СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа обучения на дому для детей с ОВЗ. Литературное чтение и развитие речи 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа обучения на дому для детей с ОВЗ Литературное чтение и развитие речи 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа обучения на дому для детей с ОВЗ. Литературное чтение и развитие речи 2 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нестеровская средняя общеобразовательная школа


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

_____________/Кравченко М.М../


«__»____________2012г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ г. Нестерова

_____________/Макеева Т.А./


Приказ № ___ от «__»________2012г.












Рабочая программа 8 вида

обучения на дому 2 класс


по чтению и развитию речи

Петкун Татьяна Николаевна, первая квалификационная категория


















2012 - 2013 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой «Книга для чтения». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение»,2002.


Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

  1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

  2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

  3. Учить самостоятельно работать с книгой.


Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.


Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.


Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.



Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.


Особенности организации учебного процесса по предмету


Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить

детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно

воспринимать прочитанное.

У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и

выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества,

классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика

произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу

текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального

развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора,

воспитания нравственных качеств.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее

прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на

каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию

навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу

особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что

затрудняет понимание содержания прочитанного.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать

про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается

с 3 класса.

Систематическое формирование выразительного чтения

начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа

произведений. При этом очень важна система работы по установлению

причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид

деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание

работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств

формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции

недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской

самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению,

знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской

литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг,

читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по

интересу.

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

С учетом индивидуальных возможностей часть детей класса (говорящие и частично говорящие) овладевает простейшими навыками чтением, а часть – это дети безречевые. Данные дети (безречевые), у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектологом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника.

Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениям интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материа­ла, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от ин­дивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

Обучение чтению умеренно и тяжело умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения зву­ков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенно­стей познавательной деятельности воспитанников, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко исполь­зуются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

Учебно-тематический план

Кол-во

часов

Тема


Уроки


Чтение наизусть

1

9 ч

Здравствуй школа

8

1

2

9 ч

Люби все живое

8

1

3

8 ч

Великая радость работы

7

1

4

9 ч

Славная осень

8

1

5

5 ч

Что такое хорошо



6

2 ч

Народные сказки



7

16 ч

Вот пришли морозы и зима настала

15

1

8

4 ч

Весна в окно стучиться

3

1

9

6 ч

Лето красное идет




68 ч

ВСЕГО:

62

6
















Содержание тем учебного курса

Во втором классе продолжается букварный период (II этап). В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры. В программе предложена примерная последовательность изучения букв. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур может быть изменен, т.к необходимо, чтобы он был более доступным и учитывал особенности аналитико-синтетической стороны деятельности умственно отсталых детей. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное отчетливое произнесение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков, последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.

Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ам ,ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению.

Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

II этап букварного периода:


  • Повторение пройденных звуков и букв.

  • Изучение новых: н, ы, к, п, т, и, в, б, г.

  • Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно.

  • Составление из букв разрезной азбуки и чтение из двух усвоенных слоговых структур, а также предложений из двух слов.

  • Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (ког, сом).

Основными задачами обучения чтения в 2 – 4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

У школьников формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.

В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.

Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения.

С выразительностью речи учащиеся знакомятся в 1 – 2 классах. Систематическое формирование начинается в 3 классе.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстрационным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.


ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

      Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
      Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.


ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

      Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.


РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

      Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
      Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.


ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

      Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?


Примерная тематика

      Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.


По базисному учебному плану общего образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на чтение во 2 классе отведено в неделю 2 часа.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • читать по слогам короткие тексты;

  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

  • по вопросам учителя и по иллюстрации рассказывать, о чём читали или слушали.


Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3 – 5 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом.


Нормы техники чтения.

1 класс – 5 – 10 слов, 2 класс - 15 – 20 слов, 3 класс - 25 – 30 слов, 4 класс - 35 – 40 слов.




















































Календарно-тематическое планирование по предмету

(2 часа в неделю, 68 часов)

урока

Тема урока

Часы

Дата

1

В. Осеева «Первое сентября»

04.09

2

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

06.09.

3

И. Бутмин «Забыл»

11.09.

4

В. Голявкин «Первый урок»

13.09.

5

В.Драгунский «Учительница»

18.09.

6

А. Барто «Первый урок»

Наизусть.

20.09.

7

А. Аксёнова «Если бы я не учился»

24.09.

8

Г. Ладонщиков «Лучший друг»

26.09.

9

Обобщение темы.

02.10.

10

И.Токмакова «Осенние листья»

04.10.

11

Г.Скребицкий, В.Чаплина «Лес осенью»

09.10.

12

Я. Аким «Грибной лес», «Отгадай, что это»

11.10.

13

В. Калинина «Осень»

16.10.

14

Э. Шим «Кто как одет»

18.10.

15

«Отгадай, какие это овощи», беседа об овощах. Ю.Тувим «Овощи» Наизусть.

23.10.

16

Н.Артюхова «Отгадай, что это»

25.10.

17

Я.Тайц «Всё здесь»

30.10.

18

М.Пришвин «Полянка в лесу»

01.11.

19

Н.Калинина «Про белочку»

13.11.

20

К.Ушинский «Ёж и заяц»

15.11.

21

Г.Ладонщиков «Мои друзья»

20.11.

22

Г.Цыферов «Ёжик»

22.11.

23

Е.Чарушин «Собака»


27.11.

24

Б.Житков «Охотник и собаки»

29.11.

25

С.Козлов «Как Черепаха пела песню»

04.12.

26

В.Бианки «Музыкант»

06.12.

27

С.Маршак «Где обедал воробей?»

Наизусть.

11.12.

28

М.Родина «Снежинки», Е.Трутнева «Первый снег» Наизусть.

13.12.

29

А.Седугин «Сосульки»

18.12.

30

Я.Тайц «Поезд»

20.12.

31

И.Соколов – Микитов «Зима в лесу»

25.12.

32

А.Митяев «В январе»

27.12.

33,34,35

В.Бундин «Хорошо, когда много снега»

10.01

15.01.

17.01.

36,37

А.Митяев «Ёлка»

22.01.

24.01.

38,39,40,41

З.Александрова «Дед Мороз»

19.01.

31.01.

05.02.

07.02.

42,43

А.Гарф «Наш тополь»

12.02.

14.02.

44,45,46

В.Голявкин «Как я помогал маме мыть полы»

19.02.

21.02.

26.02.

47

Д.Родари «»Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла?». Наизусть.

28.02.

48

М.Сергеев «Что такое работа?»

05.03.

49

В.Сутеев «Умелые руки»

07.03.

50

Н.Павлов «На машине»

12.03.

51

Б.Заходер «Заболела эта книжка»

14.03.

52

«Пузырь, Соломинка и Лапоть» (сказка)

19.03.

53

Р.Качанов «Про Машу»

21.03.

54

В.Осеева «Просто старушка»

02.04.

55

Ю.Тувим «Письмо ко всем детям»

04.04.

56

«Упрямые козы» (сказка)

09.04.

57

К.Ушинский «Умей обождать»

11.04.

58

Я.Аким «Жадина»

18.04.

59

И.Соколов – Микитов «Весна»

23.04.

60

С.Маршак «Апрель», Н.Сладков «Апрельские шутки» Наизусть.

25.04.

61

А.Аксёнова «В парке»

30.04.

62

Е.Серова «Ландыш»

07.05.

63

Г.Цыферов «Лосёнок»

14.05.

64

Э.Шим «Как пасут кроликов»

16.05.

65

Н.Калинина «Как Сашу обожгла крапива»

21.05.

66

В.Татаринов « Какого цвета лето?»

23.05.

67

В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?»


68

П.Мочалов «Как Толя муравьям помогал»