СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК Школа России 68 часов в год
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДОВИКОВСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» Руководитель МО: НимгироваЕ.Н./________/Протокол № ___ от «__»_____________2017г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «ГСОШ №2»: Лайпанова В.Л./_________/ «__»____________2017 г.
| «Утверждаю» Директор МКОУ «ГСОШ №2»: Очирова Б.В. /____________/ Приказ № ___ от «__»_______________2017 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шевченко Лидии Георгиевны, СЗД
по окружающему миру, 2 класс
68 часов
Рабочая программа составлена на основе Образовательной системы «Школа России».
В соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, авторской программы«Окружающий мир» А.А.Плешаков. Москва «Просвещение» 2012год.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»____________2017 г.
2017 – 2018 учебный год
Городовиковск, 2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФкГОС),
Положения о рабочей программе муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Городовиковская средняя общеобразовательная школа№2».
Учебного плана муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Городовиковская средняя общеобразовательная школа№2» на 2017-2018 учебный год.
Календарного учебного графика МКОУ «Городовиковская СОШ№2» на 2017-2018 учебный год.
Федеральным перечнем учебников на 2017-2018 учебный год. Приказ№253 от 31 марта 2014 года (с изменениями на 26 января 2016года).
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Городовиковской средней общеобразовательной школы№2» с учётом Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешаков. Москва «Просвещение» 2015год.
Цели и задачи изучения предмета:
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели)
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской:
Содержание авторской программы («Окружающий мир» Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. - М.: «Просвещение», 2015) сохранено в полном объеме, дополнения не вносились.
Учебно-методическое обеспечение:
1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2016.
2.Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2016.
3.Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
4. Соколова Н.А. Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь к учебнику Плешакова А. А. В двух частях. -М.: Экзамен, 2017
Планируемые результаты освоения программы по курсу «Окружающий мир»
Реализация программы обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета:
Основное содержание обучения в программе для 2 класса представлено разделами:
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 2 класс
Раздел |
| Тема урока | Количество часов | Содержание урока | Материал | Домашнее задание |
Часть I Где мы живём? (4 ч) 1 |
| Родная страна | 1 | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн). Отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран. Исполнять гимн РФ. Анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими. Работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Учебник стр. 4 – 7.Тетрадь стр. 6 – 8.Тест 1 стр.7. Карта России | Д/ЗУч. стр. 4 – 7. Тетр. стр. 7, № 5. Совместно с родителями нарисовать герб, флаг РФ.
|
2 |
| Город и село. Проект «Родной город (село)». | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию, рассказывать о своём городе (селе) по плану. Работать в паре: сравнивать городской и сельский дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ. Рассказывать о своём доме по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: Распределять обязанности по выполнению проекта. Подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины. Собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования. Оформлять стенд, мультимедийную презентацию. Проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов. Ухаживать за памятниками. Помогать взрослым в благоустройстве. Проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей. Оценить свои достижения в реализации проекта. | Учебник стр. 8 – 13.Тетрадь стр. 9 – 11. Тест 2 стр.11. Проект. Город, село, городские и сельские жители; главная улица, достопримечательности.
| Д/З Уч. стр. 8 – 13.Тетр. стр. 9, № 2, стр.10, № 3. Проект Учебник, тетрадь стр. 12 – 13. |
3 |
| Природа и рукотворный мир
| 1 | Различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре и группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Тест. Игра – соревнование «Кто назовёт больше объектов природы». Объекты природы, предметы рукотворного мира. Экология. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения. | Учебник стр. 14 – 17.Тетрадь стр. 14 – 15.Тест 3 стр. 15 Картинки с изображением животных, растений и предметов неживой природы | Д/З Уч. стр. 14 – 17. Тетр. стр. 14, № 2, стр.15, № 4. |
4 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём».
| 1 | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения учащихся. Проверочная работа.Тесты, оценка достижений. Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу. . | Учебник стр. 18 – 22.Тетрадь стр. 16. | . |
Природа (20ч) 5/1 |
| Неживая и живая природа. . | 1 | Классифицировать объекты природы по существенным признакам; различать объекты неживой и живой природы; устанавливать связи между живой и неживой природой; работать в паре. Кроссворд. Неживая и живая природа. Объекты природы. Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу. | Учебник стр. 24 – 27. Тетрадь стр. 17 – 19. Тест 4 стр. 18.
| Д/З Уч. стр. 24 – 27. Тетр. стр. 15, № 6. |
6/2 |
| Явления природы. Практическая работа. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
| 1 | Работать в паре: различать объекты и явления природы; приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева. Практическая работа. Явления природы. Сезоны. Температура, термометр. Градус. | Учебник стр. 28 – 31. Тетрадь стр. 20 – 24. Тест 5 стр. 22.
| Д/З Уч. стр. 28 – 31. Тетр. стр. 21, № 4, стр. 23, № 5 (4), стр.24, № 7 |
7/3 |
| Что такое погода.
| 1 | Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примеры погодных явлений; сопоставлять научные и народные предсказания погоды; Викторина. Погода. Температура воздуха, осадки, ветер. Явления погоды. Метеорология. Условные знаки. работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа. Усвоят, что погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра; научатся обозначать явления погоды с помощью условных знаков. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану. | Учебник стр. 32 – 35. Тетрадь стр. 24 – 27. Тест 6 стр. 26. Картинки с изображением метеоспутников, различные приспособления наблюдений за погодой
| Д/З Уч. стр. 32 – 35. Тетр. стр. 26, № 4, 6. |
8/4 |
| В гости к осени. (Экскурсия).
| 1 | Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; определять природные объекты с помощью атласа - определителя; оценивать результаты своих достижений на экскурсии. Сочинение-миниатюра. Иней, заморозки, туман, ледостав, перелётные птицы. | Тетрадь стр. 30, № 5. |
|
9/5 |
| В гости к осени. . | 1 | Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. Игра-викторина. Иней, заморозки, туман, ледостав, перелётные птицы. | Учебник стр. 36 – 39. Тетрадь стр. 27 – 29. Тест 7,8 стр. 29 – 32.
| Д/З Уч. стр. 36 – 39. Тетр. стр. 29, № 4. |
10/6 |
| Звёздное небо.
| 1 | Находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; осуществлять самопроверку. Вопросы учебника. Звёзды, созвездия, звёздное небо, знаки зодиака. | Учебник стр. 40 – 45. Тетрадь стр. 31 – 32. Тест 9 стр. 36. Схемы созвездий. Презентация Солнечная система | Д/З Уч. стр. 40 – 45. Тетр. стр. 32, № 4. |
11/7 |
| Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа. Знакомство с горными породами и минералами. . | 1 | Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; различать горные породы и минералы; работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах; формулировать выводы. Практическая работа. Горные породы, минералы, кристаллы, залежи, гранит, полевой шпат, кварц, слюда. | Учебник стр. 44 – 47. Тетрадь стр. 32 – 34. Тест 10 стр. 40. Коллекция полезных ископаемых | Д/З Уч. стр. 44 – 47. Тетр. стр. 33, № 3, стр.34, № 4 |
12/8 |
| Про воздух…
| 1 | Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха; описывать эстетическое воздействие созерцания Вопросы учебника. Загрязнение воздуха, охрана воздуха, воздушные фильтры. небесных просторов на человека; наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; находить информацию об охране воздуха родного края. | Тетрадь стр. 35 – 36. Тест 11 стр. 43.
| Д/З Уч. стр. 48 – 51. Тетр. стр. 35, № 1 (своя загадка), стр.36, № 3. |
13/9 |
| …И про воду.
| 1 | Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды; описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека; находить информацию об охране воды родного края. Вопросы учебника. Загрязнение воды, охрана воды, очистные сооружения. | Учебник стр. 52 – 55. Тетрадь стр. 37 – 38. Тест 12 стр. 47. | Д/З Уч. стр. 52 – 55. Тетр. стр. 37, № 1 (своя загадка), стр. 38, № 4. |
14/10 |
| Какие бывают растения.
| 1 | Устанавливать по схеме различия между группами растений; работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; определять растения с помощью атласа-определителя; оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Викторина « Какие бывают растения?» Деревья, кустарники, травы, хвойные, лиственные растения. | Учебник стр. 56 – 59. Тетрадь стр. 39 – 41. Тест 13 стр. 50. Разнообразие растений | Д/З Уч. стр. 56 – 59.Тетр. стр. 40, № 5, стр. 41, № 6. |
15/11 |
| Какие бывают животные.
| 1 | Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. Тест. Насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие); земноводные, пресмыкающиеся. | Учебник стр. 60 – 63. Тетрадь стр. 42 – 45. Тест 14 стр. 54.таблица Разнообразие животного мира
| Д/З Уч. стр. 60 – 63. Тетр. стр. 42, № 2, стр. 45, № 8 |
16/12 |
| Невидимые нити.
| 1 | Устанавливать взаимосвязи в природе; моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; оценивать свои достижения. Самостоятельная работа. Живая, неживая природа, растения, животные. Связи в природе. | Учебник стр. 64 – 67. Тетрадь стр. 45 – 47. Тест 15 стр. 58. Цепи питания в природе
| Д/З Уч. стр. 64 – 67. Тетр. стр. 45 – 47, другие варианты. |
17/13 |
| Дикорастущие и культурные растения.
| 1 | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; осуществлять контроль и коррекцию; классифицировать культурные растения по определённым признакам; находить информацию о растениях; обсуждать материалы книги «Великан на поляне». Тест. Дикорастущие, культурные растения. | Учебник стр. 68 – 71.Тетрадь стр. 48 – 50. Тест 16 стр. 62 Иллюстрации древесных кустарников и травянистых растений, таблица с изображением смешанного леса | Д/З Уч. стр. 68 – 71. Тетр. стр. 50, № 4, сообщение о любом растении жарких стран |
18/14 |
| Дикие и домашние животные.
| 1 | Сравнивать и различать диких и домашних животных; приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. Игра «Кто больше даст правильных ответов?» Дикие и домашние животные. | Учебник стр. 72 – 75. Тетрадь стр. 50 – 53. Тест 17 стр. 66. Домашние животные | Д/З Уч. стр. 72 – 75. Тетр. стр. 52, № 6 (сообщение о любом животом), стр. 53, № 7. |
19/15 |
| Комнатные растения. Практическая работа. Приёмы ухода за комнатными растениями.
| 1 | Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Практическая работа. Комнатные растения, атлас - определитель, оранжереи. | Учебник стр. 76 – 79. Тетрадь стр. 53 – 55. Тест 18 стр. 70. Презентация | Д/З Уч. стр. 76 – 79. Тетр. стр. 54, № 2, стр.55, № 5. |
20/16 |
| Животные живого уголка. Практическая работа. Правила ухода за животными живого уголка.
| 1 | Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. Практическая работа. Живой уголок, аквариум, аквариумные рыбки, корм. | Учебник стр. 80 – 83. Тетрадь стр. 55 – 57. Тест 19 стр. 74. Презентация | Д/З Уч. стр. 80 – 83. Тетр. стр. 56, № 3 (б), стр.57, № 5. |
21/17 |
| Про кошек и собак.
| 1 | Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. Рассказ о домашнем питомце. Домашние любимцы, породы. | Учебник стр. 84 – 87. Тетрадь стр. 53 – 55. Тест 20 стр. 78. . | Д/З Уч. стр. 84 – 87. Тетр. стр. 58, № 1, стр.59, № 4,5. |
22/18 |
| Красная книга.
| 1 | Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). Игра «Кто быстрее назовёт слово?» Редкие, вымирающие виды животных и растений. Красная книга. | Учебник стр. 88 – 91. Тетрадь стр. 60 – 61. . | Д/З Уч. стр. 88 – 91.Тетр. стр. 60, № 2, стр.61, № 4,5. |
23/19 |
| Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».
| 1 | Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила; распределять обязанности по выполнению проекта; извлекать информацию из различных источников; как готовить проект? Составлять собственную Красную книгу и презентовать её. Вопросы учебника; подготовка проекта. Экологические, условные знаки. | Учебник стр. 92 – 95. Тетрадь стр. 62 – 63. Тест 21 стр. 81.
| Д/З Уч. стр. 92 – 95.Тетр. стр. 63, № 3, 4. Проект. Учебник стр. 96 – 97.Тетрадь стр.64 – 65. |
24/20 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».
| 1 | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Проверочная работа. Тесты, оценка достижений. | Учебник стр. 98 – 102. Тетрадь стр. 66. |
|
Жизнь города и села (10 ч) 25/1 |
| Что такое экономика.
| 1 | Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение. Тест. Экономика, сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. | Учебник стр. 104 – 107. Тетрадь стр. 67 – 69. Тест 22 стр. 85.
| Д/З Уч. стр. 104 – 107. Тетр. стр. 68, № 4, 5, 6. |
26/2 |
| Из чего что сделано.
| 1 | Классифицировать предметы по характеру материала; прослеживать производственные цепочки, моделировать их; приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. Игра «Из чего это сделано?» Природные материалы: глина, металлы, древесина, камень. | Учебник стр. 108 – 111. Тетрадь стр. 70 – 71. Тест 23 стр. 88.
| Д/З Уч. стр. 108 – 111. Тетр. стр. 71, № 3, 4. |
27/3 |
| Как построить дом. . | 1 | Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; рассказывать о строительных объектах в своём селе; предлагать вопросы к тексту. Игра «Мы построим новый дом». Строительные материалы, строительные машины. | Учебник стр. 112 – 115. Тетрадь стр. 72 – 73. Тест 24 стр. 92.
| Д/З Уч. стр. 112 – 115. Тетр. стр. 72, № 1 |
28/4 |
| Какой бывает транспорт. . | 1 | Классифицировать средства транспорта; узнавать транспорт служб экстренного вызова; запомнить номер телефона экстренного вызова 112. Работа по карточкам. Транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный, личный, общественный. | Учебник стр. 112 – 115.Тетрадь стр. 73 – 77. Тест 25 стр. 96.
| Д/З Уч. стр. 112 – 115. Тетр. стр. 77, № 5, 6 |
29/5 |
| Культура и образование.
| 1 | Различать учреждения культуры и образования; приводить Вопросы учебника. примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе. Образовательные учреждения, учреждения культуры. | Учебник стр. 120 – 123.Тетрадь стр. 78 – 80. Тест 26 стр. 100.
| Д/З Уч. стр. 120 – 123. Тетр. стр. 79, № 4, 5. |
30/6 |
| Все профессии важны. Проект «Профессии».
| 1 | Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; определять названия профессий по характеру деятельности. Какая роль в нашей жизни у людей разных профессий? Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; формулировать выводы. Как готовить проект? Распределять обязанности по подготовке проекта; интервьюировать респондентов об особенностях их Вопросы. Подготовка проекта. Отрасли экономики. Взаимосвязь профессий. | Учебник стр. 124 – 127. Тетрадь стр. 80 – 81. Тест 27 стр. 103.
| Д/З Уч. стр. 124 – 129.Тетр. стр. 82 – 83. Проект. Учебник стр. 128 – 129. Тетрадь стр. 82 – 83. |
31/7 |
| В гости к зиме. (Экскурсия).
| 1 |
| Учебник стр. 130 – 131. Тетрадь стр. 84 – 85. |
|
32/8 |
| В гости к зиме.
| 1 | Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения Тест. Низкая температура, короткий световой день, снегопад, на улице зимой; вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». оттепель, гололёд, метель, сугробы, изморозь. | Учебник стр. 132 – 133. Тетрадь стр. 86 – 87. Тест 28 стр. 106.
| Д/З Уч. стр. 132 – 133. Тетр. стр. 87, № 5. |
33/9 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Проверочная работа. Тесты, оценка достижений. | Учебник стр. 134 – 139. Тетрадь стр. 88. |
|
34/10 |
| Презентация проектов. «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Проект. Презентация. |
|
|
Часть II Здоровье и безопасность (9 ч) 35/1 |
| Строение тела человека | 1 | Называть и показывать внешние части тела человека; определять на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека. Фронтальный опрос. Внешнее и внутреннее строение человека. Внутренние органы. | Учебник стр. 4 – 7. Тетрадь стр. 3 – 5. Тест 29 стр. 4.
| Д/З Уч. стр. 4 – 7. Тетр. стр. 5, № 4 |
36/2 |
| Если хочешь быть здоров. . | 1 | Рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; обсуждать сбалансированное питание школьника; различать продукты растительного и животного происхождения; формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. Фронтальный опрос. Режим дня, правильное питание, правила личной гигиены, уход за зубами. | Учебник стр. 8 – 11. Тетрадь стр. 5 – 8. Тест 30 стр. 6.
| Д/З Уч. стр. 8 – 11.Тетр. стр. 5, № 2 |
37/3 |
| Берегись автомобиля!
| 1 | Моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; различать дорожные знаки и; формулировать правила движения по загородной дороге. Практическая работа. Сигналы светофора, дорожные знаки. Пешеходный переход «зебра». Правила движения по загородной трассе. | Учебник стр. 12 – 13. Тетрадь стр. 8 – 9. Тест 31 стр. 9. . | Д/З Уч. стр. 12 – 13.Тетр. стр.11, № 5. |
38/4 |
| Школа пешехода. Практическая работа. Правила безопасности на дороге.
| 1 | Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. Практическая работа. Сигналы светофора, дорожные знаки. Пешеходный переход «зебра». Правила движения по загородной трассе. Островок безопасности. | Учебник стр. 14 – 17. Тетрадь стр. 9 – 10. |
|
39/5 |
| Домашние опасности.
| 1 | Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; формулировать правила безопасного поведения в быту; узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. Бытовые травмы: ожоги, поражение током, отравление. | Учебник стр. 18 – 21. Тетрадь стр. 12 – 14. Тест 32 стр. 17.
| Д/З Уч. стр. 18 – 21.Тетр. стр.13, № 3 (1), стр. 14, № 4. |
40/6 |
| Пожар.
| 1 | Характеризовать пожароопасные предметы; запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. Вопросы учебника. Противопожарная безопасность. Телефон пожарной службы – 01. | Учебник стр. 22 – 25. Тетрадь стр. 15 – 17. Тест 33 стр. 20.
| Д/З Уч. стр. 22 – 25.Тетр. стр.16, № 3, 4, 5. |
41/7 |
| На воде и в лесу. . | 1 | Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; запомнить правила поведения во время купания; различать съедобные и ядовитые грибы; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. Тест. Правила купания, подводные течения, буйки, шторм, судороги. Ядовитые растения, жалящие насекомые. | Учебник стр. 26 – 29. Тетрадь стр. 17 – 20. Тест 34 стр. 24.
| Д/З Уч. стр. 26 – 29.Тетр. стр.19, № 4, 5, стр. 20, № 6,7 |
42/8 |
| Опасные незнакомцы.
| 1 | Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; моделировать звонок по Фронтальный опрос. Осторожность при общении с незнакомыми людьми. Телефон полиции – 02. телефону в полицию и МЧС; моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. | Учебник стр. 30 – 35. Тетрадь стр. 21.
| Д/З Уч. стр. 30 – 35.Тетр. стр.21, № 2 (2). |
43/9 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».
| 1 | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Проверочная работа. Тесты, оценка достижений. | Учебник стр. 36 – 40. Тетрадь стр. 22. |
|
Общение. (7ч) 44/1 |
| Наша дружная семья.
| 1 | Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. Тест. Семья, семейные традиции, культура общения. | Учебник стр. 42 – 45. Тетрадь стр. 23 – 25. Тест 35 стр. 28.
| Д/З Уч. стр. 42 – 45. Тетр. стр.23, № 1, стр. 25, № 4,5. |
45/2 |
| Проект «Родословная».
| 1 | Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; отбирать фотографии из семейного архива; составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект. Проект. Родственники, родня, родословная, поколения, семейный альбом, семейный архив. | Учебник стр. 46 – 47. Тетрадь стр. 26 – 27. |
|
46/3 |
| В школе.
| 1 | Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; оценивать с нравственных позиций формы поведения; моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. Игра «Доскажи словечко». Взаимоотношения, культура общения, совместная учёба игры, отдых, коллектив. | Учебник стр. 48 – 51.Тетрадь стр. 28 – 33. Тест 36 стр. 31.
| Д/З Уч. стр. 48 – 51. Тетр. стр.28 – 31. |
47/4 |
| Правила вежливости.
| 1 | Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; моделировать ситуации общения в различных ситуациях. вежливости при общении с детьми и взрослыми. Получат возможность применять правила вежливости на практике. Экзамен на вежливость. Культура поведения, правила вежливости, телефонный диалог.
| Учебник стр. 52 – 55. Тетрадь стр. 34 – 35.
| Д/З Уч. стр. 52 – 55. Тетр. стр.35, № 4,5. |
48/5 |
| Ты и твои друзья.
| 1 | Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом; формулировать правила этикета в гостях. Тест. Любовь, уважение, согласие, взаимная помощь. | Учебник стр. 55 – 59. Тетрадь стр. 36 – 40. Тест 37 стр. 35.
| Д/З Уч. стр. 55 – 59.Тетр. стр.36 – 38,стр. 40, № 5 |
49/6 |
| Мы – зрители и пассажиры.
| 1 | Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. Тест. Общественные места: зрительный зал, транспорт, зрители, пассажиры. | Учебник стр. 60 – 63. Тетрадь стр. 41. Тест 38 стр. 39.
| Д/З Уч. стр. 60 – 63.Тетр. стр. 41, № 1. |
50/7 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».
| 1 | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами Тесты, оценка достижений. Проверочная работа. | Учебник стр. 64 – 68. Тетрадь стр. 42. |
|
Путешествия (18 ч) 51/1 |
| Посмотри вокруг.
| 1 | Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; анализировать текст учебника; формулировать вывод о форме Земли. Тест. Горизонт. Линия горизонта, стороны горизонта, форма Земли. | Учебник стр. 70 – 73. Тетрадь стр. 44 – 45. Тест 39 стр. 43.
| Д/З Уч. стр. 70 – 73.Тетр. стр. 44, № 5. |
52/2 |
| Ориентирование на местности.
| 1 | Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Ориентиры, ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам. Компас. Фронтальный опрос; работа по карточкам. | Учебник стр. 74 – 75. Тетрадь стр. 45 – 48. Тест 40 стр. 46.
| Д/З Уч. стр. 74 – 75.Тетр. стр. 45, № 2. |
53/3 |
| Ориентирование на местности. Практическая работа. Определение сторон горизонта по компасу.
| 1 | Как можно сориентироваться на местности? Практическая работа. Ориентиры, ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам. Компас. | Учебник стр. 75 – 77. Тетрадь стр. 46 – 48.
| Д/З Уч. стр. 75 – 77.Тетр. стр. 48, № 6. |
54/4 |
| Формы земной поверхности.
| 1 | Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; сравнивать по схеме холм и гору; характеризовать поверхность своего края. Игра «Угадай-ка». Равнины и горы. Холмы и овраги. Горные хребты. Подошва, склон, вершина. | Учебник стр. 78 – 81. Тетрадь стр. 49 – 50. Тест 41 стр. 49. . | Д/З Уч. стр. 78 – 81.Тетр. стр. 50, № 4, 5. |
55/5 |
| Водные богатства.
| 1 | Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; анализировать схему частей реки; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». Тест. Океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки.
| Учебник стр. 82 – 85. Тетрадь стр. 51 – 53. Тест 41 стр. 49. | Д/З Уч. стр. 82 – 85.Тетр. стр. 52, № 4, стр. 53, № 6. |
56/6 |
| В гости к весне. (Экскурсия). . | 1 | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. Опрос. Повышение температуры воздуха, увеличение светового дня, ледоход, половодье. |
| Д/З Тетр. стр. 54, № 1 – 3, стр. 58, № 6. |
57/7 |
| В гости к весне.
| 1 | Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. Рассказ о весне. Повышение температуры воздуха, увеличение светового дня, ледоход, половодье. | Учебник стр. 86 – 89.Тетрадь стр. 55 – 57. Тест 43 стр. 56.
| Д/З Уч. стр. 86 – 89.Тетр. стр. 56, № 5. |
58/8 |
| Россия на карте. . | 1 | Сравнивать изображение России на глобусе и карте; соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; осваивать приёмы чтения карты; учиться правильно показывать объекты на настенной карте. Тест. Карта. Условные знаки. Изображение территории России на карте. Правила показа объектов на карте. | Учебник стр. 90 – 95. Тетрадь стр. 59 – 61. Тест 44 стр. 59 | Д/З Уч. стр. 90 – 95.Тетр. стр. 59, № 2, стр. 61, № 4 (вариант 3). |
59/9 |
| Проект «Города России». . | 1 | Распределять обязанности по выполнению проекта; в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составлять презентацию своего исследования; презентовать свои проекты. Проект. История города, внешний вид, достопримечательности. | Учебник стр. 96 – 97.Тетрадь стр. 62 – 63 |
|
60/10 |
| Путешествие по Москве.
| 1 | Находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Москвы от гербов других городов; совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. Фронтальный опрос. Столица, основатель столицы, историческая справка, план Москвы, герб Москвы. Достопримечательности. | Учебник стр. 98 – 101. Тетрадь стр. 64 – 66.
| Д/З Уч. стр. 98 – 101.Тетр. стр. 66, № 5, 6. |
61/11 |
| Московский Кремль.
| 1 | Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; находить на фотографии достопримечательности Кремля; находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. Тест. Кремль, крепость, стены с зубцами, башни, бойницы, храмы, символ России. Президент, памятники истории и культуры, Красная площадь. | Учебник стр. 102 – 107.Тетрадь стр. 67 – 70.Тест 45 стр. 62.
| Д/З Уч. стр. 102 – 107.Тетр. стр. 70, № 4. |
62/12 |
| Город на Неве.
| 1 | Находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. Работа по карточкам. Нева, царь Пётр 1, Зимний дворец, Эрмитаж. | Учебник стр. 108 – 113.Тетрадь стр. 70 – 72. Тест 46 стр. 66.
| Д/З Уч. стр. 108 – 113.Тетр. стр. 72, № 5, 6. |
63/13 |
| Путешествие по планете.
| 1 | Сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. Тест. Карта мира, океаны, материки (континенты). | Учебник стр. 114 – 117. Тетрадь стр. 73 – 75.
| Д/З Уч. стр. 114 – 117.Тетр. стр. 75, № 3. |
64/14 |
| Путешествие по материкам.
| 1 | Находить материки на карте мира; знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом. Тест. Части света: Европа, Азия, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия. | Учебник стр. 118 – 123. Тетрадь стр. 76 – 78. Тест 47 стр. 68.
| Д/З Уч. стр. 118 – 123.Тетр. стр. 78, № 3. |
65/15 |
| Страны мира. Проект «Страны мира».
| 1 | Сравнивать физическую и политическую карты мира; находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; определять, каким странам принадлежат представленные флаги; распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения о выбранных странах; подбирать фотографии достопримечательностей. Проект. Политическая карта мира. Названия крупнейших стран. | Учебник стр. 124 – 127. Тетрадь стр. 79 – 81. Тест 48 стр. 72.
| Д/З Уч. стр. 124 – 127.Тетр. стр. 79, № 2, стр. 80, № 5. Проект. Учебник стр. 128 – 129.Тетрадь стр. 82 – 83. |
66/16 |
| Впереди лето.
| 1 | Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; за лето подготовить фото - рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». Рассказ о красоте животных. Явления природы. Растения. Насекомые. Общение с природой. | Учебник стр. 130 – 133.Тетрадь стр. 84 – 85. Тест 49 стр. 75. . | Д/З Уч. стр. 130 – 133.Тетр. стр. 84, № 3, стр. 85, № 5. |
67/17 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».
| 1 | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Проверочная работа. Тесты, оценка достижений. | Учебник стр. 134 – 139. Тетрадь стр. 86. |
|
68/18 |
| Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Проект. Презентация. |
|
|