ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Когалымский политехнический колледж»
Утверждаю:
директор БУ «Когалымский
политехнический колледж»
_______________ И.Г. Енева
«_____» ___________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 10 Обществознание (вкл. экономику и право)
по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
Форма обучения очная
Курс 1, 2
Семестр 1,2,3
Когалым, 2017г.
Рабочая программа разработана в соответствии c разъяснениями по реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и профиля получаемого профессионального образования (одобрено решением научно-методического совета Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» протокол № 1 от 10 апреля 2014 г.), а также примерной программы учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)», предназначенной для изучения обществознания (вкл. экономику и право) в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 21.07.2015г.. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 17.03.2015г.
Программа разработана для квалифицированных рабочих и служащих технического профиля:
08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно коммунального хозяйства
Организация - разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский политехнический колледж».
Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении по УД гуманитарного цикла
Протокол № 3 от 17.03.2017
Руководитель МО _____________ З.А. Рахматуллина
(подпись)
Рабочая программа рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»»
Протокол № от
Председатель МС _____________ Е.М. Свищук
(подпись)
Рабочую программу разработал:
преподаватель общественных дисциплин высшей категории БУ «Когалымский политехнический колледж» ________________ Н.С. Иванова
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 23 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 24 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание (вкл. экономику и право)
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины в пределах основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих СПО технического профиля профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства. По данному профилю обществознание (вкл. экономику и право) изучается в объеме 258 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, социологии, духовной жизни, политологии, экономики, праву.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у студентов знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Большое значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями начального и среднего профессионального образования.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат студентам успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения студентам различных целей. Так, уровень функциональной грамотности, может быть, достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах общества.
В процессе реализации программы, студенты должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
• личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню − развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на- − роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии − с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности − участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия − ценностей семейной жизни;
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы − деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной − деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной − деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие − стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать − свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате усвоения дисциплины студенты должны обладать следующими общими компетенциями:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины обществознание (вкл. экономику и право):
- максимальной учебной нагрузки студентов 258 часов,
- в том числе обязательной аудиторной нагрузки студентов 172 часа,
- самостоятельной работы студентов 86 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 258 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 172 |
в том числе: практические занятия | 64 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 86 |
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Обществознание (вкл. экономику и право)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 2 | 1 |
Раздел 1. Человек и общество | | 20 | |
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | | 12 | |
| Философские представления о социальных качествах человека. | 1 | 2 |
Человек, индивид, личность. | 1 | 1 |
Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. | 1 | 1 |
Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение | 1 | 1 |
Практическая работа № 1 Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. | 1 | 2 |
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. | 1 | 1 |
Практическая работа № 2 Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. | 1 | 1 |
Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | 1 | 1 |
Практическая работа № 3 Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. | 1 | 1 |
Гражданские качества личности. | 1 | 1 |
Практическая работа № 4 Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. | 1 | 1 |
Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. | 1 | 1 |
1.2. Общество как сложная система | | 8 | |
| Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. | 1 | 1 |
Практическая работа № 5 Основные институты общества, их функции. | 1 | 1 |
Практическая работа № 6 Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. | 1 | 2 |
Противоречивость воздействия людей на природную среду. | 1 | 1 |
Практическая работа № 7 Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. | 1 | 1 |
Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. | 1 | 1 |
Практическая работа № 8 Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 1 | 1 |
Контрольная работа № 1 «Человек и общество» | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа выполнение домашних заданий из практикума по разделу 1.2 Примерная тематика самостоятельной работы Общество и его регуляторы. Сферы общества. Понятие общества. Общество и природа. Развитие общества. Культура и цивилизация. Типология общества. Глобализация человеческого общества. Индивидуальная работа: Составить таблицу «Виды общества». Написать ЭССЕ: «Глобальная проблема современности - терроризм». Работа с документом «Экологическое право». Сообщение «Причины конфликтов и способы их решения в молодежной среде» | 11 | 3 |
Раздел 2. Духовная культура человека и общества | | 24 | |
2.1 Духовная культура личности и общества | | 2 | |
| Понятие о культуре Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. | 1 | 1 |
Практическая работа № 9 Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 1 | 1 |
2.2. Наука и образование в современном мире | | 8 | |
| Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. | 1 | 1 |
Практическая работа № 10 Значимость труда учёного, его особенности. | 1 | 2 |
Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. | 1 | 1 |
Образование как способ передачи знаний и опыта. | 1 | 1 |
Практическая работа № 11 Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. | 1 | 1 |
Система образования в Российской Федерации. | 1 | 1 |
Практическая работа № 12 Государственные гарантии в получении образования. | 1 | 1 |
Профессиональное образование. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования | 1 | 2 |
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | | 14 | |
| Мораль. Основные принципы и нормы морали. | 1 | 1 |
Гуманизм. Добро и зло. | 1 | |
Долг и совесть. | 1 | |
Практическая работа № 13 Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. | 1 | |
Религия как феномен культуры | 1 | |
Мировые религии. | 1 | |
Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. | 1 | 1 |
Практическая работа №14 Религиозные объединения Российской Федерации. | 1 | 2 |
Искусство и его роль в жизни людей. Понятие искусство. | 1 | 1 |
Эстетика. | 1 | |
Средства массовой коммуникации. | 1 | |
Практическая работа № 15 Виды искусств. Взаимосвязь искусства и морали. | 1 | 1 |
Искусство и религия. | 1 | |
Контрольная работа № 2 «Духовная культура» | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика самостоятельной работы Духовная культура личности и общества, значение в общественной жизни. Роль образования в жизни современного человека и общества. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Религия как феномен культуры. Индивидуальная работа: Создание тезисов на тему: «Духовный кризис общества» Подготовить рассказ о культуре народа. Подготовить сообщение о своей профессии Написать эссе: Долг и совесть – важные характерные черты личности. | 10 | |
Раздел 3. ЭКОНОМИКА | | 36 | |
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. | | 8 | |
| Экономика семьи. | 1 | 1 |
Экономика как наука и хозяйство. | 1 | 1 |
Главные вопросы экономики. | 1 | 1 |
Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. | 1 | 2 |
Практическая работа № 16 Ограниченность ресурсов. | 1 | 1 |
Факторы производства | 1 | 1 |
Разделение труда, специализация и обмен. | 1 | 2 |
Практическая работа № 17 Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | 1 | 1 |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | | 13 | |
| Рынок одного товара. | 1 | 1 |
Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. | 1 | 1 |
Практическая работа № 18 Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. | 1 | 1 |
Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. | 1 | 1 |
Производительность труда. | 1 | 1 |
Практическая работа № 19 Основные организационные формы бизнеса в России. | 1 | 2 |
Основные источники финансирования бизнеса. | 1 | 1 |
Акции и облигации. Фондовый рынок. | 1 | |
Практическая работа № 20 Основы менеджмента и маркетинга. | 1 | 1 |
Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. | 1 | 1 |
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. | 1 | 1 |
Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. | 1 | 1 |
Практическая работа № 21 Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 1 | 2 |
3.3. Рынок труда и безработицы | | 10 | |
| Спрос на труд и его факторы. | 1 | 1 |
Предложение труда. Факторы предложения труда. | 1 | 2 |
Практическая работа № 22 Роль профсоюзов и государства на рынках труда. | 1 | 1 |
Человеческий капитал. | 1 | 2 |
Понятие безработицы, её причины и экономические последствия. | 1 | 1 |
Рациональный потребитель. | 1 | 1 |
Практическая работа № 23 Защита прав потребителя | 1 | 2 |
Основные доходы и расходы семьи | 1 | 2 |
Реальный и номинальный доход | 1 | |
Сбережения | 1 | 1 |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | | 5 | |
| Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. | 1 | 1 |
Практическая работа № 24 Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. | 1 | 1 |
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. | 1 | 1 |
Практическая работа № 25 Глобальные экономические проблемы. | 1 | 2 |
Контрольная работа № 3 по теме «Экономика» | 1 | 3 |
| Итого за 1 семестр | 82 | |
| Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по разделу 3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Предпринимательство. История развития предпринимательства в России. Конкуренция и её роль в рыночной экономике. Социально - регулируемое рыночное хозяйство. Индивидуальная работа: Составить кроссворд «Спрос и предложение»; Подготовить сообщения «Государственный бюджет», «Современная рыночная экономика»; «Ситуация безработицы в нашем городе». Составить инструкцию «Выплата налогов»; Составить бизнес-проект по созданию фирмы. Составить бюджет своей семьи. Характеристика экономической системы РФ Доклад «С кем торгует Россия?» Составить Инструкцию О рациональном потреблении История денег - кроссворд | 20 | |
Раздел 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | | 30 | |
4.1. Социальная роль и стратификация. | | 8 | |
| Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. | 1 | 1 |
Социальная стратификация. | 1 | 1 |
Социальная мобильность. | 1 | 1 |
Социальная роль. | 1 | 1 |
Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. | 1 | 1 |
Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | 1 | 1 |
Социальный статус и престиж. | 1 | 1 |
Практическая работа № 26 Престижность профессиональной деятельности. | 1 | 2 |
4.2. Социальные нормы и конфликты | | 12 | |
| Социальный контроль. | 1 | 1 |
Виды социальных норм и санкций. | 1 | 1 |
Самоконтроль. | 1 | 1 |
Девиантное поведение, его формы, проявления. | 2 | 2 |
Практическая работа № 27 Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. | 1 | 1 |
Опасность наркомании, алкоголизма. | 2 | 1 |
Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | 1 | 1 |
Социальный конфликт. | 1 | 1 |
Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. | 1 | 1 |
Практическая работа № 28 Пути разрешения социальных конфликтов. | 1 | 1 |
4.3. Важнейшие социальные общности и группы | | 10 | |
| Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. | 1 | 1 |
Практическая работа № 29 «Молодёжь как социальная группа». Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | 1 | 2 |
Этнические общности. | 1 | 1 |
Практическая работа № 30 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. | 1 | 1 |
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 1 | 1 |
Практическая работа № 31 Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 1 | 2 |
Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. | 1 | 1 |
Практическая работа № 32 Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. | 1 | 1 |
Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. | 1 | 1 |
Контрольная работа № 4 «Социальные отношения» | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа выполнение домашних заданий из практикума по разделу 4. Примерная тематика самостоятельной работы: Социальная стратификация. Социальное поведение. Этнические общности. Семья. Молодежь. Индивидуальная работа: Сообщение: Социальная стратификация. Написать Эссе: «Социальные конфликты в нашем обществе» Подготовить сообщение: «межнациональные конфликты в мире» Провести исследования по теме: «Брачный возраст» Составить таблицу Права и обязанности супругов, родителей и детей. Сообщение о своей нации или народности. Анализировать негативные формы девиантного поведения | 15 | |
Раздел 5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ | | 22 | |
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | | 10 | |
| Понятие власти. Типы общественной власти. | 1 | 1 |
Практическая работа № 33 Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. | 1 | 1 |
Политические институты. | 1 | 1 |
Практическая работа № 34 Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. | 1 | 1 |
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. | 1 | 1 |
Практическая работа № 35 Межгосударственная интеграция. Формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. | 1 | 1 |
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим». | 1 | 1 |
Практическая работа № 36 Типология политических режимов. | 1 | 2 |
Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. | 1 | 1 |
Практическая работа № 37 Правовое государство, понятие и признаки. | 1 | 1 |
5.2. Участники политического процесса | | 12 | |
| Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. | 1 | 1 |
Практическая работа № 38 Причины и особенности экстремистских форм политического участия. | 1 | |
Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. | 1 | |
Практическая работа № 39 Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 1 | |
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. | 1 | 1 |
Практическая работа № 40 Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. | 1 | 2 |
Практическая работа № 41 Избирательная кампания в Российской Федерации. | 1 | 1 |
Политические партии и движения, их классификация. | 1 | 1 |
Практическая работа № 42 Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. | 1 | 1 |
Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | 1 | 1 |
Практическая работа № 43 Роль средств массовой информации в политической жизни общества. | 1 | 1 |
Контрольная работа № 5 «Политика» | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий из практикума по разделу 5. Примерная тематика самостоятельной работы Политические идеи русских мыслителей. Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей. Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм. Политические лидеры и партии современной России. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Индивидуальная работа Составить лозунги для выборов в Гос. Думу Сообщение «Правовое государство» Составить тест по теме: «Демократия» Таблица по теме: «Формы государства» Составить кроссворд «Политические партии и их лидлеры» Доклад «Экстремизм и терроризм» | 15 | |
6. ПРАВО | | 38 | |
6.1. Правовое регулирование общественных отношений | | 10 | |
| Юриспруденция как общественная наука. | 1 | 1 |
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. | 1 | 1 |
Практическая работа № 44 Система права: основные институты, отрасли права. | 1 | 1 |
Частное и публичное право. | 1 | 1 |
Основные формы права. | 1 | 1 |
Практическая работа № 45 «НПА и их характеристика». Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 1 | 1 |
Правовые отношения и их структура. | 1 | 2 |
Практическая работа № 46 Правомерное и противоправное поведение. | 1 | 1 |
Виды противоправных поступков. | 1 | 1 |
Практическая работа № 47 Юридическая ответственность и ее задачи. | 1 | 2 |
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | | 16 | |
| Конституционное право как отрасль российского права. | 1 | 1 |
Основы конституционного строя Российской Федерации. | 1 | 1 |
Практическая работа № 48 Система государственных органов РФ. | 1 | 2 |
Законодательная власть. | 1 | 1 |
Исполнительная власть. | 1 | 1 |
Институт президентства. | 1 | 1 |
Местное самоуправление. | 1 | 1 |
Практическая работа № 49 Правоохранительные органы РФ. | 1 | 2 |
Судебная система РФ. | 1 | 1 |
Адвокатура. Нотариат. | 1 | 1 |
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. | 1 | 1 |
Практическая работа № 50 Основные конституционные права и обязанности граждан России. | 1 | 2 |
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. | 1 | 1 |
Право на благоприятную окружающую среду. | 1 | 1 |
Практическая работа № 51 Обязанность защиты отечества. Основания отсрочки от военной службы». | 1 | 1 |
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 1 | 1 |
6.3. Отрасли российского права | | 12 | |
| Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. | 1 | 1 |
Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. | 1 | 1 |
Практическая работа № 52 Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. | 1 | 1 |
Право на интеллектуальную собственность. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | 1 | 1 |
Практическая работа № 53 Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. | 1 | 1 |
Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. | 1 | 1 |
Практическая работа № 54 Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. | 1 | 1 |
Практическая работа № 55 Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 1 | 1 |
Практическая работа № 56 Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. | 1 | 1 |
Практическая работа № 57 Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 1 | 1 |
Контрольная работа № 6 по теме: «Отрасли права» | 1 | 3 |
| Дифференцированный зачет | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по разделу 6. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Право-воплощение справедливости и добра. Конституция РФ - основной закон жизни государства. Правовые отношения родителей и детей. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ. Эссе на тему: «Значение прав в нашей жизни» Письменно характеристика «Конституции 1993г.» Составление таблицы: «Права детей и права родителей» Инструкция для несовершеннолетних «Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних» Составить обращение в Конституционный Суд; Подготовить презентацию Виды социальной помощи; Подготовить сообщение о Особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних. | 15 | |
| Итого | 172 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по социально-экономическим дисциплинам
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»
Технические средства обучения:
- компьютер, мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники для студентов:
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов. М.- Дрофа, 2010.
Источники и литература для преподавателей
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы. Обществознание. Форма доступа.
1. Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. Форма доступа. http:// www. openclass. ru/ communities/
2. Интернет-ресурсы.ru.wikipedia.org;danur-w.narod.ru
3. Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. Форма доступа. lesson-history.narod.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; | Индивидуальная самостоятельная работа сообщения |
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; | Самостоятельная работа доклады; составление тестовых заданий |
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); | Индивидуальная самостоятельная работа; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; |
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук; | Самостоятельная работа |
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; | Индивидуальная самостоятельная работа в форме презентации; анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; |
жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; | Индивидуальная самостоятельная работа |
формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; | Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; | Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; | Самостоятельная работа обучающихся – определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей; |
Знания: |
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; | самостоятельная работа -решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта обучающихся. |
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; | Индивидуальная самостоятельная работа изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; |
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; | Индивидуальная самостоятельная работа, самостоятельная работа – выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; |
особенности социально- гуманитарного познания. | самостоятельная работа |