ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 11 КЛАССА.
1. Рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы среднего ( полного) общего образования по биологии ( базовый уровень) 2006 г.
В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, определенные федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
1. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
2. Примерные программы среднего (полного) общего образования по биологии // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д.
Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Приказ Департамента Государственной политики в образовании МО РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»..
Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
2. На изучение курса отведено70часов (2 часа в неделю). , за год лабораторных работ 11, экскурсий 2
Изучение общих биологических закономерностей – задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
Изучаются теоретические и прикладные основы общей биологии.
Изучение биологии на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;
Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;
Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;
Обеспечить экологическое образование и воспитание;
Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;
Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.
В соответствии с БУП на изучение регионального содержания биологического образования отводится 10% учебного времени в год. Региональный компонент включает изучение экологических проблем области: влияние деятельности человека на состояние воздуха, водоёмов и почв в регионе; мероприятия по восстановлению экологического равновесия в городе и области, сохранению здоровья населения и численности редких растений и животных области. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на части уроках различных тем курса.
3. УМК:
Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника :
Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная литература.
Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.-Т. 1-3.-М.: Мир, 1987.
Биология (для учащихся медицинских училищ)/Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина.-М.: Медицина, 1987.
Биологический энциклопедический словарь.-М.: Советская Энциклопедия,1989.
Вилли К., Детье В. Биология.-М.: Мир,1974.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.-Т. 1-3.-М.: Мир.1990.
Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.-М.: Высшая школа, 1989.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию.-М.: Мир,1988.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Курс для самообразования.-М.: Просвещение,1992.
Мамонтов С.Г. Биология: (для поступающих в вузы).-М.: Высшая школа, 1991.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология (для средних специальных учебных заведений).-2-е изд.-М.: Высшая школа, 1993.
Одум Ю. Экология.-Т. 1-2.-М.: Мир, 1986.
Мультимедийное пособие « Общая биология 11 класс» приложение к учебнику, ООО «Дрофа», 2010
http://window.edu.ru
http://mmc.berdsk-edu.ru
http://edu.of.ru
www.alleng.ru/d/bio/bio
mml.3dn.ru/load/33-1-0-320
bio.fizteh.ru
www.chgaki.ru
ege09.ru/biology.php
4 Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса по биологии:
Учащиеся должны знать: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных;
Уметь:
Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.
Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса, биогеоценозов, агроценозов, круговорота веществ.
Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.
Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.
Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа Пасечника В.В. включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программо
Практическая часть программы
Темы (разделы) курса | Практическая часть по авторской программе | Количество |
Лабораторных работ | Экскурсий |
1. Вид | | | |
История эволюционных идей | | | |
Современное эволюционной учение | Л/р № 1. «Описание вида по морфологическому критерию» Л/р № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида Л/р № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | 3 | |
Происхождение жизни на Земле | Л/р № 4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | 1 | |
Происхождение человека | Л/р № 5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | 1 | |
2. Экосистемы | | | |
Экологические факторы | Л/р № 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» [О] | 1 | |
Структура экосистем | Л/р № 7 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)» Л/р № 8 «Решение экологических задач» Л/р № 9 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» Л/р № 10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» | 4 | |
Биосфера – глобальная экосистема | | | |
Биосфера и человек | Л/р № 11 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | 1 | |
Обобщение знаний по курсу общей биологии | Экскурсия № 1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе» Экскурсия № 2 «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)» | | 2 |
| Итого: | 11 | 2 |
Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. 5 Тип урока (в рамках традиционного обучения определены уроки следующих типов: - Урок ознакомления с новым материалом - Урок закрепления изученного - Урок применения знаний и умений - Урок обобщения и систематизации знаний - Урок проверки и коррекции знаний и умений - Комбинированный урок) |
п/п | № урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Дата |
| | | | | |
| | | | | По плану | Фактич. |
1 | 1 | Повторение вопросов общей биологии за курс 10 класса | 1 | УК О и КЗ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
| | Раздел Вид (32 ч.) Тема 1. История эволюционных идей ( 3 ч.) | | | |
1 | 2 | Развитие эволюционных представлений. | 1 | ВУ | устные ответы | | |
2 | 3 | Учение К.Линнея Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка | 1 | КУ | Поисковая беседа | | |
3 | 4 | Предпосылки дарвинизма. Учение Ч.Дарвина | 1 | | устные ответы, фронтальный опрос | | |
| | Тема 2. Современное эволюционное учение (12 ч) | | | | | |
1 | 5 | Вид. Критерии вида. | 1 | | устные ответы, фронтальный опрос | | |
2 | 6 | Популяция как элементарная единица эволюции | 1 | | Самостоятельная работа | | |
3 | 7 | Структуры популяций Динамика популяций | 1 | | устные ответы, фронтальный опрос | | |
4 | 8 | Борьба за существование. | 1 | | Тематические сообщения | | |
5 | 9 | Естественный отбор | 1 | КУ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
6 | 10 | Приспособления организмов к среде обитания | 1 | УИ и ППЗ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
7 | 11 | Результаты эволюции Синтетическая теория эволюции. | 1 | | Поисковая беседа | | |
8 | 12 | Образование новых видов в природе | 1 | | устные ответы, фронтальный опрос | | |
9 | 13 | Макроэволюция | 1 | КУ | Поисковая беседа | | |
10 | 14 | Направления эвовлюции органического мира. | 1 | УИ и ППЗ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
11 | 15 | Доказательства эволюции органического мира. | 1 | УИ и ППЗ | Самостоятельная работа | | |
п/п | № урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Дата |
По плану | Фактич. |
12 | 16 | Обобщение и систематизация знаний по теме "Эволюционное учение" К/р № 1 | 1 | КУ | Контрольная работа | | |
| | Тема 3. Происхождение жизни на Земле ( 8ч.) | | УИ и ППЗ | | | |
1,2 | 17,18 | Происхождение жизни. Гипотезы происхождения жизни | 2 | КУ | Практическая работа | | |
3 | 19 | Отличительные признаки живого Многообразие организмов | 1 | КУ | устные ответы | | |
4 | 20 | История развития жизни на Земле архей, протерозой | 1 | УИ и ППЗ | Поисковая беседа | | |
5 | 21 | История развития жизни на Земле палеозой | 1 | УИ и ППЗ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
6 | 22 | История развития жизни на Земле мезозой | 1 | УИ и ППЗ | Решение задач , составление схем | | |
7 | 23 | История развития жизни на Земле кайнозой | 1 | УИ и ППЗ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
8 | 24 | Обобщение знаний по теме "Происхождение жизни на Земле" С/р "Развитие жизни на Земле" | 1 | УИ и ППЗ | Самостоятельная работа | | |
| | Тема 4. Происхождение человека (6ч.) | | УК О и КЗ | | | |
1 | 25 | Гипотезы происхождения человека | | | Поисковая беседа | | |
2 | 26 | Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | 1 | УИ и ППЗ | Поисковая беседа | | |
3 | 27 | Этапы эволюции человека | 1 | КУ | устные ответы | | |
4 | 28 | Движущие силы антропогенеза. Расы человека | 1 | КУ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
5 | 29 | Биосоциальная природа человека. | 1 | УИ и ППЗ | устные ответы | | |
6 | 30 | Обобщение и систематизация знаний по теме "Происхождение человека" К/р № 2 "Развитие жизни на Земле. Антропогенез" | 1 | УИ и ППЗ | Контрольная работа | | |
п/п | № урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Дата |
По плану | Фактич. |
| | Раздел Экосистемы (31ч.) Тема 1. Экологические факторы (8ч.) | | УИ и ППЗ | устные ответы | | |
1,2,3,4 | 31,32, 33,34 | Среда обитания. | 4 | УИ и ППЗ | устные ответы | | |
5 | 35 | Экологические факторы | 1 | УК О и КЗ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
6 | 36 | Абиотические факторы | 1 | | фронтальный опрос | | |
7 | 37 | Биотические факторы | 1 | УИ и ППЗ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
8 | 38 | Антропогенные факторы. | 1 | КУ | Поисковая беседа | | |
| | Тема 2. Структура экосистем (11ч.) | | КУ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
1 | 39 | Экосистемы. Структура экосистемы | 1 | УИ и ППЗ | устные ответы | | |
2,3 | 40,41 | Цепи питания. | 2 | КУ | тест | | |
4,5 | 42,43 | Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. | 2 | КУ | Решение задач , составление схем | | |
6,7 | 44,45 | Решение экологических задач | 2 | УК О и КЗ | Решение задач , составление схем | | |
8 | 46 | Причины устойчивости экосистем. | 1 | | устные ответы | | |
9 | 47 | Сукцессии. Причины смены экосистем. | 1 | КУ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
10 | 48 | Искусственные сообщества - агроэкосистемы. | 1 | КУ | устные ответы | | |
11 | 49 | Обобщение знаний по темам "Экологические факторы", "Структура экосистем". С/р "Основы экологии" | 1 | КУ | Поисковая беседа Самостоятельная работа | | |
| | Тема 3. Биосфера - глобальная экосистема (5ч.) | | | | | |
1 | 50 | Биосфера - глобальная экосистема. | 1 | КУ | устные ответы | | |
п/п | № урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Дата |
По плану | Фактич. |
2,3 | 51,52 | Учение В.И.Вернадского о биосфере. | 2 | УИ и ППЗ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
4 | 53 | Роль живых организмов в биосфере. | 1 | КУ | Поисковая беседа | | |
5 | 54 | Эволюция биосферы. | 1 | УИ и ППЗ | | | |
| | Тема 4. Биосфера и человек (7ч.) | | | | | |
1 | 55 | Биосфера и человек. | 1 | КУ | Поисковая беседа | | |
2,3,4,5 | 56,57, 58,59 | Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | 4 | КУ | Решение задач , составление схем, тест | | |
6 | 60 | Правила поведения в природной среде | 1 | КУ | Практическая работа | | |
7 | 61 | Обобщение и систематизация знаний по разделу "Экосистемы". К/р № 3 по курсу общей биологии 11 класса | 1 | УК О и КЗ | Контрольная работа | | |
| | Обобщение знаний по курсу общей биологии (9ч.) | | | | | |
1 | 62 | Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни | 2 | КУ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
2 | 63 | Клеточная теория. Строение клетки. | 1 | УК О и КЗ | Поисковая беседа | | |
3 | 64 | Деление клеток. Воспроизведение организмов. | | | Тематические сообщения Устный опрос | | |
4 | 65 | Онтогенез. | 2 | УИ и ППЗ | Поисковая беседа | | |
5 | 66 | Метаболизм клетки. | 3 | УИ и ППЗ | Решение задач , составление схем | | |
6 | 67 | Закономерности наследственности и изменчивости Решение задач по генетике. | 1 | КУ | Тематические сообщения Практическая работа | | |
7 | 68 | Генетика человека. | 1 | КУ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
8,9 | 69,70 | Экскурсия № 1. "Многообразие видов. Сезонные изменения в природе". Экскурсия № 2. "Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)" | 1 | | Практическая работа | | |