Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Шкатулка ремесел»
на 1 год обучения
Составил: учитель внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 12» г. Симферополь, Комолова А.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Шкатулка ремесел» для 2-4 классов разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
- Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.05.2017 №01-14/1839 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017/2018 учебный год».
- Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».
Программа является дополнительной к основным курсам начального образования «Изобразительное искусство» и «Технология» и рассчитана на 3 года: 68 часов во 2 классе, 68 часов в 3 классе и 68 часов в 4 кассе по 2 часа в неделю.
Современная школа построена на получении учащимися основных знаний и развитии навыков познавательной активности. Но для направления интересов детей в конструктивное русло, расширения кругозора и углубления трудовых навыков необходимо дополнительно организовывать среду для изучения народных ремесел и промыслов.
Данная программа составлена на основе авторской программы кружка дополнительного образования «Возрождение народных промыслов» Юркиной Натальи Анатольевны, учителя начальных классов МБОУ Развилковской СОШ. Она рассчитана на систематические занятия с детьми 2-4 классов и может быть дополнена и расширена в зависимости от интересов самих учащихся. В связи с чем каждый год в программу возможно внесение дополнительных направлений работы.
Данный курс направлен на развитие творческих способностей учащихся, при ознакомлении с приемами росписей и особенностями орнаментов народов, проживающих на территории Российской Федерации и обучение детей различным техникам декоративно-прикладного творчества для создания сувениров и оберегов с использованием элементов характерных для народных ремесел.
Актуальность курса определяется популяризацией народных ремесел и адаптацией народного стиля к выполнению сувениров и подарков для родных и знакомых своими руками. Сегодня остро стоит вопрос культурного наследия народов, при этом самой поликультурной территорией в мире считается Крым. Поэтому так важно изучение различных видов росписей и орнаментов, их использование для декорирования изделий и влияние на жизни людей тех или иных цветосочетаний. При этом ребенок постепенно осваивает многообразие культур разных народов и общечеловеческие ценности мира.
Целью курса является развитие творческих способностей каждого учащегося кружка, его духовно-нравственное развитие, через воспитание патриотизма и любви к родному краю.
Основные задачи курса:
обучающие:
- знакомство учащихся с историей и основными приемами росписи деревянных изделий (хохломская и городецкая, борецкая росписи), керамики (гжельская, дымковская, вятская, филимоновская, каргопольская росписи и другие), яичной скорлупы (писанкарство);
- научить приемам выполнения росписей в характерной манере и передачи особенностей росписей в других техниках;
- познакомить с историей и основными особенностями техники изонить и вышивки;
- познакомить с основами цветоведения;
- научить выполнению основных приемов вышивки и техники изонить на разной основе (картон, фетр) по готовым и составленным самостоятельно рисункам;
- познакомить с народными куклами из текстильных материалов;
- научить выполнению кукол из лоскута и нитей в соответствии с технологией и по схемам;
развивающие:
- прививать интерес к истории народных промыслов и изделиям мастеров;
- прививать основы культуры труда: терпение, аккуратность и бережливость в работе;
- развивать фантазию, внимание, творческие способности, глазомер и мелкую моторику кистей рук;
воспитывающие:
- воспитывать чувство личной ответственности и товарищества, доброжелательности;
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать уважение к труду и мастерам народных промыслов.
Овладение всеми необходимыми навыками и знаниями, предусмотренными курсом, поможет в социальном и творческом самоопределении детей, а также поможет развить их познавательные способности.
В отличии от авторской программы Юркиной Н.А., которая предлагает обучение детей бисероплетения и вышивке лентами, параллельно знакомству с разными росписями, данная программа состоит из четырех разделов, логично переплетенных и дополняющих друг друга:
1 раздел – овладение основами народных росписей и принципами составления орнаментов народов Крыма и России, при выполнении работ в технике роспись и аппликация из бумаги;
2 раздел – обучение основам техники изонить и вышивки, где предполагается овладение основными навыками выполнения стежков и умением составлять орнаменты на тканой и картонной основе по мотивам народных росписей;
3 раздел – изготовление сувениров и оберегов из текстильных материалов (ткань, фетр, нити), а так же создание декоративных композиций из отдельных элементов.
4 раздел – творческая работа. В нем учащиеся отрабатывают навыки работы выполняя панно и изделия в народном стиле с использованием полученных знаний и навыков.
Учащиеся на занятия набираются по заявлениям от родителей в сентябре. Норма наполняемости учащихся в группу 10-12 человек, так как проходит работа с иглами и требуется строгий контроль по технике безопасности на занятиях. Занятия проходят в кабинете во второй половине дня по 2 часа (40 минут и 40 минут) 1 раз в неделю. В течении года занятия делятся на блоки по 3-6 занятий. В блоке могут быть собраны занятия разных разделов, но объединенных основной темой. Теоретическая и практическая часть занятий в блоке определяются логикой построения темы.
Формы и методы проведения занятий
Формы организации деятельности: фронтальная и групповая.
Методы обучения:
- словесные: беседа, литературные чтения стихотворений и отрывков рассказов;
- наглядные: иллюстрации, образец педагога, показ способа деятельности педагогом или ребенком;
- практические: выполнение упражнений и зарисовок, выполнение изделия.
Также каждый учащийся ведет альбом для выполнения записей по темам, упражнений по росписи и зарисовок.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:
- основы цветоведения и гармонично сочетать цвета в работах;
- особенности разных росписей и их различия и основные орнаментальные рисунки;
- исторические сведения о промыслах и народных игрушках;
- последовательность выполнения изделий в изученных техниках и уметь читать схемы и эскизы изделий;
- технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
- основные приемы выполнения стежков;
учащиеся должны уметь:
- выполнять элементы изученных росписей и переносить их особенности в декоративную отделку в соответствии со стилем;
- правильно пользоваться кистями, красками, иголками и ножницами, соблюдая требования безопасной работы на кружковых занятиях;
- выполнять основные узоры и орнаменты росписей красками и из разных материалов;
- пользоваться технологией вышивки и изонить для декоративного оформления сувениров и панно;
- свободно пользоваться технологией изготовления кукол из текстильных материалов в разных техниках декоративно-прикладного творчества;
- составлять простые композиции по образцу и в соответствии с замыслом;
- самостоятельно выполнять изделия по аналогии с изученными ранее;
- выполнять заключительное оформление готовых изделий в соответствии с выбранной техникой работы.
Качество полученных знаний определяется оценкой педагога и самооценкой учащегося. В личном альбоме учащегося составляется таблица достижений, где в конце блока занятий выставляется оценка про итогу работы (сделано или несделанно), а также записывается пожелание на новую тему или домашняя работа на каникулы.
Подведение итогов обучения проходит каждые полгода в отчетных выставках или в форме фотоотчета. В течении учебного года возможно оформление тематических выставок, посвященных определенным событиям или тематическим неделям в школе. Лучшие работы учащихся и ли тематические композиции могут принимать участие в конкурсах. Один из их «Мир русской сказки» в рамках Международного фестиваля «Великое русское слово», в Крымских республиканских конкурсах «Пасхальная Ассамблея» и «Прикосновение к истокам».
Материальное и методическое обеспечение программы
Желательно наличие технических средств для демонстрации презентации по народным ремеслам и создания атмосферы посредством музыкальных композиций. Обязательно наличие альбомов с иллюстрациями и образцами изделий для работы с учащимися в группах. Наглядные пособия по декоративно-прикладным техникам и народным промыслом в виде презентаций к темам занятий хранить на информационном носителе (диск, флэш-брелок) в соответствии с типом средства для воспроизведения информации.
Закупка расходных материалов для работы детей проходит за счет родителей. У каждого ребенка к занятию должна быть папка и альбомом А-5, набор кистей № 1, 3, 5, 8, ножницы, графический карандаш, ластик, линейка 15 см, иглы для вышивки, пяльцы. На всю группу можно закупить картон и цветную бумагу, клей, баночки для воды, краски гуашевые, ленты, нитки мулине и пряжа для вязания, бисер, пайетки, ткань х/б, фетр и канву.
Оформление творческих работ для школьных выставок и для подарка родным выполняется в свободной форме, а работы для выставок и конкурсов оформляются в паспарту и раму в зависимости от стиля.
Тематический план обучения
Раздел программы | Основные темы | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 год обучения |
Народные росписи | Хохломская роспись | 1 | 7 | 8 |
Дымковская роспись | 1 | 5 | 6 |
Роспись яичной скорлупы воском | 1 | 5 | 6 |
Изонить и вышивка | Основные приемы техники изонить | 2 | 6 | 8 |
Основные швы | 1 | 7 | 8 |
Сувениры и обереги из текстильных материалов | Открытки в разных техниках | 1 | 7 | 8 |
Кукла узловая | 1 | 3 | 4 |
Сувениры из фетра | 1 | 9 | 10 |
Творческая работа | Панно и изделия в народном стиле | - | 10 | 10 |
Всего часов | 9 | 59 | 68 |
| | | |
Содержание курса на 1 год обучения
Народные росписи (20 ч.).
Тема 1. Хохломская роспись (8 ч.)
Знакомство с исторической справкой о возникновении росписи. Изучение особенностей росписи: узоры «травка», «листочки», «ягодки», правила построения орнамента в полосе, круге, сложной форме, приемы выполнения фигуры «птица». Отработка навыков письма на бумаге и картоне.
Тема 2. Дымковская роспись (6 ч.)
Знакомство с исторической справкой о промысле дымковская игрушка. Изучение особенностей роспись игрушек: цветовые сочетания, элементы. Отработка приемов росписи игрушек на картонной основе.
Тема 3. Роспись яичной скорлупы воском (6 ч.)
Легенды и придания о яйце. Виды росписи. Линии симметрии. Технология росписи яичной скорлупы воском. Техника безопасности. Выполнение крапанок и писанок на 3 цвета.
Изонить и вышивка (16ч.)
Тема 4. Основные приемы техники изонить (8 ч.)
Как появилась техника. Технология выполнения изделий. Выполнение простых элементов: круг, угол, дуга, волна. Изготовление шкатулки или панно с элементами народных росписей.
Тема 5. Основные швы (8 ч.)
Технология выполнения вышивки. Изучение швов: «вперед иголку», петельный, тамбурный. Изготовление игольниц с вышивкой.
Сувениры и обереги из текстильных материалов (22 ч.)
Тема 6. Открытки в разных техниках (8ч.)
История возникновения открытки. Знакомство с техниками: айрис-филдинг, поп-ап. Выполнение тематических открыток в разных техниках.
Тема 7. Кукла узловая (4ч.)
Народные игровые куклы из лоскутов. Технология обработки материалов для народных кукол. Изготовление кукол «Зайчик», «Птичка», «Веснянка».
Тема 8. Сувениры из фетра (10 ч.)
Технология выполнения аппликации из фетра 2 способами. Выполнение плоских изделий используя приклеивание деталей на фон. Изготовление изделий с пришивными элементами.
Творческая работа (10 ч.)
Тема 9. Панно и изделия в народном стиле (10 ч.)
Закрепление знаний о росписях в процессе выполнения коллективных и индивидуальных работ. Повторение технологических приемов в процессе работы над изделиями и отработка навыков в самостоятельной работе.