СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Литература. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полная рабочая программа по литературе для учащихся 8-х классов. Учебник под ред. Кутузова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Литература. 8 класс.»



Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №5



Рассмотрено Утверждено

на заседании кафедры приказом директора

_______________________ от «___»____________2014 года

от «___»________2014 года № __________

протокол № ____________ _________________А.В. Дорохин

Руководитель кафедры

Никитина О.В.



Рабочая программа

учебного предмета

«литература»

8 класса

Составитель:

Раевская Ольга Викторовна

учитель русского языка и литературы







Березовский городской округ 2014 год

Раздел I. Пояснительная записка.

Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» для 8 класса входит в федеральный перечень учебников, определенных Министерством образования РФ, поэтому в данном планировании, составленном на основе авторской программы под руководством А. Г. Кутузова, учтен и федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе.

Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова, а целью данного процесса является формирование творчества читателя, способного к полноценному восприятию предмета в контексте мировой духовной культуры.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя. Поэтому особое место в программе отводится теории литературы.

В 5 классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие: ЖАНРЫ;

в 6 классе – РОДЫ И ЖАНРЫ;

в 7 классе – ХАРАКТЕР – ГЕРОЙ – ОБРАЗ;

в 8 классе – ЛИТЕРАТУРА И ТРАДИЦИЯ;

в 9 классе – АВТОР – ОБРАЗ – ЧИТАТЕЛЬ;

в 10 – 11 классах – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

5 класс – переход от литературного чтения к изучению литературы;

6 – 9 классах – изучение литературы как искусства слова.

Учебные цели более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

5-8 классы – обучение эстетическому анализу;

9 класс – интерпретация текстов;

10 – 11 классы – усвоение художественного мира писателя в историко-литературном аспекте.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы (см. Стандарты). Структурообразующими составляющими программы А. Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. Для 8 класса это «Литература и традиция», поэтому в данном календарно-тематическом планировании формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся.

Кроме того, концептуальная основа программы А. Г. Кутузова – изучение произведений на основе творческой деятельности. Поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения в единстве формы и содержания. Задолго до появления Стандартов в программе А. Г. Кутузова был осуществлен деятельностный подход в обучении, что также отражено в составленном тематическом планировании как в виде творческих практикумов и творческих мастерских, так и в названиях уроков.


Статус документа

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

 - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

 - приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

 - примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

   - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;

- письмо Министерства образования и науки Новосибирской области «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в образовательных учреждениях Новосибирской области.

   Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.


Структура документа

Примерная программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, содержание учебного предмета, учебно-тематическое планирование, требования к уровню результатов освоения основной образовательной программы по предмету «русский язык», описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, критерии оценки достижений учащихся.


Место документа в учебном плане

Учебным планом предусмотрен 1 час литературы в неделю, данные часы отражены в планировании.

Всего уроков – 35 часов.


Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе - из­учение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из ос­новных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуника­тивных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стили­стически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой един­ство словесного искусства и основ науки (литерату­роведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хроноло­гического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 8 классе включа­ет в себя произведения русской и зарубежной лите­ратуры, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - особенности труда писателя, его пози­ция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программе соблюдена системная направленность - курс 8 класса представлен разделами:

Древнерусская литература.

Духовная литература.

Зарубежная литература.

Русская литература XVIII века.

Русская литература XIX века.

Русская литература XX века.

В разделах даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и худо­жественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предме­та "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания на­изусть, списки произведений для самостоятельного чтения.


Требования к результату освоения обучающимися учебного предмета «литература»

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настоя шее многонациональ­ного народа России; осознание своей этни­ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности об­учающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

  • освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видах деятельности;

  • формирование экологической культуры на ос­нове признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответствен­ного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесс е достижения результата, определять способы действий

  • в рамках предложенных условий и требова­ний. корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооцен­ки, принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обоб­щения, устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на ос­нове согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно­-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольк­лора других народов, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

  • определение в про изведении элементов сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным цен­ностям русской литературы и культуры, со­поставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретации (в отдельных слу­чаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отно­шение к ней;

  • восприятие на слух литературных произве­дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств русского языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетиче­ской функции, роли изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании художественных образов литературных про­изведений.


Раздел II. Содержание учебного предмета.

Введение. Литература и традиция. Фольклорные традиции в литературе. «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Русская народная сказка. Литературная сказка. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Ю. П. Кузнецов, «Атомная сказка». Творческий практикум. Сочиняем сказку сами. Сопоставление героев литературных сказок с фольклорными. Древнерусская литература. Её традиции. «Повесть временных лет», «Откуда пошла Русская земля…» «Повесть временных лет». Церковь и просвещение. «Слово о полку Игореве». Историческая основа «Слова…». Патриотический пафос поэмы. Тема и идея. Композиция «Слова…». Образная система и художественные особенности языка. Авторская позиция и средства её выражения. Жизнь «Слова…» в литературе. Переводы и произведения по мотивам «Слова…». Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха», «Письмо Амвросия Оптинского…». Творческая мастерская. Историческая реальность и литературная традиция в духовных жанрах. Сравнительный анализ. Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Уильям Шекспир. Жанр сонета. Библиотечный урок. Сопоставление сонетов разных авторов. Русская литература XVIII века и её традиции. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Анализ I действия. Чтение и комментарий. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Чтение и комментарий. Анализ действий 2, 3. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Чтение и комментарий 4, 5 д. Итоговый урок по комедии. Традиции и новаторство. Особенности жанра. Р/р. Классное контрольное сочинение по комедии «Недоросль». Г. Ф. Державин – представитель классицизма, родоначальник русской философской лирики. «Осень во время осады Очакова», «Снегирь». Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме, его основные черты. Повесть «Бедная Лиза», положившая начало новой традиции в русской литературе. Анализ повести. Русская литература XVIII века. Литературный монтаж. Советы библиотеки. Русская литература XIX века. Романтизм как литературное направление, его основные черты. Творческая мастерская. Романтический герой остросюжетного фильма. Создание кинофрагментов. А. С. Пушкин. Романтическая поэма «Братья разбойники». А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Тема «маленького человека» в русской литературе. Р/р. Проба пера. Эссе «Печальная участь «сущих мучеников четырнадцатого класса» в России». Е. А. Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется». Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Печальная судьба юноши – монаха. Монолог – исповедь. Образный строй языка. Художественные особенности, черты романтизма.Творческий практикум. Эссе на тему «Интересен ли Мцыри современному молодому человеку?» Библиотечный урок. Д. Г. Байрон «Корсар». Влияние Байрона на М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголь «Портрет». Страшная судьба художника Чарткова. Сочетание фантастики и реальности в романтической повести. Вопрос о назначении искусства. Советы библиотеки. «Призвание и судьба человека искусства». Урок-семинар. Ф. И. Тютчев. Мир природы в творчестве поэта «Что ты клонишь…», «Ты, волна моя морская,…». Анализ лирического произведения. Урок – практикум. И. С. Тургенев. Реализм в литературе. Рассказ «Бирюк». Роль портретной характеристики и окружающей обстановки для раскрытия характера героя. Роль рассказчика. Творческий практикум. Проба пера. Сочиняем рассказ на тему «Как в тех или иных обстоятельствах с неожиданной стороны раскрылся характер героя». Библиотечный урок. Ги де Мопассан «Ожерелье». Н. С. Лесков «Человек на часах». Конфликт в произведении. Традиции русской духовной и светской литературы в изображении чувства и долга, человечности и чести. Р/р. Сочинение – рассуждение на тему «Борьба чувства и долга в литературных произведениях». Литература XX века. Традиции. М. Горький «Макар Чудра». Образная система произведения. Композиция, язык и стиль произведения. Роль автора – рассказчика. Творческий практикум. «Образ женщины в романтической литературе XIX – XX в.» (или сопоставление Людмилы и Радды). А. И. Куприн «Гамбринус». Образ Сашки. Антитеза «живого и неживого» в повестях Куприна. Развитие антитезы в «Гамбринусе». Творческий практикум. Эссе на тему «Жизнь коротка – искусство вечно». Н. С. Гумилев. Рассказ «Золотой рыцарь». Библиотечный урок. «Зорко только сердце!». Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц». Вечные философские вопросы в повести-сказке «Маленький принц». А. С. Грин «Алые паруса». Вечная мечта человека о счастье. А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Тонкий душевный мир машиниста Мальцева. Мир природы и мир людей у Платонова. Особенности прозы писателя. А. Т. Твардовский. Военная тема в русской литературе. «Василий Теркин». Избранные главы. Собирательный образ бойца Теркина. Фольклорные и реалистические традиции в создании образа. Творческий практикум. Очерк об участнике Великой Отечественной войны. Н. М. Рубцов. Поэтический мир поэта. Природа и родина в его лирике. Советы библиотеки. Поэты о малой родине. Поэтический вечер. В. М. Шукшин «Дядя Ермолай». Вечные вопросы русского человека.Советы библиотеки. Рассказы Шукшина «Упорный», «Микроскоп», «Одни» и др. Продолжение темы «маленького человека» в русской литературе. Р/р. Сочинение «Тема маленького человека в русской литературе». Творческий практикум. Литературное анкетирование. Проверка читательской квалификации учащихся. Итоговая читательская конференция «Прогноз развития литературных традиций в XXI веке». Рекомендация книг для летнего чтения. Резервный урок.








Раздел III. Учебно-тематическое планирование.


Тема

Кол-во часов

Сроки

Основное содержание

Требования к результату

средства

Виды контроля

предметные

метапредметные

личностные



1

Древнерусская литература

3

сентябрь

«Слово о полку Игореве»

Предметные знания

Содержание прочитанных литературных произведений.

Изученные теоретико- литературные понятия:

Литература – искусство слова;

Понятие о литературном герое;

Портретная характеристика героя;

Предметные умения

Осознавать разницу между литературой и фольклором.

Различать в произведении автора и рассказчика.


Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

Пользоваться словарями, справочниками.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Учебник-хрестоматия, тетрадь, презентации

Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста

2

Духовная литература

1

сентябрь

«Поучение Владимира Мономаха»

Предметные знания

Содержание прочитанных литературных произведений.

Изученные теоретико- литературные понятия:

Литература – искусство слова;

Понятие о литературном герое;

Портретная характеристика героя;

Предметные умения

Осознавать разницу между литературой и фольклором.

Различать в произведении автора и рассказчика.


Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

Пользоваться словарями, справочниками.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Учебник-хрестоматия, тетрадь, презентации

Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста

3

Зарубежная литература

2

октябрь

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Предметные знания

Содержание прочитанных литературных произведений.

Изученные теоретико- литературные понятия:

Литература – искусство слова;

Понятие о литературном герое;

Портретная характеристика героя;

Предметные умения

Осознавать разницу между литературой и фольклором.

Различать в произведении автора и рассказчика.


Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

Пользоваться словарями, справочниками.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Учебник-хрестоматия, тетрадь, презентации

Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста

4

Русская литература XVIII века

6

октябрь-ноябрь

Д.И. Фонвизин «Недоросль», оды Р.Г. Державина, Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Предметные знания

Содержание прочитанных литературных произведений.

Изученные теоретико- литературные понятия:

Литература – искусство слова;

Понятие о литературном герое;

Портретная характеристика героя;

Предметные умения

Осознавать разницу между литературой и фольклором.

Различать в произведении автора и рассказчика.


Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

Пользоваться словарями, справочниками.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Учебник-хрестоматия, тетрадь, презентации

Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста

5

Русская литература XIX века

15

ноябрь-март

М.Ю. Лермонтов «Мцыри», стих-я Баратынского, Фета, Тютчева, А.С. Пушкин «Повести Белкина», «Капитанская дочка», Н.В. Гоголь «Шинель», И.С. Тургенев «Ася», лирика Н.А. Некрасова

Предметные знания

Содержание прочитанных литературных произведений.

Изученные теоретико- литературные понятия:

Литература – искусство слова;

Понятие о литературном герое;

Портретная характеристика героя;

Предметные умения

Осознавать разницу между литературой и фольклором.

Различать в произведении автора и рассказчика.


Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

Пользоваться словарями, справочниками.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Учебник-хрестоматия, тетрадь, презентации

Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста

6

Русская литература XX века

8

апрель-май

М. Горький «Старуха Изергиль», А.С. Грин «Алые паруса», А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

Предметные знания

Содержание прочитанных литературных произведений.

Изученные теоретико- литературные понятия:

Литература – искусство слова;

Понятие о литературном герое;

Портретная характеристика героя;

Предметные умения

Осознавать разницу между литературой и фольклором.

Различать в произведении автора и рассказчика.


Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

Пользоваться словарями, справочниками.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Учебник-хрестоматия, тетрадь, презентации

Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста



Раздел IV. Требования к уровню результатов освоения основной образовательной программы по предмету «литература».

Ученик должен знать:

  • базовые теоретико-литературные понятия;

  • содержание программных произведений;

Ученик должен понимать:

  • закономерности происхождения литературы;

  • жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

- владение умениями выразительного чтения;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям, событиям, к читателю;

- умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

- умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

- умение выполнять элементарные исследовательские работы.


Раздел V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

Барабаш Н. И. Литература. Методика и практика преподавания (книга для учителя). - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 г.

Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе. (в помощь школьному учителю) / И. В. Золотарёва, А. И. Аникина. – М.: ВАКО, 2004 г.

Калганова Л. А. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2008 г.

Кутузов А. Г. Как войти в мир литературы. 8 класс. Методические рекомендации для учителя / В.В. Леденёва, Е.С. Романичева, А.Г. Киселёв. – М.: Дрофа, 2009 г.

Савина Л. Н. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы (в помощь учителю). - В.: Братья Гринины, 2002 г.

Серёгина Л. М. Литература. 8 класс. Поурочные планы по программе А. Г. Кутузова. - В.: Учитель, 2006 г.

Оснащение кабинета русского языка:

  1. .Компьютер мультимедийный

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран проекционный


Раздел VI. Критерии оценки достижений учащихся.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок