Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская средняя школа»
Белогорского района Республики Крым
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_________ Е.Ф.Воробьёва
. Приказ № _________
от « 30 »_09. 2016_г.
Рабочая программа
Технология
7 класс
(ФК ГОС)
2016/2017 учебный год
Разработчик
Бекирова Диляра Саидякубовна
Учитель изобразительного искусства
первой категории
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ______________Кашка Э.С.
учителей развивающего цикла «_____»______________2016 г.
от «____» ________ 20____ г.
Руководитель МО ______Пояркова И.Е.
с. Зеленогорское, 2016 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» для учащихся 7 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. 5.2 ст.29; № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004г.;
- Программа основного общего образования по образовательной области «Технология» (допущены Министерством образования Российской Федерации) по направлению
«Обслуживающий труд». «Сборник нормативных документов. Технология / сост. С23 Э. Д. Днепров, А.К. Аркадьев. – М.: Дрофа,2007.- 198, под ред. В.Д. Симоненко (М., 2007);
- Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): развернутое тематическое планирование по программе В. Д. Симоненко / авт.-сост. Е.А. Киселёва (и др.).- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2010,-111 с.
- Приказа Министерства образования и науки РТ «Об утверждении базисного и учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» №4154/12 от 09.07.12г.;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Постановление от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с 03.03.2011г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средством учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом.
II. Планируемые результата изучения учебного курса
Должны знать:
-правила поведения в мастерской и ТБ на рабочем месте, о полезных и вредных микроорганизмах, источниках и путях заражении инфекционными заболеваньями;
-состав пресного теста, способ его приготовления, рецептуру начинок, украшение десертных блюд, правило подачи к столу и поведение за десертным столом;
-особенности приготовления сладких заготовок, условие и сроки хранения;
-условные обозначение применяемые крючком, правило подготовки материалов и подбора крючка, способы провязывания петель;
-виды переплетений, влияние на свойства тканей, устройства качавшегося челнока, принцип получения двухниточного машинного стежка, простой и зигзагообразной строчки;
-правило снятие мерок, и последовательность построенья основы чертежа, плечевого изделия;
-особенности моделирования, применять правила построения и подготовки выкройки к раскрою, использовать способы переноса контрольных и контурных линий и точек;
-правила ТБ при ВТО, правила проведения примерки;
-требование предъявляемые к интерьеру детской и прихожей;
-знать правила ТБ работы с электроприборами.
Должен уметь:
-применять знания на деле при приготовлении из пресного теста, выполнять украшение десертных блюд;
-уметь читать схемы вязания крючком, уметь набирать петли крючком, вязать плотно по разным схемам;
-регулировать швейную машину, устранение неполадок, замена игл;
-делать эскизы, применять правила снятия мерок и последовательность основы чертежа, плечевого изделия;
-использовать правильно способы переноса контурных и контрольных линий и точек, правильно обрабатывать детали кроя и сметывать изделия, правильно подкраивать обтачку и обрабатывать горловину обтачкой;
-выявлять и устранять дефекты, выбирать посильную необходимую работу, аргументировано защищать свой выбор, делать эскизы и подбирать материалы для выполнения изделия;
-пользоваться необходимой литературой, конструировать и моделировать, выполнять намеченные работы;
-оценивать выполненную работу и защищать её.
III. Содержание учебного предмета
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техники) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Раздел 1. Кулинария (16 ч)
Тема 1: ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2ч)
Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продуты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Тема 2: ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТЕСТА (6 ч)
Механическая кулинарная обработка муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Блины с приправами.
Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу. Технология приготовления пресного слоеного теста. Влияние количества яиц, соли, масла на консистенцию теста и качество готовых изделий.
Ножи и выемки для формования теста. Условия выпекания изделий из пресного слоеного теста, способы определения готовности. Рецептура и технология приготовления песочного теста. Влияние количества жиров и яиц на пластичность теста и рассыпчатость готовых изделий. Правила раскатки песочного теста.
Инструмент для раскатки и разделки теста. Фруктовые начинки и кремы для тортов и пирожных из песочного теста. Ароматизированние песочного теста ванилью, лимонной цедрой, лимонным соком, шоколадом и др. Формование и выпечка изделий из песочного теста (температура выпечки, определение готовности).
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
1.Приготовление вареников с начинкой.
2.Выпечка блинов.
3.Выпечка кондитерских изделий из пресного слоеного теста.
4. Выпечка изделий из песочного теста.
Тема 3: СЛАДКИЕ БЛЮДА, ДЕСЕРТЫ (2ч)
Сахар, его роль в кулинарии и питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Технология приготовления желе и муссов. Желирующие вещества. Особенности приготовления пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов. Технология приготовления компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления кремов и мороженого. Технология приготовления мороженого в домашних условиях. Подача десерта к столу.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
1.Приготовление и художественное оформление сладких и десертных блюд.
Тема: ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч)
Приготовление варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра в зависимости от предварительной подготовки плодов и способа варки. Сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья. Способы определения готовности варенья. Правила перекладывания варенья на хранение. Технология приготовления пастеризованного варенья и джема. Условия и сроки их хранения. Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром, без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Приготовление варенья из ягод. Приготовление джема, повидла. Приготовление цукатов апельсиновых корок. Черная смородина с сахаром без стерилизации.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов (36 ч)
Тема1: ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (2 ч)
Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей из искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Сложные переплетения
нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из искусственных волокон.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
1.Изучение свойств тканей из искусственных волокон.
2.Определение раппорта в сложных переплетениях.
Тема 2: ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (2 ч)
Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Наладка и уход за швейной машиной. Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
1.Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины.
2. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.
3.Устранение неполадок в работе швейной машины.
Тема 3: КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (8 ч)
Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность построения основы чертежа в масштабе
1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Особенности моделирования плечевых изделий. Муляжный метод конструирования. Зрительные иллюзии в одежде. Выполнение эскизов спортивной одежды на основе цветовых контрастов.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
1.Снятие мерок и запись результатов измерений.
2.Построение основы чертежа.
3.Эскизная разработка модели швейного изделия.
4. Моделирование изделия выбранного фасона.
5.Подготовка выкройки.
Тема 4: ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (14 ч)
Особенности раскладки выкройки на ткани с направленным рисунком. 2Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Обработка деталей кроя. Способы обработки проймы, горловины, застежки. Сборка изделия. Обработка средних и шаговых швов. Порядок проведения примерки, выявление и исправление дефектов изделия. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
1.Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком.
2.Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
3.Обработка деталей кроя.
4.Скалывание и сметывание деталей кроя.
5.Проведение примерки, исправление дефектов.
6.Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.
7.Влажно-тепловая обработка изделия.
Тема 5: Рукоделие. Художественные ремесла (10ч)
ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком. Раппорт узора и его запись. Работа с журналами мод.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
1.Изготовление образцов вязания крючком.
2. Изготовление одежды для чашки.
3. Коврик под горячее.
Раздел 3. Технология ведения дома (4ч)
Тема1: КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В ДОМЕ. ЭСТЕТИКА И ЗКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА (4 ч)
Роль комнатных растений в интерьере. Сочетание цвета и формы листьев и цветов комнатных растений с мебелью, обоями, общим цветовым решением комнаты. Размещение комнатных растений в интерьере. Солнцелюбивые и теневыносливые растения. Влияние комнатных растений на микроклимат помещения. Проблема чистого воздуха. Оформление балконов, лоджий, приусадебных участков. Декоративное цветоводство. Эстетические требования к составлению букета. Символическое значение цветов.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
1.Эскиз интерьера с комнатными растениями.
2.Эскиз приусадебного участка с декоративными растениями.
Раздел 4. Электротехника (2 ч)
Тема1: БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ (1 ч)
Электроосветительные и электронагревательные приборы. Лампы накаливания и люминесцентные лампы дневного света, их достоинства, недостатки и особенности эксплуатации. Гальванические источники тока, их сравнительные характеристики и область применения. Электродвигатели постоянного и переменного тока, их устройство и области применения. Использование коллекторных электродвигателей в бытовой технике. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
1.Подбор бытовых приборов по их мощности.
2.Замена гальванических элементов питания.
3.Изучение зависимости направления и скорости вращения коллекторного электродвигателя от приложенного напряжения.
Раздел 5 . Творческие проекты- 12ч
Тема1: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера. Оформление интерьера декоративными растениями. Изготовление ажурного воротника. Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, Масленица…).
ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора
спиц в зависимости от качества и толщины нити. Правила начала вязания на двух и пяти спицах. Набор петель. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах. Технология выполнения простых петель различными способами. Воздушная петля. Убавление и прибавление петель.
Закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной сторонам. Вязание двумя нитками разной толщины.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
1.Вязание образцов и изделий на спицах.
2.Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов, для платья.
IV. Тематическое планирование
Согласно примерной программе на изучение «Технологии» отводится 70 часов; по учебному плану отводится 68 часов. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:
Наименование раздела программы | Количество часов |
По примерной программе | По рабочей программе |
Водный урок. | 0 | 2 |
Кулинария. Физиология питания. | 2 | 2 |
Кулинария. Технология приготовления пищи. | 10 | 10 |
Кулинария. Заготовка продуктов. | 2 | 2 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Вязание крючком. | 8 | 10 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Элементы материаловедения. | 2 | 2 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Элементы машиноведения. | 4 | 4 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Конструирование и моделирование плечевого изделия. | 6 | 6 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Технология изготовления плечевого изделия. | 12 | 14 |
Технология ведения дома. Эстетика и экология жилища. | 4 | 4 |
Электротехнические работы. Электроосветительные приборы. Электроприводы. | 2 | 2 |
Творческие, проектные работы. | 10 | 10 |
Резерв учебного времени. | 8 | 0 |
Всего часов. | 70 | 68 |