Ростовская область, Морозовский район, х.Донской
Донсковская основная общеобразовательная школа
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6
| «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 6 __________М.Н.Гвозденко Приказ от_____________ №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММA
по биологии
Основное общее образование 6 класс
Количество часов 34________________________
Учитель Шпетная Анна Николаевна
Программа разработана на основе
примерной программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы
и авторской программы В.В.Пасечник,Дрофа, 2010г.
2015-2016 учебный год
РАЗДЕЛ I Пояснительная записка
Рабочая программа «Биология» в 6 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Устав МБОУ СОШ № 6
Образовательная программа Донсковской ООШ филиала МБОУ СОШ № 6
Примерной программы основного общего образования по биологии
Программа «Биология» автора В.В.Пасечника 2010 г.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих задач:
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
5.иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде,
РАЗДЕЛII Общая характеристика предмета
Общая характеристика учебного предмета
.В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-м классе реализуется базисный уровень.Рабочая программа для 6-го классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используются вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока.
В качестве ценностных ориентиров ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
•ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
•ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
•уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
•понимание необходимости здорового образа жизни;
•осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
•развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
•развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Нравственные ценности — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Эстетические ценности предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Обоснование части программы, формируемой участниками образовательного процесса
-в связи с тем, что в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа2010,нет темы«Классификация растений», а в государственном стандарте основного общего образования содержится требование к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),была введена тема «Классификация растений»( 1 час) за счет сокращения часов по теме: «Введение» 1 час вместо 2 часов и добавлен 1 час из резервных в тему «Природные сообщества» для проведения итоговой контрольной работы по курсу.-
РАЗДЕЛ III Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия можно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен)
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Предмет биологии входит в образовательную область «Естествознание». Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год ,при 1 часе в неделю.
Тип программы: типовая, базового уровня.
Структура программы
тема | часы | Лабораторные работы | дата |
ВВЕДЕНИЕ | 1час | | 2.09 |
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ | 4часа | 2 | 9.09-30.09 |
ЦАРСТВО БАКТЕРИЙ И ГРИБОВ | 4часа | | 7.10.-28.10 |
ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ | 5часов | | 11.11-9.12 |
СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ | 8 часов | 3 | 16.12.-17.02 |
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ | 7часов | | 24.02-13.04 |
КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ | 1часа | | 20.04 |
ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА | 4 часа | 1 | 27.04-18.05 |
ИТОГО | 34 | 6 | |
РАЗДЕЛ IV СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение (1час) Объект изучения биологии – живая природа. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Клеточное строение организмов (4 часа) Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)/ Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро,вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторныеработы: 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы.
2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Царства Бактерии и Грибы (4 часа) Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Меры профилактики отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека исобственной деятельности.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов.(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников)
Царства Растения. (5ч)
Царство Растения. Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со внешней средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразиемхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение..
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Размножение голосеменных.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Строение и многообразие покрытосеменных ( 8 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений.Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.
Лабораторные работы: 1. Изучение строения цветка.
2.Ознакомление с различными видами соцветий.
3.Ознакомление с сухими и сочными плодами.
Жизнь растений ( 7 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
Демонстрация опытов получения хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.
Классификация растений (1 часа)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. .
Демонстрация живых и гербарных растений семейств двудольных и однодольных, районированных сортов указанных растений.
Природные сообщества (4час)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп
Лабораторная работа: Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
РАЗДЕЛ V ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел программы | Основное содержание темы | Виды деятельности ученика |
Введение | Объект изучения биологии – живая природа. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений | - эвристическая беседа; - демонстрационный эксперимент; - лабораторный эксперимент; - эксперимент-исследование; - практические работы по изучению - биологические диктант; А так же используется: •работа с различными источниками информации: Интернет-ресурсами, научной литературой по предмету, энциклопедиями, учебником; •самостоятельные работы по тестам, приближенным к заданиям базового уровня ЕГЭ; •работа по дифференцированным заданиям карточек; •создание и защита различных видов творческих работ Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. |
Клеточное строение организмов | Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)/ Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро,вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей. Лабораторныеработы: 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы. 2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом |
Царства Бактерии и Грибы | Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Меры профилактики отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека и собственной деятельности. Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов.(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников) |
Царства Растения | Царство Растения. Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со внешней средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Водоросли. Многообразие водорослей. Средаобитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразиемхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение.. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Размножение голосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека |
Строение и многообразие покрытосеменных | Строение семян однодольных и двудольных растений.Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация Лабораторные работы: 1. Изучение строения цветка. 2.Ознакомление с различными видами соцветий. 3.Ознакомление с сухими и сочными плодами | |
Жизнь растений | Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (в Демонстрация опытов получения хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями егетативное) размножение. |
Классификация растений | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Демонстрация живых и гербарных растений семейств двудольных и однодольных, районированных сортов указанных растений |
Природные сообщества | Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп Лабораторная работа: Изучение особенностей строения растений различных экологических групп. | |
РАЗДЕЛ VI Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1/1 | 2.09 | Введение (1 час) | Биология – наука о живой природе | 1 | . Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. | Значение растений в природе, в жизни человека. Приводить примеры значения биологических знаний |
2/1 | 9.09 | Клеточное строение организмов (4 часа) | Увеличительные приборы.» | 1 | . Л/Р «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассматривание клеток с помощью лупы Работают с лупой микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Устройство лупы и микроскопа, Уметь пользоваться микроскопом |
3/2 | 16.09 | Строение растительной клетки. | 1 | Л/р «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Хлоропласты Хлорофилл Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Называть клеточные структуры и их значения. |
4/3 | 23.09 | Жизнедеятельность клетки. | 1 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. | . Хромосомы Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы Деление и рост.Значение движения цитоплазмы. Изменения ядра и цитоплазмы при делении. Особенности строения молодой и старой клеток. Распознавать и описывай, последовательность стадий деления клетки |
5/4 | 30.09 | Ткани. Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей. | 1 | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | Название тканей и их функции Приводить примеры разных видов тканей. Распознавать и описывать строение тканей растения. |
6/1 | 7.10 | Царство бактерий и грибов (4 часа) | Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | Выделяют существенные признаки бактерий Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | Строение, форма, питание, размножение бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки. Объяснять, что бактерии - живые организмы. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки |
7/2 | 14.10 | Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов | 1 | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Значение грибов, различать ядовитые съедобные грибы. Давать определение терминам сапрофиты, паразиты. Выделять признаки царства Грибы. Сравнивать грибы с растениями и животными. Давать определение терминам мицелий, микориза Распознавать по немому рисунку и описывать строение шляпочных грибов |
8/3 | 21.10 | Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Демонстрация натуральных объектов(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи) | 1 | наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Определяют понятие «грибы‑паразиты». Объясняют роль грибов‑паразитов в природе и жизни человека | Различать эти грибы, их значение в природе и жизни человека. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл; дрожжи. Паразиты Меры профилактики. Головня, спорынья, грибы трутовики. Заражение сельскохозяйственны растений Объяснять пути заражения грибами-паразитами й. |
9/4 | 28.10 | Лишайники. Демонстрация натуральных объектов лишайников | 1 | . Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | Различать кустистые, листовые, накипные лишайники, их значение. |
10/1 | 11.11 | Царство растений (5 часов) | Ботаника – наука о растениях. | 1 | . Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | Различать низшие, высшие растения. Давать определение термину ботаника.Перечислять основные группы растений, приводить примеры основных групп растений. Объяснять происхождение высших растений. Выделять особенности строения низших и высших растений. |
11/2 | 18.11 | Водоросли. | 1 | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. | Роль водорослей в природе и жизни человека. Основные признаки водорослей. Низшие растения. Слоевище, ризоиды.Места обитания и распространение. Зеленые, бурые, красные водоросли. Значение водорослей в природе и в жизни человекаХламидомонада |
12/3 | 25.11 | Мхи. | 1 | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов природе и жизни человека | Черты отличия, между высшими и низшими растениями, значения мхов. Споровые растения Спорангий Сперматозоид Яйцеклетка Основные признаки мхов. |
13/4 | 2.12 | Папоротники.Хвощи. Плауны. | 1 | Выделяют существенные признаки высших споровых растений..Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Многообразие, роль в природе и практическое значение. Распознавать растения отдела Папоротникообразные. Распознавать и описывать внешнее строенипапоротников. Выделять общие черты строения высших споровых растений. |
14/5 | 9.12 | Голосеменные. Покрытосеменные | 1 | Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. | Роль в природе, использование человеком. Строение хвои и шишек Особенности строения: появление семян, развитие корневой системы. Разнообразие голосеменных. Женская шишка, мужская шишка. Знать термин покрытосеменные растения Многообразие: деревья, кустарники, травы; однолетние, двулетние и многолетние |
|
15/1 | 16.12 | Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов) | Строение семян однодольных и двудольных растений. | 1 | Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм»«зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». | Строение семян, преимущества семени перед спорой. Двудольные, однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм, семяножка микропиле. |
16/2 | 23.12 | Виды корней и типы корневых систем. Клеточное строение корня. | 1 | Анализируют виды корней и типы корневых систем; строение корня | Определение корней однодольных и двудольных растений, зоны корня. Устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и их функциями |
17/3 | 13.01 | Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Побег и почки. | 1 | Анализируют результаты наблюдений за ростом и развитием побега | Различать вегетативные и генеративные почки, верхушечные и пазушные; определять виды листрасполож. Объяснять, что почка - видоизмененный побег. |
18/4 | 20.01 | Внешенее и клеточное строение листа. | 1 | Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев Распознают и описывают по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа | Типы жилкования, функции разных клеток листа. покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц); столбчатая и губчатая основные ткани; |
19/5 | 27.01 | Строение стебля. | 1 | Распознают и описывают по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение стебля. Объясняют влияние условий жизни на рост дерева в толщину. | Внешнее и внутреннее строение стебля, типы стеблей. кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань(ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань |
20/6 | 3.02 | Цветок. ». | 1 | Л/р «изучение строения цветка Распознают и описывют по рисунку: строение цветка | Особенности строения и многообразия цветков, Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. |
21/7 | 10.02 | Соцветие. | 1 | л/р «Ознакомление с различными видами соцветий» Распознают и описывают по рисунку типы соцветий. Приводят примеры растений, имеющих раз-личные соцветия | различать разнообразие соцветий. Биологическое значение соцветий |
22/8 | 17.02 | Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. » | 1 | л/р «Ознакомление с сухими и сочными плодами Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы. Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. | Различать виды плодов; особенности распространения плодов и семян. Виды плодов: ягода,костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов. |
23/1 | 24.02 | Жизнь Растений (7 часов). | Миниральное питание растений. | 1 | . Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе | .способы поглощения питательных веществ Минеральное питание. Корневое давление. Почва, плодородие. Удобрения. |
24/2 | 2.03 | Фотосинтез. Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала. | 1 | Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | Условия, необходимые для фотосинтеза. Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объяснять космическую роль зеленых растений |
25/3 | 9.03 | Дыхание растений. Демонстрация опытов, доказывающих дыхание растений | 1 | Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания. Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений. |
26/4 | 16.03 | Испарение воды Демонстрация опытов, доказывающих испарение воды растением | 1 | . Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений | Значение испарения для жизни растения, фактор окружающей среды, влияющие на испарение. Причины движения воды по сосудам стебля. |
27/5 | 30.03 | Способы размножения растений. | 1 | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | Особенности разных видов размножения. Бесполое размножение:спорообразование и вегетативное. Особенности полового размножения. |
28/6 | 6.04 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | 1 | Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно. | Роль вегетативного размножения в природе и с/х производстве. Способы вегетативного размножения: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами. |
29/7 | 13.04 | Половое размножение покрытосеменных. | 1 | Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян | Практическое значение опыления. Признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Двойное оплодотворение цветковых растений, формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка. Способы опыления: Самоопыление и перекрестное опыление Приспособления растений для опыления |
30/1 | 20.04 | Классификация растений (1 часа) | Основы систематики растений. | 1 | Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений | Значение бинарной номенклатуры, латинских названий. Признаки однодольных, двудольных. |
31/1 | 27.04 | Природные сообщества (4часа) | Основные экологические факторы и их влияние на растения. Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп | 1 | Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | Факторы природы,. Понятие экологических факторов: биотические, абиотические, антропогенные. Экологические группы растений по отношению к свету и влаге. |
32/2 | 4.05 | Характеристика основных экологических групп | 1 | Л\р «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Взаимосвязи факторов природы с растениями Воздухоносная ткан. Гидатоды. Классификация растений по отношению к свету и влаге. |
33/3 | 11.05 | Итоговая контрольная работа | 1 | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»). | Знать признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона; сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе этого сравнения; |
34/4 | 18.05 | Растительные сообщества и их типы. Смена сообществ. Влияние человека на природные сообщества. | 1 | Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Определяют понятие «смена растительных сообществ | Типы растительных сообществ, типы растительности. Ярусность. Паразитизм |
РАЗДЕЛ VII УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОП
Учебно – методические средства обучения.
Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2009
Список дополнительной литературы для учителя:
1)Калинина .А.А. Поурочные разработки по биологии 6 класс – Москва «ВАКО» 2012.
2) Илларионова Э.Ф. Поурочные разработки по биологии 6 класс - Москва «ВАКО» 2010
3) Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2011
4)Журнал «Биология в школе»
5)«Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»
6)Занимательная биология на уроках 6-9класс, Москва, глобус 2010
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru , www.bio.nature.ru, www.edios.ru, www.km.ru/educftion
Список дополнительной литературы для учащихся:
Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины – М., Просвещение, 1991.
Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
Энциклопедический словарь юного натуралиста Сост. Рогожкин А.Г. – М., Проссвещеие, 1981.
Экология. Познавательная энциклопедия – М., 1994
Журнал Юный натуралист
РАЗДЕЛ VIII Результаты обучения.
Умения познавательной компетентности учащихся 6 классов.
Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.
Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям.
Характеризуют по предложенному плану биологические объекты.
Владеют приемами сопоставления биологических объектов.
Проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.
Анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.
Умения информационной компетентности учащихся 6 классов.
Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников, энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий.
Извлекают необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов.
Пользуются предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации
Делают сообщения объемом 2-3 листа.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии ученик 6-ого класса должен
Знать/понимать
признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
Уметь
наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Ростовской области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Ростовской области;
изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
давать характеристику растениям различных систематических групп;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
формулировать выводы на основе собранного материала;
прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Ростовской области;
применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Ростовской области.
НОРМЫ ОЦЕНОК
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
. или если правильно выполнил менее половины работы
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ №6 от _________2015г №____ ______________ ________________ подпись руководителя МС | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________В.Б.Деница ___ _______2015__ года |
30