Представление команд и выдача маршрутных листов.

4. Путешествие по станциям.

5. Подведение итогов, награждение.


Участники: учащиеся 5 -9 классов.



Ход игры:



  1. Вступительное слово ведущего:

21 февраля жители многих стран мира отмечают Международный день родного языка. Этот праздник был учрежден еще в 1999 году по решению Генеральной конференции ООН и отмечается 21 февраля с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия. ЮНЕСКО намерена создать систему превентивного мониторинга, призванную отслеживать состояние языков, находящихся под угрозой исчезновения, и содействовать исправлению ситуации.

По оценкам ЮНЕСКО половина из 6 тысяч языков мира находится под угрозой исчезновения. В 2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России находящимися под угрозой исчезновения.




Есть у каждого родная сторона,
Она нашей памятью полна,
Там учились мы ходить и говорить,
В школу шли, чтобы родной язык учить.

Нам приятен звук родного языка,
Он, как музыка, приходит к нам в сердца!
Мы сегодня поздравляем земляков,
Тех, кто наш язык любить готов.


Ведущий: я предлагаю вам поучаствовать в игре по станциям, где вы, надеюсь, покажете все свои знания. В игре участвуют 5 команд. После прохождения всей игры мы встречаемся, подсчитываем баллы и объявляем победителей.
- А подсчитывать результаты будет жюри:………………

Командам выдаются маршрутные листы.

Каждая команда находится на станции не больше 5 минут, затем переход в течение 2-3 минут от одной станции к другой.

Станции располагаются в учебных кабинетах. На дверях – таблички с названиями станций, в кабинетах педагоги – жюри.

1 станция . «Намбокансал – Загадки»
Я предлагаю вам отгадать 10 загадок, за каждую разгаданную загадку вы получаете 1 балл.

Станция «Намбокансал-Загадки»

5-9 классы

Отгадай загадки:


Дёа кури, туэ чагдян. _____________________

(Летом серый, зимой белый)

***

Туэ, дёа бойкони эмуту. ___________________

(Зимой. Летом одним цветом)

***

Боло акпангой, ненне тэгуй. ________________

(Осенью ложится, весной встаёт)

***

Синму ана, тотами гисурэй. ________________

(Без языка, а рассказывает)

***

Энэй, энэй – покто ана;

Чапчи, чапчи – сэксэ ана. __________________

Еду, еду – следа нет;

Рублю, рублю – крови нет.

***

Нала ана, бэгди ана,

Уйкэвэ нихэли. _____________________

(Без рук, без ног,

Дверь открывает)

***

Долбо сингэрэвэ вайчаи,

Ини сиунду аокачи. ____________________

(Ночью мышей ловит,

Днём на солнце спит)

***

Чагдян опа бими, нямади нэлэйни. _______________

(Белая мука была, потеплело испугалась)

***

Дёа тэтуэку,

Туэ тэтуэ ана. _________________

(летом в одежде, зимой без одежды)

***

Дюэр кучэн,

Дюэр хонякан. ______________________

(Два ножа, две ложки




2 станция. «Сарамби – Я знаю»

Напишите как можно больше слов на тему «Животный мир», «Человек».

За каждое написанное слово - 1 балл.

Задания для 5-9 классов


Напишите как можно больше слов на тему: «Человек»,

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3 станция «Нанай хэсэни»

На столе находятся конверты с названиями «Тэтуэ (одежда)», «Согдатасал (рыбы)», «Сиаптанги (еда)», внутри буквы, из которых надо составить слова по заданным темам.

Команда выбирает конверт и приступает к выполнению задания.

Оценка: за каждое правильно составленное слово - 1 балл.

Станция «Нанай хэсэни – Нанайское слово»

ТЭТУЭ

А

П

О

Н

П

Э

Р

У


Т

Э

Т

У

Э

С

И

К

Э

К

А

Ч

А

М

А

О

Т

А

Д

О

К

Т

О

Н




О

М

О

Л


Л

Э

М

И

Шапка, штаны, платье, свадебный халат, рукавицы, обувь, чулки, пояс, тапочки.

СОГДАТАСАЛ

К

Э

Ч

И

Х

А

Н

Г

О

Л

А

Х

А


Н

И

М

О

А

Д

И

Н


Д

А

В

А

А

О

Д

Я

Н


С

А

О

К

А

Ч

И

А

К

Т

А


Сазан, карась, сом, ленок, калуга, кета, ёрш, сиг, касатка-скрипун.

СИАПТАНГИ

Т

А

С

И

М

А




Б

О

Д

А

Т

А

Л

А


Т

Э

Л

И

Д

У

Т

У

Н

Д

Э

Р

Б

И

Т

У

Н


С

О

Л

И

М

А




Лепёшка, питьё из риса, свежая мелко нарезанная рыба, отваренная сушёная рыба, лепёшки из черёмухи, салат из отмоченной солёной кеты, сладкое блюдо из ягод.



4 станция «Гисурэн – Составьте рассказ»

Из набора слов надо составить небольшой рассказ.

Задачи игроков: - взять конверт с набором слов по теме;

- разложить слова на столе;

- правильно составить предложения;

- прочитать рассказ.

Оценивание: за каждое правильное предложение - 5 баллов, за неполное предложение - 3 балла, нет - 0 баллов.

Станция «Гисурэн-составь рассказ»


Для 5- 6 классов: составить рассказ по теме «МОЁ СЕЛО»

Набор слов: Ми Джуенду балдихамби Эй ихондо школа би Школапу даини пэйдемэ дюэр тэнненку Ихомпо железнодорожнай станция дякпадоани би Клуба – да би Магазин-да би

Перевод: Я в селе Джуен живу. В этом селе школа есть. Наша школа большая, кирпичная, в два этажа. Наше село возле железнодорожной станции находится. И клуб есть. И магазин имеется.


Для 7 – 9 классов: составить рассказ по теме «МОЯ ШКОЛА»

Набор слов: Буэ ихондопова школа би Буэ школадопова эгди классасал би Дюэе классаду дёан эмун ученикэсэл Нёанчи нирумэри, холамари отоличи Хуюн классаду хуюн най Нёанчи ненне школава ходичи

Перевод: В нашем селе школа есть. В нашей школе много классов. Во втором классе 11 учеников. Они пишут, читают, учат. В 9 классе 9 человек. Они весной школу заканчивают.

5 станция – декоративно-прикладная

Из набора готовых узоров составить нанайский ковер.

6 станция – песенная

Каждая команда поёт песню на своём родном языке.

Дополнительное задание : угадай музыку.

После прохождения всех станций, командиры сдают маршрутные листы. Жюри подсчитывает баллы. Подведение итогов игры, вручение призов.









Отчёт о проведённом внеклассном мероприятии, посвящённом Дню родных языков.

22 февраля была проведена игра по станциям. В игре приняли участие учащиеся 5-9 классов.

Жюри: председатель- Бельды Анжела Валерьевна;

Члены – Решетникова Ольга Викторовна,

Ван Людмила Станиславовна .

1 место – 6 класс;

2 место – 5 класс;

3 место – 8 класс.

Игра позволила школьникам познать себя, дала возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом она послужила развитию творческого мышления, воспитанию мотивации к изучению родного языка. Можно с уверенностью сказать, что игра прошла в атмосфере творчества, сотрудничества.