Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Джуен
Амурского муниципального района Хабаровского края
Методическая разработка
внеклассного мероприятия, посвященного Дню родного языка
Автор:
Гаер Ирина Васильевна, учитель родного языка,
2016 год
Цель игры: Создание условий для формирования у учащихся уважительного отношения к родному языку. Задачи игры: 1) познакомить учащихся с понятием толерантности; 2) воспитывать нравственные качества учащихся (уважение, доброту, конформизм и другие), в том числе качества толерантного человека; 3) развивать творческое мышление, самостоятельность, культуру общения 4) закреплять полученные знания на уроках и внеурочной деятельности в процессе игры о родном языке и национальной культуре. Форма проведения: игра по станциям Дата проведения: 22 февраля План проведения: 1. Вступительное слово ведущего. 2. Представление жюри. 3. Представление команд и выдача маршрутных листов. 4. Путешествие по станциям. 5. Подведение итогов, награждение. Участники: учащиеся 5 -9 классов. Ход игры:
Вступительное слово ведущего: 21 февраля жители многих стран мира отмечают Международный день родного языка. Этот праздник был учрежден еще в 1999 году по решению Генеральной конференции ООН и отмечается 21 февраля с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия. ЮНЕСКО намерена создать систему превентивного мониторинга, призванную отслеживать состояние языков, находящихся под угрозой исчезновения, и содействовать исправлению ситуации. По оценкам ЮНЕСКО половина из 6 тысяч языков мира находится под угрозой исчезновения. В 2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России находящимися под угрозой исчезновения. | |
Есть у каждого родная сторона,
Она нашей памятью полна,
Там учились мы ходить и говорить,
В школу шли, чтобы родной язык учить.
Нам приятен звук родного языка,
Он, как музыка, приходит к нам в сердца!
Мы сегодня поздравляем земляков,
Тех, кто наш язык любить готов.
Ведущий: я предлагаю вам поучаствовать в игре по станциям, где вы, надеюсь, покажете все свои знания. В игре участвуют 5 команд. После прохождения всей игры мы встречаемся, подсчитываем баллы и объявляем победителей.
- А подсчитывать результаты будет жюри:………………
Командам выдаются маршрутные листы.
Каждая команда находится на станции не больше 5 минут, затем переход в течение 2-3 минут от одной станции к другой.
Станции располагаются в учебных кабинетах. На дверях – таблички с названиями станций, в кабинетах педагоги – жюри.
1 станция . «Намбокансал – Загадки»
Я предлагаю вам отгадать 10 загадок, за каждую разгаданную загадку вы получаете 1 балл.
Станция «Намбокансал-Загадки»
5-9 классы
Отгадай загадки:
Дёа кури, туэ чагдян. _____________________
(Летом серый, зимой белый)
***
Туэ, дёа бойкони эмуту. ___________________
(Зимой. Летом одним цветом)
***
Боло акпангой, ненне тэгуй. ________________
(Осенью ложится, весной встаёт)
***
Синму ана, тотами гисурэй. ________________
(Без языка, а рассказывает)
***
Энэй, энэй – покто ана;
Чапчи, чапчи – сэксэ ана. __________________
Еду, еду – следа нет;
Рублю, рублю – крови нет.
***
Нала ана, бэгди ана,
Уйкэвэ нихэли. _____________________
(Без рук, без ног,
Дверь открывает)
***
Долбо сингэрэвэ вайчаи,
Ини сиунду аокачи. ____________________
(Ночью мышей ловит,
Днём на солнце спит)
***
Чагдян опа бими, нямади нэлэйни. _______________
(Белая мука была, потеплело испугалась)
***
Дёа тэтуэку,
Туэ тэтуэ ана. _________________
(летом в одежде, зимой без одежды)
***
Дюэр кучэн,
Дюэр хонякан. ______________________
(Два ножа, две ложки
2 станция. «Сарамби – Я знаю»
Напишите как можно больше слов на тему «Животный мир», «Человек».
За каждое написанное слово - 1 балл.
Задания для 5-9 классов
Напишите как можно больше слов на тему: «Человек»,
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 станция «Нанай хэсэни»
На столе находятся конверты с названиями «Тэтуэ (одежда)», «Согдатасал (рыбы)», «Сиаптанги (еда)», внутри буквы, из которых надо составить слова по заданным темам.
Команда выбирает конверт и приступает к выполнению задания.
Оценка: за каждое правильно составленное слово - 1 балл.
Станция «Нанай хэсэни – Нанайское слово»
ТЭТУЭ
А | П | О | Н | П | Э | Р | У | |
Т | Э | Т | У | Э | С | И | К | Э |
К | А | Ч | А | М | А | О | Т | А |
Д | О | К | Т | О | Н | | | |
О | М | О | Л | | Л | Э | М | И |
Шапка, штаны, платье, свадебный халат, рукавицы, обувь, чулки, пояс, тапочки.
СОГДАТАСАЛ
К | Э | Ч | И | Х | А | Н | Г | О |
Л | А | Х | А | | Н | И | М | О |
А | Д | И | Н | | Д | А | В | А |
А | О | Д | Я | Н | | С | А | О |
К | А | Ч | И | А | К | Т | А | |
Сазан, карась, сом, ленок, калуга, кета, ёрш, сиг, касатка-скрипун.
СИАПТАНГИ
Т | А | С | И | М | А | | | |
Б | О | Д | А | Т | А | Л | А | |
Т | Э | Л | И | Д | У | Т | У | Н |
Д | Э | Р | Б | И | Т | У | Н | |
С | О | Л | И | М | А | | | |
Лепёшка, питьё из риса, свежая мелко нарезанная рыба, отваренная сушёная рыба, лепёшки из черёмухи, салат из отмоченной солёной кеты, сладкое блюдо из ягод.
4 станция «Гисурэн – Составьте рассказ»
Из набора слов надо составить небольшой рассказ.
Задачи игроков: - взять конверт с набором слов по теме;
- разложить слова на столе;
- правильно составить предложения;
- прочитать рассказ.
Оценивание: за каждое правильное предложение - 5 баллов, за неполное предложение - 3 балла, нет - 0 баллов.
Станция «Гисурэн-составь рассказ»
Для 5- 6 классов: составить рассказ по теме «МОЁ СЕЛО»
Набор слов: Ми Джуенду балдихамби Эй ихондо школа би Школапу даини пэйдемэ дюэр тэнненку Ихомпо железнодорожнай станция дякпадоани би Клуба – да би Магазин-да би
Перевод: Я в селе Джуен живу. В этом селе школа есть. Наша школа большая, кирпичная, в два этажа. Наше село возле железнодорожной станции находится. И клуб есть. И магазин имеется.
Для 7 – 9 классов: составить рассказ по теме «МОЯ ШКОЛА»
Набор слов: Буэ ихондопова школа би Буэ школадопова эгди классасал би Дюэе классаду дёан эмун ученикэсэл Нёанчи нирумэри, холамари отоличи Хуюн классаду хуюн най Нёанчи ненне школава ходичи
Перевод: В нашем селе школа есть. В нашей школе много классов. Во втором классе 11 учеников. Они пишут, читают, учат. В 9 классе 9 человек. Они весной школу заканчивают.
5 станция – декоративно-прикладная
Из набора готовых узоров составить нанайский ковер.
6 станция – песенная
Каждая команда поёт песню на своём родном языке.
Дополнительное задание : угадай музыку.
После прохождения всех станций, командиры сдают маршрутные листы. Жюри подсчитывает баллы. Подведение итогов игры, вручение призов.
Отчёт о проведённом внеклассном мероприятии, посвящённом Дню родных языков.
22 февраля была проведена игра по станциям. В игре приняли участие учащиеся 5-9 классов.
Жюри: председатель- Бельды Анжела Валерьевна;
Члены – Решетникова Ольга Викторовна,
Ван Людмила Станиславовна .
1 место – 6 класс;
2 место – 5 класс;
3 место – 8 класс.


Игра позволила школьникам познать себя, дала возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом она послужила развитию творческого мышления, воспитанию мотивации к изучению родного языка. Можно с уверенностью сказать, что игра прошла в атмосфере творчества, сотрудничества.