Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Тюменской области
«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместителя директора
по УПР
____________Н.Ф. Борзенко
«____» ___________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебная дисциплина МДК 01.02. Тарифное регулирование
специальность 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам)
Тюмень 2016
Рабочая программа учебной дисциплины (МДК) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Рассмотрена на заседании ПЦК
Дисциплин профессионального цикла (отделение автоматики и сервиса)
протокол № _____ от «___» ______________ 2016 г.
Председатель ПЦК ____________ /Сваткова Н.В./
Организация – разработчик: ГАПОУ ТО «ТКТТС»
Разработчик: Болярских Галина Николаевна , преподаватель ГАПОУ ТО «ТКТТС».
| Должность | Ф.И.О | Подпись | Дата |
Эксперты | Техническая экспертиза ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» | Бадамшина Т.Ю. | | |
Содержательная экспертиза Тюменской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом СП СДН – филиала ОАО «РЖД» | Лебедев С.В | | |
Рецензенты | ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» | Бадамшина Т.Ю. | | |
Тюменской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом СП СДН – филиала ОАО «РЖД» | Лебедев С.В | | |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
| Паспорт программы междисциплинарного курса | 4 |
-
| Структура и содержание междисциплинарного курса | 5 |
-
| Условия реализации программы междисциплинарного курса | 9 |
-
| Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса | 10 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ междисциплинарного курса
1.1. Область применения программы
Рабочая программа междисциплинарного курса является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО технического профиля 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) (базовая подготовка).
Рабочая программа междисциплинарного курса может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке специалистов технического профиля по направлению 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) (базовая подготовка) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 года № 376;
1.2. Место междисциплинарного курса в структуре основной профессиональной образовательной программы: междисциплинарный курс МДК. 02.01. Организация движения (по видам транспорта) является частью профессионального модуля ПМ.02 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта)в профессиональном цикле.
1.3. Цели и задачи междисциплинарного курса – требования к результатам освоения междисциплинарного курса:
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен уметь:
уметь:
оформлять (переоформлять) билеты пассажирам в прямом и обратном направлениях;
- осуществлять возврат билетов
- производить обмен билетов;
рассчитывать тарифы по оплате перевозок;
- вести кассовую отчетность;
знать:
методику расчета транспортных тарифов;
- правила и условия перевозок пассажиров и багажа;
технологию электронного и автоматизированного оформления билетов;
технологию взаиморасчетов;
- технологию ведения кассовой отчетности;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы междисциплинарного курса:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
2.1. Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: | |
практические занятия | 26 |
Лабораторные работы | 14 |
теория | 30 |
курсовая работа | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 35 |
в том числе: | |
Реферат Оформить практические работы | 9 26 |
Итоговая аттестация в форме – экзамена |
Тематический план и содержание междисциплинарного курса МДК. 01.02. Тарифное регулирование Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК 01.02. Тарифное регулирование | | 105 70 | |
Тема 2.1. Общие сведения о тарифах и тарифных расстояниях | Содержание | 34 | 2 |
1 | Понятие о тарифах Тарифы как плановая цена на продукцию железнодорожного транспорта. Себестоимость и рентабельность перевозочных операций, дифференциация тарифных ставок. Начальные ставки и ставки наращивания. | 2 |
2 | Виды тарифов Виды тарифов и использование внутригосударственного, межгосударственного и международного тарифов. Классификация грузовых, багажных и пассажирских тарифов. Система тарифных поясов. | 2 | 2 |
3 | Тарифное руководство Тарифные руководства: виды, назначение, структура, порядок пользования. Тарифное руководство №1. Правила применения тарифов. Тарифная номенклатура грузов: общие и исключительные тарифы. Алфавит к номенклатуре грузов. Расчётные таблицы перевозочных плат. Тарифное руководство № 4, условные обозначения пунктов по видам сообщения и характеру коммерческих операций. Правила пользования Тарифным руководством № 4. Вычисление расстояний между станциями, расположенными на одном участке, двух смежных участках одной дороги, на смежных дорогах и дальних расстояниях. Внесение изменений и дополнений, публикуемых в сборниках тарифов в Тарифное руководство № 4. | 8 | 2 |
4 | Основные понятия о тарифных расстояниях Правила таксировки грузов. Понятие о таксировке и тарифных расстояниях. Определение тарифных расстояний в местном и прямом сообщении. Входные и выходные пункты. Определение тарифных расстояний при перевозке с участием Московского и Ленинградского уз-лов. Указатель пассажирских железнодорожных сообщений. Указатель пассажирских маршрутов. Выбор необходимого маршрута и определение тарифного расстояния. Правила оформления сметных отчётов. | 6 | 3 |
Практические занятия | 10 |
1 | Определение нормальных и специальных транспортных тарифов | 2 |
2 | Применение транспортных тарифов (решение ситуационных задач) | 2 |
3 | Внесение изменений и дополнений в содержание тарифных руководств | 2 |
4 | Составление расчётных таблиц перевозочных плат | 2 |
5 | Оформление сметных отчётов | 2 |
| Лабораторные работы | 6 |
1 | Расчет перевозочных плат | 3 |
2 | Построение тарифных схем | 3 |
Тема 2.2. Применение пассажирских тарифов | Содержание | 36 | |
1 | Понятие о пассажирских тарифах Пассажирские тарифы. Использование тарифов для оформления льготных и бесплатных проездных документов. | 1 | 2 |
2 | Пригородные тарифы | 2 |
Стоимость проезда пассажиров в пригородном сообщении по межзонному тарифу; по пригородному покилометровому тарифу; по общему тарифу в пригородном сообщении на участках, где не установлен зонный или покилометровый тариф; стоимость льготных абонементных билетов на проезд в пригородном сообщении. Тарифы на абонементные билеты «выходного дня». | 1 | |
3 | Тарифы на проезд в поездах дальнего следования | 2 |
Стоимость проезда в зависимости от рода вагона. Прейскурант №10-02-16 за действительные тарифные расстояния, исчисляемые по ходу следования поезда. | 1 | |
4 | Страхование пассажиров Страховой сбор. Страховая сумма. Страховая выплата. | 1 | 2 |
5 | Проезд по международному тарифу Подсчет стоимости билета в межгосударственном сообщении с учетом регулирования тарифов по государствам. Определение стоимости плацкарты в вагонах других государств. Правила определения стоимости плацкарты с учетом регулирования тарифа по данному государству. Правила оформления билета во внутригосударственном сообщении с учетом транзита по территории других государств. | 2 | 3 |
6 | Скидки и гибкое регулирование тарифов Использование тарифов для оформления льготных и бесплатных про¬ездных документов. Предоставление скидок организованным группам пассажиров. Льготы для индивидуальных пассажиров во внутреннем сообщении. Доплата за повышение категории проезда, доставку билетов населению на дом, объявление ценности при приеме ручной клади и багажа. Льготы в межгосударственном сообщении. | 1 | 3 |
7 | Багажные тарифы и сборы Условия применения багажных и грузобагажных тарифов. Общий порядок оплаты перевозки багажа и грузобагажа. Фиксированные ставки перевозки собак, мелких животных и птиц при пассажире в пассажирских вагонах, а также в багажных вагонах местных и дальних поездов. Тарифы па перевозку грузобагажа и багажа между железными дорогами в международном сообщении, с сопредельными государствами и со странами Содружества Независимых Госу-дарств и стран Балтии. | 2 | 3 |
8 | Начисление сборов и штрафов Виды сборов и правила их взимания. Заявочный сбор. Доплата за комфортабельность поездки. Комиссионный сбор. Порядок возврата пассажирам провозных плат за неиспользованные проездные документы, прерывание поездки. Комиссионные сборы в межгосударственном сообщении. Сбор за объявленную ценность багажа. Сбор за хранение багажа. Транзитные сборы. Плата за хранение ручной клади, крупногабаритных вещей и предметов. Прочие тарифы и сборы (услуги носильщиков, плата за проживание в комнатах матери и ребенка и т.п.). Квитанции разных сборов. Тарифы па транспортно-экспедиционные услуги. Штрафные санкции. | 2 | 3 |
9 | Возврат платежей | 3 |
Расчет выпадающих доходов. Случаи и порядок возврата стоимости абонементного билета, порядок расчета стоимости возврата. Возврат проездных документов межгосударственного сообщения. | 1 | |
Практические занятия | 16 | |
1 | Заполнение таблиц для проезда пассажиров в фирменных поездах, выдаваемые системой «Экспресс-3», для оформления проездных документов по ручной технологии | 2 |
2 | Оформление пригородного проездного документа формы: ЛУ-97п, ЛУ-97пг, ЛУ-97пк | 1 |
3 | Оформление абонементного пригородного проездного документа формы: ЛУ-97па, ЛУ-97пад, ЛУ-97б | 1 |
4 | Оформление пригородного безденежного проездного документа формы: ЛУ-97пб, ЛУ-97пкб | 1 |
5 | Оформление возвращенных перевозочных документов и отчётов, предоставляемых в финансовую службу железной дороги | 2 |
6 | Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих штрафы | 2 |
7 | Определение льгот для пассажиров особых категорий | 2 |
8 | Оформление квитанции для безналичных расчетов за перевозки формы БР-1 | 1 |
9 | Оформление штрафной квитанции по перевозкам пассажиров и грузов железнодорожным транспортом» формы ЛУ-10 | 2 |
10 | Оформление штрафной квитанции за административные правонарушения на железнодорожном транспорте» формы ШК-10 | 2 |
Лабораторные работы | 8 | |
1 | Расчёт стоимости билета на пригородных маршрутах в системе «Экспресс» | 4 |
2 | Расчёт дополнительных сборов при продаже перевозок отдельным категориям потребителей | 4 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Стоимость проезда пассажиров в пригородном сообщении. 2. Стоимость проезда в зависимости от рода вагона. 3. Страховой сбор. Страховая выплата. 4. Применение багажных и грузобагажных тарифов. 5. Льготы для индивидуальных пассажиров. 6. Тарифы для оформления льготных и бесплатных проездных документов. | 35 | |
Итого Экзамен | 6 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы междисциплинарного курса 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация междисциплинарного курса требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением – 13 шт.;
- мультимедиа проектор – 1 шт.;
- принтер, сканер, копер – 1 шт.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники:
1.Автоматизированные системы управления в эксплуатационной работе учебник для техникумов и колледжей ж.д. транспорта под редакцией Е. Н. Сидорова –М Маршрут 2010-560с.
2. Основы эксплуатационной работы железных дорог учебное 0-75 пособие для студентов учреждений сред. проф.
образования под редакцией В.А .Кудрявцева -М. : Академия 2010-352с.
3. Системы автоматизации и информационные технологии управления перевозками на железных дорогах учебник для
Вузов ж.-д. транспорта (В.А. Гапанович, А.А. Грачев) под ред. В. И. Ковалева, А. Т. Осминина, Г. М .Грошева М.
Маршрут,2010-544с.
4. Основы организации Билетно-кассовой работы учебное пособие М ГОУ Учебно- методический центр по образованию
на железнодорожном транспорте, под редакцией Атанов М.А. 2010-184с.
5. Диспетчерские центры и технология управления перевозочным процессом: учебное пособие./ Левин Д.Ю.: Маршрут, -
2010-760с.
6.Продажа и оформление проездных документов во внутреннем железнодорожном сообщении с использованием АСУ
Экспресс учебное пособие – М. Маршрут 2010-309с под ред. Кормаков Н.А., Павликова А. Г. Трофимова Е.Н.
7.Организация пассажирских перевозок учебник для техникумов Соловейчик М.З. Сотникова Т.А. М-Транспорт 2009г.-239с.
8.Организация железнодорожных пассажирских перевозок 0-75 учебное пособие для учреждений сред. проф. образования
А.А.Авдовский,, А.С. Бадаев, ,К.А.Белов под редакцией В.А.Кудряацева –М –Академия 2010—256с.
Справочники и справочные пособия:
Атанов М.А. Основы организации билетно-кассовой работы: учеб. пособие./ ГОУ УМЦ по образованию на ЖДТ. – 2010.
Дополнительные источники:
1.Учебники и учебные пособия:
- Продажа и оформление проездных документов во внутреннем железно-дорожном сообщении с использованием АСУ «Экспресс»: учеб. пособие./ Кормаков Н.А. : Маршрут, - 2010.
- Организация железнодорожных пассажирских перевозок: учеб. пособие для студентов
СПО./ Кудрявцева В.А.: ИЦ «Академия», - 2013. – 256 с. Организация транспортного
обслуживания пригородных и пригородно-городских пассажиропотоков
железнодорожным, автомобильным и наземным городским транспортом в периоды
перерывов в движении пригородных поездов: учеб. пособие./ С. П. Вакуленко [и др.]. -
М.: МИИТ. - 2012. - 77 с.
- АСУУП АСУ Экспресс 2008г. А. В. Комиссаров
- Основы эксплуатационной работы железных дорог: учеб. пособие для студентов СПО.
Кудрявцева В.А.: ИЦ «Академия», - 2013.
Нормативно-техническая документация:
Прейскурант 10-01Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами руководящая литература ж.-д. транспорта.
Типовой технологический процесс работы вокзала.
Тарифное руководство №4 книга 1.2.3 руководящая литература ж.-д. транспорта.
2. Мультимедийный программный продукт:
- Контролирующая мультимедийная компьютерная программа «Приём и отправление поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ и связи»;
- Контролирующая мультимедийная компьютерная программа «Движение поездов при телефонных средствах связи».
3. Электронные версии печатных изданий учебников:
- Автоматизированные системы управления в эксплуатационной работе учебник для техникумов и колледжей ж.д. транспорта под редакцией Е. Н. Сидорова –М Маршрут 2005-560с.
Интернет-ресурсы:
- Энциклопедия железных дорог: http://www.jd-enciklopedia.ru/17-nadezhnost/17-- nadezhnost-zheleznodorozhnogo-transporta/;
- СЦЕБИСТ:http://scbist.com/ekspluataciya-zheleznyh-dorog/2216-knigi-dvizhencam.html;
- Официальный сайт ОАО РЖД http://www.rqd.ru/;
- Официальный сайт ОАО РЖД http: //www.vsqd.ru/.
4. Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса
Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Показатели оценки результата |
1 | 2 | 3 |
УМЕНИЯ: |
У1. Оформлять (переоформлять) билеты пассажирам в прямом и обратном направлениях; | Текущий контроль в форме защиты практических занятий. | Текущий контроль в форме защиты практических занятий. Оформляет пригородные проездные билеты. - Производит расчет тарифных расстояний. - Определяет льготы для особых пассажиров - Определяет выбор необходимого маршрута. ПР №6 ПР №7 ПР №8 ПР №9 ЛР№1 ЛР№2 ЛР№3 ЛР№4 |
У2. Оформлять (переоформлять) грузовую (почтовую) документацию; | Текущий контроль в форме защиты практических занятий. | Производит расчет провозных плат в соответствии с нормативными документами. Вносит изменение и дополнения в содержание тарифных руководств в соответствии приказа об изменениях и дополнениях. Определяет тарифные схем Оформляет сметные отчеты |
У3. Рассчитывать тарифы по оплате перевозок и услуг транспорта; | Текущий контроль в форме защиты практических занятий. | Производит расчет провозных плат в соответствии с Прейскуранта 10-01. - Вносит изменение и дополнения в содержание тарифных руководств. - Определяет тарифные схемы в соответствии Прейскуранта 10-01тарифы на железнодорожные перевозки. - Производит расчет дополнительных сборов. - Оформляет квитанции для безналичных расчетов. -Оформляет штрафные квитанции за административные правонарушения. -Оформляет возвращенные перевозочные документы и отчеты |
ЗНАЕТ: | |
З 1. Методику расчета транспортных тарифов. | Текущий контроль в форме защиты практических занятий. | Называет правильность расчета тарифа. - Определяет тарифные расстояния. |
З.3 Порядок оформления (переоформления) перевозочной документации; | Текущий контроль в форме защиты практических занятий. | Оформляет штрафную квитанцию по перевозкам. - Оформление абонементного пригородного билета - Оформляет квитанции для безналичных расчетов за перевозки. - Оформляет возращенные перевозочные документы и отчеты. |
Результаты обучения (развитие общих компетенций) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Шифр | Наименование |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Демонстрирует интерес к будущей профессии | Подготовка докладов Устный опрос |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Формулирует цели и задач предстоящей деятельности, Умеет представить конечный результат деятельности в полном объеме, Планирует предстоящей деятельности, Обосновывает выбор типовых методов и способов выполнения плана, умеет проводить рефлексию (оценивать и анализировать процесс и результат) | Индивидуальная работа Подготовка презентации Практическая работа Семинар Тестовая работа |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Определяет проблемы в профессионально-ориентированных ситуациях, Излагает способы и варианты решения проблемы, оценка ожидаемого результата, планирует поведения в профессионально ориентированных проблемных ситуациях | Индивидуальная работа Практическая работа Устный опрос Семинар |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Умеет самостоятельно работать с информацией, понимать замысел текста, Демонстрирует навыков пользования словарями, справочной литературой, Умеет отделять главную информацию от второстепенной. | Количественная оценка - направлена на оценку количественных результатов практической деятельности. Качественная оценка - направлен на оценку качественных результатов практической деятельности. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Демонстрирует навыки использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | Практическая работа - направлена на оценку практических навыков. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Умеет грамотно ставить и задавать вопросы, Способен координировать свои действия с другими участниками общения, Способен контролировать свое поведение, эмоции и настроение, Умеет воздействовать на партнера общения. | Взаимооценка - направлена на взаимную оценку индивидуальных и групповых результатов участников. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Проявляет ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий. | Практическая работа Устный опрос |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации. | Демонстрирует стремления к самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию, Определяет своих потребностей в изучении дисциплины, Владеет методикой самостоятельной работы над совершенствованием умений, Осуществляет самооценки и самоконтроля через наблюдение за собственной деятельностью, Умеет осознанно ставить цели овладения различными аспектами профессиональной деятельности, определяет соответствующий конечный продукт, реализует поставленной цели в деятельности | Устный опрос Практическая работа |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Качественная оценка - направлена на оценку уровня общих компетенций по таким параметрам как уровень сложности решаемых задач, отбор методов решения задач, соотнесение идеального и реального конечного результата деятельности. | Количественная оценка - направлена на оценку количественных результатов практической деятельности. Качественная оценка - направлен на оценку качественных результатов практической деятельности. |
ПК 1.4 | Оформлять (переоформлять) грузовую (почтовую) документацию. | - Заполняет штрафные квитанции за административные нарушения. - Оформляет абонементные пригородные проездные документы. - Оформляет и заполняет таблицы для проезда пассажиров в фирменных поездах. - Оформляет страхование пассажиров. - Оформляет и заполняет отчеты для финансовой службы. | - качество рекомендаций по обеспечению безопасности перевозок; - демонстрация правил документального оформления перевозок пассажиров и багажа; - формулирование действующих положений по организации перевозок. |
Разработчик: Болярских Г.Н., преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
Эксперты:
Бадамшина Т.Ю. преподаватель высшей категории ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
Рецензент: Лебедев С.В., зам. нач. Тюменской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом СП СДН – филиала ОАО «РЖД»