Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ершова Саратовской области»
«Согласовано» Зам.директора по ВР ____ / Е.В.Воронкова/ ФИО Протокол №___от «__»__________2011 г. | . | «Утверждаю» Руководитель ____ /Е. Ю.Ананьева/ ФИО Приказ №____от «__»____________2011 г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
«Час здоровья»
РАХМАТУЛЛИНОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
«Рассмотрено»
на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «26» августа 2011 г.
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка
Программа является адаптированной, рассчитана на обучающихся 7 - 10 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, проведение тестирования по физической подготовленности обучающихся и участие в соревнованиях. Предметом обучения для данного возраста является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. Программа является учебно-познавательной и массовой; по срокам реализации – годичной, по уровню содержания – базовой.
Цель обучения:
укрепление здоровья, закаливание обучающихся и достижение всестороннего развития за счет увеличения двигательной активности, а также привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В соответствии с целью формулируются следующие задачи:
Содействие организации здорового и содержательного досуга обучающихся;
Развитие основных двигательных качеств(сила, быстрота, ловкость, гибкость, координация)
Воспитание навыков ЗОЖ, интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
Пропаганда физической культуры и спорта среди обучающихся;
Совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании;
Обучение физическим упражнениям из различных видов спорта, а также подвижным играм и элементам спортивных игр.
Заниматься в объединении может каждый учащийся 7-10 лет, прошедший медицинский осмотр, допущенный врачом к занятиям и имеющий основную группу здоровья.
По содержательной направленности программа является физкультурно-спортивной. Она составлена на основе материала, который дети получают на уроках физической культуры в школе.
Основной формой работы является групповое учебно-тренировочное занятие по расписанию.
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Весной и осенью занятия проводятся на открытом воздухе. Предлагаемая программа направлена на реализацию следующих принципов: вариативности, достаточности и сообразительности, постепенности и систематичности.
Для повышения эффективности занятий необходимо широко использовать учебное оборудование:
гимнастические стенки, рукоход, гимнастические скамейки, скакалки, набивные мячи, мячи баскетбольные, волейбольные, теннисные, стойки для обводки, волейбольную сетку, гимнастические маты и различный малый инвентарь для эстафет и игровых заданий, гимнастические палки.
Изучение теоретического материала программы осуществляется в виде десятиминутных бесед до или после практических занятий.
В целях обеспечения контроля уровня общей физической подготовки членов объединения, а также повышение их интереса к занятиям необходимо проводить в виде соревнований испытания по контрольным упражнениям (тестам).
Важнейшие требования к занятиям:
обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижения высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями.
При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования, а так же правила безопасности занятий по физической культуре и спорту.
2 Тематическое планирование и содержание деятельности
№ | Название модуля | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год |
1 | «Спортивная игротека» | 9 часов | 8 часов | 8 часов | 8 часов |
2 | «Ритмическая гимнастика» | 7 часов | 7 часов | 7 часов | 7 часов |
3 | «Спортивный туризм» | 7 часов | 8 часов | 8 часов | 8 часов |
4 | «Веселые акробаты» | 5 часов | 5 часов | 5 часов | 5 часов |
5 | «Олимпийские игры» | 7 часов | 7 часов | 7 часов | 7 часов |
Тематическое планирование на 1 год
№ | Название модуля | Общее количество часов | Дата проведения План/факт |
1 | «Спортивная игротека» | 9 часов | |
1.1 | Вводное занятие. Т.Б. при занятиях подвижными играми. | 1 | 1А 08.09.11/ 1Б 09.09.11/ |
1.2 | Игры наших бабушек. | 1 | 1А 15.09.11/ 1Б 16.09 11/ |
1.3 | Игры народов Дальнего Востока. | 1 | 1А 22.09.11/ 1Б 23.09.11/ |
1.4 | Игры разных народов. | 1 | 1А 29.09.11/ 1Б 30.09.11/ |
1.5 | Игры в зимнее время. | 1 | 1А 06.10.11/ 1Б 07.10.11/ |
1.6 | Конкурсы и эстафеты. | 1 | 1А 13.10.11/ 1Б 14.10.11/ |
1.7 | Летние игры. | 1 | 1А 20.10.11/ 1Б 21.10.11/ |
1.8 | Игры : «Класс, смирно!», «Чемпион по прыжкам». | 1 | 1А 27.10.11/ 1Б 28.10.11/ |
1.9 | Игры «Два мороза», «Гуси – лебеди», | 1 | 1А 10.11.11/ 1Б 11.11.11/ |
2 | «Ритмическая гимнастика» | 7 часов | |
2.1 | Меры предупреждения травматизма на уроках ритмической гимнастики. Что такое ритмическая гимнастика? Мелодия и ритм. Ритмическая гимнастика доступна всем ! | 1 | 1А 17.11.11/ 1Б 18.11.11/ |
2.2 | Изучение комплекса ритмической гимнастики №1 | 1 | 1А 24.11.11/ 1Б 25.11.11/ |
2.3 | Закрепление комплекса ритмической гимнастики №1 | 1 | 1А 01.12.11/ 1Б 02.12.11/ |
2.4 | Совершенствование комплекса ритмической гимнастики №1 | 1 | 1А 08.12.11/ 1Б 09.12.11/ |
2.5 | Изучение комплекса ритмической гимнастики №2 | 1 | 1А 15.12.11/ 1Б 16.12.11/ |
2.6 | Закрепление комплекса ритмической гимнастики №2 | 1 | 1А 22.12.11/ 1Б 23.12.11/ |
2.7 | Совершенствование комплекса ритмической гимнастики №2 | 1 | 1А 29.12.11/ 1Б 30.12.11/ |
3 | «Спортивный туризм» | 7 часов | |
3.1 | Азбука топографа. Компас. Типы компасов. Правила обращения с компасом. | 1 | 1А 12.01.12/ 1Б 13.01.12/ |
3.2 | Топографические знаки.. Роль топографических знаков на плане и карте. Цвет, формы и размеры знаков. Зарисовка топографических знаков по группам. Объяснение знаков и незнакомых местных предметов. | 1 | 1А 19.01.12/ 1Б 20.01.12/ |
3.3 | Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста. Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде и т.д. Привал и бивак. | 1 | 1А 26.01.12/ 1Б 27.01.12/ |
3.4 | Практическое занятие по теме: "Узелок". Изучение и вязка туристических узлов. | 1 | 1А 02.02.12/ 1Б 03.02.12/ |
3.5 | Гигиена туриста и первая доврачебная помощь. Личная гигиена туриста. Питьевой режим, гигиена и режим питания. Наиболее часто встречающиеся заболевания и травмы во время туристического похода. Оказание доврачебной помощи. Содержание походной аптечки. | 1 | 1А 09.02.12/ 1Б 10.02.12/ |
3.6 | Практические занятия по теме. Виды костров. Разведение костра. | 1 | 1А 16.02.12/ 1Б 17.02.12/ |
3.7 | Практические занятия по теме. Опознавание знаков на карте. Укладка рюкзака. | 1 | 1А 23.02.12/ 1Б 24.02.12/ |
4 | «Веселые акробаты» | 5 часов | |
4.1 | Изучение акробатического комплекса. Выполнение страховки и самостраховки. | 1 | 1А 01.03.12/ 1Б 02.03.12/ |
4.2 | Изучение видов опорных прыжков. | 1 | 1А 08.03.12/ 1Б 09.03.12/ |
4.3 | Прыжки в высоту. | 1 | 1А 15.03.12/ 1Б 16.03.12/ |
4.4 | Акробатика. | 1 | 1А 22.03.12/ 1Б 23.03.12/ |
4.5 | Смотр-конкурс «Лучший акробат» | 1 | 1А 05.04.12/ 1Б 06.04.12/ |
5 | «Олимпийские игры» | 7 часов | |
5.1 | История возникновение Олимпийских игр. | 1 | 1А 12.04.12/ 1Б 13.04.12/ |
5.2 | Спартанские состязания. Челночный бег 3х10м (с.) | 1 | 1А 19.04.12/ 1Б 20.04.12/ |
5.3 | Спартанские состязания. Прыжок в длину с места (см.) | 1 | 1А 26.04.12/ 1Б 27.04.12/ |
5.4 | Спартанские состязания. Бег 30м с высокого старта (с.) | 1 | 1А 03.05.12/ 1Б 04.05.12/ |
5.5 | Спартанские состязания. Наклон вперед из положения сидя, подтягивания (см.) | 1 | 1А 10.05.12/ 1Б 11.05.12/ |
5.6 | Спартанские состязания. Бег (кросс) – 6-минутный бег (м.) | 1 | 1А 17.05.12/ 1Б 18.05.12/ |
5.7 | Спартанские состязания. Веселые эстафеты. | 1 | 1А 24.05.12/ 1Б 24.05.12/ |
3 Контрольные испытания по уровням подготовленности.
Уровень физической подготовленности учащихся 7-10 лет
№ | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст | Уровень |
Мальчики | Девочки |
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Скоростные | Бег 30 м/с | 7 8 9 10 | 7,5 7,1 6,8 6,6 | 7,3-6,2 7,0-6,0 6,7-5,7 6,5-5,6 | 5,6 5,4 5,1 5,1 | 7,6 7,3 7,0 6,6 | 7,5-6,4 7,2-6,2 6,9-6,0 6,5-5,6 | 5,8 5,6 5,3 5,2 |
2 | Координа- ционные | Челночный бег 3*10 м/с | 7 8 9 10 | 11,2 10,4 10,2 9,9 | 10,8-10,3 10,0-9,5 9,9-9,3 9,5-9,0 | 9,9 9,1 8,8 8,6 | 11,7 11,2 10,8 10,4 | 11,3-10,6 10,7-10,1 10,3-9,7 10,0-9,5 | 10,2 9,7 9,3 9,1 |
3 | Скоростно- силовые | Прыжок в длину с места (см) | 7 8 9 10 | 100 110 120 130 | 115-135 125-145 130-150 140-160 | 155 165 175 185 | 85 90 110 120 | 110-130 125-140 135-150 140-155 | 150 155 160 170 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег,м | 7 8 9 10 | 700 750 800 850 | 750-900 800-950 850-1000 900-1050 | 1100 1150 1200 1250 | 500 550 600 650 | 600-800 650-850 700-900 750-950 | 900 950 1000 1050 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя,см | 7 8 9 10 | 1 1 1 2 | 3-5 3-5 3-5 4-6 | +9 +7,5 7,5 8,5 | 2 2 2 3 | 6-9 5-8 6-9 7-10 | 12,5 11,5 13,0 14,0 |
6 | Силовые | Подтягивание на перекладине | 7 8 9 10 | 1 1 1 1 | 2-3 2-3 3-4 3-4 | 4 4 5 5 | 2 3 3 4 | 4-8 6-10 7-11 8-13 | 12 14 16 18 |
4 Методическое обеспечение программы
Тема | Форма занятий | Приемы и методы организации УВП | Техническое оснащение занятий. | Форма подведения итогов. |
Правила техники безопасности на занятиях. | Коллективная форма занятий. | Беседа, рассказ. | Гимнастические скамеечки, свисток, секундомер. | Тестирование. |
Страховка, предупреждение травм, оказание ПМП. | Коллективная и групповая формы занятий. | Рассказ, сообщения, Показ видеофильма | | Опрос. Практическое занятие. |
Сведения о строении и функциях организма человека. | Коллективная форма занятий. | Рассказ, показ видеофильма. | | Опрос. Практичес-кое занятие. |
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Закаливание. | Индивидуальная. Групповая и коллективная | Беседа, рассказ, сообщения. | Карточки самоконтроля. | Опрос. Практичес-кое занятие. |
Места занятий, инвентарь и уход за ним. Терминология основных упражнений и двигательных действий. | Коллективная | Беседа, рассказ, показ. | Гимнастическ.инвентарь, Комплекты снарядов по лёгкой атлетике и спортивным играм. | Опрос. Практичес-кое занятие. |
Упражнения на развитие двигательных качеств. | Групповые Учебно- тренировоч-ные занятия. | Поточный, фронтальный, интервальный, соревнователь-ный методы. | Секундомер. Малые формы. Гимнастическ.инвентарь, скакалки, тренажеры. | Контроль-ные испытания тесты. |
Дыхательная гимнастика. | Групповое учебно-тренировоч-ное занятие. | Фронтальный и Поточный . | Гимнастическ.маты, стенки, скамейки, большие мячи, тренажеры. | Тестирование. |
Подвижные игры и эстафеты. | Групповые, учебно-тенировочныезанятия. | Игровой и соревновательный методы. | Мячи, сетки, ворота, кегли, клюшки, обручи, гимн. палки, свисток, секундомер. | Практичес-кое занятие, соревнования. |
Гимнастика. | Групповая форма занятий | Показ, рассказ, просмотр, метод круговой тренировки, повторного упражнения, интервальный. | Гимнастическ. Снаряды, скакалки, рукоход. | Участие в соревнова-ниях, тесты. |
Упражнения с маленькими мячами. | Коллективная, групповая, парная формы | Групповой, фронтальный, интервальный методы, метод круговой тренировки. | Теннисные мячи, волей- больные, резиновые.
| «Весёлые старты», контрол. испытания |
Упражнения с большими мячами. | Коллективная, групповая, парная формы | Групповой, фронтальный, интервальный методы, метод круговой тренировки | Баскетбольные мячи, фитнес мячи. | «Весёлые старты», контрол. испытания |
Контрольные испытания, соревнования. | Индивидуально-групповая форма. | Поточный, коллективный, индивидуаль-ный. | Секундомер, свисток, мелкий инвентарь, спортивные снаряды. | Соревнова-ния, походы, праздники, тесты. |
5 Ожидаемые результаты.
Развить природные способности обучающихся и сформировать внутреннюю потребность личности в непрерывном совершенствовании.
Укрепить здоровье и физическое развитие воспитанников.
Повысить уровень резервов здоровья и физической подготовленности
детей, сократить заболеваемость школьников.
Расширить круг общения обучающихся, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к другим людям, приобрести умение гармонизировать свои отношения с обществом, группой и отдельными людьми.
Активное включение обучающихся в самые разные виды физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.
5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Настольная книга учителя физической культуры: Справ.- метод. Пособие/ Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003
Журнал «Физическая культура в школе»
В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий: Физкультурно – оздоровительная работа в школе: Метод. Пособие. – М.: издательство НЦ ЭНАС, 2006
Дереклеева Н.И. : Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1 – 5 классы. – М.: ВАКО , 2007
Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.:М.: ВЛАДОС,2004
Школа физкультминуток:1-4 классы. М.:ВАКО, 2010