СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа общеинтеллектуального направления "Ладья"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новое направление одополнительного образования в нашей школе- кружок " Ладья" . Обучение основам шахматной игры

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа общеинтеллектуального направления "Ладья"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Альметьевска Республики Татарстан


«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ «СОШ № 12»

_________ /__________ /

Протокол №

от « » августа 2017г.


«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МБОУ «СОШ № 12»

________ /_____________/

« » августа 2017 г.






«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ №12»

_________/ Калинина Н.А./

Приказ №

от « » августа 2017 г.


Рабочая программа кружка

общеинтеллектуального направления

«Ладья»

Для учащихся 7-10 лет

Педагога дополнительного образования

I квалификационной категории

Сафиуллиной Гульназ Нафисовны






«Принято»

педагогическим советом

Протокол №

от « » августа 2017 г


.




г. Альметьевск


2017 г

Требования к уровню подготовки учащихся

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Содержание учебного предмета «Ладья»

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.


Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.Дидактические игры и задания«Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.)."Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски."Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

3

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

1

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.


1

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

10

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.


13

Запись шахматной партии

Ходы в шахматах записываются особым образом. Способ записи шахматных ходов называется шахматной нотацией. Существуют разные виды нотаций, однако, самая популярная и используемая – алгебраическая нотация.

Ряды в нотации обозначаются цифрами (от 1 до 8, как обозначено на левой стороне шахматной доски), столбцы – буквами (от a до h, как обозначено на нижней стороне шахматной доски). Эти цифры и буквы используются для описания того, где находится фигура на шахматной доске. На диаграмме внизу синий крест находится на поле f3, а круг – на поле c7. Обратите внимание, что сначала обозначается буква (столбец), а затем цифра (ряд).


1

Шахматный этикет

В шахматах всегда действует правило, которое формулируется как «тронул - ходи». В соответствии с ним, если при вашей очереди делать ход вы коснулись какой-либо своей фигуры, то вы обязаны ей пойти. Если вы дотронулись фигуры противника, должны её взять, но если коснулись фигуры, которой нельзя пойти, не взять её, не нарушив правил, вас простят. Если вы оторвали свою руку от фигуры, которой делали ход, он считается сделанным, и вы не можете что-либо изменить. Считается также невежливым надолго зависать, «парить» рукой над доской, как бы выбирая, какой именно фигурой сделать ход. Признаком дурного тона считается и слишком долгая задержка, без отрыва, руки на фигуре, которой уже сделан ход. Если нужно поправить какую-либо из фигур, следует предварительно поставить соперника в известность о том, что вы хотите именно поправить фигуру, а не пойти ей, так и сказав: «Поправляю». Рекомендуется браться за соответствующую фигуру только после принятия окончательного решения о ходе, делая затем сам ход быстро, но уверенно и спокойно.

Разговоры при игре в шахматы

В процессе игры запрещается разговаривать с оппонентом или как-либо иначе отвлекать его, за исключением случаев, когда вы хотите сдаться или предложить ничью. При признании своего поражения принято остановить часы и со словами «я сдаюсь» протянуть сопернику руку для рукопожатия. Несколько устаревшие, но никем не отменённые правила неписаного этикета также предусматривают при этом «опрокидывание» короля на доске для подчёркивания своего поражения. Чтобы предложить ничью, следует сначала сделать очередной ход, а затем предложить. Словесное предложение делается после хода, но до того, как вы нажмёте на кнопку часов. Ваш соперник в ответ может принять предложение устно (протягиванием руки для рукопожатия). Отклонить ваше предложение устно — это сделать очередной ход.

Соревнуйтесь
Все эти правила шахматного этикета могут показаться занудными и неуклюжими, но в процессе накапливания опыта вы оцените, насколько такие «условности» способствуют тому, чтобы игроки не отвлекались и смогли продемонстрировать лучшее, на что они способны. Играйте в шахматы, примите участие в каком-либо соревновании или турнире. Это не только активный способ получить удовольствие от игры, но и отличный повод познакомиться с массой других любителей шахмат. 

4

Повторение программного материала

Подведение итогов

2














Тематическое планирование

«Ладья» 2017-2018 уч.год



№п/п

Назване разделов

Тема занятий

Количество часов

Основные формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата проведения

план

факт

1

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.


Шахматная доска.

1

Урок изучения нового материала .

Теория

4.09.2017


2

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.


Шахматная доска.

1

Урок изучения нового материала .

Теория

11.09


3

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.


Шахматная доска.

1

Урок применения знаний на практике;

Теория

18.09


4

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.



Шахматные фигуры

1

Урок изучения нового материала,

практикум


Практическая работа

25.09


5

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”;


Начальное положение

1

Урок изучения нового материала, практикум.

Практическая работа

2.10.2017


6

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


Ладья

1

Урок изучения нового материала, практикум

Практическая работа

9.10


7

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


Ладья

1

Урок изучения нового материала, практикум

Практическая работа

16.10


8

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


Слон

1

Урок применения знаний на практике

Самостоятельная работа

23.10


9

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


Слон

1

Урок изучения нового материала.

Самостоятельная работа

30.10


10

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


Ладья против слона

1

Урок применения знаний на практике

Самостоятельная работа

13.11.2017


11

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


Ферзь

1

Урок изучения нового материала, практикум

Самостоятельная работа

20.11


12

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


Ферзь

1

Урок применения знаний на практике

Практическая работа

27.11


13

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


Ферзь против ладьи и слона

1

Урок применения знаний на практике, шахматные дидактические задания

Практическая работа

4.12


14

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


Конь

1

Урок изучения нового материала, практикум

Практическая работа

11.12


15

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


Конь

1

Урок изучения нового материала, практикум

Самостоятельная работа

18.12


16

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Нападение

1

Урок изучения нового материала. Урок с использованием ИКТ.

Самостоятельная работа

15.01.2018


17

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Взятие. Взятие на проходе

1

Комбинированный: Урок применения знаний на практике

Самостоятельная работа

22.01


18

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Шах и защита от шаха

1

Урок изучения нового материала, практикум

Самостоятельная работа

29.01


19

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Мат

1

Урок применения знаний на практике

Самостоятельная работа

5.02


20

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Пат. Ничья

1

Урок применения знаний на практике

Самостоятельная работа

12.02


21

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Рокировка

1

Урок применения знаний на практике

Самостоятельная работа

19.02


22

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

основные принципы игры в начале партии

1

Урок применения знаний на практике

Практическая работа

26.02


23

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Мат двумя ладьями одинокому королю

1

Урок применения знаний на практике

Практическая работа

5.03


24

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю

1

Урок применения знаний на практике.

Практическая работа

12.03


25

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Мат ферзём и королем одинокому королю

1

Урок изучения нового материала.

Практическая работа

19.03


26

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Материальное преимущество

1

Урок применения знаний на практике

Практическая работа

2.04


27

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Нарушение основных принципов игры в начале партии

1

Урок изучения нового материала, практикум.

Практическая работа

9.04


28

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Партии – миниатюры

1

Урок изучения нового материала, практикум.

Практическая работа

16.04


29

Запись шахматной партии

Запись шахматной партии

1

Урок применения знаний на практике

Практическая работа

23.04


30

Шахматный этикет

Шахматный этикет

1

Урок применения знаний на практике

Практическая работа

30.04


31

Шахматный этикет

Шахматный этикет

1

Урок применения знаний на практике

Викторина

7.05


32

Шахматный этикет

Шахматный этикет

1

Урок применения знаний на практике

Практическая работа

14.05


33

Шахматный этикет

Шахматный этикет

1

Урок применения знаний на практике

Практическая работа

21.05


34

Повторение программного материала


Повторение программного материала


1

Урок применения знаний на практике

Теория

15.05


35

Повторение программного материала


Повторение программного материала


1

Урок применения знаний на практике

Теория

28.05



ИТОГ


35