1.1. Общая характеристика программы курса 3
1.2. Требования к результатам обучения и освоения содержания 4
1.2.1. Личностные результаты освоения программы……………………………..4
1.2.2. Метапредметные результаты освоения программы………………………..5
1.2.3. Предметные результаты освоения программы……………………………..6
1.3. Условия реализации курса 7
1.4. Формы и методы контроля достижения планируемых результатов 8
Настоящая рабочая программа базового курса «Технология» для 8 класса составлена на основании:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение «ЧЕРЧЕНИЯ» в 8 классе – 34 часа.
С данной целью была разработана рабочая программа по «Технологии» для 8-го класса, которая учитывает необходимость реализации раздела «Черчение и графика».
«Черчение и графика» помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся.
Базовыми являются разделы: «Черчение и графика», «Технологии ведения дома», «Электротехнические работы».
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 часа в год.
При организации занятий школьников 8 классов по технологии необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта:
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
контрольных работ (тестов) – 1.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а во второй части урока планируется практическая работа.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - графические и практические работы, содержание которых направлено на отработку методов, способов и приемов выполнения чертежей различного назначения; на развитие умений осуществлять преобразование простой геометрической формы, изменять положение объектов в пространстве, отображать перечисленные преобразования на чертеже; на формирование умения читать графическую документацию.
- учебно-плановые (урок, графическая работа, практическая работа, самостоятельная работа, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,
- внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).
№ урока | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания 2. Календарно-тематическое планирование | Планируемые результаты | Применение ИКТ и ЭОР | Виды контроля | Дата проведения |
план | Факт |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) |
| класс | класс |
Раздел 1. Черчение и графика (16 ч) |
1 | Введение. Из истории развития чертежа. Чертеж как основной графический документ. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. | 1 | Связь технологии и черчения. Исторические сведения о развитии чертежей. Значение получаемых на уроке технология графически знаний для отображения и передачи информации в предметном мире и взаимном общении людей. Сведения о чертежных инструментах, материалах и Принадлежностях, правилах пользования ими. | Познакомить с учебником; получить представление о предмете изучения. | Личностные. Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно- этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью | Презентация «Чертить или не чертить» | промежуточный | 04.09.18 | | |
2 | Понятие о стандартах. Основные правила выполнения и оформления чертежей. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись чертежа. | 1 | Стандарты ЕСКД, их назначение Форматы: назначение, размер формата А4. Основная надпись: назначение, размеры, графы надписи , расположение на чертеже. Линии чертежа. | Иметь общие представления о ЕСКД, ГОСТ и форматах. Знать, правила оформления чертежей. Познакомить с наименованием линий чертежа, их назначением и начертанием. | Личностные: Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно- этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: смысловое чтение | Презентация «Правила выполнения и оформления чертежей» | промежуточный | 11.09.2018 | | |
3 | Графическая работа № 1 «Линии чертежа». | 1 | Формат А4, рамка, основная надпись. Различные линии и окружности. | Получат возможность научиться на листе формата А4 вычерчивать рамку и графы основной надписи по размерам. Могут научиться выполнять различные линии и окружности. Применение правил оформления чертежа по ГОСТ. Политихнеческое воспитание. . | Личностные: Смыслообразование Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным; осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; формулировать гипотезу по решению проблем. | Презентация «Правила выполнения и оформления чертежей» | промежуточный | 18.09.2018 | | |
4 | Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки на чертежах. | 1 | Информация о стандартном чертежном шрифте с одновременным изображением на доске одной-двух букв | Получат возможность освоить навыки написания букв и цифр чертежным шрифтом | Презентация «Чертежные шрифты» | промежуточный | 25.09.2018 | | |
5 | Нанесение размеров на чертежах. Применение и обозначение масштаба. | 1 | Назначение размеров на чертежах. Линейные и угловые размеры. Выносные и размерные линии, правила их проведении ни чертежах, написание размерных чисел. Применение условностей при нанесении размеров сторон квадрата, указание толщины и длины детали, применении пинией с указанием количества отверстий в детали. Назначение масштаба при изображении деталей, запись масштаба на чертеже. | Получить навыки черчения детали в тетради в заданном масштабе. Научиться выполнять выносные и размерные линии, писать размерные числа. Иметь общие представления о применяемых условностях при нанесении размеров сторон квадрата, указании толщины и длины детали, количества отверстий в детали. | Презентация «Как наносят размеры» | промежуточный | 02.10.2018 | | |
6 | Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали». | 1 | Выполнить чертеж детали «Прокладка» по имеющимся половинам изображений. Нанести размеры, указать толщину детали. | Получить навыки черчения детали на листе формата А4 в заданном масштабе. Научиться выполнять выносные и размерные линии, писать размерные числа. Научатся применять условности при нанесении размеров | | промежуточный | 09.10.2018 | | |
7 | Общие сведения о способах проецирования. | 1 | Объяснение сути процесса проецирования, элементы проецирующего аппарата. | Познакомятся со способами проецирования: центральным, параллельным, прямоугольным, косоугольным. Получат возможность научиться строить проекцию точки, фигуры на плоскость. | Личностные: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала. Регулятивные: умение организовывать своё рабочее место и работу. Познавательные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Коммуникативные: формулирование вопросов, ответы на которые необходимы для организации собственной деятельности. | Презентация «Способы проецирования» | промежуточный | 16.10.2018 | | |
8 | Прямоугольное проецирование на три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже. | 1 | Получаемые на плоскостях проекций изображения предметов называются не проекциями, а видами. Местные виды | Получат возможность научиться строить проекцию предмета на плоскость. | Презентация «Способы проецирования» | промежуточный | 23.10.2018 | | |
9 | Графическая работа №3 «Моделирование по чертежу». | 1 | Моделирование из картона и проволоки. Сравнение полученной модели с изображением | Моделирование из картона и проволоки. Сравнение полученной модели с изображением | | промежуточный | 30.10.18 | | |
10 | Получение и построение аксонометрических проекций. | 1 | Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. | Познакомятся с алгоритмом последовательного построения объемных изображений на аксонометрических осях. | Презентация «Аксонометрические проекции» | промежуточный | 13.11.18 | | |
11 | Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. | 1 | правила построения аксонометрических проекций плоских фигур лежат в основе способов построения проекций любых геометрических тел или предметов. | Получат навыки последовательного построения проекций плоскогранных предметов на аксонометрических осях. | Личностные: Актуализация сведений из личного жизненного опыта; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику. Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем. | презентация «Аксонометрические проекции плоскогранных предметов» | промежуточный | 20.11.18 | | |
12 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. | 1 | построение изометрической проекции окружности: проецирование окружности в эллипс, приемы построения овала, вписанного в ромб, — показ на доске, рассмотрение примеров аксонометрических изображений предметов, имеющих круглые элементы поверхностей | Получат навыки последовательного построения объемных изображений имеющих круглые поверхности на аксонометрических осях. | презентация «Проекции окружностей» | промежуточный | 27.11.18 | | |
13 | Технический рисунок. | 1 | Понятие о техническом рисунке Выполнение технических рисунков деталей | Смогут научиться логическому, последовательному выполнению технических рисунков. | презентация «Технический рисунок» | промежуточный | 04.12.18 | | |
14 | Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | 1 | Анализ геометрической формы модели, решение занимательных задач Дать определение основным геометрическим телам, как они отображаются на плоскостях проекции. | Получат возможность научиться определять проекции основных геометрических тел | презентация «Геометрические тела» | промежуточный | 11.12.18 | | |
15 | Построение проекции точки, лежащей на плоскости предмета. Проекции вершин, ребер и граней предмета. | 1 | Для построения профильных проекций точек используют постоянную прямую чертежа | Понимать ограничения на диапазон значений величин при вычислениях; роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | презентация «Проекции вершин, ребер и граней предмета» | промежуточный | 18.12.18 | | |
16 | Графическая работа № 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» | 1 | Построение чертежа и аксонометрической проекции предмета | Построить одну из проекций данной детали. На данной проекции нанести изображение точек. | Личностные: понимание важности пространственного мышления для современного человека готовность к повышению своего образовательного уровня регулятивные определять способы действий умение планировать свою учебную деятельность познавательные умение структурировать знания владение первичными навыками анализа и критической оценки информации | | Промежуточный | 25.12.18 | | |
Технологии ведения дома (8 ч) |
17 | Как строят дом | 1 | Строительные материалы, интерьер помещения, макетирование, опытный образец, архитектор. | Получение навыков логического, последовательного ведения работы. | Личностные: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему, высказывание различных вариантов решения данной проблемы Регулятивные: умение организовать своё рабочее место и работу. Познавательные: усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации. Коммуникативные: продолжение развития умения полно и точно выражать свои мысли. | презентация «Технология ведения дома» | Промежуточный | 15.01.19 | | |
18 | Ремонтно-отделочные работы. | 1 | Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Инструменты. Подбор строительных материалов по каталогам. Соблюдение правил ТБ. Экологическая безопасность. | 3нать влияние применяемых материалов на экологическую среду. Уметь подбирать строительные материалы по каталогу; планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования. | презентация «Технология ведения дома» | промежуточный | 22.01.19 | | |
19 | Ремонтно-отделочные работы. | 1 | Подбор декоративных украшений интерьера. Элементы декора: гармоничное соответствие вида плинтусов, карнизов, ламбрекенов стилю интерьера. Разработка эскиза декоративного украшения интерьера жилого помещения | Знать элементы декора. Уметь разработать эскиз декоративного украшения интерьера в соответствии с требованиями к жилому помещению | презентация «Элементы декора» | Промежуточный | 29.01.19 | | |
20 | Санитарно-технические работы | 1 | Правила эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации. Причины подтекания. Способы ремонта. Соблюдение правил ТБ. Профессии | Знать правила эксплуатации системы тепло и водоснабжения, канализации. Уметь определять причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации | презентация «Технология ведения дома» | Промежуточный | 05.02.19 | | |
21 | Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов | 1 | Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Значение изучения цен на рынке. Выбор способа совершения покупки. | Знать рациональное планирование расходов. Уметь определять, возможности семейного бюджета, виды расходов семьи. | презентация «Семейная экономика» | промежуточный | 12.02.19 | | |
22 | Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов | 1 | Доходная и расходная часть в бюджете семьи. Структура семейного бюджета. Расчёт минимальной стоимости потребительской корзины. Маркировка, этикетка, вкладыш штрих-код, условные обозначения | Знать доходную и расходную части бюджета семьи. Уметь читать штрих код, этикетку продуктов; оценивать затраты на питание семьи на неделю; определять пути снижения затрат | презентация «Семейная экономика» | Промежуточный | 19.02.19 | | |
23 | Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов | 1 | Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор объекта на основе анализа. Качество товаров, их хранение, безопасность эксплуатации или употребления. Прибыль, патент, лицензия, фирма, реклама | Знать основные источники информации о товарах. Уметь определять положительные и отрицательные потребительские качества вещей; анализировать сертификат соответствия на купленный товар | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | SMART | Промежуточный | 26.02.19 | | |
24 | Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов | 1 | Изучение цен на рынке товаров и услуг. Потребительская корзина. Зашита прав потребителя, сборники законов РФ | Знать права потребителей и способы их защиты. Уметь пользоваться сборниками законов РФ по защите прав потребителей | презентация «Семейная экономика» | Промежуточный | 11.03.19 | | |
Электротехнические работы (10 ч) |
25 | Параметры потребителей электроэнергии, источники энергии. | 1 | Электроэнергия, электротехника, потребитель, источник питания. | Понимать роль фундаментальных знаний как основы современных технологий | Личностные: осмысление темы материала, применение на практике и последующее повторение нового материала.. Регулятивные: Формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.); умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата. Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. | презентация «Электротехнические работы» | Промежуточный | 18.03.19 | | |
26 | Параметры потребителей электроэнергии, источники энергии. | 1 | Основные параметры нагрузки. Сопротивление. проводимость. Мощность. Напряжение, единицы измерения. | Воспитывать навыки логического, последовательного ведения работы. | презентация «Электротехнические работы» | промежуточный | 25.03.19 | | |
27 | Электроизмерительные приборы. | 1 | Амперметр, вольтметр, ваттметр, цена деления, стрелочные, цифровые. | Знать типы электроизмерительных приборов. Научиться организации рабочего места для электротехнических работ. | презентация «Электротехнические работы» | Промежуточный | 08.04.19 | | |
28 | Электрические провода. Виды соединения проводов. | 1 | Шнур, провода, токоведущая жила, марка провода. | Назначение и устройство электропроводов. Изоляционные материалы. Соединение проводов. Электромонтажные инструменты. | презентация «Электротехнические работы» | Промежуточный | 15.04.19 | | |
29 | Электробезопасность. | 1 | Электробезопасность, порогово-ощутимый ток, неотпускающий ток, опасный ток, опасное напряжение. | Правила электробезопасности. Электромонтажные инструменты. | презентация «Электротехнические работы» | Промежуточный | 22.04.19 | | |
30 | Принципиальная и монтажная схема. | 1 | Принципиальная схема, монтажная схема, элементы цепи. | Монтаж электрической цепи. Оконцевание проводов. Присоединение к электроарматуре. Правила ТБ при монтаже. | презентация «Электротехнические работы» | промежуточный | 29.04.19 | | |
31 | Электроосветительные приборы. | 1 | Лампа накаливания, люминесцентные, источники света, дуговые лампы. | Электроосветительные приборы. Их виды и назначение. Устройство лампы накаливания и люминесцентных ламп. | презентация «Электротехнические работы» | промежуточный | 06.05.19 | | |
32 | Бытовые электронагревательные приборы. | 1 | Нагревательный элемент, биметаллическая пластина, терморегулятор. | Классы электронагревательных приборов. Электронагревательные элементы открытого и закрытого типа. Биметаллическая пластина. Электробезопасность. | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | презентация «Электротехнические работы» | итоговый | 13.05.19 | | |
33 | Электроэнергетика будущего | 1 | Нетрадиционные источники электроэнергии. | Закрепление ранее полученных знаний. Отработка навыков работы с чертежными инструментами. | SMART | промежуточный | 20.05.19 | | |
34 | Обобщение знаний | 1 | Решение нестандартных задач, задач на логическое мышление с применением полученных ранее знаний. | Закрепление ранее полученных знаний. | SMART | промежуточный | 20.05.19 | | |