Программа кружка «Мой родной край»
Пояснительная записка
Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я -моя страна - мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Рабочая программа кружка «Мой родной край» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа кружка «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение курса «Мой родной край» способствует воспитанию у обучающихся чувства патриотизма , дает возможность привлечь учащихся к поисково — исследовательской работе. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Содержание курса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных
отношений в семье, знакомит с родным селом.
Программа обучения рассчитана на школьников 1 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, села, района
Цель курса.
— формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своем родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.
2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии. литературы Смоленщины во II ступени образования.
З. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Мой родной край» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Основные принципы, положенные в основу программы:— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;— научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;— систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край » необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи , практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, улица, дом, учреждения и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо — туристические технологии, проектные технологии.
Место кружка в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ Глинковская СОШ занятия кружка «Я и Мир» проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели).
Содержание программы (33 часа, 1 час в неделю)
1. Вводная беседа - 1 ч.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
2. Мой дом, моя семья - 10ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.
3. Герб семьи. Эмблема класса.
3 . «Малая родина- моя деревня»- 10 часов
Моя школа, мой класс, мои учителя
Мой дом, моя улица.
История школы
Мои родители учились в этой школе…. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
4. Начальные навыки туризма - 3ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу
Что должен помнить турист
Правила техники безопасности
Практические занятия:
1. Поход в березовую рощу.
5. Охрана природы – 4ч.
Растительность нашего края
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения
Животный мир нашей местности
Охрана окружающей среды,“Красная книга”
Практические занятия:
1.Проект «Наша экологическая тропа»
6. Поиск - 5ч.
Война – глазами очевидцев
Учителя - выпускники нашей школы.
Оформление записей, фотоматериалов
Практические занятия:
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.
Тематическое планирование кружка «Мой родной край» (33 часа)
Дата | № п/п | Тема | Содержание деятельности. |
Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности) | Практическая часть занятия. (Форма организации деятельности) |
Раздел 1. «Моя родословная» - 11часов |
| 1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? | Просмотр презентации «Село Глинка» |
| 2 | Имя твое. | Беседа «Что означает твое имя». | Самостоятельно найти в книгах. |
| 3 | Фамилия – герб семьи | Беседа «Что означает твоя фамилия» . | Самостоятельно найти в книгах. |
| 4 | Моя семья. Семейные традиции. | Беседа «Где работают мои родители». | Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи. |
| 5 | Моя семья. Семейные традиции. | Беседа «Где работают мои родители». | Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи. |
| 6 | Семейные гербы | Знакомство со знаменитыми семейными гербами России | Составление герба своей семьи. |
| 7 | Семейные гербы | Знакомство со знаменитыми семейными гербами России | Составление герба своей семьи. |
| 8 | Летопись семьи | Беседа «Генеалогичес- кое древо семьи». | Составление генеалогического древа семьи. |
| 9 | Летопись семьи | Беседа «Генеалогичес- кое древо семьи». | Составление генеалогического древа семьи. |
| 10 | Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа» | Беседа «Что такое биография» | Работа по изучению биографии своих предков. |
| 11 | Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа» | Беседа «Что такое биография» | Работа по изучению биографии своих предков. |
Раздел 2 «Малая родина – мое село» - 10 часов |
| 12 | Моя школа - мой дом. | Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. | Конкурс рисунков «Моя школа» |
| 13 | Моя школа - мой дом. | Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. | Конкурс рисунков «Моя школа» |
| 14 | Учителя нашей школы | Рассказ учителя об учителях села | Сбор материала об учителях села |
| 15 | Мой край на карте Родины | Беседа | Составление небольших рассказов о своей малой родине |
| 16 | Мой край на карте Родины | Беседа | Составление небольших рассказов о своей малой родине |
| 17 | Экскурсия по памятным местам села. | Изучение истории села | Экскурсия. |
| 18 | Экскурсия по памятным местам села. | Изучение достопримечательностей села | Экскурсия. |
| 19 | Мой двор, моя улица. За что люблю. | Беседа | Составление небольших рассказов о своем дворе |
| 20 | Улицы села. Экскурсия. | Беседа | Сбор материала о названиях улиц села |
| 21 | Улицы села. Экскурсия. | Беседа | Сбор материала о названиях улиц села |
Раздел 3 « Начальные навыки туризма» -3часа |
| 22 | Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте , компасу. | Беседа. | Практическая работа: укладывание рюкзака |
| 23 | Гигиена туриста. Правила техники безопасности. | Беседа. | Практическая работа. Доврачебная помощь. |
| 24 | Поход в березовую рощу. | Инструктаж по ТБ. | Экскурсия. |
Раздел 4 «Охрана природы» -4 часа |
| 25 | Растительность нашего края. Экскурсия | Беседа. | Экскурсия . Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю- щих в нашей местности Съедобные и ядовитые грибы и растения. |
| 26 | Растительность нашего края. Экскурсия | Беседа. | Экскурсия . Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю- щих в нашей местности Съедобные и ядовитые грибы и растения. |
| 27 | Животный мир нашей местности. | Беседа. | Сбор информации о животных местности. |
| 28 | Красная книга родного края. | Беседа. | Защита проекта |
Раздел 5 « Поиск» – 5часов |
| 29 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Беседа. | Оформление записей, фотоматериалов. |
| 30 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Беседа. | Оформление записей, фотоматериалов. |
| 31 | Защита проекта «Это совесть моя с обелисков глядит» | Беседа. | Конкурс презентаций |
| 32 | Герб района | Беседа. | Конкурс рисунков |
| 33 | Фотовыставка “Живи, родное село!” | | Сбор фотографий с видами села. Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям. «Моё современное село». |