ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Детская риторика» в начальной школе разработана в соответствии
с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373,
авторской программой курса «Детская риторика» Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М., Марысева О.В. (Сборник программ. Начальная школа / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна.-М.: Баласс, 2011.)
Являясь курсом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения
успехов в личной и общественной жизни.
Безусловно, изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель риторики – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как курс восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный курс помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Курс предназначен для детей 9-11 лет.
Общее количество часов, на которые рассчитан курс – 34. В неделю проводится одно занятие длительностью 45 минут.
Ожидаемые результаты работы по программе.
Личностными результатами изучения курса риторики во 4-м классе является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Раздел | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Общение | 10 | 5 | 5 |
2 | Текст. | 11 | 6 | 5 |
3 | Речевые жанры. | 9 | 4 | 5 |
4 | Обобщение | 4 | 2 | 2 |
| Итого | 34 | 17 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общение
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
Текст. Речевые жанры.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях риторики, относятся:
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на уроке;
– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
редактирование (взаиморедактирование);
создание текста, его коллективное обсуждение;
создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на занятиях риторики широко привлекаются также при создании:
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя
1. Авторская программа курса «Детская риторика» Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М., Марысева О.В. (Сборник программ. Начальная школа / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна.-М.: Баласс, 2011.)
2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М.,Никольская Р.И., Сорокина Г.И.Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.
3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации для 4 класса. – М.: Баласс, 2011.
Для учащихся
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М.,Никольская Р.И., Сорокина Г.И.Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 4 класса. – М.: Баласс, 2011.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
Дата | №п/п | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | Страница учебника |
Предметные | Метапредметные и личностные (УДД) |
| | Общение (10 ч) | Называть компоненты речевой ситуации (П). Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным (П). Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении (П). Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. (П). Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику (П). Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения (П). Называть словесные и несловесные средства устной речи (П). Объяснять роль пауз, логических ударений (П). Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении (П). Демонстрировать уместное употребление несловесных средств (П). Называть этикетные формулы утешения (П). Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации (П). Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом (П). Оценивать себя как слушателя (П). Оценивать себя как читателя (П). | Личностные: Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; Моделировать свое речевое поведение в зависимости от условий общения; Осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»; Отделять оценку поступка от оценки самого человека; Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить. Познавательные: формулировать познавательные цели и задачи; понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; опираться на использование знаково-символических средств представления информации; Регулятивные определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться обнаруживать и формулировать совместно с учителем проблему; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); Вступать в беседу на уроке и в жизни; Слушать и понимать речь других; Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; Оценивать корректность речевого поведения, вести этикетный диалог со значением «просьба», пользуясь различными этикетными средствами. Личностные: Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; анализировать тактичность речевого поведения в случае отказа; объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учет особенностей разных коммуникантов; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей; самоопределяться в жизненных ценностях. Познавательные: формулировать познавательные цели и задачи; понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; опираться на использование знаково-символических средств представления информации; Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке; уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства обучения; делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); Вступать в беседу на уроке и в жизни; Слушать и понимать речь других; Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; Оценивать корректность речевого поведения, вести этикетный диалог со значением «просьба», пользуясь различными этикетными средствами. | Речевые ситуации. Работа с учебником-тетрадью. Риторические игры. Моделирование. Этикетные диалоги. Иллюстрирование. Групповая работа. Игра мимики и жестов. Демонстрация. Диалоги. Слушание сказок, рассказов. Составление текстов. Беседы. Речевые ситуации. Словесные игры. Инсценирование. Речевые задачи. Моделирование текстов. Составление плана. Пересказ текста. Беседы. Словесные игры. Моделирование. Беседа. Составление текстов. Речевые ситуации. Сочинение загадок. Составление невыдуманных рассказов. Риторические игры. Игра мимики и жестов. Демонстрация. Диалоги. Слушание сказок, рассказов. Составление текстов. Беседы. Речевые ситуации. Словесные игры. Инсценирование. Речевые задачи. Моделирование текстов. Составление плана. Пересказ текста. Беседы. Словесные игры. Моделирование. Беседа. Составление текстов. Речевые ситуации. Сочинение загадок. Составление невыдуманных рассказов. Риторические игры. Групповая работа. Речевые ситуации. Работа с учебником-тетрадью. Риторические игры. Моделирование. Этикетные диалоги. Иллюстрирование. Групповая работа. Игра мимики и жестов. Демонстрация. Диалоги. Слушание сказок, рассказов. Составление текстов. Беседы. Речевые ситуации. Словесные игры. Инсценирование. Речевые задачи. Моделирование текстов. Составление плана. Пересказ текста. Беседы. Словесные игры. Моделирование. Беседа. Составление текстов. Речевые ситуации. Сочинение загадок. | | |
| 1(1) | Правила говорения, слушания, чтения, письма. | 1 | 3-11 |
| 2(2) | Устное и письменное общение. | 1 | 12-13 |
| 3(3) | Климат общения и значение в нем улыбки. | 1 | 14-21 |
| 4(4) | Улыбка в жизни помогает. | 1 | 21-27 |
| 5(5) | Словесные и несловесные средства общения. Быстрые стихи | 1 | 28-31 |
| 6(6) | Речевые отрезки и паузы. | 1 | 32-37 |
| 7(7) | Стихи, скороговорки и заклички. | 1 | 38-39 |
| 8(8) | Утешение человека «словом». | 1 | 40-49 |
| 9(9) | Анкета, ее назначение, структура; информативность. | 1 | 50-53 |
| 10(10) | Моя библиотека. Книга в жизни человека. | 1 | 54-59 |
| | Текст. Речевые жанры (11ч) | Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев (П). Называть признаки текста (П). Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам (П). Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации (П). Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения (П). Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни (П). Различать знаки-символы и знаки-копии (П). Называть языковые знаки (П). Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков (Н). Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное (Н). Различать описания разных стилей (П). Реализовывать описания двух разных стилей (П). Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости (П). Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. (П). Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении (П). Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств (П). Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами (П). | | |
| 11(1) | Яркие признаки текста. Тексты аргументированные и неаргументированные. | 1 | 62-65 |
| 12(2) | Понятие об абзацах, их значение, виды. | 1 | 66-69 |
| 13(3) | Абзацные отступы. Завершающие абзацы. | 1 | 70-72 |
| 14(4) | Строгий и мягкий запреты. Сфера употребления различных запретов. | 1 | 73-77 |
| 15(5) | Символы и знаки – копии. | 1 | 78-85 |
| 16(6) | Опорные конспекты. | 1 | 86-89 |
| 17(7) | Деловое и художественное описание. | 1 | 90-95 |
| 18(8) | Вежливая оценка. Убедительная оценка. | 1 | 96-100 |
| 19(9) | Основные части рассуждения. | 1 | 101 |
| 20(10) | Аргументы. Структура аргументов. | 1 | 102-109 |
| 21(11) | Вступление и заключение. | 1 | 110-115 |
| | Речевые жанры (9 ч) | Анализировать словарную статью (П). Реализовывать словарную статью к новым словам (Н). Анализировать типичную структуру рассказа (П). Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни (П). Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию (П). Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров (П). Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям (П). Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. (П). | | |
| 22(1) | 13.Словарная статья. | 1 | 119-121 |
| 23(2) | 14.Словарная статья. | 1 | 122-127 |
| 24(3) | 15.Рассказ. | 1 | 128-131 |
| 25(4) | 16.Рассказ. | 1 | 132-135 |
| 26(5) | 17.Служба новостей, что такое информация. | 1 | 136-141 |
| 27(6) | 18.Газетная информация, факты, события и отношение к ним. | 1 | 142-147 |
| 28(7) | 19.Информационные жанры: хроника, заметка. Подпись под фотографией. | 1 | 148-153 |
| 29(8) | 20.Говорю, пишу, читаю, слушаю. | 1 | 154-159 |
| 30(9) | 21.Речевые жанры. | 1 | 160-167 |
| | Обобщение. (4 ч) | Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности (П). Называть изученные речевые жанры (П). Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются (П). Называть этикетные речевые жанры (П). Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам (П). Оценивать свои речевые привычки (П). Формулировать правила эффективного общения (П). Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач (П). | | |
| 31(1) | Слово. Речевые жанры | 1 | 170-175 |
| 32(2) | Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги | 1 | 176-180 |
| 33(3) | Речевые привычки. | 1 | 181-187 |
| 34(4) | Учись красноречию. Майская газета. | 1 | 188-191 |
6