СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК Школа России 68 часов в год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс Школа России»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДОВИКОВСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №2»


«Рассмотрено»

Руководитель МО:

НимгироваЕ.Н./________/Протокол № ___ от

«__»_____________2017г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «ГСОШ №2»: Лайпанова В.Л./_________/

«__»____________2017 г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ «ГСОШ №2»:

Очирова Б.В. /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________2017 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Шевченко Лидии Георгиевны, СЗД


по окружающему миру, 2 класс

68 часов







Рабочая программа составлена на основе Образовательной системы «Школа России».

В соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, авторской программы«Окружающий мир» А.А.Плешаков. Москва «Просвещение» 2012год.








Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»____________2017 г.





2017 – 2018 учебный год


Городовиковск, 2017







Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФкГОС),

  • Положения о рабочей программе муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Городовиковская средняя общеобразовательная школа№2».

  • Учебного плана муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Городовиковская средняя общеобразовательная школа№2» на 2017-2018 учебный год.

  • Календарного учебного графика МКОУ «Городовиковская СОШ№2» на 2017-2018 учебный год.

  • Федеральным перечнем учебников на 2017-2018 учебный год. Приказ№253 от 31 марта 2014 года (с изменениями на 26 января 2016года).

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Городовиковской средней общеобразовательной школы№2» с учётом Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешаков. Москва «Просвещение» 2015год.


Цели и задачи изучения предмета:

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Место предмета в учебном плане.

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 68 ч (34 учебные недели)


Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской:

Содержание авторской программы («Окружающий мир» Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. - М.: «Просвещение», 2015) сохранено в полном объеме, дополнения не вносились.








Учебно-методическое обеспечение:


  • 1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2016.

  • 2.Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2016.

  • 3.Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.

  • 4. Соколова Н.А. Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь к учебнику Плешакова А. А. В двух частях. -М.: Экзамен, 2017


Планируемые результаты освоения программы по курсу «Окружающий мир»

Реализация программы обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов


Личностные

более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России, выступающей в форме национального  языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях  людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.


Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.


Познавательные УУД

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты,  явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).


Коммуникативные УУД

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.


Предметные:


  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

  • приводить примеры народов России;

  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • находить связи в природе, между природой  и человеком;

  • проводить наблюдения и ставить опыты;

  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • ухаживать за комнатными растениями  и животными живого уголка;

  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • различать виды транспорта;

  • приводить примеры учреждений  культуры и образования;

  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • приводить примеры семейных традиций;

  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и  других общественных местах;

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • ориентироваться на местности разными  способами;

  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;

  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны. 



Содержание учебного предмета:

Основное содержание обучения в программе для 2 класса представлено разделами:

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.


Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.














































Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 2 класс

Раздел


Тема урока

Количество часов

Содержание урока

Материал

Домашнее задание

Часть I

Где мы живём? (4 ч)

1


Родная страна

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн). Отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран. Исполнять гимн РФ. Анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими. Работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Учебник стр. 4 – 7.Тетрадь стр. 6 – 8.Тест 1 стр.7.

Карта России

Д/ЗУч. стр. 4 – 7.

Тетр. стр. 7, № 5. Совместно с родителями нарисовать герб, флаг РФ.


2


Город и село. Проект «Родной город (село)».

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию, рассказывать о своём городе (селе) по плану. Работать в паре: сравнивать городской и сельский дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ. Рассказывать о своём доме по плану.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: Распределять обязанности по выполнению проекта. Подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины.

Собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования. Оформлять стенд, мультимедийную презентацию. Проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов.

Ухаживать за памятниками. Помогать взрослым в благоустройстве. Проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей. Оценить свои достижения в реализации проекта.

Учебник стр. 8 – 13.Тетрадь стр. 9 – 11. Тест 2 стр.11. Проект.

Город, село, городские и сельские жители; главная улица, достопримечательности.


Д/З Уч. стр. 8 – 13.Тетр. стр. 9, № 2, стр.10, № 3. Проект Учебник, тетрадь стр. 12 – 13.

3


Природа и рукотворный мир










1

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре и группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Тест. Игра – соревнование «Кто назовёт больше объектов природы». Объекты природы, предметы рукотворного мира. Экология. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения.

Учебник стр. 14 – 17.Тетрадь стр. 14 – 15.Тест 3 стр. 15 Картинки с изображением животных, растений и предметов неживой природы

Д/З Уч. стр. 14 – 17. Тетр. стр. 14, № 2, стр.15, № 4.

4


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём».


1

Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения учащихся.

Проверочная работа.Тесты, оценка достижений. Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу.

.

Учебник стр. 18 – 22.Тетрадь стр. 16.

.

Природа (20ч)

5/1


Неживая и живая природа.

.

1

Классифицировать объекты природы по существенным признакам; различать объекты неживой и живой природы;

устанавливать связи между живой и неживой природой; работать в паре. Кроссворд. Неживая и живая природа. Объекты природы. Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу.

Учебник стр. 24 – 27. Тетрадь стр. 17 – 19.

Тест 4 стр. 18.


Д/З Уч. стр. 24 – 27. Тетр. стр. 15, № 6.

6/2


Явления природы.

Практическая работа. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.


1

Работать в паре: различать объекты и явления природы; приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева. Практическая работа. Явления природы. Сезоны. Температура, термометр. Градус.

Учебник стр. 28 – 31. Тетрадь стр. 20 – 24.

Тест 5 стр. 22.


Д/З Уч. стр. 28 – 31. Тетр. стр. 21, № 4, стр. 23, № 5 (4), стр.24, № 7

7/3


Что такое погода.


1

Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примеры погодных явлений; сопоставлять научные и народные предсказания погоды; Викторина. Погода. Температура воздуха, осадки, ветер. Явления погоды. Метеорология. Условные знаки. работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа. Усвоят, что погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра; научатся обозначать явления погоды с помощью условных знаков.

Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Учебник стр. 32 – 35. Тетрадь стр. 24 – 27.

Тест 6 стр. 26. Картинки с изображением метеоспутников, различные приспособления наблюдений за погодой


Д/З Уч. стр. 32 – 35. Тетр. стр. 26, № 4, 6.

8/4


В гости к осени.

(Экскурсия).


1


Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; определять природные объекты с помощью атласа - определителя; оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

Сочинение-миниатюра. Иней, заморозки, туман, ледостав, перелётные птицы.

Тетрадь стр. 30, № 5.


9/5


В гости к осени.

.

1

Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. Игра-викторина. Иней, заморозки, туман, ледостав, перелётные птицы.

Учебник стр. 36 – 39. Тетрадь стр. 27 – 29.

Тест 7,8 стр. 29 – 32.


Д/З Уч. стр. 36 – 39. Тетр. стр. 29, № 4.

10/6


Звёздное небо.


1

Находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; осуществлять самопроверку. Вопросы учебника. Звёзды, созвездия, звёздное небо, знаки зодиака.

Учебник стр. 40 – 45. Тетрадь стр. 31 – 32.

Тест 9 стр. 36.

Схемы созвездий. Презентация Солнечная система

Д/З Уч. стр. 40 – 45.

Тетр. стр. 32, № 4.

11/7


Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа. Знакомство с горными породами и минералами.

.

1

Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; различать горные породы и минералы; работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах; формулировать выводы. Практическая работа. Горные породы, минералы, кристаллы, залежи, гранит, полевой шпат, кварц, слюда.

Учебник стр. 44 – 47. Тетрадь стр. 32 – 34.

Тест 10 стр. 40.

Коллекция полезных ископаемых

Д/З Уч. стр. 44 – 47.

Тетр. стр. 33, № 3, стр.34, № 4

12/8


Про воздух…


1

Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха; описывать эстетическое воздействие созерцания Вопросы учебника.

Загрязнение воздуха, охрана воздуха, воздушные фильтры.

небесных просторов на человека; наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; находить информацию об охране воздуха родного края.

Тетрадь стр. 35 – 36. Тест 11 стр. 43.


Д/З Уч. стр. 48 – 51.

Тетр. стр. 35, № 1 (своя загадка), стр.36, № 3.

13/9


…И про воду.


1

Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды; описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека; находить информацию об охране воды родного края. Вопросы учебника. Загрязнение воды, охрана воды, очистные сооружения.

Учебник стр. 52 – 55. Тетрадь стр. 37 – 38.

Тест 12 стр. 47.

Д/З Уч. стр. 52 – 55. Тетр. стр. 37, № 1 (своя загадка), стр. 38, № 4.

14/10


Какие бывают растения.


1

Устанавливать по схеме различия между группами растений; работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; определять растения с помощью атласа-определителя; оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Викторина « Какие бывают растения?»

Деревья, кустарники, травы, хвойные, лиственные растения.

Учебник стр. 56 – 59. Тетрадь стр. 39 – 41.

Тест 13 стр. 50.

Разнообразие растений

Д/З Уч. стр. 56 – 59.Тетр. стр. 40, № 5, стр. 41, № 6.

15/11


Какие бывают животные.


1

Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. Тест. Насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие); земноводные, пресмыкающиеся.

Учебник стр. 60 – 63. Тетрадь стр. 42 – 45.

Тест 14 стр. 54.таблица Разнообразие животного мира


Д/З Уч. стр. 60 – 63. Тетр. стр. 42, № 2, стр. 45, № 8

16/12


Невидимые нити.


1

Устанавливать взаимосвязи в природе; моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; оценивать свои достижения. Самостоятельная работа. Живая, неживая природа, растения, животные. Связи в природе.

Учебник стр. 64 – 67. Тетрадь стр. 45 – 47.

Тест 15 стр. 58. Цепи питания в природе


Д/З Уч. стр. 64 – 67. Тетр. стр. 45 – 47, другие варианты.

17/13


Дикорастущие и культурные растения.


1

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; осуществлять контроль и коррекцию; классифицировать культурные растения по определённым признакам; находить информацию о растениях; обсуждать материалы книги «Великан на поляне». Тест. Дикорастущие, культурные растения.

Учебник стр. 68 – 71.Тетрадь стр. 48 – 50. Тест 16 стр. 62 Иллюстрации древесных кустарников и травянистых растений, таблица с изображением смешанного леса

Д/З Уч. стр. 68 – 71. Тетр. стр. 50, № 4, сообщение о любом растении

жарких стран

18/14


Дикие и домашние животные.


1

Сравнивать и различать диких и домашних животных; приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. Игра «Кто больше даст правильных ответов?» Дикие и домашние животные.

Учебник стр. 72 – 75. Тетрадь стр. 50 – 53.

Тест 17 стр. 66.

Домашние животные

Д/З Уч. стр. 72 – 75. Тетр. стр. 52, № 6 (сообщение о любом животом), стр. 53, № 7.

19/15


Комнатные растения.

Практическая работа. Приёмы ухода за комнатными растениями.


1

Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.

Практическая работа. Комнатные растения,

атлас - определитель, оранжереи.

Учебник стр. 76 – 79. Тетрадь стр. 53 – 55.

Тест 18 стр. 70.

Презентация

Д/З Уч. стр. 76 – 79. Тетр. стр. 54, № 2, стр.55, № 5.

20/16


Животные живого уголка.

Практическая работа. Правила ухода за животными живого уголка.


1

Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. Практическая работа. Живой уголок, аквариум, аквариумные рыбки, корм.

Учебник стр. 80 – 83. Тетрадь стр. 55 – 57.

Тест 19 стр. 74.

Презентация

Д/З Уч. стр. 80 – 83. Тетр. стр. 56, № 3 (б), стр.57, № 5.

21/17


Про кошек и собак.


1

Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. Рассказ о домашнем питомце. Домашние любимцы, породы.

Учебник стр. 84 – 87. Тетрадь стр. 53 – 55.

Тест 20 стр. 78.

.

Д/З Уч. стр. 84 – 87. Тетр. стр. 58, № 1, стр.59, № 4,5.

22/18


Красная книга.


1

Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;

использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).

Игра «Кто быстрее назовёт слово?» Редкие, вымирающие виды животных и растений. Красная книга.

Учебник стр. 88 – 91. Тетрадь стр. 60 – 61.

.

Д/З Уч. стр. 88 – 91.Тетр. стр. 60, № 2, стр.61, № 4,5.

23/19


Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».


1

Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила; распределять обязанности по выполнению проекта; извлекать информацию из различных источников; как готовить проект? Составлять собственную Красную книгу и презентовать её.

Вопросы учебника; подготовка проекта. Экологические, условные знаки.

Учебник стр. 92 – 95. Тетрадь стр. 62 – 63.

Тест 21 стр. 81.


Д/З Уч. стр. 92 – 95.Тетр. стр. 63, № 3, 4. Проект.

Учебник стр. 96 – 97.Тетрадь стр.64 – 65.

24/20


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».


1

Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;

оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Проверочная работа. Тесты, оценка достижений.

Учебник стр. 98 – 102. Тетрадь стр. 66.


Жизнь города и села (10 ч)

25/1


Что такое экономика.


1

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение. Тест. Экономика, сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.

Учебник стр. 104 – 107. Тетрадь стр. 67 – 69.

Тест 22 стр. 85.


Д/З Уч. стр. 104 – 107. Тетр. стр. 68, № 4, 5, 6.

26/2


Из чего что сделано.


1

Классифицировать предметы по характеру материала; прослеживать производственные цепочки, моделировать их; приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. Игра «Из чего это сделано?»

Природные материалы: глина, металлы, древесина, камень.

Учебник стр. 108 – 111. Тетрадь стр. 70 – 71.

Тест 23 стр. 88.


Д/З Уч. стр. 108 – 111. Тетр. стр. 71, № 3, 4.

27/3


Как построить дом.

.

1

Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; рассказывать о строительных объектах в своём селе;

предлагать вопросы к тексту. Игра «Мы построим новый дом». Строительные материалы, строительные машины.

Учебник стр. 112 – 115. Тетрадь стр. 72 – 73.

Тест 24 стр. 92.


Д/З Уч. стр. 112 – 115. Тетр. стр. 72, № 1

28/4


Какой бывает транспорт.

.

1

Классифицировать средства транспорта; узнавать транспорт служб экстренного вызова; запомнить номер телефона экстренного вызова 112. Работа по карточкам. Транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный, личный, общественный.

Учебник стр. 112 – 115.Тетрадь стр. 73 – 77.

Тест 25 стр. 96.


Д/З Уч. стр. 112 – 115. Тетр. стр. 77, № 5, 6

29/5


Культура и образование.


1

Различать учреждения культуры и образования; приводить Вопросы учебника. примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе. Образовательные учреждения, учреждения культуры.

Учебник стр. 120 – 123.Тетрадь стр. 78 – 80.

Тест 26 стр. 100.


Д/З Уч. стр. 120 – 123. Тетр. стр. 79, № 4, 5.

30/6


Все профессии важны. Проект «Профессии».


1

Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; определять названия профессий по характеру деятельности. Какая роль в нашей жизни у людей разных профессий? Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; формулировать выводы.

Как готовить проект? Распределять обязанности по подготовке проекта; интервьюировать респондентов об особенностях их Вопросы. Подготовка проекта. Отрасли экономики. Взаимосвязь профессий.

Учебник стр. 124 – 127. Тетрадь стр. 80 – 81.

Тест 27 стр. 103.


Д/З Уч. стр. 124 – 129.Тетр. стр. 82 – 83. Проект. Учебник стр. 128 – 129. Тетрадь стр. 82 – 83.

31/7


В гости к зиме.

(Экскурсия).


1


Учебник стр. 130 – 131. Тетрадь стр. 84 – 85.


32/8


В гости к зиме.


1

Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения Тест. Низкая температура, короткий световой день, снегопад, на улице зимой; вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». оттепель, гололёд, метель, сугробы, изморозь.

Учебник стр. 132 – 133. Тетрадь стр. 86 – 87.

Тест 28 стр. 106.


Д/З Уч. стр. 132 – 133. Тетр. стр. 87, № 5.

33/9


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

1

Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Проверочная работа. Тесты, оценка достижений.

Учебник стр. 134 – 139. Тетрадь стр. 88.


34/10


Презентация проектов.

«Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

1

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Проект. Презентация.



Часть II

Здоровье и безопасность (9 ч)

35/1


Строение тела человека

1

Называть и показывать внешние части тела человека; определять на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека. Фронтальный опрос. Внешнее и внутреннее строение человека. Внутренние органы.

Учебник стр. 4 – 7. Тетрадь стр. 3 – 5. Тест 29 стр. 4.


Д/З Уч. стр. 4 – 7. Тетр. стр. 5, № 4

36/2


Если хочешь быть здоров.

.

1

Рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; обсуждать сбалансированное питание школьника; различать продукты растительного и животного происхождения; формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. Фронтальный опрос. Режим дня, правильное питание, правила личной гигиены, уход за зубами.

Учебник стр. 8 – 11. Тетрадь стр. 5 – 8. Тест 30 стр. 6.


Д/З Уч. стр. 8 – 11.Тетр. стр. 5, № 2

37/3


Берегись автомобиля!


1

Моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; различать дорожные знаки и; формулировать правила движения по загородной дороге. Практическая работа. Сигналы светофора, дорожные знаки. Пешеходный переход «зебра». Правила движения по загородной трассе.

Учебник стр. 12 – 13. Тетрадь стр. 8 – 9. Тест 31 стр. 9.

.

Д/З Уч. стр. 12 – 13.Тетр. стр.11, № 5.

38/4


Школа пешехода.

Практическая работа. Правила безопасности на дороге.


1

Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

Практическая работа. Сигналы светофора, дорожные знаки. Пешеходный переход «зебра». Правила движения по загородной трассе. Островок безопасности.

Учебник стр. 14 – 17. Тетрадь стр. 9 – 10.


39/5


Домашние опасности.


1

Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; формулировать правила безопасного поведения в быту; узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.

Бытовые травмы: ожоги, поражение током, отравление.

Учебник стр. 18 – 21. Тетрадь стр. 12 – 14.

Тест 32 стр. 17.


Д/З Уч. стр. 18 – 21.Тетр. стр.13, № 3 (1), стр. 14, № 4.

40/6


Пожар.


1

Характеризовать пожароопасные предметы; запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.

Вопросы учебника. Противопожарная безопасность.

Телефон пожарной службы – 01.

Учебник стр. 22 – 25. Тетрадь стр. 15 – 17.

Тест 33 стр. 20.


Д/З Уч. стр. 22 – 25.Тетр. стр.16, № 3, 4, 5.

41/7


На воде и в лесу.

.

1

Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; запомнить правила поведения во время купания; различать съедобные и ядовитые грибы; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. Тест. Правила купания, подводные течения, буйки, шторм, судороги. Ядовитые растения, жалящие насекомые.

Учебник стр. 26 – 29. Тетрадь стр. 17 – 20.

Тест 34 стр. 24.


Д/З Уч. стр. 26 – 29.Тетр. стр.19, № 4, 5, стр. 20, № 6,7

42/8


Опасные незнакомцы.


1

Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; моделировать звонок по

Фронтальный опрос. Осторожность при общении с незнакомыми людьми. Телефон полиции – 02. телефону в полицию и МЧС; моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

Учебник стр. 30 – 35. Тетрадь стр. 21.


Д/З Уч. стр. 30 – 35.Тетр. стр.21, № 2 (2).

43/9


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».


1

Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Проверочная работа. Тесты, оценка достижений.

Учебник стр. 36 – 40. Тетрадь стр. 22.


Общение. (7ч)

44/1


Наша дружная семья.


1

Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника

о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»;

обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

Тест. Семья, семейные традиции, культура общения.

Учебник стр. 42 – 45. Тетрадь стр. 23 – 25.

Тест 35 стр. 28.


Д/З Уч. стр. 42 – 45. Тетр. стр.23, № 1, стр. 25, № 4,5.

45/2


Проект «Родословная».


1

Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; отбирать фотографии из семейного архива; составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект. Проект. Родственники, родня, родословная, поколения, семейный альбом, семейный архив.

Учебник стр. 46 – 47. Тетрадь стр. 26 – 27.


46/3


В школе.


1

Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

оценивать с нравственных позиций формы поведения;

моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. Игра «Доскажи словечко». Взаимоотношения, культура общения, совместная учёба игры, отдых, коллектив.

Учебник стр. 48 – 51.Тетрадь стр. 28 – 33.

Тест 36 стр. 31.


Д/З Уч. стр. 48 – 51. Тетр. стр.28 – 31.

47/4


Правила вежливости.


1

Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; моделировать ситуации общения в различных ситуациях. вежливости при общении с детьми и взрослыми. Получат возможность применять правила вежливости на практике. Экзамен на вежливость. Культура поведения, правила вежливости, телефонный диалог.


Учебник стр. 52 – 55. Тетрадь стр. 34 – 35.


Д/З Уч. стр. 52 – 55. Тетр. стр.35, № 4,5.

48/5


Ты и твои друзья.


1

Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом;

формулировать правила этикета в гостях. Тест. Любовь, уважение, согласие, взаимная помощь.

Учебник стр. 55 – 59. Тетрадь стр. 36 – 40.

Тест 37 стр. 35.


Д/З Уч. стр. 55 – 59.Тетр. стр.36 – 38,стр. 40, № 5

49/6


Мы – зрители и пассажиры.


1

Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. Тест. Общественные места: зрительный зал, транспорт, зрители, пассажиры.

Учебник стр. 60 – 63. Тетрадь стр. 41. Тест 38 стр. 39.


Д/З Уч. стр. 60 – 63.Тетр. стр. 41, № 1.

50/7


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».


1

Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами Тесты, оценка достижений. Проверочная работа.

Учебник стр. 64 – 68. Тетрадь стр. 42.


Путешествия (18 ч)

51/1


Посмотри вокруг.


1

Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; анализировать текст учебника; формулировать вывод о форме Земли. Тест. Горизонт. Линия горизонта, стороны горизонта, форма Земли.

Учебник стр. 70 – 73. Тетрадь стр. 44 – 45.

Тест 39 стр. 43.


Д/З Уч. стр. 70 – 73.Тетр. стр. 44, № 5.

52/2


Ориентирование на местности.


1

Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Ориентиры, ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам. Компас. Фронтальный опрос; работа по карточкам.

Учебник стр. 74 – 75. Тетрадь стр. 45 – 48.

Тест 40 стр. 46.


Д/З Уч. стр. 74 – 75.Тетр. стр. 45, № 2.

53/3


Ориентирование на местности.

Практическая работа. Определение сторон горизонта по компасу.


1

Как можно сориентироваться на местности? Практическая работа. Ориентиры, ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам. Компас.

Учебник стр. 75 – 77. Тетрадь стр. 46 – 48.


Д/З Уч. стр. 75 – 77.Тетр. стр. 48, № 6.

54/4


Формы земной

поверхности.


1

Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; сравнивать по схеме холм и гору; характеризовать поверхность своего края. Игра «Угадай-ка». Равнины и горы. Холмы и овраги. Горные хребты. Подошва, склон, вершина.

Учебник стр. 78 – 81. Тетрадь стр. 49 – 50.

Тест 41 стр. 49.

.

Д/З Уч. стр. 78 – 81.Тетр. стр. 50, № 4, 5.

55/5


Водные богатства.


1

Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; анализировать схему частей реки; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». Тест. Океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки.


Учебник стр. 82 – 85. Тетрадь стр. 51 – 53.

Тест 41 стр. 49.

Д/З Уч. стр. 82 – 85.Тетр. стр. 52, № 4, стр. 53, № 6.

56/6


В гости к весне.

(Экскурсия).

.

1

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

Опрос. Повышение температуры воздуха, увеличение светового дня, ледоход, половодье.


Д/З Тетр. стр. 54, № 1 – 3, стр. 58, № 6.

57/7


В гости к весне.


1

Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

Рассказ о весне. Повышение температуры воздуха, увеличение светового дня, ледоход, половодье.

Учебник стр. 86 – 89.Тетрадь стр. 55 – 57.

Тест 43 стр. 56.


Д/З Уч. стр. 86 – 89.Тетр. стр. 56, № 5.

58/8


Россия на карте.

.

1

Сравнивать изображение России на глобусе и карте; соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; осваивать приёмы чтения карты;

учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

Тест. Карта. Условные знаки. Изображение территории России на карте. Правила показа объектов на карте.

Учебник стр. 90 – 95. Тетрадь стр. 59 – 61.

Тест 44 стр. 59

Д/З Уч. стр. 90 – 95.Тетр. стр. 59, № 2, стр. 61, № 4 (вариант 3).

59/9


Проект «Города России».

.

1

Распределять обязанности по выполнению проекта;

в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

составлять презентацию своего исследования; презентовать свои проекты. Проект. История города, внешний вид, достопримечательности.

Учебник стр. 96 – 97.Тетрадь стр. 62 – 63


60/10


Путешествие по Москве.


1

Находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Москвы от гербов других городов; совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. Фронтальный опрос. Столица, основатель столицы, историческая справка, план Москвы, герб Москвы. Достопримечательности.

Учебник стр. 98 – 101. Тетрадь стр. 64 – 66.


Д/З Уч. стр. 98 – 101.Тетр. стр. 66, № 5, 6.

61/11


Московский Кремль.


1

Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; находить на фотографии достопримечательности Кремля; находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.

Тест. Кремль, крепость, стены с зубцами, башни, бойницы, храмы, символ России. Президент, памятники истории и культуры, Красная площадь.

Учебник стр. 102 – 107.Тетрадь стр. 67 – 70.Тест 45 стр. 62.


Д/З Уч. стр. 102 – 107.Тетр. стр. 70, № 4.

62/12


Город на Неве.


1

Находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. Работа по карточкам. Нева, царь Пётр 1, Зимний дворец, Эрмитаж.

Учебник стр. 108 – 113.Тетрадь стр. 70 – 72. Тест 46 стр. 66.


Д/З Уч. стр. 108 – 113.Тетр. стр. 72, № 5, 6.

63/13


Путешествие по планете.


1

Сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. Тест. Карта мира, океаны, материки (континенты).

Учебник стр. 114 – 117. Тетрадь стр. 73 – 75.


Д/З Уч. стр. 114 – 117.Тетр. стр. 75, № 3.

64/14


Путешествие по материкам.


1

Находить материки на карте мира; знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом. Тест. Части света: Европа, Азия, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия.

Учебник стр. 118 – 123. Тетрадь стр. 76 – 78. Тест 47 стр. 68.


Д/З Уч. стр. 118 – 123.Тетр. стр. 78, № 3.

65/15


Страны мира.

Проект «Страны мира».


1

Сравнивать физическую и политическую карты мира; находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; определять, каким странам принадлежат представленные флаги; распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения о выбранных странах; подбирать фотографии достопримечательностей. Проект. Политическая карта мира. Названия крупнейших стран.

Учебник стр. 124 – 127. Тетрадь стр. 79 – 81. Тест 48 стр. 72.


Д/З Уч. стр. 124 – 127.Тетр. стр. 79, № 2, стр. 80, № 5. Проект. Учебник стр. 128 – 129.Тетрадь стр. 82 – 83.

66/16


Впереди лето.


1

Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; за лето подготовить фото - рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». Рассказ о красоте животных. Явления природы. Растения. Насекомые. Общение с природой.

Учебник стр. 130 – 133.Тетрадь стр. 84 – 85.

Тест 49 стр. 75.

.

Д/З Уч. стр. 130 – 133.Тетр. стр. 84, № 3, стр. 85, № 5.

67/17


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».


1

Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Проверочная работа. Тесты, оценка достижений.

Учебник стр. 134 – 139. Тетрадь стр. 86.


68/18


Презентация проектов

«Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Проект. Презентация.