СЛАВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ «БОЛЬШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Р. Фраерман «Девочка с камнем»
4Б КЛАСС
Выполнила :Куприщенко О.Г.
2014 г.
Тема урока: Р. Фраерман «Девочка с камнем».
Цель урока: создать условия для знакомства с биографией Р. Фраерман и новым литературным произведением.
Задачи: обучать составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета;
поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задачи урока и его целей;
УУД: Предметные: Формировать навык чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения. Характеризовать персонаж. Выявлять отношение автора к персонажу. Выявлять причинно-следственные связи. Выявлять выразительные языковые средства и определять их роль в тексте. Обосновывать свои суждения ссылками на текст.
Метопредметные:
Личностные: Формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать рефлексию. Развивать эмпатию.
Регулятивные: Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.
Познавательные: Ориентироваться в тексте произведения. Определять главное. Анализировать заглавие произведения. Анализировать отношения персонажей.
Коммуникативные: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: учебник О. В. Кубасовой «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, использование ИКТ.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Сообщение целей урока.
- Сегодня у нас будет непростой урок. В ходе него мы попытаемся разобраться в довольно сложных вопросах. Вопросах, которые чаще всего задают себе взрослые люди: слайд1
1. Что такое целеустремлённость?
2. Какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку?
- А поможет нам в этом не только имеющийся у вас и у меня жизненный опыт, но и замечательное произведение, с которым нам предстоит знакомство. Его автором является … Р. Фраерман. А называется оно … «Девочка с камнем».
- Попробуйте сформулировать главную цель нашего урока, исходя из поставленных вопросов и данного на урок произведения. (Высказывания детей.)
Открывается запись:
Цель урока – продолжить разговор о качествах характера человека, используя произведение Р. Фраерман «Девочка с камнем».
3. Актуализация знаний.
- Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется … (Оглянись вокруг.)
- В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это …рассказы.
- А значит описаны …реальные люди и события.
-Герои прочитанных произведений многому нас учат, заставляют о разном задумываться. Я от лица героев прочитанных произведений хочу попросить вас выбрать среди предложенных человеческих качеств только те, которые, по-вашему мнению, должны принадлежать настоящему человеку.
Дети работают в парах, выделяют эти качества. Слайд2
агрессивность | ненависть | корысть | злость |
доброта | решительность | настойчивость | упорство |
жизнерадостность | честность | лживость | |
смелость | трудолюбие | старательность | |
- Итак, какие качества вы для себя определили как ведущие? (Дети перечисляют качества, на доске открываются соответствующие записи.)слайд3
- Почему вы для себя отметили именно эти качества?
- А как думаете, какое качество характера я подразумевала, когда давала ему, используя толковый словарь, следующую характеристику:
… - умение ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению.
- Это качество …целеустремлённость. (Открывается соответствующая запись.)слайд
- Как думаете, должна ли быть присуща настоящему человеку целеустремлённость? Почему? (Потому что любой человек должен ставить перед собой какую-то цель и стремиться к её достижению.)
- А вы можете сказать про себя: «Я целеустремлённый»?
-Сообщите мне об этом сигнальными картами: зелёный цвет – да, я целеустремлённый; красный цвет – нет, я не целеустремлённый человек; жёлтый цвет – я ещё не разобрался в этом вопросе. Слайд4
- Многие из вас считают себя целеустремлёнными людьми. Какие качества характера должны вы у себя развить, чтобы быть целеустремлёнными? Подчеркните их среди тех качеств, которые вы уже выделили.
Дети индивидуально, самостоятельно работаю по карточкам.
- Какие качества вы определили для целеустремлённого человека? (Дети называют, учитель на доске помечает их мелом.)
- Как думаете, отличается ли целеустремлённый человек от человека, который не ставит перед собой никаких целей? Чем?
- Для того, чтобы вы смогли для себя выделить некоторые качества целеустремлённого человека, познакомимся с произведением Р. Фраерман «Девочка с камнем».
4. Подготовка к первичному восприятию.
- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? (Высказывания детей.)
Биография о авторе( слайд)
Детский писатель. Родился в Могилеве в бедной еврейской семье. Там он провел детство. Еще в школе полюбил литературу, писал стихи, печатал их. В 1916 г. окончил Харьковский технологический институт. В 1917 г. отправился на Дальний Восток. Был рыбаком, чертёжником, бухгалтером, учителем.
- А вот о том, что хотел рассказать нам автор, вы узнаете, прочитав его.
5. Знакомство с произведением.
Чтение по цепочке.
Физминутка
И поэтому все встали.
Ручками похлопали, ножками потопали.
Покружились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем.
Поморгаем.
И работать продолжаем.
6. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.
- Понравилось ли произведение?
-Кто в нём привлёк ваше внимание?
- Девочка привлекла к себе внимание внешностью или качествами своего характера?
- Аня Мамедова привлекла к себе внимание в основном качествами характера. Что же это были за качества? (Дети перечисляют.)
- Даёт ли нам автор внешнее описание девочки? (Да.)
- Используя текст, выделите основное в её описании. Итак, Аня Мамедова была…
- Что вы ещё узнали об Ане? (Ей трудно было учиться.) А почему? Ответьте словами текста. (…, так как она плохо говорила по-русски.)
- Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями? (Нет.)
-Что же ей хотелось? Используйте в качестве доказательства текст. (… ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)
- Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком?
-Используйте для ответа на вопрос сигналы: зелёный – да, красный – нет; жёлтый – ещё не разобрался в этом вопросе.
- Почему вы считаете Аню целеустремлённым человеком? (Она поставила перед собой цель.) Какую? (Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)
- «Чтобы цель осуществить свою, нужны дела, а не мечты». слайд
- Следовала ли Аня Мамедова этому принципу? (Да.)
-Каким образом? (Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду.)
- Исходя из вышесказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? (Настойчивость, упорство.)
- Как думаете, случайно ли введение в текст произведения описание бури? (Нет.) Почему? (При помощи описания бури автор даёт нам возможность узнать о других качествах характера девочки.) Каких?(Смелость, решительность.)
- Почему вы пришли к таким выводам? (Нужно быть смелым и решительным человеком, чтобы отправиться в такую бурю в школу.)
- Какой предстала Аня Мамедова перед учительницей? Прочитайте. (… маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.)
- Почему автор показывает героиню именно такой? (Чтобы показать, что на пути к своей цели девочка могла преодолеть любое препятствие, любую преграду и выстоять при этом.)
- Как учительница повела себя, увидев Аню? (…крепко обняла её.) Почему? слайд
1) чтобы девочку не сбил с ног ветер
2) она гордилась девочкой
3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу
- Кто ещё гордился девочкой? (Дуб.)
-А что его привлекло в девочке? («Ему тоже нравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы не сгибаясь, крепко стоять под бурей.»)
- Автор не случайно вводит в текст описание дуба.
Какой использован приём ?
Кого же олицетворяет дуб? (Аню Мамедову – целеустремлённого человека.)
- Что общего между Аней и дубом? (Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний.)
- Рассматривание иллюстраций на доске. Рисунок 1 и Рисунок 2.
- Итак, Аня Мамедова была целеустремлённым человеком. Почему? (Умела ставить цели и стремилась к её достижению.)
- Проанализировав это произведение, сделайте вывод, какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку? (Настойчивость, упорство, решительность, смелость.)
- Как думаете, почему авторы, пишущие для детей, рассказывают о тех качествах характера, которые должны быть присущи взрослым людям? (Всё, что есть в человеке, закладывается в детстве.)
- Если сейчас вы в своей душе посеете семена смелости и решительности, настойчивости и упорства, многих других хороших человеческих качеств, то в дальнейшем они непременно прорастут, и вы будете не только уметь ставить цели, но и идти к их достижению.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Достигли ли мы цели, поставленной на урок? (Да.) Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям.
Домашнее задание: перечитать произведение
1) составить словесный портрет Ани Мамедовой с привлечением текста
3) рассуждение на тему: «Целеустремлённый ли я человек?»
- Я сейчас хочу дать наставление.
О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.
- Закончить урок мне хочется словами великого немецкого писателя Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации».
- Спасибо за урок. Все свободны.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Среди предложенных качеств выбери только те, которые должны принадлежать нравственному человеку. Отметь их .
агрессивность | ненависть | корысть | злость |
доброта | решительность | настойчивость | упорство |
жизнерадостность | честность | лживость | |
смелость | трудолюбие | старательность | |
2. Отметь правильный ответ на вопрос: почему учительница крепко обняла девочку?
1) чтобы девочку не сбил с ног ветер
2) она гордилась девочкой
3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу